Классный час на тему Толерантность

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как, не обратить внимание детей, на действительность, которая нас окружает: жестокое отношение подростков друг к другу, к людям других наций, к больным …. Данный классный час затрагивает проблемы толерантности, дружеского и уважительного отношения друг к другу.

Ты + Я

Цель занятия:

  • способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Задачи занятия:

Обучающие:

- научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;

- сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;

- рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.

Воспитывающие:

- пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;

- воспитывать толерантность

Оборудование. Ноутбук. Мультемедийный проектор. Цветок , буквы для составления слов, карточки с качествами толерантного человека, книга В.Катаева «Цветик-семицветик», плотная повязка для глаз, боксерские перчатки, листы бумаги, ножницы, карандаши, детская магнитная азбука из объемных букв.

1.Вступительное слово

-Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас, гости, на классном часе в стенах нашей школы.

Эмоциональный настрой. Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Звучит песня «Я, ты, он, она…»

"Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы" - сто тысяч "я"! - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.

Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним "ансамблем" отношений, входя в такие социальные образования, как "страна", "семья", "город", "школа", "класс".

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.

Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки, здоровье.

В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Ведущий:

Ремни поддерживают плечи,
На бок головку уронил…
Малыш в коляске. Скоро вечер,
Он … улыбается. "Данил" -
Зовет его, смущаясь, мама,
Платком стирая с губ слюну -
Больные пальчики упрямо
Срывают с ножек пелену.

Гримаса исказила ротик,
Пронзив мужской случайный взгляд,
И отпустила снова. Бросил
Давно уж папа твой тебя.

Ведет коляску грустно мама,
Печальный взор не видит даль.
Дым сигарет навстречу, дама,
Собачка, поводок, медаль…

Никто не знает, как ей близок
Его простой убогий мир,
Как много дома детских книжек -
Их не прочтет ее кумир.

Вoт закружился рядом омут -
Детей ватага: смех, слова…
В многоголосье тихо тонут
Лишь ей понятные "Ва-ва".

Ну вот, устал, и смолкли звуки
Из непослушных детских уст,
Она берет его на руки
Уж вечер, скверик снова пуст.
Он хнычет. Напрягая шею
Вдруг встретил блеск родимых глаз
И расцвели сады над нею:
"Как я люблю его! Сейчас
Пойдем домой мой милый мальчик,
Тебя не дам я никому
И поцелую каждый пальчик".
Малыш затих, тепло ему.

Щека к щеке - готов он снова
Ей о любви мычать слова,
Слюнявя губы, нос и брови
Лишь ей понятные "Ва-ва"!

Ребята ответьте мне на следящие вопросы:

-«Я человек» каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

-Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М.Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее - от человека».

(Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).

III. Работа над содержанием слова «толерантность»

Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

Буквы у ребят на столах и они вместе составляют словао

Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

Доклад учащегося ( заранее проведена работа со словарем)

Толерантность - (от лат. слова tolerantia- терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

-Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

  • терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

  • справедливость

  • совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

  • сострадание

  • уважение себя, мнений и поступков других людей

  • сдержанность (отсутствие агрессии)

  • прощение

  • принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

  • милосердие (учитывать настроение окружающих)

  • уважение прав своих и другого человека

  • великодушие

  • примирение со сложившимися ситуациями

  • отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим

  • негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме

  • отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

-Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…

- Ребята, а почему я вспомнила про эту книгу? (Девочка увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.) (Просмотр эпизода мультфильма).

-Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

- О каких людях я спрашиваю?

-Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?( о людях с ограниченными возможностями)

-Оказывается среди таких людей было много знаменитостей. Сейчас я вас с некоторыми из них познакомлю.

1. Лауреат Нобелевской премии Стивен Вильям Хокинг изучает фундаментальные законы, которые управляют Вселенной. Он является обладателем двенадцати почетных ученых званий. Его книги «Кратная история времени» и «Черные дыры, молодая Вселенная и другие очерки» стали бестселлерами. При всем при этом еще в 20 лет Хокинг был практически полностью парализован из-за развития неизлечимой формы атрофирующего склероза и остается в этом состоянии всю свою оставшуюся жизнь. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютером, который за него говорит.

2. Одна из известных незрячих людей - ясновидящая Ванга.
В 12-летнем возрасте Ванга потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. Нашли ее только вечером с забитыми песком глазами. Отец с мачехой не в состоянии были провести лечение и Ванга ослепла. Она привлекла к себе внимание в годы Второй мировой войны, когда по деревням прошел слух, что она способна определить местонахождение пропавших людей, будь они живы, или места, где они погибли.

3. Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803 -1804 годах Бетховеном была написана «Героическая симфония», в 1803-1805 годах - опера «Фиделио». Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с «Двадцать восьмой» по последнюю - «Тридцать вторую», две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - «Торжественную мессу» и «Девятую симфонию с хором» (1824).

4. Ирландец Кристи Браун, в отличие от предыдущих знаменитых инвалидов, родился с ограниченными возможностями - ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным - ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Ее поступок заслуживает глубокого уважения - семья Брауна была очень бедной, а отец вообще не воспринимал «неполноценного» сына. Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно нею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам Браун.

5. Оскар Писториус, инвалид с рождения. Этот человек достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном, причем после многочисленных побед на соревнованиях для инвалидов он добился права соревноваться с полностью здоровыми спортсменами и достиг больших успехов. Он также является популяризатором спорта среди людей с ограниченными возможностями, активным участником программ поддержки инвалидов и своеобразным символом того, сколь высоких успехов может достичь человек с физическими недостатками, даже в такой специфической сфере, как спорт.

- Скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей? (наличие недуга)

- А какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? (талантливые, смелые, особенные и т. д.) .

- А можно ли сказать, что эти люди ограниченные? (если только в плане здоровья)

- А как людей с ограниченными возможностями здоровья называют у нас? (инвалиды) .

- А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»?

- Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный. То есть данное слово переводится как «не имеющий ценности».

- Стоит ли так называть людей, как вы думаете? (просмотр короткометражного фильма «Мечта»)

- А теперь я хочу предложить вам игру. Я назвала ее «Побудь в моей шкуре». Кто желает попробовать?

1. Вызывается один учащийся, надевает боксерские перчатки и пробует что - нибудь нарисовать или написать на бумаге или на доске.

2. Учащийся пытается вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится сзади.

3. Ученик с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.

4. Ученик с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.

-Давайте создадим наш с вами цветик-семицветик. И напишем на нем те 7 шагов, которые мы должны сделать таким людям навстречу ( создание цветка).

Крепится 1 лепесток - «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток - «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Крепится 3 лепесток - «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?

Крепится 4 лепесток - «принять» человека таким какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5лепесток - «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6лепесток - Что-то «перенять» и что-то дать взамен

Крепится 7лепесток - «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

-Закончить мне хочется стихотворением (читается на фоне музыки , наизусть)

АНГЕЛЫ ЗЕМЛИ

(посвящается детям-инвалидам и их матерям)

Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли

Сколько раз, они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы, -это Грех?

Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей

Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным

Не грустите матери не надо
Ваши дети-ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло

Ну а тех кто нас не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных

Но не все на свете равнодушны
Больше тех кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе помогают превозмочь

Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой

Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...

- РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ НЕ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАТНОСТЬ И ТОГДА МИР СТАНЕТ ЛУЧШЕ И ЧИЩЕ. УЛЫБНИТЕСТ ДРУГ ДРУГУ И СКАЖИТЕ « СПАСИБО ЗА ВСЕ»!!! А Я ВАМ ДАРЮ КАЖДОМУ «МЕШОЧЕК СЧАСТЬЯ». СОБИРАЙТЕ ТУДА ВСЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ.

© 2010-2022