Организация инклюзивного образования в общеобразовательных школах

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Дубовской филиал МБОУ СОШ № 8 с Спасское Спасского района













Выступление на педсовете по теме

«Организация инклюзивного образования

в общеобразовательных школах»



выступление подготовила: Назаренко Е.В.



























Содержание выступления:

1.Определение инклюзивного образования

2. Нормативные документы по инклюзивному образованию

3. Определение группы детей, которые могут быть отнесены к ОВЗ

4. Принципы организации инклюзивного образования

5. Условия, которые должны быть созданы в ОУ для детей с ОВЗ











  1. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

2.Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с особыми образовательными потребностями адекватного их возможностям образования

1. Ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашает право каждого человека на образование.

2. Декларация прав ребенка ООН от 20.11.1959 г. Принцип 7 «Ребенок имеет право на получение образования…»
Данное право конкретизировано в отношении детей-инвалидов в Конвенции о правах ребенка 1989 г. Согласно ст. 23, признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Согласно ст. 28 этой Конвенции, признается право ребенка на образование. Ст. 29 регулирует принципы образования.

3.Семейный кодекс РФ ст. 63 «Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования…Родители … имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми»

4. Закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12. 2012 года

3.Дети с особыми потребностями, те которые относятся к группе с ограниченными возможностями в здоровье (ОВЗ)

дети с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие;

дети с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие;

дети с нарушениями речи;

дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

дети с задержкой психического развития;

дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);

дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

дети с нарушениями поведения (с девиантным поведением);

дети со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями);

одаренные дети

Сейчас в России по прогнозам медиков, психологов каждый 10 ребенок имеет отклонения в развитии психики, физических и интеллектуальных возможностей

1 место - дети с образовательными затруднениями (более 40%)

2 место - с нарушениями интеллекта (более 20%)

3 место - с нарушениями речи (около 20%)

Остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%

Распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний - 50%, физиологической незрелости - 60%, более 20% детей имеют дефицит массы тела.

(но дети получают статус ОВЗ, если он подтвержден документально заключением ПМПК и в соответствии с данным заключением ему должны быть предоставлены определенные условия для обучения в массовой школе)

«К вопросу о динамике детского характера»

4. Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • Каждый человек способен чувствовать и думать;

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • Все люди нуждаются друг в друге;

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

«У ребенка развиваются те способности и формируются те черты личности, которые находят пространство для своей реализации; и, напротив, остаются в неактуализированном состоянии те механизмы, которые оказываются ненужными в реальной жизни. Взрослый «отбирает» и «закрепляет» определенные формы поведения, эмоционального реагирования, мышления, которые постепенно «врастают» в личность ребенка, образуя ее сущность»

Л.С. Выготский




5. Условия, которые должны быть созданы для таких детей в массовой школе

  • Детей с ОВЗ в классе должно быть не более 2-х человек

  • Учитель должен пройти курсы, чтобы учить таких детей

  • В школе должны быть специалисты: логопед, психолог, олигофрен, социальный педагог, медицинская сестра

  • Вместе со специалистами учитель должен разработать индивидуальный образовательный маршрут, программу, диагностические материалы для такого ребенка

  • Каждого такого ребенка должен сопровождать тьютор

  • ПМПК должны таких детей рассматривать два раза в год, чтобы видеть динамику изменения

  • Учитель должен поэтапно разъяснять задания.

  • Учить таких детей последовательному выполнению заданий.

  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

  • Близость к учащимся во время объяснения задания.

  • Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

  • Чередование занятий и физкультурных пауз.

  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

  • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

  • Работа на компьютерном тренажере.

  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

  • Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

  • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

  • Для детей умственно отсталых урок должен быть не более 35 минут, так как они быстро утомляются

  • Оценивать таких детей надо только положительно, стимулируя их для дальнейшей работы

  • Обеспечение учащихся печатными копиями заданий,

написанных на доске.

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

  • Оценка переделанных работ.

  • Использование системы оценок достижений учащихся.

Всё это наше настоящее и будущее. Так как ещё в образовательной инициативе президента в 2010 году «Наша новая школа» было выделено.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 2010 г. Пр.-271) «Новая школа -это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

ВОПРОСЫ, которые возникают при введении инклюзива в массовую школу.

Начальная школа перешла на новые образовательные стандарты с 1 сентября 2011 г.

•по какому стандарту должны учиться «дети инклюзии»?

•какова квалификация организаторов инклюзии?

•по каким учебникам учат «детей инклюзии»?

ОТВЕТЫ:

- С 2011 года создан проект СпецФГОС для детей с ОВЗ, планируется, что с 1 января 2015 года они будут введены в действие.

- созданы проекты программ для детей с ОВЗ

- уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитания

- Созданы 4 варианта СФГОС

- Когда родитель выбирает форму обучения в массовой школе, мы должны ему предоставить полную информацию об условиях, которые мы можем обеспечить у себя в школе и рекомендовать обучение в специализированной школе, но только рекомендовать, родитель имеет сам право выбрать, где учиться его ребенку

РЕШЕНИЕ:

  1. Сейчас мы можем создать только благоприятный психологический климат для таких ребят (чтобы окружающие дети относились к ним нормально, называли по имени, не отвергали их участия в общешкольной внеклассной работе, в общении)

  2. Привлекать таких ребят к участию во внеклассной работе

  3. Давать ему посильные задания, чтобы такие ребята могли проявить свой успех

  4. Разговаривать с ними уважительно и доброжелательно, так как агрессия порождает агрессию

  5. Чащ оценивать положительно, давая возможность усваивать жизненные ценности общества

© 2010-2022