Сценическое искусство для детей с ОВЗ

Ведущая деятельность детей - игровая. У детей с ОВЗ она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоцио...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценическое искусство для детей с ОВЗ.

Ведущая деятельность детей - игровая. У детей с ОВЗ она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы.

Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей мы решили уделить особое внимание театрализации сказок. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: Лиса- хитрая, волк- злой... Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.

Образная игровая форма наиболее эффективна в работе с детьми, имеющими ОВЗ. В ней ярче раскрываются творческие способности детей. Для детей с ОВЗ театр должен быть особенным, т. к. основная масса детей, поступающих в коррекционную школу, испытывают эмоциональную обеднённость, недостаток внимания, любви, общения и не имеет жизненного опыта. Театр детей - это театр живой импровизации. Он помогает ребёнку узнать самого себя, раскрыть с другой стороны, попробовать, на что способен, заявить о себе окружающему миру. Вся работа по сценическому искусству в целом направлена комплексное развитие ребенка с ОВЗ, которое включает: разработку крупной и мелкой моторики рук и выработку правильной осанки, развитие пространственной временной координации; развитие артикулярного аппарата, слухо - моторной координации, развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти; развитие коммуникативной сферы.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. В этой работе помогают уроки мимики и пантомимики. Здесь дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами. На этих же уроках учитель использует различные театрализованные этюды и упражнения, дидактические игры и литературный материал, способствующий формированию эмоционально- волевой сферы.

На развитие двигательной активности и координированной моторики работают не только уроки физкультуры, а так же гимнастические упражнения и подвижные игры, используемые в группе продлённого дня. Подобраны упражнения для пальчиковой гимнастики во время обучающих занятий, на занятиях по развитию мелкой моторики.

На уроках чтении для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукоподражания, подбираются игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи; для преодоления нарушений слоговой структуры слов - скороговорки и другой речевой материал

Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается на описательных рассказах, рассказах по картине и серии картин, пересказ знакомого текста, события.

Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности на уроках чтения, мимики и пантомимики используются рассказы и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим действующим лицом. По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры можно переходить к театрализации сказки.

Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей. В предварительной работе для лучшего усвоения содержания и понимания смысла можно использовать поговорки, потекши, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, разные виды театров, видео- и аудиоматериалы. Для развития эмоционально - волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования - подобрать этюды и упражнения. Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. Сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно учитель работает над смысловым содержанием пословиц и поговорок, которые органично вошли в текст сценария.

В группе продлённого дня, на переменах учитель знакомит детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учит достоверному изображению персонажей. Затем можно приступать к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивать текст в школе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами можно использовать зеркало. На индивидуальных занятиях у логопеда ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.

На занятиях по музыке разучиваются тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изо деятельности изготавливают и раскрашивают персонажей и некоторые атрибуты к сказкам. Инсценирование сказки очень увлекает детей.

Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, причём в бытовых ситуациях, совпадающих и их смысловым содержанием. Полученный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

© 2010-2022