Разработка классного часа Урок благотворительности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы на конкурс

«Урок благотворительности»

VI Международный конкурс

сценариев уроков благотворительности

Разработка классного часа Урок благотворительностиРазработка классного часа Урок благотворительности

1. Возрастная категория:

12-14 лет

2. Название урока:

Возможность творить добро - это бесценный дар!

3. ФИО автора/ов:

Исаченко Наталья Валентиновна,

Дресвянникова Светлана Аркадьевна

4. Полное название организации, в которой работают заявители:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области

5. Адрес организации:

646480 Омская область. Село Седельниково. Ул. Советская. 22

6. Электронная почта и телефон автора/ов:

тел. сот: 89514069243, эл. почта: [email protected]

7. Согласен(а) получать информацию о подобных конкурсах по электронной почте (оставить нужное)

да

8. Дата заполнения

27.03.2012

Методические рекомендации.

Как грамотно организовать процесс коллективного обсуждения какой-либо проблемы, изучения учебного материала? Как сделать так, чтобы каждый ученик почувствовал, что его мнение услышано и принято к сведению? Как вовлечь детей в обсуждение и не допустить конфликта?
Существует специальный инструмент - активные методы обучения (АМО: к непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа, в том числе - технология модерации. Её цель: обобщить групповой опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника в обсуждение и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы. В современном значении под модерацией понимают технологию организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Высокая эффективности методов обучения безусловна. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков. К ним относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни1.

Тема урока: Возможность творить добро - это бесценный дар!

Цель: привлечение внимания подростков к социально-значимой деятельности посредством организации добровольческих акций.

Задачи: - дать понятие благотворитель, благотворительность;

- формировать навыки толерантного взаимоотношения, цивилизованного поведения с окружающими.

- вовлекать школьников и население села в активную благотворительную деятельность;

- воспитывать чувство милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения друг к другу.

Оборудование: ватман, художественные материалы, цветная бумага, шаблоны ангелов, изображения деревьев, яблок и лимонов.

Структура урока:

Фаза 1. Инициация. АМО «Привет, друг!».

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Формулирование вопроса-проблемы.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Рассказ о видах работ и предположение результатов. АМО выяснение целей, ожиданий и опасений «Фруктовый сад».

Фаза 4. Проработка содержания темы. Групповая работа обучающихся. АМО «Автобусная остановка».

Фаза 5. Рефлексия «Все в моих руках».

Фаза 6. Подведение итогов.

Ход урока:

Фаза 1. Инициация (начало занятия). АМО «Привет, друг!»

Цель: доброжелательное приветствие членов группы

Продолжительность: 10-12 минут

Проведение: участники делятся на две группы, взявшись за руки строят два круга - один в другом - лицом друг к другу. По первому синалу круги вращаются, по втрому - останавливаются и доброжелательно приветствуют напарника, можно пожать руку или даже обняться. Такое приветствие раскрепощает участников и создает благоприятную обстановку для совместного творчества.

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Формулирование вопроса-проблемы.

Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Рассказ о видах работ и предположение результатов. АМО выяснение целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений на данном занятии используется следующий метод: «Фруктовый сад»
Цель: учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика,
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в процессе.
Численность - весь класс.
Время - 15 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:


Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе - «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от занятия и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на занятии, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения - на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Фаза 4. Проработка содержания темы.

Групповая работа обучающихся «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы с записанным заданием для группы, фломастеры, ножницы, шаблоны ангелов.

Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). На данном уроке 5 групп, на пяти столах листы с заданием. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам - записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. Автобусные остановки организованы в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.

Примечание: К каждому заданию даны дополнительные материалы: теоретические сведения, наводящие вопросы, перечень интернет-ресурсов, где можно найти ответ на вопрос, художественные материалы, шаблоны.

Автобусные остановки:

Остановка №1. Что такое благотворительность? Является ли добрым делом благотворительность?

Дополнительный материал: Благотворительность есть проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

(Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т. IV, СПб, 1891 г.)
Благотворительной деятельностью вправе беспрепятственно заниматься все граждане и организации.

Остановка №2. Кто такой благотворитель и кто им может быть?

Дополнительный материал: По определению Владимира Даля, «благотворец, благотворитель - благодеятель, благоподатель; творящий, делающий добро другим».

(Вл. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989).

Благотворитель - это тот, кто добровольно и бескорыстно передает свои знания, умения, навыки, силы и средства для нуждающихся людей и общественного блага. Благотворитель вправе сам определять цели, форму и порядок использования своего благотворительного пожертвования.

Остановка №3. Как стать благотворителем?

Дополнительный материал: Стать благотворителем действительно просто.
Зачастую мы даже не задумываемся о том, что в роли благотворителя можем выступить мы сами, наши друзья и близкие; те, кто заинтересован в решении социальной проблемы; другие частные люди, которых мы смогли убедить; представители бизнеса, местные и зарубежные благотворительные фонды, сами некоммерческие организации и т. д. Даже коробка карандашей, подаренная юному художнику из приюта, или несколько рублей, переданных на питание бездомных собак, возводят вас в почетный ранг Благотворителя.
Ваши пожертвования могут быть разовыми и постоянными. Они могут быть не только в виде денежных средств. Это могут быть варежки, связанные вашими руками и еще множество вещей и других предметов, которые не востребованы в вашей семье.
Остановка №4. С чего начинать доброе дело?

Дополнительный материал: начать добрые дела можно с прекращения злых дел. Находиться одновременно на злом и на добром пути не получится. Надо выбирать.

Как же делать добрые дела, которые пойдут на пользу твоей душе? Давайте посмотрим, как делали добрые дела великие святые, например любимый всем христианским миром Николай-угодник, известный также как Николай Чудотворец Мир Ликийских.

Будучи простым священником в городе Патры в Ликии (Малая Азия), будущий святой Николай узнал про замыслы одного из жителей этого же города. Имени этого жителя история не сохранила, но известно, что он был разорившийся богач, имевший трех красавиц дочерей. Чтобы поправить свои дела, сей муж вознамерился устроить у себя в доме бордель и торговать красотой своих дочерей. Николай ночью, в полной тайне, бросил в окно дома бывшего богача мешочек с золотом. Наутро, обнаружив богатство, недостойный устыдился своих намерений, возблагодарил Бога за спасение себя от страшного греха, а своих дочерей от позора, и выдал старшую дочку замуж. Николай же, убедившись, что деньги были употреблены правильно, повторил ночные походы еще дважды, чем и спас всех трех девушек и их морально неустойчивого отца.

Какое дело является добрым? 100 рублей подать - это уже доброе дело? А 1000 рублей? Комментарии учителя: Доброе дело или не доброе - определяется не величиной дела, а нашим расположением, отношением к нему.

Допустим, у миллиардера попросили миллион, и он дал, не вдумываясь в трудности просителя. А у бедной старушки попросили 200 рублей. Это все, что у нее оставалось от пенсии, а следующей пенсии ждать 3 дня. Но она, сострадая просящему, дала. Чье дело более доброе? В каком деле больше доброго сердца?

Сделал ли ты доброе дело, отдав ненужную тебе старую одежду? Делая какое-то дело ради ближнего, мы порой забываем, что, кроме самого дела, ему нужна - нужнее всего - наша любовь.

«Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души» - говорит святитель Филарет (Дроздов).

«Нужно подавать с любовью, с уважением к лицу ближнего, добровольно, с радостью, ибо любви свойственно радоваться при оказании помощи любимому» - святой Иоанн Кронштадтский.

Добро и зло внутри нас, поэтому только мы знаем, насколько на самом деле доброе то или иное наше дело. Вот несколько признаков, которые говорят о том, что дело действительно доброе.

Русские пословицы: «За добро не жди добра», «За добро Бог плательщик».

Дело потребовало труда, усилия над собой. Для того, чтобы дать другому, нужно отнять у себя. Старец Паисий: «Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным». Так что далеко не всегда благотворители помогают деньгами. Материальная помощь - это только один из видов благотворительности, причем тот, который находится всегда на виду. Никто не спорит, можно и нужно собирать деньги на операцию или дорогие лекарства больному ребенку. Но благотворительность - это не только и не столько деньги. Помогать и творить благо могут люди и с низким уровнем доходов. Они могут делиться своими знаниями, опытом. Можно безвозмездно сдавать кровь, как это делают добровольцы Российской детской клинической больницы, можно, как это происходит в организованной "Московским комсомольцем" акции помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, просто предоставить для развоза новогодних подарков свой автомобиль или прийти к детям, ожидающим трансплантации почки, в образе Деда Мороза и Снегурочки и устроить яркое представление с клоунами, раздачей подарков и веселой кутерьмой. А можно просто дежурить у кровати неизлечимо ребенка и облегчать его страдания. В конце концов обеспечить тяжело больного дорогостоящими лекарствами может и государство. Но поддержать его и просто подержать за руку, когда ему больно и страшно - такое под силу только нам, людям.

Остановка №5. «Ангел добра» (остановка по изготовлению Ангелов Добра из бумаги)

Каждая группа изготавливает бумажных Ангелов Добра для того, чтобы после занятия подарить их оружающим людям. Приложение 1.

В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы.

Список источников, которыми могут воспользоваться учащиеся в процессе выполнения заданий на остановках:

realisti.ru/main/good?id=114#ixzz1pan37Sfg

realisti.ru/main/good?id=114#ixzz1panIPyma

realisti.ru/main/good?id=114#ixzz1panTZm6q

Итог беседы: учитель рассказывает притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, сомнения...
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность, уверенность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Если до вашего сердца дошла эта беседа - значит, мы не зря провели время! Если есть в вашем сердце желание делать добро, не ищите причин его не делать. Ищите возможности делать. Посмотрите, кому из близких нужна ваша помощь. Не нашли среди близких - поищите группы милосердия в интернете, в ближайшем храме… Этот бесценный дар - возможность творить добро!

Фаза 6. Подведение итогов. АМО «Все в моих руках».
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (записать отношение ответ).
Численность: все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

На листе бумаги учащиеся обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой - для меня было важным и интересным…

Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец - для меня было недостаточно.

В итоге все участники прикрепляют изображения своих рук на общий стенд, идет обсуждение полученных результатов. Приложение 3.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок читает стихотворение ребятам:

Спешите делать добрые дела

Спешите делать добрые дела
Добро посеянное Вами
Плодами на Земле взойдёт
И мир наш станет лучше и добрее
На маске зла кривая есть улыбка
Есть зависть в нём
Корыстно зло, но тщетно
Зло ненависть и распри в мире сеет
В душе сомнения, укор и беды
Гоните зло, добро всегда сильнее
Оно прекрасно, с ним теплее дом
Творить добро легко
В нём сила есть и знанье
Поддержка Бога в нём
Творите лишь добро
Добро рассеет мрак
Излечит ваши души
Одарит счастьем вас
И к вам придет любовь
Наталья Аникина

Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.
Таким образом, использование АМО и технологии модерации позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Данное занятие проводится в рамках реализации школьного проекта «От сердца - к сердцу!»(Развитие нравственной позиции личности через организацию социально - преобразующей добровольческой деятельности). Все добрые дела оформляются на дереве Добра в фойе школы Приложение 2.

Приложение 1.

Разработка классного часа Урок благотворительности

Дарение Ангелов Добра жителям села Седельникова

Разработка классного часа Урок благотворительности

Приложение 2.

Разработка классного часа Урок благотворительности

Оформление Дерева Добра в фойе школы

Разработка классного часа Урок благотворительности

1 Образовательного портала Мой университет moi-universitet.ru/


© 2010-2022