Внеклассное мероприятие Этот с картинками вьюги старинный букварь

Внеклассное мероприятие  "Этот с картинками вьюги старинный букварь"  предназначено для детей среднего и старшего школьного возраста.  Цель мероприятия: сформировать представление о православных зимних праздниках. Задачи мероприятия: - познакомить учащихся с русским народным календарем, с празднованием на Руси Нового года, Рождества,  Крещения, с традициями святочных гаданий; - воспитание бережного отношения к русской культуре и культурным традициям русского народа; - повышение культурного уровн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50

г. Шахты Ростовской области имени В.И.Алексеева


346536 ул. Паустовского 2а, г.Шахты Ростовской области, тел. (8636)-288-666 e-mail: [email protected]



Внеклассное мероприятие Этот с картинками вьюги старинный букварь..



Внеклассное мероприятие для детей среднего и старшего школьного возраста.


Подготовила и провела учитель истории Передера Ирина Викторовна.

Цель: сформировать представление о православных зимних праздниках.

Задачи:

- познакомить учащихся с русским народным календарем, с празднованием на Руси Нового года, Рождества, Крещения, с традициями святочных гаданий;

- воспитание бережного отношения к русской культуре и культурным традициям русского народа;

- повышение культурного уровня учащихся;

- воспитание патриотизма.

Оформление: музыка, слайды на тему зима, святки.

Под звуки музыки ведущие читают стихотворение "Диалог у Новогодней елки" автор Ю.Левитанский.

Что происходит на свете?

А просто зима.

Просто зима, полагаете вы?

Полагаю.

Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю

В эти уснувшие ранней порою дома.

Что же за всем этим будет?

А будет январь.

Будет январь, вы считаете?

Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю,

Этот с картинками вьюги старинный букварь.

Ведущий1:В традиционном народном календаре зима - не только самое длинное время года, но и самое "богатое" праздниками.

(На экране проецируется слайд с изображением картин зимы)

Ведущий 2: Когда урожай уже убран, а новая страда еще не началась, наступает период развлечений.

"Зима -за морозы, а мужик- за праздник."говорят в народе.

Ведущий 1: Центральное событие зимнего периода - новогодние Святки. С Святками тесно связано празднование Нового года, а потому, не отделяя его скажем: Новый год- не церковный праздник, а гражданский. Начало года праздновалось еще в глубокой древности. Все языческие народы ознаменовали его разными богослужебными обрядами - торжественными приношениями и забавами. Пляска и пиршества следовали за таинственными обрядами. Не только народ, но и жрецы надевали на себя маски с изображением разных божеств, пели и танцевали под музыку; молили богов о ниспослании новых милостей и об отвращении от него всяких бедствий.

В дни солнца - так называлось перенесение этого праздника на 1 января - считалось бесстыдным вести между собой раздоры и распри.

Ведущий 2: У славян, до 1348 года, Новый год начинался 1 марта, а потом, до 1700 года - 1 сентября. В сентябре собирали хлеб с полей и плоды в садах, все веселились, после тягостных трудов, приносили благодарения Богу.

Один немецкий путешественник, бывавший в Москве в конце 17 века, в царствование двух государей Ивана и Петра, описывает встречу Нового года следующим образом:

"На Кремлевской площади сидели оба царя на своих престолах, в драгоценных одеждах; их окружали бояре и народ. Патриарх взошел на возвышенное место, окропил их и все собрание святой водой, дал государям целовать крест и пожелал им долголетия и счастливого царствования. Потом обратился к народу ,поздравил его с Новым годом и просил Божьего благословления во всех добрых делах. Народ отвечал: "Аминь/аминь" (Воистину, воистину). Бояре, сановники и присутствующие иностранцы спешили поздравить царей с Новым годом. По принятии цари возвратились в Кремлевский дворец"

Ведущий 1:С уходом 17 столетия прекратилось празднование царями Нового года среди своего народа.

Обычай поздравлять друг друга с Новым годом появился у нас не ранее 17 века, до сего времени он представлял собой церковный и торжественный обряд для царей, которых наши святители поздравляли всенародно на Красной площади.

С 1700г. Указом Петра 1, Новый год отмечается у нас 1 января. Накануне Нового года, по указу царя, улицы посыпали ельником, а дома украшали зелеными ветвями. В полночь начинались всенощные во всех церквях, а поутру- обедни, после которых отправлялось молебное пение при колокольном дворе, с испрашиванием благословления на ново начинавшийся год. В то время, бывшие в Москве, войско выступало строем из разных частей города, и шло с распущенными знамёнами, барабанным боем и воинской музыкой в Кремль. Государь поздравлял всех с Новым годом и сам от народа принимал поздравления. Для народа перед дворцом и триумфальными арками выставлялись угощения и чаны с пивом и вином. Во дворце устраивался великолепный бал и ужин.

Ведущий 2:Вместе с началом Нового гражданского года(1 января) церковь празднует память святого Василия Великого, отчего и сам день в народе известен под именем Васильева дня. С наступления этого дня ходят по домам с поздравлением. В этот же день совершается особенный обряд, который известен под разными именами: авсеня, усения. Большей частью эти слова различаются из-за местного употребления, но нет сомнения, что все они происходят от слова "овес", который имеет главное значение при соблюдении этого древнего народного обряда.

Сущность его состоит в том, что обыкновенно дети поселян, собрались вместе ,ходят по домам сеет зерна овса ,гречихи, ржи и при этом распевают засевальную песню:

Ходит Илья на Василия,

Носит пугу житяную.

Где замахнет, жито растет

Жито, пшеница, всякая пашница.

В поле ядро, а в доме добро.

Другие при засевании зерен приговаривают: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди Боже, жито, пшеницу, всякую пашницу.» В этом обряде большинство наших археологов видят остаток какого-то забытого сельскохозяйственного праздника и этим объясняют, каким образом в засевальную песню на Новый год привнесено нашими предками имя Ильи - пророка - подателя земного плодородия.

Ведущий 1: Какой - же Новый год сегодня проходит без деда Мороза и Снегурочки? У каждого русского человека слова эти ассоциируются с добрыми воспоминаниями о детстве. История возникновения Деда Мороза сложна и интересна. С древних времен почитался образ повелителя холодов, буранов, метелей - Мороза.

Накапливались и приметы - поэтические по форме, стихийно приобретенные. В памятниках фольклора он упоминается и как Мороз, и как Морозко, и как Мороз Морозович. Этот образ, олицетворяющий силы зимы, представлялся людям в виде довольно - таки сурового старика с длинной бородой, с помощью которой он мог закрутить метели, бури, вьюгу и пургу. И подарков он тогда не дарил!

Когда же на Руси была принята новая дата празднования Нового года, в Россию стали проникать европейские обычаи. И образ Мороза изменился. Стал он добрым Дедушкой Морозом, который приносил подарки послушным детям. Основой ему послужил - святой Николай, который в день своего праздника одаривал взрослых и детей. Во многих странах он известен как Санта Клаус. Клаус - искаженная форма имени Николай.

Ведущий 2: Неотъемлемой принадлежностью Нового года считается и ель, но это не совсем так. Ставить елку - это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символом рая - вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь под Рождество и оставлять в течение всех святок.

Ведущий 2: Новый год приходил в обрамлении двух других веселых праздников: Рождества Христова (7 января) и Крещения(19 января)

Две недели от Рождества Христова до Крещения назывались Святками.

Согласно тексту Евангелия от Матфея, в ночь на 7 января в городе Вифлееме на небе зажглась яркая звезда. Волхвы, увидев ее, поняли, что родился Спаситель человечества.

Чтец:

В ту ночь, когда в степи безбрежной,

В душистой юной мгле, в тиши паслись стада,-

Раздался в небесах звук гимна, тихий, нежный,

И в облаках зажглась лучистая звезда.

Хор светлых ангелов, спускаясь по эфиру,

Тем гимном возвестил, что родился Христос.

Что он всему, всему страдающему миру

С собой великое прощение принес…

Звезда плыла в ту полночь роковую,

И пастухи за ней в смятенье духа шли,

Их привела она к пещере, в глушь немую,

Где люди Господа рожденного нашли.

С той ночи в небесах, горючая, златая,

Звезда является на небе каждый год

И, сердце трепетом священным зажигая,

К Христу - Спасителю рожденному зовет.

(Л.Чарская «За лучистой звездой»)

Ведущий 1:

Благочистивые и верующие люди готовятся к встрече Рождества Христова строгим и долгим постом, а в канун праздника, называемого Рождественским Сочельником, воздерживаются от пищи до появления на небе первой звезды в память о той, которая указала путь волхвам к новорожденному Спасителю.

Чтец:

И было чудо на земле,

И чудо в небесах:

Как солнце вспыхнуло в лучах

Звезда в полночной мгле.

Она плыла над миром

И свет ее сиял,

И бедным пастырям вещал.

Что родился Христос.

Ведущий 2: Когда на небе всходила Рождественская звезда, то все спешили за праздничный стол. Давайте заглянем в горницу и посмотрим как его готовили.

Сцена «в горнице» (Разыгрывается сценка в ходе которой мать объясняет дочери, как правильно накрыть рождественский стол; и почему скатерть на столе обязательно должна быть белая, почему на столе должен лежать пучок соломы и стоять свеча; как приготовить сочиво)

Ведущий 2:Праздники продолжались 12 дней. 12-священное число. Еще древние египетские звездочеты заметили, что солнце передвигаясь по кругу небесной сферы поочередно находится в одном из 12 созвездий , которые получили название «пояса зодиака».7 января было не случайно выбрано днем начала рождественских праздников- на него приходится конец зимнего солнцестояния. Именно с этого времени солнце начинает все выше и выше подниматься над горизонтом и сильнее разогревать землю. Происходит как бы рождение нового светила. И в этот момент люди старались помочь солнцу. Это желание заключено в многочисленных обрядах Святок.

Ведущий 1:Обрядность Святок- игровая, соединившая в себе и христианские и языческие черты . Например в древней языческой Руси именно в это время люди выполняли большое количество магических обрядов, направленных на то ,чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток. С Рождественского Сочельника наступало время колядок.

Скоморох: Красны девицы да добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!

Будем кругом ходить, коляду заводить.

Коляда, коляда

Всех завет за ворота.

( Звонит в колокольчик)

Сценка. В горнице хозяйка - мать, дочь.

Дочь: а хорошо бы сегодня нарядиться, набелиться.

Мать: Куда тебе наряжаться, ты и так 2 часа от зеркала не отходишь.

Дочь: Так сегодня вечер не простой, а рождественский.

Ряженые придут, весело-то как будет!

Будут пляски плясать, Христа прославлять.

Ряженые (поют хором)

Пришла Коляда накануне Рождества.

Хозяюшка, родна матушка,

Не ленись, подымись. Ты подай пирога.

Как подашь пирога - целый двор живота.

Не подашь пирога - одна куричья нога.

Ряженые (говорят по очереди):

- Что вы нам, хозяюшка, подарите?

- денег мешок или каши горшок?

- кувшин молока или кусок пирога?

- копеечки или конфеточки, тли гривеннички на прянички?

Ряженые (хором):

Открывайте сундучок. Подавайте пятачек!

Хоть печенья, хоть варенья, нам на угощение!

Хозяйка:

Да, попели вы на славу, на потеху, на забаву.

Получай-ка пирожок и бараночки, и конфеточки.

И гривеннички на прянички. (Хозяйка одаривает ряженых)

Ряженые:

Коляда, коляда! Весела да богата!

Сейся, родись жито и пшеница, ячмень, овес, гречиха, горох, чечевица.

Будьте здоровы, счастливы будьте,

Живите без бед много- много лет!

Хором:

С Рождеством Христовым Вас!

( Гости, уходя, продолжают петь колядки)

Коляда, коляда. Весела да богата.

Ведущая 1:

Праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.

Ведущий 2:

После шумного, веселого обхода домов, молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общий пир - съедали все, чем их одарили односельчане.

Ведущий 1:

Главным святочным обрядом по праву считается гадание, которое до крещения Руси являлось частью языческого богослужения.

Предполагают, что слово гадание, происходит от имени древней богини Счастья - GAD.

Вот как обряды гадания, описаны в произведениях русских писателей.

Чтец:

Настали Святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль,

Лежит светла, необозрима,

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо,

И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

( А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Чтец:

…Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою,

И на том столе стоит зеркало с свечою…

Вот красавица одна к зеркалу садится,

С тайной робостью она в зеркало глядится,

Темно в зеркале, кругом мертвое молчанье,

Свечка трепетным огнем чуть лиет сиянье.

Чтец:

Раз в крещенский вечерок девушки гадали:

За ворота башмачок, сняв с ноги бросали,

Снег пололи под окном; слушали;

Кормили счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой, серьги изумрудны;

Расстилали белый плат и под чашей пели в лад

Песенки подблюдны. (В.Жуковский «Светлана»)

Ведущий 2:

Большинство гаданий совершалось на второй недели Святок - с 13 по 19 января. Гадали каким будет новый год. Для этого в неглубокую миску наливали воду и говорили:

Ты, вода, не мули, не блажи, не греми.

Через край не лейся.

А как есть - новолетье держи, о грядущем скажи.

Миску выносили в холодные сени или на улицу, а утром смотрели, как замерзла вода:

Лед в гору пойдет - будет добрым год

Лед застынет ровненько - быть жизни прямешенькой,

Лед вымерзнет лункой - лед будет ущербный.

Ведущий 1:

Обычно для гаданий собирались девушки, но на общих посиделках проводились игры - гадания, в которых принимали участие и парни.

(Проводится шуточное гадание.)

Гадание:

На столе лежат предметы: хлеб, зеркало, соль, сахар, нитки с иголкой, нож. Гадающему завязывают глаза и подводят его к столу. Правой рукой он должен взять первый попавшийся предмет.

Если это будет нож - невеста окажется скандальной особой. Если возьмет в руки хлеб, невеста будет богатой, нитки - рукодельницей, соль- вредной, сахар - доброй, зеркало - модницей.

Ведущий 2:

Вечер накануне Крещения( 19 января ) был последним и наиболее эффективным временем для святочных гаданий. Одновременно начинались приготовления к большому христианскому празднику.

Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях, мелом ставили кресты.

Ведущий 1:

В Евангелиях от Матфея и Марка рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещен реке Иордан. Уважительное отношение к воде, вера в ее силу имеют давнюю историю. Люди с древности понимали, что жизнь без воды невозможна, и поэтому приписывали ей магические свойства.

Ведущий 2:

19 января обычно проходил крестный ход к «Иордану»- проруби в виде креста, вырубленной накануне Крещения так, чтобы в ней было дно. Во время молебна дно «Иордана» ломали, воду набирали в сосуды, светили ее и несли в дом. Прямо на реке умывались этой водой. Те, кто в Святки ходили ряжеными раздевались и купались, чтобы смыть с себя личину беса. Крещением заканчивались Святки и святочное веселье.

Чтец:

Так легко, как снежный пух,

Рождества крылатый дух озаряет небеса,

Сводит праздник на леса,

чтоб от неба и земли светы встретиться могли,

Чтоб меж небом и землей,

Загорелся луч иной,

Чтоб от света малых свеч

Длинный луч, как острый меч,

Сердце светом пронизал,

Путь неложный указал.

(А.Блок «Сочельник в лесу»)

Ведущий 1:

В народе сказывают, что в крещенскую ночь, перед утренней службой в церкви, небо открывается, о чем открытому небу помолишься, то сбудется.

Ведущий 2:

Мы желаем Вам, чтобы все ваши желания исполнились.

Список литературы:

А.В.Терещенко, История культуры русского народа. М., Эксмо, 2006г.

Круглый год: Русский земледельческий календарь. М.:Правда,1991.-с.52-90,414-434.

С.В.Максимов «Святки. Рождество Христово. » Дружба народов.1992-№1,с.225.

Гадания. Святочные рассказы. Сост. И.Н.Чугунова. Лениздат,1992,с.424-446

Зимние Святки. Обрядовая поэзия.-М.,Современник,1989.с.37-46

8


© 2010-2022