- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на педагогическом совете
Выступление на педагогическом совете
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трусова Н.М. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГОС
(выступление на педагогическом совете)
Перед системой образования России встала очень важная и сложная задача - вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активная сопричастность с её историей, культурой, с современной жизнью, её достижениями и проблемами.
Гражданское образование - системная комплексная деятельность участников образовательного процесса, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность применения знаний, умений и навыков в жизненной ситуации.
Основная задача гражданского образования - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их «малом» сообществе в частности.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
начальной школы
При проектировании учебно-воспитательного процесса учитываются возрастные особенности учащихся. Младший школьный возраст ребенка - период становления характера и отношения ребенка к окружающему миру.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.
Именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознает свою ответственность перед другими людьми.
Возрастные особенности школьников младшего возраста, в частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение играть способствует эффективному применению на уроках различных игровых методик. Но при разработке занятий следует помнить, что игра выступает как способ познания мира и поэтому я создаю модели реальных жизненных ситуаций.
Задача учителя заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность младших школьников, развить чувство гордости за свою Родину.
В последнее время все чаще можно услышать фразу: «Будущее за знаниями и интеллектом». С этим нельзя не согласиться. Но знаний и интеллекта мало. Ещё В. Г. Белинский писал: «Воспитание - великое дело: им решается участь человека». Эти известные слова не только не потеряли своей актуальности, но и приобрели ещё большую значимость в наше нестабильное время, ведь от того, что именно мы, учителя, классные руководители заложим в души своих учеников, зависит будущее нашей страны и нашего народа.
Поэтому одним из направлений в моей работе как классного руководителя является гражданско - патриотическое воспитание. Воспитание - работа творческая. Здесь нет универсальных средств на все случаи жизни.
Сегодня хочу познакомить вас с системой творческих заданий, которые я использую в качестве одного из средств с целью формирования гражданско - патриотического сознания учащихся.
Процесс обучения и воспитания призван формировать у учащихся представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях.
У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей «малой Родине» (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам учебной деятельности, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений.
Существует широкий, всесторонний порядок в реализации гражданского образования в школе. Более эффективным является включение компонентов гражданского образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий.
Работа по гражданскому образованию проводится мной через урочную и внеурочную деятельность.
Я выделяю следующие направления такого воспитания:
1) Правовое воспитание
(Классные часы на тему: Изучение Конституции России
Символы России
Права и обязанности школьников (Спецификой возраста является то, что система уроков по правам человека в начальной школе не предполагает изучения конкретных законов и прав (за исключением нескольких уроков знакомства с Всеобщей декларацией прав человека), а является скорее серией вводных занятий, имеющих нравственную, воспитательную направленность и призванных психологически подготовить учеников к изучению прав в средней школе).
2) Познавательное
Кл. час «История Российского флага»
Беседа «Защитники Отечества»
Конкурс-викторина «О солдатах и генералах»
3) Краеведческое и поисковое. Освоение детьми традиционной культуры своего народа, изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д.
- Традиции в моей семье
- Изучение промыслов Нижегородской области(Семенов, Городец и т.д.)
- Народный костюм
- «Что означает моё имя»
- Экскурсия в музей.
4) Литературно - музыкальное, привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
- Конкурс рисунковна темы: «Милой мамочки портрет», «Я люблю эту землю», «Моя семья», «Я рисую мир»
- Чтение книг стихов
5) Экскурсионно - туристическое, воспитание потребности в изучении истории родного края,
- Виртуальные путешествия по Нижегородской области
- Пешеходные экскурсии по Балахне.
- Прогулки в лес
- Туристические походы
- Беседы на темы: Деревья нашего края, Наши пернатые друзья и др.
6) Физкультурно - оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр.
- Подвижные игры на свежем воздухе, изучение народных игр.
- Беседа об Олимпиаде в Сочи 2014
7) Экологическое воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий загрязнения, вырубки лесов, истребление редких видов растений, изучение природы родного края.
- Ребята выполняют творческие задания на такие темы: «Любимый уголок природы»
- Конкурс плакатов
8) Трудовое воспитание. Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.
9) Семейное воспитание. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, изучение родословной, истории семьи.
-Рассказы о подвигах воинов героев Великой Отечественной войны и наших дней.
- Конкурс «Семейная реликвия»
- Знакомство с патриотическими поступками родителей и родственников. Написание сочинений
- Семейные праздники
10) Предметное воспитание. Воспитание гражданских чувств через изучаемые предметы.
Курс «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Также на уроках окружающего мира формируется чувство ответственности за сохранение окружающей среды.
Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном счете, формируют осознанное патриотическое чувство. Изучаемые на уроках чтения произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.
Таким образом, я стараюсь закладывать основные моральные ценности, нормы поведения, формирую личность, осознающую себя частью общества и гражданином своего Отечества, стараюсь развивать коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог, развиваю творческий потенциал своих детей.