Исследовательская деятельность младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г Якутск МОБУ СОШ 33

учитель начальных классов

Заровняева Елена Никитична

Исследовательская деятельность младших школьников.

Программа начальной школы ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника. Одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, познавательных и творческих интересов учащихся.

Из всех способностей человека самая главная - это способность человека к творчеству, нужен труд с постоянным поиском элементов нового, с подключением фантазии, творческого мышления, нужна работа, пробуждающая ум и сердце ученика. Этому и способствует исследовательская деятельность младших школьников. Работа обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованности учащихся. Расширяет познавательный интерес, кругозор. Школьники вовлекаются в познание мира, себя в этом мире. Делают первые шаги в учебно-исследовательской деятельности.

Задачи исследовательской деятельности.

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, выходящих за пределы школьной программы.

Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, исследовать; публично представлять результаты исследования.

Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • умение самостоятельно конструировать свои знания;

  • умение интегрировать знания из различных областей наук;

  • умение критически мыслить.

Учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития.

Способствует:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний

  • развитию представлению о межпредметных связях

  • развитию интеллектуальной и творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

  • обучению информационным технологиям

  • формированию развивающей образовательной среды для школьника.

Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными

способами учебной деятельности, учит саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Учебное исследование младшего школьника включает элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез;

Поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту.

Схема проведения исследования.

1.Актуализация проблемы.

Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2.Определение исследования.

Цель: сформулировать основные вопросы.

3.Выбор темы исследования.

Цель: обозначить границы исследования.

4.Выработка гипотезы.

Цель: разработать гипотезу.

5.Выявление и систематизация подходов к решению.

Цель: выбрать методы исследования.

6.Определение последовательности проведения исследования.

7.Сбор и обработка информации.

Цель: зафиксировать полученные знания.

8.Анализ и обобщение полученных материалов.

Цель: структурировать полученный материал.

9.Подготовка отчёта.

Цель: подготовить сообщение по результатам исследования.

10.Защита.

Цель: защитить публично.

11.Обсуждение итогов.

Введение в исследовательскую деятельность я начинаю со второго класса. Во втором классе более доступные темы, первые шаги в исследовательскую деятельность, в третьем и четвёртом классах более сложные проекты.


Тематическое планирование. 2 класс.

Название тем.

Кол-во часов.

1.

Я - исследователь. Как выбрать тему. Формулирование темы.

2

2.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

4

3.

Организация исследования. Как составить план работы.

2

4.

Подбор необходимой литературы. Ознакомление с литературой по теме исследования.

4

5.

Знакомство с методами и предметами исследования.

2

6.

Обучение анкетированию, опросу.

3

7.

Анализ прочитанной литературы.

3

8.

Исследование объектов.

5

9.

Подготовка к защите исследовательской работе.

5

10.

Защита исследовательской работы.

2


11.

Анализ исследовательской деятельности.

2


34 часа





Тематическое планирование 3 класс.

Название тем.

Кол-во

часов.

1.

Выбор тем исследования.

2


2.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

3

3.

Предмет и объект исследования.

1


4.

Отбор литературы по теме исследования.

4


5.

Выбор методов исследования.


3

6.

Исследование.

4


7.

Анализ и оформление результатов исследовательской работы.

4

8.

Применение информационных технологий в исследовании.

2

9.

Оформление реферата.

3


10.

Подготовка выступления.

2


11.

Защита исследования.

2


12.

Выступление на школьной НПК, «Мир вокруг нас»,

«Шаг в будущее».

3

13.

Анализ исследовательской деятельности. Итог.

1

34 часа




Тематическое планирование. 4 класс.

Название тем.

Кол-во

часов.

1.

Творческий экзамен. Критерии исследовательской деятельности. Выбор темы.

2

2.

Целеполагание, выдвижение гипотез. Определение предмета и объекта исследования.

2

3.

План работы. Выбор методов исследования.

3


4.

Отбор литературы по теме исследования.

4


5.

Ознакомление с литературой по данной теме, анализ материалов.

4

6.

Исследование. Оформление результатов исследовательской работы.

5

7.

Обработка и анализ всех данных.

4


8.

Оформление презентации.

3


9.

Подготовка выступления.

2


10.

Защита исследования.

1


11.

Выступление на школьной НПК. Выступление на НПК

«Мир вокруг нас», «Шаг в будущее».

2

12.

Анализ исследовательской деятельности.

1


13.

Сдача творческого экзамена.

1

34 часа

© 2010-2022