ТОПОНИМЫ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ (реферат)

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ (БЮДЖЕТНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28







Научно-практическая конференция,

посвященная 80-летию основания

г. Березники


ТОПОНИМЫ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ И

ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ

(РЕФЕРАТ)




Автор: Королёва Екатерина Сергеевна, учащаяся МОУ СОШ № 28, 6 «А» класс.

Руководитель: Сырохватова Фаина Николаевна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории
















г. Березники, 2012

СОДЕРЖАНИЕ.

I.

Цели и задачи реферата.



Топонимы: ойконимы, гидронимы, оронимы.

С. 3

II.

Микротопонимы города Березники и его окрестностей.

С. 3


1.

Как перевести на русский Быгельку?

С. 3-4


2.

Был ли майор Дедюха?

С. 4-5


3.

Веретия или Веретея?

С. 5


4.

Три версии о микротопониме «Шанхай»?

С. 6


5.

История Адамовой горы.

С. 7


6.

Жил ли Чашка на берегу Чашкинского озера?

С. 7-8


7.

Почему пещера Дивья?

С. 8-9


8.

Канкор и Кергедан ждут исследователей.

С. 9

III.

Кто изучит топонимию и историю исчезнувших деревень?

С. 9


Список использованной литературы.

С. 10


Работа «Особенности топонимики Верхнекамья» («Некоторые топонимы города Березники и его окрестностей») ставит своей целью изучение доступной литературы по теме и выявление местных топонимов, значение и происхождение которых малоизвестно.

В работе Елены Николаевны Поляковой, доктора филологических наук, профессора кафедры общего и славянского языкознания Пермского государственного университета, «Источники изучения пермской топонимии XVI - XVII вв» дано научное описание литературы. Наряду с трудами известных исследователей и словарями, Е.Н. Полякова указывает на необходимость работы с переписными, судебными, имущественными, административными, церковными и другими актами XVI - XVIII вв, хранящимися в архивах разных городов. (16)

Писцовые книги и деловые документы в настоящее время для нас недоступны, поэтому в работе над рефератом мы опирались на книги известных исследователей, местные издания и публикации газет города Березники, Усолья и Соликамска.

А.С Кривощёкова-Гантман в книге «Откуда эти названия?», изданной в Перми в 1973 году, исследует происхождение, закономерности функционирования и развития географических названий, или топонимов.

А.С Кривощёкова-Гантман подразделяет топонимы на ойконимы - названия поселений (деревень, сёл, городов), гидронимы - названия водных источников, оронимы - названия объектов рельефа (гор, хребтов, ущелий, холмов). (5, 5-6)

Исследователь предложила ещё ряд терминов: дромонимия, лимнонимия, полинонимия, урбонимия.

В нашей работе используются термины общепринятые: топонимы, ойконимы, гидронимы.

А.С Кривощёкова-Гантман высказала важную, с нашей точки зрения, мысль:

«Особо следует остановиться на микротопонимии, занимающейся изучением малых объектов - ручьёв, рощ, лугов, лесов, полей, холмов, бугров, оврагов, долин, дорог, улиц, кварталов и т.д. Микротопонимы известны только на ограниченной территории…»

С нашей точки зрения, таким микротопонимом (микрогидронимом) является название реки Быгель, которая была притоком Зырянки, а в настоящее время впадает в Первый пруд. Её именем названа стоящая на берегу деревня и совхоз «Быгельский».

Что же означает гидроним Быгель, или, в просторечии, Быгелька?

В «Кратком топонимическом словаре» доработанного и дополненного труда А.С Кривощёкова-Гантман предлагает такое значение названия и реки в районе города Березники: «В коми-пермяцком быгель - нечто круглое, валик, скалка, шар»; переносное «низкорослый», «полный» (сiя быгыль кодь ён - «он кругл, как шар»)». (6,70)

Данное толкование микротопонима вызывает сомнения, так как ничего круглого и шарообразного на склонах Быгеля никто из березниковцев не обнаружил.

Поиски иного значения топонима привели нас к «Словарю пермских говоров», изданному в Перми, в 2000 году. Однокоренное слово микрогидронима Быгель, помещённое в этом словаре - глагол быгать.

«Быгать. 1. Сохнуть на ветру, на морозе (о белье). Рубахи давно уж быгают - теперь, поди уж, выбыгали. На огороде быгат юбка-та. Толстик Сол. 2. Проветривать. Конопель в бане тают, потом к огороду ставят быгать. Он выбыгат, дак мяконький будет. В. Мошево Сол.».(19,71)

Кроме корня -быг-, нас в данной словарной статье заинтересовало значение «проветривать», «сохнуть на ветру, на морозе», так как каждый березниковец знает, какие сильные ветры обдувают знаменитый в городе обрыв, как высыхает на нём летом трава. (Не случайно архитекторы спроектировали огромный полукруглый дом, защищающий внутренний двор от пронизывающих ветров.)

Предполагая, что одного источника (словаря) недостаточно, мы продолжили поиски и в книге Елены Николаевны Поляковой «Память языка. Рассказы о лексике пермских памятников письменности и говоров», изданной в Перми в 1991 году. В исследовании этимологии горы Боец в Чердынском районе встретили в контексте нужное нам значение:

«Вот и приходится восстанавливать многие старые слова, сохраняющиеся сейчас только среди топонимов: быган - склон горы, постоянно обдуваемый ветром (склон горы в д. Назарове Ильинского района) …отнога - узкий длинный залив озера или реки (болото Отнога и сезонный пролив из Чашкина озера в Каму; Отнога в Соликамском районе).»(15,15)

Таким образом, мы предполагаем, что микрогидроним Быгель, Быгелька, а также ойконим Быгель возникли от коми-пермяцкого слова быган, то есть склон горы, постоянно обдуваемый ветром, так как у этого слова есть однокоренной глагол быгать - проветривать, сохнуть на ветру, на морозе.

Исследователь Е.Н.Полякова перевела название реки Быгель с коми-пермяцких говоров как «катить, скатить».(15,55)

Знакомясь с различными публикациями по истории города Березники, мы много раз встречали перечисления населённых пунктов, которые вобрал в себя строящийся и растущий промышленный центр. Этимология некоторых из них прозрачна. Например, Зырянка - от названия народности зырян, проживавших в данной местности.

Этимология названия города Дедюхин, по мнению научного сотрудника краеведческого музея Олега Петухова, такова:

«Первоначально это был Рождественский промысел или Усолье Рождественское. По поводу названия существовала версия, по которой данный промысел был основан неким Дедюхиным, а затем отобран монастырём. Её высказал Д.М.Петухов, работавший врачом в Дедюхинском казённом промысле в 1850-1860 годах, а затем повторил историк А.А.Дмитриев». (11)

Публикация Геннадия Бородинских «Города, которых нет», помещённая в областной газете «Звезда» 23 ноября 2002 года, сообщает: «… в начале XIX века в том же самом Соликамском уезде село Рождественское Усолье переименовывается в новый заштатный город - Дедюхин…», который в 1918 году был разжалован в посёлок.

О городе Дедюхине, который, оказывается, имел население всего 4 тысячи, есть упоминание даже в «Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона». Однако во всех этих источниках отсутствует этимология данного топонима.

Старожилы города Березники утверждают, что в селе Рождественском или Новорождественском проживал и владел соляным промыслом майор Дедюха, по имени которого и было переименовано село, а затем назван город. В пользу этой версии говорит и публикация В.Шумковой «О возрасте Березников: легенды, версии, воспоминания»:

«Во времена моего детства в Березниках ходили прозвища некоторых селян. Сейчас они забыты - очень много стало приезжего народа. Вот, например, усольских звали «стрижами», орлинских - «песочниками», огурдинских - «морковниками», пыскорских - «ухорезами», лёнвинских - «водохлёбами», дедюхинских - «майорами», зырянских и сёминских - «широколобами», чуртанских - «зимогорами». С чем-то характерным были связаны эти прозвища. Например, в Зырянке-речке водилась маленькая рыбка с большой головой, её называли «широколоб». Отсюда, видимо, прозвище сёминских и зырянских жителей. Орёл стоит весь на песке, Лёнву топило в паводки. Откуда пошли остальные прозвища, можно только предполагать».(24)

Таким образом, воспоминание В.Шумковой о прозвищах её детства косвенно указывает на то, что действительно был майор Дедюха и что народная этимология ойронима соответствует действительности.

Этимологию ойронима Веретия мы приводим по уже указанному «Словарю пермских говоров»:

«Веретия - сухой, возвышенный участок посреди болота или около реки». (19,85)

Однако мы должны заметить, что местное население ударение в этом слове переносит с 3 слога на 2-й, а безударный [и] заменяет звуком [э]: Веретея. Так же называют высокие и сухие поляны в лесу жители соседней Кировской области. А.С. Кривощёкова-Гатман называет это явление редактированием, когда деловые документы и писцовые книги редактируют исконные народные названия.

Этимология гидронима и ойконима Лёнва приводится в нашей работе по «Краткому топонимическому словарю», составленному исследователем А.С. Кривощёковой-Гатман: «Лён» - таймень, который ранее обитал в Каме и её притоках, «ва» - река по коми-пермяцки. (6, 115) Правда, топоним Лёнва исследователь Е.Н.Полякова перевела с коми-пермяцких диалектов как «тихая, спокойная вода». (15,55)

Таким образом, Лёнва - река, в которой обитает таймень, или тихая, спокойная, вода. Ойконим Лёнва назван по гидрониму, на берегу которого он возник.

Некоторые микротопонимы города Березники и его окрестностей не зафиксированы на географических картах и планах, но сохраняются в памяти местных жителей. Это «Рудник», «Седьмой квартал», «Шанхай»…

По поводу микротопонима Шанхай существует несколько версий.

Во-первых, во многих городах густонаселённые дома или районы, всевозможные общежития в народе называли шанхаями. Такие общежития в Березниках в пору первых пятилеток тоже существовали. В одном из них, Карла-Маркса - 46, проживали китайские рабочие в 50-е годы прошлого столетия. Название общежития могло распространяться на квартал и микрорайон по ул. Челюскинцев до пересечения с ул. Ломоносова.

Во-вторых, с 40-х годов в СССР возвращались уехавшие во время Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны представители русской интеллигенции, которым было разрешено поселяться на окраинах России. Колония таких китайцев была и в Березниках. По словам старожилов, этой интеллигенции наш город в значительной степени обязан высокой культурой в 50-е - 60-е годы XX века. Но в 40-е возвращались в СССР из русской колонии в Харбине личности уровня Александра Вертинского. Массовое возвращение русской интеллигенции из Китая происходило после смерти Сталина, то есть после 1953года. По словам старожилов в Березники они приехали в 1955 году, когда район улицы Челюскинцев уже называли в народе Шанхаем.

Этот район почти до конца 30-х годов был кладбищем, так что своё народное название мог получить позднее. (Но не в годы Великой Отечественной Войны, кода было не до юмора.)

В-третьих, в самом начале 50-х годов, в эпоху великой дружбы между СССР и Китаем, в Березники для обучения были привезены большие группы китайской молодёжи, которая трудилась в качестве подсобных рабочих на многих строительных и промышленных объектах, в том числе много китайцев было подсобниками на строительстве домов по улице Челюскинцев, которые начали заселять в начале 50-х годов и в погребах которых ещё натыкались на неистлевшие гробы. Часть кладбища была под картофельными полями, часть - затоплена водами Первого пруда.

О приезде китайцев в Березники есть публикация Лилии Зайковой, научного сотрудника городского музея, «Русский с китайцем - братья навек», опубликованная в «Березниках вечерних» 11 октября 2002 года.(4) Однако «наши» китайцы приехали раньше, так как построенные с их участием дома в 1952 году уже были заселены и место уже было названо Шанхаем.

Таким образом, микротопоним Шанхай происходит от просторечного собирательного названия китайских строителей и построенных с их участием домов или по народному названию их общежития.

С нашей точки зрения, представляет интерес микротопоним Адамова Гора.

По счастливой случайности в нашей собственности оказалась рукопись старожила Березников Германа Васильевича Мельникова (1908 - 2002), отец которого был священником Веретийской церкви и избирался благочинным двадцати храмов. Рукопись представляет собой рецензию на антироман Варлама Шаламова «Вишера». Очевидец многих событий, который сам был репрессирован и провёл в сталинских лагерях 10 лет, отец-священник которого и брат-токарь были расстреляны как враги народа, исправил ряд топонимических и географических неточностей в произведении В.Т. Шаламова. Наш интерес вызвал эпизод об этимологии микротопонима Адамова Гора:

«Название «Адамова Гора» возникло примерно в 1914 - 1916 гг. Как житель села Веретия я с детства знал это место Романовского (Пермского) тракта, находящееся в одной версте от Веретийской церкви. Звали это место просто - песчаная горка. На этой горке были только два небольших деревянных здания - скотобойни, а вблизи скотобоен местность звали «Конское кладбище», где производилось захоронение всех павших животных.

Жители села Веретия брат и сестра Токаревы построили первый дом на песчаной горке. В порядке шутки какой-то «остряк» назвал песчаную горку «Адамовой», поскольку первыми поселенцами были брат и сестра. Сейчас этот район города Березники называется - Чкаловский поселок». (7, 2)

Работа по выявлению этимологии микротопонимов города Березники и его окрестностей необычайно интересна и систематически проводится редакцией «Городской газеты», хотя есть ещё много неизученного.

Мы же считаем интересным вновь обратиться к исследованиям известных учёных нашего края и выбрать из полюбившихся книг некоторые топонимы по нашей теме.

В книге Е.Н.Поляковой «Память языка» есть очень интересная глава «Жил ли человек по прозвищу Чашка на берегу Чашкина озера?». Исследовать приехала в гости к археологам, ведущим раскопки в этом районе, и удивилась тому, что угодья по берегам озера имеют разные названия. По словам местных жителей, «исстари веков, всегда». Например, часть берега называется Содом: «Уж совсем невероятный топоним - нечто библейское».(15) Оказалось, что Содом - это луг, который был пожалован в составе прочих земель Григорию Строганову в 1701 году. Этот луг недалеко от старого устья Яйвы на левом берегу Камы назывался ещё Поповским.

В поисках основы топонима Содом исследователю помогли археологические раскопки. Оказывается, в том месте IX - XII вв. существовали мастерские по выплавке металла. В коми говорах плавку называют вариантами сыыдэм, сывдом, сывдём... «Вероятно, каким-то из этих вариантов и называли место, где выплавляли металл на берегу Чашкина озера в далёком прошлом» (15, 55) Далее исследователь рассуждает так:

«Изучение топонима Содом показывает, что основа современного названия части берега Чашкина озера скорее всего древняя, коми-пермяцкая. Может быть, и название самого Чашкина озера идёт от нерусского слова».

Из рассказов местных жителей Е. Н. Полякова узнала, что Чашкино озеро - это старое русло Камы, что в половодье вода из Камы ещё попадает в озеро, но он уже как бы отделилось, отщепилось от Камы, как и его часть, которая называется Отнога. Исследователь отыскала в общем языке-основе коми-пермяцких и коми-зырянских говоров слова с общим корнем -чаш-, который означает отъединение, отщепление. В книге даны, с нашей точки зрения, убедительные выводы:

«Кажется естественным, что не от русского прозвища Чашка получило название озеро и всё урочище возле него, а от коми-пермяцкого. Получается, что оба топонима - и Чашкино, и Содом - это приспособленные к русскому языку, к его фонетике переосмысленные иноязычные по происхождению слова. Видимо, русское население слышало от своих соседей - коми-пермяков - названия здешних рек (Лёнва, Быгель, Ворога), урочищ (Чашкино), мест, давно оставленных поселений (Содом). Некоторые из них, особенно названия рек, усваивались в исконной, нерусской форме, о чём свидетельсьвуют многочисленные в Прикамье названия, оканчивающиеся на -ва: Обва, Сылва, Тулва, Гайва, Лысьва, Лёнва. Новые поселенцы очень быстро усвоили эти гидронимы в исконном виде и потому, что названия на -ва могли слышать и в других районах русского Севера. Эта модель названия была привычной, потому и хорошо сохранилась». (15, 68)

В книге Е.Л.Поляковой, кроме Чашкина озёра, нас заинтересовала глава об этимологии названия Дивьей пещеры, которую часто посещают березниковские туристы.

Исследователь столкнулась с тем, что о появлении названия Дивья местные жители рассказывают красивые легенды о несчастной любви: «На реке Колве напротив горы Дивья находится другая гора - Ветлан. Живёт в народе легенда о том, что красавица Дева полюбила богатыря Ветлана, но не пустила её Колва к Ветлану, она от горя окаменела, и стали называть этот камень Девья, или Дивья гора».(15,20)

Однако исследователь с точки зрения истории языка доказала, что название возникло раньше, чем в языке звук, обозначаемый буквой Ъ, стал произноситься как [и] вместо [э] после мягкого согласного. Так что прилагательное ни с какими девами связано не было.

Обратившись к древнерусскому языку, исследователь выяснила, что слово дивий - дикий, лесной, которое сохранилось в фольклоре и которое связано с названием мифического лесного существа Дива, упоминаемого в «Слове о полку Игореве»: «Див кличет сверху древа, велит послушати земле незнаеме» или «Уж вержся Див на землю». «По-видимому, Див - некое дикое, лесное, зловещее сказочное существо, предвещавшее беду, несчастье. Возможно, как предполагают некоторые учёные, и не сказочное, а вполне реальное - филин или другая зловещая птица, крик которой в глухом лесу наводил ужас». (15, 20-21)

Исследователь сделала вывод, что русские осваивали эти дикие лесные места в XIV - XV веках и называли дивьими, то есть дикими. Постепенно прилагательное как нарицательное вышло из употребления, а слова дивий, дивья сохранились в народной речи как имена собственные - географические названия. Легенды же возникли, по мнению Е.Н.Поляковой, тоже очень давно, в XVII веке. (15, 22)

В нашем крае есть много топонимов, о значении которых хотелось бы узнать. Например, село Пыскор в XVI веке называлось Канкор-городок, строгановский Орёл-городок назывался Кергедан. (9,7) Мы сомневаемся в этимологии происхождения Кергедан от татарского «карга» - ворона и «дан» - слава (17), так как непонятно, каким образом воронья слава превратилась в Орёл-городок.

В книге С. Николаева «Всё Верхнекамье», изданной в Перми в 1978 году, перечислены деревни всех сельсоветов, многие из которых уже на время издания книги, по словам старшего поколения, стояли пустыми или существовали только на карте, но уже были снесены с лица земли во время хрущевского укрупнения. Кое-где в этих заброшенных деревнях ещё сохраняются развалины храмов, которые изредка посещают березниковские любители старины. Например, в Лысьвенский сельсовет входили деревни Верхние Новинки, Нижние Новинки, Калинкина, Лубянка, посёлок Лысьва, деревня Полом. Какова этимология этих топонимов? Наверное, ещё можно найти старожилов этих деревень.

К Пыскорскому сельсовету относились деревни Абрамово, Заразилы, Курбатова, Кожзавод, Малютина, Плеханово, село Пыскор, деревни Усть-Пыскорка, Цыпенникова, Шварёва и Ближняя Шварёва…

Какова этимология этих топонимов и многих других?

Это история нашего края и нашего языка. И она ждёт своих исследователей.

Список использованной литературы.

  1. Археологические памятники окрестностей г. Березники Пермской области. - Березники. - 1985.

  2. Л. Баньковский. Экологические проблемы Верхнекамья. Когда впервые они возникли? // Березниковский рабочий. - 1999. - № 139. - 21 июня.

  3. Г. Бородинских. Города, которых нет. // Звезда. - 2002. - 23 ноября.

  4. Л. Зайкова. «Русский с китайцем - Братья навек». // Березники вечерние. - 2002. - 11 октября.

  5. А.С Кривощёкова-Гантман. Откуда эти названия? - Пермь. - Книжное издательство. -1973.

  6. А.С Кривощёкова-Гантман. Географические названия Верхнего Прикамья. - Пермь. - Книжное издательство. - 1983.

  7. Г.В. Мельников. Заметки из истории строительства Березниковского химкомбината. - Березники. - 1991. /Рукопись/

  8. С. Николаев. Всё Верхнекамье. - Пермь. - Книжное издательство. - 15978.

  9. Памятники археологии и архитектуры Березниковско-Усольского района. - Усолье. - 1994.

  10. О. Петухов. О Веретии помнит Прикамская земля. // Березниковский рабочий. - 1997. - № 52. - 5 марта.

  11. О. Петухов. Живёт в нашей памяти. // Березники вечерние. - 1997. - 1997. № 5. - 30 января.

  12. О. Половникова. Славный город Дедюхин. // Городская газета. - 2002. - № 142. - 27 сентября.

  13. О. Половникова. От Тимашова починка до Зырянки. // Городская газета. - 2002. - № 154. - 22 октября.

  14. О. Половникова. Были мальчики на Чуртанчике. // Городская газета. - 2002. - 29 ноября.

  15. Е.Н Полякова. Память языка. - Пермь. - Книжное издательство. - 1991.

  16. Е.Н Полякова. Источники изучения пермской топонимии XVII - XVII вв. /Интернет/

  17. Прошлое и настоящее. // Усольская газета. - 1999. - 17 сентября.

  18. И. Салтыков. А. Гарин. Именитые места. // Городская газета. - 2004. - № 190. - 16 декабря.

  19. Словарь пермских говоров. - Пермь. - Книжный мир. - 2000.

  20. В. Седегов. Березники. Странички прошлого. // Березники вечерние. - 1998. - 8 января.

  21. В. Седегов. 440 лет селу Пыскор. // Березники вечерние. - 1998. - 9 июля.

  22. А. Художитков Про Березники для березниковцев. // Городская газета. - 2002. - № 11. - 24 января.

  23. Г.Н Чагин. На древней Пермской земле. - М. - «Искусство» - 1988.

  24. В. Шилов. Откуда пошли Березники. // Березниковский рабочий. - 1992. - 26 июня.

  25. В. Шумкова. О возрасте Березников: легенды, версии, воспоминания. // Березниковский рабочий. - 1998. - 14 июня.

© 2010-2022