Психологические знания и технологии на разных ступенях возрастного развития для успешной работы во ФГОС

     В докладе "Психологические знания и технологии на разных ступенях возрасного развития для успешной работы во ФГОС" представлена лекция с теоретическим  материалом по данному вопросу; презентация  с основными тезисами, схемами, положениями и разработка групповой игры "бизнес - башня, или построй свой бизнес". Игра будет интересна учащимся с 6 по 11 класс. В лекции раскрыты вопросы: психолого-педагогические условия основной образовательной программы основного общего образования с учётом особе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологические знания и технологии на разных ступенях возрастного развития для успешной работы во ФГОС.

Социально-экономические изменения последнего десятилетия "расшатали" многолетние традиции: прежние взгляды, способы поведения стали неэффективными. Это проявляется в карьере, в семье, в образовании. Успешными оказываются не исполнители, а люди, склонные к принятию нестандартных решений, готовые к обдуманному риску. Однозначно, что перед обществом стоит задача воспитать людей нового типа. Это будут самостоятельные, творческие, активные, инициативные, ответственные люди, готовые в короткий срок адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире, умеющие реализовать свой потенциал в поведении и общении, деятельности, уметь трактовать социально адаптированные, социально-приемлемые и социально одобряемые формы поведения. Добиться этого возможно только в том случае, если участники образовательного процесса сотрудничают в едином психологическом пространстве.

Подобная задача решается с применением психологических информационных технологий: учебно-познавательный курс «Психология», профильное обучение, по программе: «Ценности и смысл профессиональной карьеры» и занятия дополнительного образования по программе «Познай себя». Данные технологии позволяют исследовать психологические особенности личности: интеллектуальные, характерологические, мотивационные и эмоционально-волевые. В результате можно осуществлять психологический мониторинг педагогического процесса на всем протяжении образовательного маршрута: от готовности ребенка к школе до выпуска из неё.

Учебно-познавательный курс "Психология" интегрировал в себе как теоретическое восприятие и познание психологических знаний, так и практическое проведение диагностических исследований личности каждого учащихся. На уроках психологии учащиеся расширяют уровень психологических знаний, повышают уровень психологической культуры, овладевают различными приемами саморегуляции, способами самовыражения. Учащиеся 5 классов обучаются по программе "Психология познания". 6 классами исследуется эмоциональная сфера учащихся с использованием программы "Эмоции и воля". В 7 классах учащиеся наблюдают, исследуют и познают свою коммуникативную сферу по программе "Психология общения". Старшеклассники наблюдают и исследуют личность и ее особенности по программе "Психология человека". "Социальная психология" изучается в 10 - 11 классе. Данные программы предлагают психологические тренинги по темам: "Владею собой", "Познай себя", "Эффективное общение", "Особенности невербального взаимодействия", "Сделай правильный выбор", "Успешная карьера", "Моё будущее", позволяющие работать с проблемами самоопределения через развивающие игры и упражнения ". Основной целью программ является формирование у учащихся важнейших жизненных навыков, способствующих более успешной адаптации в современном обществе. Организация профильного обучения, по программе «Ценности и смысл профессиональной карьеры».

Выбор будущей профессии - одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется около 500 новых. Существует несколько классификаций профессий: человек-человек; человек-знаковая система; человек-природа; человек-техника; человек-художественный образ. Наглядно профессиональный выбор можно представить следующим образом: хочу - могу - надо. К сфере "хочу" можно отнести интересы, стремления, склонности человека; к сфере "могу" - состояние здоровья, способности, особенности характера и возможности; к сфере "надо" - условия рынка труда, потребности общества в специалистах данного профиля.

Принять правильное решение многим людям сложно, так как здесь играют роль определенные черты характера (нерешительность и неуверенность); слабая информированность о мире профессий; неумение взвесить все "за" и "против" и остановиться на единственно правильном варианте решения. Через урок психологии, осуществляется поэтапное становление личности учащегося. Согласитесь: познание самого себя - одна из наиболее важных и в то же время сложных задач для человека. На каждой возрастной ступени развития он обязательно ищет ответы на эти вопросы, чтобы интегрировать весь предыдущий опыт, создать картину самосознания и определить свое место в этом мире. Трудно не согласиться с тем, что эта проблема особенно актуальна в подростковом возрасте. Этот возраст определяется как критический период в развитии человека. Это и время серьезных психофизиологических изменений, становления самостоятельности, это и этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Интерес же к психологии помогает юношам и девушкам найти себя в этом мире, достойно преодолеть трудности и опасности настоящей жизни, сознательно подойти к определению своего дальнейшего профессионального пути, а также дает возможность для самопознания и самовоспитания.

Психолого-педагогические условия реализации

основной образовательной программы (ООП)

основного общего образования (ООО) должны обеспечивать:


  1. Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования.

  2. Учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый.

  3. Формирование развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

  4. Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

  5. Диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

  6. Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

- С переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- С осуществлением, на каждой возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

- С формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- С овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

- С изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества; от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическими новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. «чувства взрослости», а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:

- Бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний.

- Стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

- Особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу-товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

- Процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного», «критического».

- Обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

- Сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом ( нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

- Изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации ( СМИ, телевидение, интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей0 решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение. 2011. - с. 8-10. ( Стандарты второго поколения).





Командная игра «Построй свой бизнес».

Ассоциация своего бизнеса, или будущей карьеры со строительством башни из предложенных средств… Башня, как и бизнес, должна процветать, возвышаться над конкурентами (быть высокой) и стоять крепко на ногах (быть устойчивой).

Что даёт и показывает данная игра:

  1. Работа в команде (договариваться, идти на компромисс, уступать, принимать решение, проявлять терпимость и уважение).

  2. Уметь распределять роли (обязанности, поручения, работу).

  3. Работа в конкурентной среде.

  4. Ограниченность во времени.

  5. Ограниченность ресурсов и средств, для достижения поставленной цели.

  6. Нетрадиционное использование материалов и предметов.

  7. Проявление лидерских качеств (принимать решения, брать ответственность на себя, предлагать, отстаивать, доказывать, подбадривать, вселять уверенность).

  8. Раскрытие новаторских качеств, (видеть ситуацию, объект с разных сторон, «видеть то, чего не замечают другие»).

  9. Проявление творческого потенциала участников.

  10. Использование жизненного опыта.

Оборудование:

  • 20 штук спагетти;

  • 1 метр - нитки;

  • 1 метр - скотча;

  • 1 конфета мармелада или пастилы.

Задача: Из данного материала построить максимально устойчивую и высокую башню. Время 15 минут. Разделить класс на команды. В команде 4- 5 человек. Удачно пройдёт игра, если поступит предложение объединить свои достижения (башни) и класс его примет. Что попутно поможет доказать, успел ли класс стать единой командой?





© 2010-2022