Доклад на тему: Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приемов и методов коррекционной работы с учащимися

В каждой стране есть дети со сложной структурой дефекта, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Во­просы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны.   Лица со сложной структурой дефекта являются инвалидами детства; имея грубые нарушения познава­тельной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не спо­собны к самостоятельной жизни без постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они ус­ваивают элементарные формы коммуникации, овладе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"




Доклад

для выступления на методическом объединении

классных руководителей и воспитателей начального звена на тему:

"Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приемов и методов коррекционной работы с учащимися"










Учитель начальных классов

Гатина И. Н.

Слайд 1

В каждой стране есть дети со сложной структурой дефекта, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны.

Лица со сложной структурой дефекта являются инвалидами детства; имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не способны к самостоятельной жизни без постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, т.е. могут быть в определенной степени интегрированы в общество. Таким образом, понимание возможностей их социализации при ежедневном освоении жизненно важных навыков становится доминирующей идеей.

Слайд 2

До конца 60-х гг. XX в. воспитание и обучение таких детей в нашей стране осуществлялось в учреждениях системы социального обеспечения (дома-интернаты для умственно отсталых детей) и системы просвещения (специальные классы для имбецилов во вспомогательных школах).

В детских домах-интернатах основное внимание было направлено на выработку у воспитанников элементарных бытовых навыков, был накоплен немалый положительный опыт их трудового обучения. Однако вопросы учебной работы не занимали там надлежащего места. В результате дети с тяжелой умственной отсталостью оставались мало обученными и мало приспособленными к жизни.

Поэтому важным для работы с такими детьми является поиск позитивных, резервных возможностей его развития. Умение увидеть «сохранное и здоровое» является основой для построения коррекционной программы, определения содержания воспитательной работы. Следуя за его возможностями, можно намечать ориентиры его социализации.

Слайд 3

До начала работы в классе я посетила семьи будущих первоклассников с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями и выявления уровня готовности к обучению в школе. Ознакомившись с детьми, наметила план работы. Было отрадно, что дети, в основном, говорящие. На родительском собрании 1 сентября на тему «Ваш ребенок - первоклассник» вели разговор с родителями о то, как важно, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук, то есть сам хотя бы,пробовал раздеваться и одеваться. От этого зависит дальнейшее развитие ребенка, его речь, познавательные и мыслительные процессы.

Слайд 4

В 1 классе обучается 7 учащихся, из них 1 девочка и 6 мальчиков.

В первой четверти дети знакомятся с основными правилами поведения в школе, правилами хорошего тона, учатся отличать плохое от хорошего. Дети учатся сидеть на уроках, выполнять требования учителя. Постепенно налаживается дисциплина в классе. Сейчас они стараются выполнять правила поведения в школе, хотя ещё не у всех это получается. Учатся правильно реагировать на происходящее, видеть красоту и осуждать плохое. У ребят складываются хорошие отношения в классном коллективе.

У всех детей отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения. Дефекты речи отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

Слайд 5

Кроме того, характерными свойствами детей является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения проявляются при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

На уроках стараюсь создавать условия для продвижения учебных возможностей учащихся, формированию положительного отношения к учебе: применяю различные методы и приемы работы для увеличения учебной мотивации, использую красочную наглядность, дидактический материал, соответствующий программе и возрастным особенностям учащихся класса. Думаю, что индивидуальный подход к каждому ученику позволяет добиться наибольших успехов.

Слайд 6

В конце четверти показала урок для родителей. Они остались довольными; дети отвечали на вопросы, называли цифры, буквы. Урок в форме путешествия в сказку был интересным и познавательным. В течение всего урока часто меняла вид деятельности: проводила речевые физкультминутки, для пальцев, дыхательную речевую и артикуляционную гимнастику. В связи с тем, что была частая смена видов деятельности, дети в течение всего урока не устали, показали хорошую работоспособность.

Слайд 7

Ахметов Рузиль. 10.12.2007 года рождения. Поступил в 1 класс из детского сада. Мальчик заторможенный, медлительный. Словесную инструкцию понимает не сразу, после нескольких повторов, часто отказывается выполнять их. К школьным правилам привыкает очень трудно. На уроках не сидит, ходит по классу, отвлекается, мешает другим.

Слайд 8

Старалась не принуждать ребенка, не заставлять и он постепенно начал проявлять интерес к физкультминуткам, к счету, называть буквы. В последнее время сидит на уроках, отвечает на вопросы, конечно, односложно по мере своей возможности.

Слайд 9

Борзов Глеб. 27.09.2006 года рождения. Поступил в 1 класс по направлению ПМПК из школы №3. Ребенок часто пропускал школу, не учился. Родители не уделяли должного внимания мальчику. Глеб на данный момент находится на попечении у бабушки. Бабушка интересуется учебой, поведением ребенка в школе. Но Глеб манипулирует бабушкой, не слушается, капризничает.

Слайд 10

Глеб очень подвижный, неусидчивый ребенок. Необходим постоянный контроль со стороны взрослых. Адаптация проходит успешно: мальчик постепенно привыкает к школьным правилам. У него есть определенный познавательный интерес, творческий потенциал: мальчик любит петь и танцевать. Элементы букв и буквы обводит аккуратно, чисто. Раскрашивает со старанием.

Слайд 11

Иванов Артем. 09.10.2007 года рождения. Артем очень эмоциональный, добрый, отзывчивый мальчик. К школе постепенно привыкает. Словесную инструкцию учителя понимает и старается выполнять. Устно отвечает, знает признаки осени, называет их.

Слайд 12

На уроках сидит, но быстро устает, переключаемость с одного вида деятельности на другой медленная. Элементы букв обводит неаккуратно, быстро надоедает. Раскрашивает неаккуратно, неровно, выходит за линии.

Слайд 13

Сафин Динар. 29.05.2006 года рождения. Динар поступил в 1 класс из Алькеевского района, села Базарные Матаки. Приезжает в школу с родителями на машине. Ребенок не готов к обучению в школе. У него не сформированы элементарные навыки самообслуживания, поведения. Мальчик очень избалован: родители выполняют все его прихоти. Речь у Динара не сформирована, присутствует лепетная речь - меми, мама, апа. Поведение неадекватное - может ударить любого чем попало. Сломал две парты, кидает стулья, грызет и рвет книги.

Слайд 14

Филиппова Ксения. 31.08.2006 года рождения. Ксюша поступила из детского сада "Колокольчик" по направлению ПМПК. Девочка замкнутая, предпочитает играть одна - рассматривать книги, складывать пазлы. Речь у девочки не сформирована, проговаривает только гласные звуки - а,у,о. Координация движения нарушена - если хлопает руками, то ногами тоже выполняет движения. Элементы букв обводит аккуратно, старается раскрашивать рисунок, не выходя за линию, аккуратно. Девочка с мамой уехали в Казань на лечение до 15 ноября.

Слайд 15

Халиуллин Дамир. 23.05.2006 года рождения. Поступил в 1 класс из дома. Дамир последний год не посещал детский сад. Адаптируется медленно, с трудом - постоянно плачет, ждет маму. Вовремя обеда не ел, только плакал. Сейчас постепенно стал есть, перестал плакать. Мальчик быстро утомляется, переключаемость с одного вида деятельности на другой медленная.

Слайд 16

У Дамира проявляются признаки аутизма - он играет один, выполняет хаотичные движения руками и ногами, постоянно разговаривает с персонажами мультфильмов, сказок. раскрашивает и обводит элементы букв и буквы аккуратно. На вопросы отвечает, знает очень много сказок. Знает цвета светофора, и что они обозначают.

Слайд 17

Шамшурин Александр. 16.02.2007 года рождения. Саша поступил в 1 класс из Аксубаевского района. Воспитывается в приемной многодетной семье. Адаптация проходит медленно, долго привыкает к школьным правилам. Мальчик расторможенный, неусидчивый, находится в постоянном движении.

Слайд 18

На уроках спокойно не сидит, быстро утомляется, переключаемость с одного вида деятельности на другой очень медленная. Речь у Саши развита хорошо, проговаривает все звуки, запоминает четверостишья. Обводит элементы букв неаккуратно, при раскрашивании преобладают размашистые мазки, черный цвет. Необходим постоянный контроль за поведением.

Слайд 19

На уроках использую разнообразный дидактический наглядный и раздаточный материал. Приходится менять вид деятельности через каждые пять-десять минут, потому, что дети быстро утомляются и теряют интерес к занятию. Разными физкультминутками, гимнастикой для пальцев, прибаутками привлекаю внимание детей. По чтению в начале года наметила, что к концу года дети выучат 2-3 коротких стихотворения-четверостишия. На данный момент вместе со мной они уже повторяют стихи А.Барто, проговаривают физкультминутки.

Слайд 20

Целью своей работы считаю - адаптировать учащихся со сложной структурой дефекта к условиям и правилам поведения в школе. Исходя из возможностей классного коллектива стараюсь определить содержание обучения, менять виды деятельности, методически правильно обеспечивать урок дидактическим материалом, разумно чередовать учебную деятельность и отдых, создавать систему воспитания и развития творческих способностей детей.

Слайд 21

Ставлю перед собой следующие задачи:

- работать над формированием и сплочением классного коллектива, выработкой единых ценностных норм и правил;

- способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию;

- воспитывать культуру общения, развивать их коммуникативные умения и навыки. Слайд 22

Учитель постоянно ищет, рационализирует свою деятельность. Новаторство должно быть присуще подавляющему большинству учителей, так как педагогический труд - творческий по своей сущности. Он должен сочетать в себе научный подход с подлинным искусством.





© 2010-2022