Всемирная слава ордена Георгия Победоносца

"Разработанный классный час-игра в форме «Что? Где? Когда?» направлен на решение задач гражданско-патриотического воспитания школьников среднего звена. Внеклассное мероприятие в такой форме решает многие задачи классного коллектива, несет в себе учебно-познавательную нагрузку, личностное отношение к истории родной страны, способствует сплочению класса. В разработке материала использованы исторические данные, музыкальные фрагменты, компьютерная презентация, радаточнй материал для играющих команд....
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Всемирная слава ордена Георгия Победоносца»

Жить и сгорать у всех в обычае,

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к свету и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Б. Пастерчак

Ни высокая порода, ни полученные пред

неприятелем раны, не дают право быть

пожалованным сим орденом: но дается

оный тем, кои не только должность свою

исправляли во всем по присяге, чести и

долгу своему, но сверх того отличили еще

себя особливым каким мужественным

поступком, или подали мудрые, и для

нашей воинской службы полезные советы.

Из статуса Ордена Святого Георгия.

Форма проведения классного часа: игра «Что? Где? Когда».

Задачи классного часа:

  • Способствовать формированию потребности знать историю своей Родины, ее памятные даты, события, реликвии.

  • Воспитывать уважительное отношение к людям, чье служение Отечеству - пример мужества и доблести.

  • Развивать познавательный интерес, потребность быть достойным славы отцов и дедов.

Ход классного часа

На доске -именам и портреты Георгиевских кавалеров первой степени.

Для участников игры подготовлен стол и стулья, а также волчок для проведения игры. Зал украшен шарами, на экране - надпись: «Потомство мое, прошу брать мой пример!» и портрет А. В. Суворова без подписи.

Ведущий: Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы проводим игру «Что? Где? Когда?» (звучат фанфары). Сегодняшняя игра посвящена военной теме. И в ней особое место занимают награды воинов за их боевые подвиги. Помните, как говорил любимец всех фронтов времен Великой Отечественной войны, герой А. Т. Твардовского Василий Теркин? «Ах, что там орден! Я согласен на медаль!». Но мы с вами как раз таки поведем разговор об ордене, значение которого для воина непреходяще.

Этот орден - самый главный и самый важный из всех орденов, утвержденных в Российском государстве. Он имеет славную историю, а люди, награжденные им - честь и слава нашей Родины. Этот орден - высшая награда в Российской империи и в настоящее время - высшая военная награда в Российской Фёдерации.

(На экране - Орден Святого Георгия. Звучит музыка к песне О. Газманова «Офицеры»)

Ведущий: Я хочу представить гостей нашей игры, которые будут не только гостями, но и экспертами, оценивающими ответы ребят. И моих помощников, ведущих

___________________________________________________________________________

Представление гостей.

Ведущий 1: А моя задача - представить команды - участниц игры.

В первой команде играют:____________________________________________________

Капитан команды:__________________________________________________________

Ведущий 2: Во второй команде играют:_______________________________________

Капитан команды:___________________________________________________________

Представление команд сопровождается компьютерной презентацией с фамилиями и именами ребят. Звучат фанфары. За игровой стол приглашаются команды.

Каждая команда ответит на 6 вопросов, вопрос будет определяться с помощью волчка.

Ведущий 1 Готовясь к игре, мы провели опрос. Мы обращались к ученикам со следующими вопросами:

- Кого в нашей стране называют Георгиевским кавалером?

- Кто был первым Георгиевским кавалером России?

- Кто такой Суворов А. В.?

И вот какие ответы мы получили (идет рассказ о результатах опроса).

Ведущий эти ответы еще раз подтверждают то, что ваше поколение плохо знает важные страницы истории нашей страны, а это необходимо, если мы с вами считаем себя патриотами.

Сейчас ведущие познакомят вас с историей возникновения ордена Святого Георгия

(Ведущие. Из истории)

На Руси культ св. Георгия утвердился вместе с принятием христианства. "В древней России велось, - повествует историк, - что князья имели двойные имена: мирское, которое давалось при рождении, и христианское - при крещении. В 988-м году Ярослав(сын св. равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый) при крещении получил имя Георгия, которое долго сохраняли его потомки… Ярослав приписывал свои победы помощи святого Георгия и старался увековечить его имя. Так после победы над эстами, в 1030-м году он заложил город Юрьев (ныне город Тарту в Эстонии). После же победы над печенегами в 1036 году великий князь основал в Киеве монастырь св. Георгия. При освещении его он заповедовал "творити праздник св. Георгия месяца ноября в 26-й день".

В иконописном изображении св. Георгий представлен в образе прекрасного юноши в княжеском облачении и полном вооружении, на белом коне, в символической битве со змеем. Именно таким его создал великий Рафаэль, так писали его в России художники и суздальские иконописцы. Конный воин с копьем прочно утвердился в русской официальной символике, стал гербом Москвы и в этом качестве при царе Иване 3 вошел в государственный герб России. В иностранной трактовке изображенный на нем "русский всадник", топчущий конем и поражающий копьем дракона, олицетворял освобождение русской земли от татарского ига. В 1730 году и русское правительство официально закрепило такое объяснение центрального изображения на государственной печати и гербе России.

Итак, мы начинаем игру.

Вопрос № 1 Ведущий 1:

Уважаемые игроки! Если вы достаточно наблюдательны, то перед началом игры вы обратили внимание на то, что на экране была написана следующая фраза: «Потомство мое, прошу брать мой пример!».

Внимание!:

- Кому принадлежит эта фраза?

Ответ: Эта фраза принадлежит Суворову Александру Васильевичу

Суворову Александру Васильевичу - князю Италийскому, графу Рымникскому и Священной Римской империи, генералиссимусу русской армии и генерал-фелъдмаршалу австрийской армии, величайшему русскому полководцу. С именем А. В. Суворова награждение орденом Святого Георгия связано напрямую.

В 1789 г. А. В. Суворов, командуя дивизией в армии Репнина, разбил турок при Фокшанах и Рымняке, за что получил орден святого Георгия 1 степени и титул графа Рымникского, а от австрийского императора - титул графа Священной Римской империи.

Ведущий 2: Внимание! Вопрос №2:

- Имя ордена имеет мужское начало, а связано оно напрямую с женским именем. Почему? Какова история его появления среди наград Российской империи?

Ведущий 1: Внимание! Вопрос № 3 (под музыку один из учащихся вносит черный ящик)

- Уважаемые игроки! В этом ящике лежит рисунок. Вам необходимо объяснить, что на нем изображено

• звезда и крест на плечевой ленте.

• звезда и крест на шейной ленте.

• крест на шейной ленте.

крест в петлице.

Ответ: Это знаки отличия или степени ордена Святого Георгия. Орден имеет четыре степени.

• Высшей степенью является первая степень. Ее отличием является звезда и крест на плечевой ленте.

• Вторая степень отличается тем, что имеет звезду и крест на шейной ленте.

• Третья степень состоит из креста на шейной ленте.

• Четвертая степень представляет собой крест в петлице.

Ведущий 2: Внимание! Вопрос № 12 (под музыку один из учащихся вносит черный ящик)

- Уважаемые игроки! В этом ящике лежат фотографии . Вам необходимо объяснить, как эти фотографии связаны с Орденом святого Георгия

• фотография дворянской грамоты.

• фотография мундира времен Екатерины II.

• фотография серебряной монеты с образом св. Георгия

• фотография репродукции картины «На балу у императрицы»

Ответ На фотографиях из черного ящика представлены те привилегии, которые получали офицеры по случаю награждения их георгиевским крестом.

• Фотография дворянской грамоты - это главная привилегия награжденных Георгиевским крестом офицеров. Из рук Екатерины Вели кой они получали жалованную грамоту, которая обеспечивала им дворянство и имение, в котором отныне они могли жить.

• Фотография мундира времен Екатерины Великой говорит о том, что даже после отставки и выхода на пенсию офицеры - Георгиевские кавалеры имели право носить свой мундир.

• Фотография серебряной монеты говорит нам о том, что все Георгиевские кавалеры награждались серебряными монетами царской чеканки с изображением Святого Георгия.

• Фотография репродукции картины «На балу у императрицы» намекает нам об еще одной привилегии Георгиевских кавалеров. Георгиевские кавалеры, могли бывать на балах царского двора, независимо от приглашения царской особы.

Ведущий 2: Внимание, вопрос №4

- Объясните, каким образом данные даты связаны с введением Ордена Святого Георгия?

• 26 ноября 17б9года

• 1 сентября 1770.

• 22 сентября 1770.

• 8 октября 1770.

• I8июля 1771

• 18 октября 1789.

Ответ: Эти даты относятся к награждению первых Георгиевских кавалеров России.

В списке первых награжденных Георгиевским орденом была императрица Екатерина II, которая в день учреждения Военного ордена возложила на себя знаки ордена 1-й степени как первый Гроссмейстер ордена. Это произошло 26 ноября 1769 года.

Следующим в списке шел граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский, генерал-аншеф русской армии, который был награжден Георгиевским крестом первой степени после императрицы Екатерины Второй. В турецкую войну, предводительствуя первой армией, он одержал над неприятелем 21 июля года под знаменитую победу, а 1 сентября 1770 года стал Георгиевским кавалером.

22 сентября 1770 года Георгиевским кавалером стал Алексей Григорьевич Орлов-Чесменскйй за умелое руководство российским флотом и разгром турецких войск на море.

Панин Петр Иванович, генерал-аншеф русской армии, был награжден Георгиевским крестом 1-й степени за взятие города Бендеры в русско-турецкой войне. Свою награду он получил 8 октября 1770 года.

Известный генерал русской армии, Василий Михайлович долгорукий Крымский одержал блистательную победу в битве под Перекопом в июне 1771 года, а 18 июля 1771 года он стал Георгиевским кавалером первой степени.

И, наконец, последняя цифра связана с именем князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, генерал-фельдмаршала русской армии. В его представлении к награждению было написано: «В воздаяние усердия к Отечеству, искусства отличнаго мужества, с которыми предводительствуя армиею Екатеринославскою и флотом на и одержал важныя над неприятелем и всего христианства поверхности, предуспел покорить оружию город и крепость».

Ведущий 1: вопрос №5

Ведущий: Спасибо за ответ. А сейчас я прошу внести черный ящик.

В ящике помещен настенный календарь, на котором отмечена дата - 9 декабря.

Ведущий : Уважаемые игроки!

- Объясните значение даты 9 декабря в истории Ордена Георгия Победоносца?

Ответ: В дореволюционной России (26 ноября) 9 декабря отмечался праздник - день Георгиевских кавалеров. Сейчас это День Героев России.

В последний раз праздник Георгиевских кавалеров торжественно отмечался 26 ноября 1916 года. А после Октябрьской революции эта традиция ушла, как ушел в историю и сам орден. 8 сентября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статус, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента украсила многие российские медали и наградные знаки.

Указом президента России от 8 августа 2000 года ордену Святого Георгия возвращена роль высшей военной награды России.

По решению Государственной думы, возвращён праздник 9 декабря как дня чествования людей, прославивших Россию подвижническим трудом или ратными подвигами. Этот день является днем воинской славы.

Ведущий 2: вопрос №6

- Кто был самым первым Георгиевским кавалером после Императрицы Екатерины Великой?

Ответ: Самым первым Георгиевским кавалером был подполковник гренадерского полка Федор Иванович Фабрициан, который получил орден 3-ей степени, минуя 4-ю за взятие турецкой крепости Галац, скопление войск которой превосходило русское войско наполовину.

Ведущий 1: вопрос № 7

- Известно, что орден Георгия Победоносца был учрежден для офицерского состава русской армии. Имелись ли случаи, когда этим орденом награждали военных, не имевших офицерского звания?

Ответ: Особая награда для низших чинов: Знак военного ордена. Это был серебряный в петлице на Георгиевской ленте крест с изображением святого Георгия и его вензеля.

Прошедшие войны показали, что мужество на полях сражений за Родину проявляют не только высшие офицеры, но и солдаты, матросы, уктер-офицерм. По распоряжению Александра I, сына Павла I, 13 февраля 1807 года в России была введена особая награда для низших чинов: Знак военного ордена. Это был серебряный в петлице на Георгиевской ленте крест с изображением святого Георгия и его вензеля. Статут ордена гласил: «Сей знак имеет причислен быть к Военному ордену святого Великомученика и Победоносца Георгия. Приобретается только на поле сражения, при обороне крепостей и на водах».

Первого серебряного Святого Георгия получил рядовой Кавалергардского полка Егор Митрохин при сражении с наполеоновскими войсками 2 июня 1807 года при Фридланде

Ведущий 2: вопрос №8 В черном ящике карта Европы, на которой Георгиевским вензелем от мечены Австрия, Швеция, Германия

Уважаемые игроки! Объясните, почему на карте Георгиевским вензелем обозначены Германия, Австрии и Швеция?.

Ответ: Статут ордена Георгия Победоносца гласил, что его обладателя ми могли стать не только представители России, но и других стран. Значки вензеля показывают, представители каких стран Европы стали обладателя ми Георгиевских крестов.

Ведущий 1: Вопрос №9

- О нем писали современники, что он ведет образ жизни, который никак нельзя совместить с жизнью человека высшего света. Его манеры никак не сочетаются с высочайшей образованностью, а чудачества не имеют границ. О ком идет речь?

Ответ: Речь идет о Георгиевском кавалере трех высших степеней Суворове Александре Васильевиче.

Личность Суворова представляет редкое явление, особенно в современном ему русском обществе. В малорослом, вялом и невзрачном мальчике трудно было предугадать будущего великого полководца, пробившего себе дорогу к высшим почестям не силой могущественных связей, а только своими личными дарованиями и железным характером.

Суворов был с детства любознателен, он со страстью предался чтению, преимущественно книг военного содержания. Вынеси из родительского

дома уважение в науке и жажду знаний, он и на службе, чуть не до конца жизни, постоянно пополнял свое многостороннее образование.

Обладая чрезвычайной личной храбростью, он без нужды не выказывал ее, но там, где считал нужным, бросался в самый пыл боя, платясь за это не однократными ранами. Он избегал изнеженности, даже комфорта, спал на сене, носил даже в холода самую легкую одежду, не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, постоянно обнаруживая самую кипучую деятельность.

Ведущий 2: вопрос №10

Назовите количество награжденных воинов России орденом Святого Георгия первой, второй и третьей степени?

Ответ: За всю историю Российского государства Орденом Святого Ге оргия первой степени было награждено 25 человек. Орденом второй степени было награждено 125 человек. Орден третьей степени получило 645 чело век. Орден Святого Георгия четвертой степени получило более тысячи воинов России.

Ведущий 1: Вопрос №11

- Какой главнокомандующий второй мировой войны был Георгиевским кавалером и очень гордился этой наградой?

Ответ: Эту награду имел маршал, Герой Советского Союза, Георгий Константинович Жуков, принимавший парад Победы.

Звучит музыка из кинофильма «Офицеры»

Ведущий: Уважаемые эксперты! Я прошу вас определить команду, которая наиболее полно ответила на поставленные вопросы и слаженно обсуждала каждый поставленный вопрос.

Эксперты определяют лучшую команду игры.

Для нас важно не только определить лучшую команду, но и игроков, выступления которых были наиболее точными и интересными.

Эксперты определяют лучших игроков каждой команды.

За игровой стол приглашаются лучшие игроки каждой команды.

Ведущий1: Этот раунд мы посвятим Георгиевскому кавалеру, обладателю всех высших орденов Святого Георгия А. В. Суворову.

Внимание, вопрос 1

- Он написал книгу, которая стала военным бестселлером всех времен и народов. И сегодня курсанты военных училищ и академий России с интересом и благоговением читают эту книгу. Как она называется, о чем она рассказывает?

Ответ: Называется книга «Наука побеждать». Она посвящена области военной стратегии.

Суворов считал, что война должна быть по возможности скоротечной, для чего необходимы своевременная и энергичная мобилизация всех сил и средств для её успешного ведения с учётом международной обстановки, сил и намерений противника, постановка перед вооружёнными силами реши тельных целей, быстрота наступательных действий с целью разгрома, прежде всего, живой силы противника.

Ведущий2: Вопрос 2

- Какое отношение имел А. В. Суворов к медицинской службе?

Ответ: А. В. Суворов не имел непосредственного отношения к медицине, однако он издал «Правила медицинским чинам», согласно которым медицинские работники, служившие в армии, должны были следить за тем, чтобы в казармах был образцовый порядок, солдаты получали нормальное питание, были обеспечены теплым обмундированием и обувью.

Благодаря этим правилам, в армии России в 18 веке резко сократились заболевания солдат, выросла боеспособность, так как офицеры при обучении солдат стали уделять большое внимание физической закалке солдат.

Ведущий1: Вопрос 3

- В каком известном полку начинал Суворов свою военную службу?

Ответ: А. В. Суворов начинал службу в Семеновском полку.

Ведущий2: Вопрос 4

- Кто автор памятника А. В. Суворову в Петербурге и когда он был воздвигнут?

Ответ: Автором памятника является скульптор М. И. Козловский. Памятник был воздвигнут в 1801 году.

Ведущий1: Вопрос 5

- Какой титул получил А. В. Суворов от канцлера Австрии?

Ответ: А. В. Суворов получил титул графа Священной Римской империи.

Ведущий2: Вопрос 6

- За что А.В. Суворов получил орден святого Георгия 1 степени

Ответ: В 1789 г. А. В. Суворов, командуя дивизией в армии Репнина, разбил турок при Фокшанах и Рымняке, за что получил орден святого Георгия 1 степени и титул графа Рымникского, а от австрийского императора - титул графа Священной Римской империи.

Ведущий: Уважаемые игроки! Сегодня мы с удовольствием наблюдали за тем, как хорошо вы знаете события, связанные с историей на шей Родины. Совершенно не случайно мы провели эту игру на военную тематику. Это связано, в первую очередь, с тем, что все меньшее количество школьников интересуется событиями и людьми, которые составили славу Российского государства на века.

Ведущий: По результатам нашей игры мы определяем победителя в индивидуальном зачете и команду, которые наиболее полно смогли ответить на все поставленные в игре вопросы. А сейчас слово предоставляется экспертам, которые и определят победителей на шей игры.

Выступление экспертов. Подведение итогов игры, награждение победителей.


© 2010-2022