- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие на тему Речевой этикет (5 класс)
Внеклассное мероприятие на тему Речевой этикет (5 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ратанова Е.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие в 5 классе на тему «Речевой этикет»
Цель: познакомить учащихся с правилами речевого поведения в различных жизненных ситуациях; воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Оборудование: презентация, видеоматериал.
Форма работы: групповая.
Ход мероприятия
-
Организационный момент.
Учитель раздает на входе каждому ученику карточку определенного цвета.
Учитель: Рада приветствовать вас на уроке. У каждого из вас есть карточки определенного цвета, с помощью которых мы разделимся на группы. Прошу занять свои места за столами в соответствии с цветом.
-
Слово учителя.
Сегодня наше мероприятие будет посвящено речевому этикету. Скажите, с каким словом из этого словосочетания вы не раз встречались? (этикет)
Что такое этикет? (правила поведения в обществе)
Свой этикет присутствует в каждой области человеческих отношений. С какими видами этикета вы уже знакомы? (правила поведения в музее)
Давайте продемонстрируем гостям наше умение пользоваться этими правилами в жизни.
-
Выступление творческих групп.
1 группа. «Правила поведения в музее»
Ведущий: При входе в музей сдайте в гардероб все мешающие вещи (рюкзак, зонт, свёрток).
Соблюдайте тишину в залах. Если закашлялись, выйдите.
Внимательно относитесь к другим людям: не загораживайте картины, не толкайтесь.
Вопросы экскурсоводу задавайте только в перерывах.
В музее нельзя есть и мусорить.
-
Постановка цели.
Молодцы! Вы прекрасно усвоили правила поведения в музее. Но сегодня речь пойдет о речевом этикете. Как вы понимаете это словосочетание? Что значит речевой? (правила ведения разговора)
Совершенно верно! Как вы думаете, какую цель мы должны достигнуть к концу урока? (познакомиться с правилами речевого этикета и научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях).
Цель поставлена, и я предлагаю начать знакомство с этими правилами.
-
Знакомство с материалом.
Рубрика №1 «Как начать знакомство?»
У каждой команды на столах лежат карточки с утверждениями на тему «Как правильно начать знакомство?». Ваша задача внимательно прочитать утверждения, обсудить их в группе и поставить плюс рядом с теми, которые на ваш взгляд верны, и минус, если утверждение неверно.
-
При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»
Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»
Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество
Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»
Учитель: Так какие же утверждения на ваш взгляд являются верными? (2,4).
А какие не верны? (1,3)
Совершенно верно! Давайте составим памятку знакомства:
-
К взрослому человеку мы всегда обращаемся на вы, а если перед нами ровесник, то может употребить местоимение ты.
-
Представляться нужно по имени, но взрослых людей всегда называть только по имени и отчеству.
-
Завершить знакомство нужно вежливыми словами.
Рубрика №2 «Как правильно обратиться с просьбой?»
У команд на столах есть карточки со словами, которые мы очень часто слышим в общественных местах. Выберите только те, с помощью которых можно обратиться с просьбой к незнакомому человеку в магазине, транспорте и др.
Ей, ты!
Слышь, помоги, а!
Если вам это не трудно.
Будьте добры.
Скажите, пожалуйста.
Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!
Будьте любезны.
Бабуля!
Дедуля!
Дяденька!
Учитель: Проверим, как вы справились.
Выведем памятку обращения с просьбой:
-
Запрещается обращаться к взрослым людям со словами: «бабуля», «дедуля», «тетенька», «дяденька».
-
Ко взрослым принято обращаться - «господин» или «госпожа».
-
К молодым людям обращаются «девушка», «молодой человек».
Рубрика №3 «Как правильно вести разговор»
Допустим, вы случайно попали на праздник к незнакомым людям. Как познакомиться? О чем поговорить с новым знакомым? Нередко эти вопросы вызывают затруднение.
Предлагаю каждой команде посмотреть видео-ситуации, на которых показаны разные варианты начала разговора. Ваша задача - определить, правильно делают герои роликов или они допускают ошибку.
1 ситуация: Мальчик увидел в компании одиноко сидящего человека и подошел к нему с фразой: «Привет, как дела?».
2 ситуация: Парень изо всех сил ударяет соседа по плечу с возгласом: «Здорово, братан!»
3 ситуация: Девочка замечает парня, увлеченно читающего книгу, подсаживается к нему, интересуется, что он читает и сообщает о том, что тоже любит этого писателя.
4 ситуация: Мальчик рассказывает другому об увлечении футболом, а тот в свою очередь играет в телефоне.
5 ситуация: Во время рассказа один мальчик перебивает другого, не дав ему договорить.
Выделим основные правила ведения разговора:
-
В незнакомой компании лучше начать разговор с тем, кто не занят беседой с другими людьми и сидит отдельно.
-
Во время разговора необходимо быть внимательным к собеседнику.
-
Ни в коем случае нельзя перебивать собеседника!
-
Начинать разговор нужно с приветливой улыбкой на лице спокойным тоном.
-
Подведение итогов.
Сегодня мы добавили в свою копилку новые правила этикета - правила общения. Как вы думаете, они помогут вам в жизни? каким образом?
Я надеюсь, вам было интересно на уроке. В начале каждому из вас я раздала цветную карточку. Я хочу, чтобы сейчас каждый из вас нарисовал на ней смайлик. Если урок вам полностью понравился, нарисуйте улыбающийся смайлик, если понравилось, но не все, то нарисуйте серьезный смайлик, если не понравилось - грустный.
Спасибо за урок!
Приложение
-
При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»
Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»
Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество
Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»
-
При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»
Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»
Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество
Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»
-
При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»
Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»
Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество
Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»
-
При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»
Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»
Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество
Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»
-
При знакомстве со взрослым человеком мы обычно говорим: «Привет! Как тебя зовут?»
Если мы хотим познакомиться с ровесником, мы обращаемся к нему со словами: «Привет, с тобой можно познакомиться?»
Если взрослый спрашивает наше имя, мы обязательно должны сказать ему имя и отчество
Знакомство нужно закончить фразой: «Приятно было познакомиться!»
Ей, ты!
Слышь, помоги, а!
Если вам это не трудно.
Будьте добры.
Скажите, пожалуйста.
Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!
Будьте любезны.
Бабуля!
Дедуля!
Дяденька!
Ей, ты!
Слышь, помоги, а!
Если вам это не трудно.
Будьте добры.
Скажите, пожалуйста.
Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!
Будьте любезны.
Бабуля!
Дедуля!
Дяденька!
Ей, ты!
Слышь, помоги, а!
Если вам это не трудно.
Будьте добры.
Скажите, пожалуйста.
Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!
Будьте любезны.
Бабуля!
Дедуля!
Дяденька!
Ей, ты!
Слышь, помоги, а!
Если вам это не трудно.
Будьте добры.
Скажите, пожалуйста.
Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!
Будьте любезны.
Бабуля!
Дедуля!
Дяденька!
Ей, ты!
Слышь, помоги, а!
Если вам это не трудно.
Будьте добры.
Скажите, пожалуйста.
Ей, тетя! Я к вам обращаюсь!
Будьте любезны.
Бабуля!
Дедуля!
Дяденька!