Разработка классного часа «Как противостоять нетерпимости»

Разработки классного часа. Толерантность обычно определяют как установку или как состояние общества. Толерантность выражает саму суть социальной ответственности в обществе. Формы и цели социальной ответственности уточняются с помощью понятия прав человека и соответствующих ему стандартов, в которых содержатся конкретные формулировки ограничений. Методические рекомендации: данные занятия рекомендуются проводить в течение 1,5 часов раз в четверть. Первая часть будет носить «теоретический» характер...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема проекта: «Как противостоять нетерпимости».

Цели проекта:

- гуманизация и образования;

- формирование толерантного сознания членов школьного сообщества как основы утверждения принципов

толерантности в общественной жизни;

- повышение качества и углубление содержания учебно-воспитательного процесса в школе;

- создание и совершенствование психологически комфортной школьной среды.

Задачи проекта:

- развитие школьного образовательного пространства как территории толерантных взаимоотношений в системе «ученик - учитель - родители;

- организация процесса формирования толерантного сознания во взаимодействии с различными возрастными группами учащихся;

- реализация идеологии толерантности в урочной и внеурочной деятельности;

- активизация познавательной, научно-исследовательской деятельности школьников;

- повышение уровня их коммуникативности.


Критерии

Виды образовательных проектов

Направленность работы

Обучающая

Временные рамки

Среднесрочный

Масштаб

Групповой

Место в образовательном пространстве

Междисциплинарный

Результативность

Учебная (имитационная)

Новизна

Универсальная

Для подростков 13-14 лет характерными особенностями являются:

развитие взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию, значимость отношений со сверстниками, бунт против родителей и социальных норм;

эмоциональная неустойчивость, чувствительность, агрессивность, конфликтные отношения с окружающими и склонность к крайним суждениям и оценкам;

в подростковом возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят. Однако, при всей тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших;

развитие конфликтности у подростков имеет многофакторную обусловленность, в которой социальные и психологические факторы представлены в едином неразрывном комплексе на протяжении всего возрастного периода. Эти факторы в своём тесном переплетении дополняют формирование личности;

повышенная конфликтность подростка может быть обусловлена не только стабильными внутриличностными факторами, но также, что не менее важно, семейной ситуацией и внешней средой.

Методические рекомендации: данные занятия рекомендуются проводить в течение 1,5 часов раз в четверть. Первая часть будет носить «теоретический» характер, вторая - практический. Для выполнения практической части требуется время для подготовки.

.

Занятие 1. Декларация принципов толерантности

Цели:

- изучить основные положения «Декларации принципов толерантности»;

- развивать навыки работы с международными документами: умение анализировать документ, выделять главное, уметь объяснить сущность проблем, поднятых в документе.

Предварительная подготовка:

Подготовить тексты «Декларации принципов толерантности». Желательно, чтобы текст был у каждого ученика. Если такой возможности нет, то, как минимум, каждая малая группа должна получить текст.

Ход урока:

Вводное слово учителя.

XXI век… Каким ему быть - во многом зависит от нас, как взрослых так и детей. Он может войти в историю как век катаклизмов и катастроф или открыть путь в сферу духовно-нравственного и творческого саморазвития человека.

Толерантность обычно определяют как установку или как состояние общества. Толерантность выражает саму суть социальной ответственности в обществе. Формы и цели социальной ответственности уточняются с помощью понятия прав человека и соответствующих ему стандартов, в которых содержатся конкретные формулировки ограничений.

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека и утверждения демократии. В сфере воспитания развитие толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению.

Эти два подхода не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения.

Сегодня мы знакомимся с международным документом Декларация принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. (Приложение 1)

•• Работа с текстом.

Знакомство с документом начинается с изучения Преамбулы Декларации. Учитель предлагает проанализировать декларации, соглашения и конвенции (перечень этих документов см. в преамбуле Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО), в которых нашли отражение международные стандарты прав человека. Предварительно учащимся задаются вопросы:

- Что вызвало появление декларации принципов толерантности в конце XX века?

- Какие документы стали фундаментом при декларировании принципов толерантности?

Для работы со статьями Декларации класс делится на группы.

Учитель поясняет, что задание будет не настолько легким, как это кажется на первый взгляд. Каждая группа получит особое задание.

* Первая группа будет рассказывать о ст. 1: Декларации так, как будто ей пришлось объяснять суть этого документа 7-летнему ребенку.

* Вторая группа будет объяснять статью 2: для патрульного милиционера.

* Третья - статью 3: для 70-летней бабушки.

* Четвертая - статью 4: для тинэйджера на улице.

Кроме того, что группа должна понятным языком объяснить принципы толерантности заданным условным персонажам (текст объяснения желательно зафиксировать письменно), она должна нарисовать плакат для наглядности своего объяснения (подобно плакатам по правилам пожарной безопасности или правилам дорожного движения). Плакат должен быть понятен той социальной группе, которой он адресован, должен объяснять основные положения, прописанные в той статье «Декларации принципов толерантности», которую объясняет группа.

После подготовки (15 мин.) каждая группа представляет свое задание (в роли персонажей, которым разъясняются соответствующие статьи Декларации может выступить учитель).

Далее учитель обращает внимание на ст. 5 и ст. 6, в которых говорится о мерах, предпринимаемых ООН для реализации провозглашенных в Декларации принципов. Для активизации учащихся учитель может дать задание группам предложить свой вариант проведения Дня толерантности в нашей школе.

••• Итоговая рефлексия.

Учитель, перед постановкой проблемного вопроса обращает внимание учащихся на то, что изученный документ является декларативным, т.е. он только провозглашает определенные воззрения на нормы законодательства, нарушения этой декларации не ведет к определенному наказанию. С другой стороны, декларируемые нормы уже прописаны в ряде международных документов. Поэтому все государства ООН так или иначе должны учитывать положения Декларации, так как в противном случае их действия будут противоречить принятыми ими обязательствам, что может при известных обстоятельствах привести к определенным санкциям со стороны ООН. Все это вызывает следующие вопросы.

- Зачем все-таки нужен такой документ, если он не имеет большой юридической силы?

- Можно ли людей с помощью деклараций и законов сделать толерантными?

- Как известно, идеальных законов не бывает. Что бы вы лично хотели бы добавить в «Декларацию»? Какие положения, на ваш взгляд, надо прописать более четко?

Творческая работа: составление сенквейна о декларации.

Приложение1

ПРЕАМБУЛА

Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года,

памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи",

напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что "мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества",

напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18), "на свободу убеждений и на свободное выражение их" (статья 19) и что образование "должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26),

принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

Международный пакт о гражданских и политических правах,

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,

Конвенцию о правах ребенка,

Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,

Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам,

Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,

Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,

Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,

Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,

учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 С/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укреплению мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности,

преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов,

мы заявляем следующее:

СТАТЬЯ 1 - ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

СТАТЬЯ 2 - ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УРОВЕНЬ

2.1 На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2 Для того, чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, "все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга" (статья 1.2).

СТАТЬЯ 3 - СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличности по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы представить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

СТАТЬЯ 4 - ВОСПИТАНИЕ

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

СТАТЬЯ 5 - ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

СТАТЬЯ 6 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

Занятие2

«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

3. Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

Ход занятия

1. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

2. Беседа «Все мы разные, и тем не менее у нас много общего».

3. Упражнение «Сходства и различия».

На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».

Далее ученики называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

Вопросы для обсуждения:

1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?

3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?

4. Какие религии вы знаете?

5. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?

6. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

7. Как общаются между собой старые и молодые люди?

Ведущий делает вывод. О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

4. Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

5. Разминка на внимание.

«Топни 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2… раз».

Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча, подсказывать нельзя.

После разминки просим ответить на вопрос, что помогало и что мешало вы­полнить ее быстро и правильно?

6. Формулируем определение толерантности.

Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Жизнь - театр, у каждого свои роли.

Запишите на листочке: «КТО Я?» И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.

Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»… У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.

А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?

Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?

Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

♦ Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.

♦ Стремление к полноценной реализации своих способностей.

♦ Умение понимать и познавать других людей.

♦ Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

7. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».

Занятие 3

Как противостоять проявлениям нетерпимости в общении?

Психологический настрой

в ситуации нейтрализации агрессии

В ходе занятия учащимся предлагается:

• познакомиться с формами проявления нетерпимости в общении (коммуникативной нетерпимости);

• обсудить важность психологического настроя при попытках нейтрализации агрессии, облеченной в форму нетерпимости.

Ход занятия

Постановка темы урока

Бытовая ксенофобия (информационная нетерпимость) может проявляться по-разному. Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда в разговоре собеседники высказывают оскорбительные замечания о какой-либо этнической группе, не направленные ни на кого лично. Это, по сути дела, простое повторение распространенных в обществе стереотипов и предрассудков. Далеко не всегда человек, высказывающий ксенофобские и даже расистские взгляды, является расистом.

Наше занятие посвящено более серьезным и опасным формам проявления нетерпимости в повседневной жизни - коммуникативной нетерпимости:

• Прямым оскорблениям на национальной почве, обращенным к конкретному человеку.

• Всевозможным действиям, причиняющим вред человеку, принадлежащему к определенной национальной или культурной группе.

В отличие от информационной нетерпимости, не направленной на кого-то лично, здесь обязательно есть жертва - тот, кого оскорбляют, или бьют, или еще каким-либо образом причиняют страдания.

Беседа и мозговой штурм: «В каких формах проявляется коммуникативная нетерпимость?»

Учитель вводит понятие коммуникативная нетерпимость (нетерпимость, проявляющаяся в непосредственном общении с жертвой), акцентируя внимание на сознательном желании нападающего причинить вред жертве, и предлагает ребятам провести небольшой мозговой штурм на тему «Формы проявления коммуникативной нетерпимости». Результат может быть примерно таким:

Проявления коммуникативной нетерпимости:

• оскорбить (словесные преследования);

• ударить (физические действия);

• испортить вещь;

• отобрать что-то;

• заставить других «изгнать» жертву, отказаться от общения с ней, настроить других против нее;

• распускать о жертве слухи.

Любой человек, столкнувшийся с такими действиями или услышавший о них, задает себе вопрос: «Почему же нападающий так себя ведет?». Возможно, между обидчиком и жертвой возник конфликт, и обидчик, не умея разрешать противоречия мирным путем, выбрал такой способ, считая, что все средства допустимы. С другой стороны, за подобными действиями часто скрывается попытка решить какие-то собственные внутренние проблемы или удовлетворить какие-то свои желания. Изучая проявления агрессии, психологи выяснили, что за ними могут стоять следующие потребности и желания (учитель может перечислить их ребятам).

Чего на самом деле добивается человек, проявляя коммуникативную нетерпимость:

• снимает раздражение, напряжение, агрессию, отыгрывается за свои собственные неприятности или унижения (он получил плохую оценку, его отругал отец, его побили более сильные ребята);

• получает удовольствие от того, что кто-то мучается, от ощущения своей власти над ним;

• мстит в лице «жертвы» всем (богатым, чеченцам, неграм, фанатам «Спартака» и т.д.);

• провоцирует жертву на какие-то действия и получает выигрыш от этого (например, преследователь доводит жертву до «взрыва» на глазах у взрослого, который, не разобравшись в причинах произошедшего, наказывает жертву);

• пытается получить какие-то блага (от лишней порции в школьной столовой до внимания популярной девочки), отогнав и унизив кого-то, фактически отбирая данные блага у него; пытается завоевать авторитет, унижая кого-то рядом (показывает свою силу, остроумие в компании приятелей). Часто «агрессор» имеет не очень высокое положение в компании и стремится укрепить его такими способами.

Итак, собственные неприятности или желания, наложенные на общее недоверие к миру и поиски врагов в «чужих», порождают опасную агрессивную смесь. Мы уже несколько раз отмечали, что не все люди склонны выражать свои чувства в виде агрессивных действий.

Какие черты свойственны потенциальным обидчикам:

• высокий уровень агрессивности;

• желание доминировать;

• желание контролировать все происходящее вокруг;

• желание обязательно выигрывать;

• неумение поставить себя на место другого человека, почувствовать чужую боль;

• отказ принимать ответственность за свое поведение;

• склонность искать доступные жертвы для самоутверждения за их счет;

• одобрение подобного поведения обществом в целом или группой друзей, родственников, то есть людей, чье мнение важно для него (считает, что окружающие его поддержат, социум его одобрит).

Разные стратегии противостояния нетерпимости.

В ходе занятия учащимся предлагается:

• познакомиться с простыми психологическими приемами контроля чувств в ситуации конфликта или преследования на почве нетерпимости;

• обсудить возможные стратегии поведения при проявлениях коммуникативной нетерпимости.

Основная смысловая структура занятия

1. Первая реакция на проявления агрессии.

2. Разные стратегии поведения при проявлениях «коммуникативной» нетерпимости

Ход занятия

Беседа «Первая реакция на агрессию»

Ситуация нападения обычно вызывает сильный стресс у «жертвы», а часто и у свидетелей. Часто она воспринимается вдвойне обидной из-за основания нападения - принадлежности к определенной группе, национальности.

Нередко «жертва» мгновенно начинает действовать по неэффективному, зато знакомому и проверенному сценарию - например, замыкается в себе, ощущая себя полным ничтожеством, или плачет, или пытается отвечать, вызывая смех нападающего и свидетелей. Нельзя сказать, что каждый из этих сценариев абсолютно неэффективен (кроме, возможно, ощущения себя абсолютным ничтожеством), - в зависимости от ситуации он может прекрасно сработать. Беда в том, что многие и «жертвы», и их потенциальные защитники часто не пытаются проанализировать ситуацию и выбрать подходящую стратегию. Наши уроки посвящены тому, чтобы помочь ребятам увидеть ситуацию с разных сторон и определить самые разные стратегии поведения. Заметим, что невозможно научить человека действовать во всех ситуациях правильно, зато можно помочь ему уменьшить страх перед агрессором и психологически подготовиться к действиям в ситуации агрессии.

Какова же должна быть первая реакция на проявления агрессии? Учитель может предложить ребятам вспомнить все, о чем говорилось ранее, и предложить свои варианты. Главное - обратить внимание ребят на то, что необходим некий «подготовительный этап» перед активными действиями.

Первая реакция на проявления агрессии:

1. Остановить свою спонтанную реакцию (гнев, страх и т.п.), внутренне расслабиться.

2. Встать на позицию исследователя, оценить обстановку; проверить свою установку, еще раз сказать себе, что конфликта можно избежать, нападающий может отказаться от такого поведения.

Составление «Карты оценки ситуации проявления коммуникативной нетерпимости»

Вернемся к схеме первой реакции на проявления агрессии. Расслабившись, уменьшив остроту переживаний и вспомнив об установках, надо встать на позицию исследователя и попробовать проанализировать происходящее.

Итак, вот наметки «карты оценки ситуации проявления коммуникативной нетерпимости»:

• В чем может быть причина нападения?

• Стоит ли за нападением реальная нерешенная проблема (спор, конфликт)? Или же нападающий просто удовлетворяет какие-то свои внутренние потребности?

• Возможно, он просто развлекается, хочет ощутить силу и власть?

• Пытается самоутвердиться?

• Поднимает свой статус в глазах окружающих?

• Возможно, нападающий пытается манипулировать жертвой, то есть у него есть некие скрытые намерения? Кажется, что он просто пытается оскорбить жертву, но на самом деле он хочет спровоцировать ее на определенные действия и тем самым достичь каких-то выгод для себя (например, спровоцировать эмоциональный взрыв, который «очернит» жертву и покажет нападающего на ее фоне в выгодном свете, или сделать так, чтобы жертва почувствовала себя виноватой и добровольно согласилась что-то сделать для обидчика).

• Какова реакция свидетелей? Как они оценивают происходящее? Почему?

Чтобы ответить на эти вопросы, часто недостаточно одного проявления нетерпимости. Возможно, придется немного понаблюдать за «обидчиком» и свидетелями. Сравнить их поведение в этом конфликте с их поведением в других ситуациях. Возможно, поговорить с кем-то. Отнюдь не всегда удается разобраться в ситуации досконально, но любое усилие, направленное на понимание, не пропадет даром. Даже в ситуации, когда времени на длительные наблюдения нет и действовать надо быстро, небольшая пауза для оценки происходящего может очень помочь.

Выбор дальнейших действий при защите себя или товарища от агрессивных проявлений нетерпимости.

Эту часть занятия также можно провести в форме мозгового штурма с последующей оценкой разных вариантов. Ребята могут предложить способы, относящиеся к основным стратегиям поведения: уход, переговоры, ответное нападение, опосредованное влияние. Учитель может их систематизировать и дополнить.

Жертва может:

• уйти куда-нибудь в другое место.

Бывает, что самое правильное, что можно сделать, - это просто уйти. Например, если место и время не подходят для попыток разрешения ситуации или нападающий по-настоящему опасен (плохо контролирует себя, представляет серьезную физическую угрозу). Но важно помнить, что, если вы решили уходить, надо это делать спокойно и решительно. Нельзя и уходить и как бы не уходить - оборачиваться, грозить. Нападающий может неправильно истолковать ваши действия и, вместо того чтобы успокоиться, усилить нападение;

• «уйти в себя», никак не реагировать на действия обидчика.

Нередко нападающий хочет добиться определенной реакции жертвы (огорчения, слез, истерики, ответной ярости). Он получает удовольствие, видя эту реакцию. Кажется, цикл «нападение - обида жертвы - веселье обидчика» может повторяться бесконечно.

Чтобы прервать его, нужно твердо решить для себя, что вы не будете реагировать старыми способами. Вы позволите нападающему говорить все что угодно, и поскольку все, что он говорит, глупость, вы не будете обижаться на глупости. В этом случае важно расслабиться, уменьшить остроту негативных чувств и сохранять внешнее спокойствие. В этом хорошо помогают приемы четвертой группы. Если обидчик не будет получать своей обычной награды - веселья от реакции жертвы, ему станет скучно, и он прекратит свои попытки.

Но! Вначале сила и частота нападений может увеличиться - нападающий не понимает, что происходит, он хочет, чтобы все стало как прежде. Очень важно ни в коем случае не сорваться и не вернуться к старой реакции. Нужно во всех случаях продолжать вести себя спокойно и индифферентно.

Скорее всего, нападения будут повторяться и дальше, но уже гораздо реже.

Защитник может:

• создать дистанцию между преследователем и жертвой, переключить его внимание на что-то другое.

Вполне возможно, что нападающий пытается добиться победы в реально существующем конфликте с помощью таких неприглядных средств, как ксенофобские оскорбления. Возможно, ситуация давно вышла из-под контроля и он не в состоянии держать себя в руках. В этом случае тот, на кого нападают, должен оценить обстановку и решить, стоит ли пытаться разговаривать с нападающим сейчас или отложить беседу до более спокойных времен. Тогда беседа может строиться так же, как и в ситуации «информационной нетерпимости».

Но и в других ситуациях не стоит отказываться от возможности переговоров с нападающим. Можно попробовать поговорить наедине, можно подойти к нему вместе с другом. Можно спросить его, почему он так поступает, и объяснить, что это на самом деле глупо и неприятно (бывают люди, которые на самом деле этого не понимают! А сами по себе они вовсе не плохи). Можно предупредить его, чтобы он не смел так больше поступать.

И жертва нападения, и защитник могут попробовать нанести «ответный удар», чтобы отвадить агрессора от такого поведения. Чтобы удар был эффективным, необходимо определить «уязвимое место» преследователя. Мы опять возвращаемся к позиции исследователя.

Как вариант:

• сильная эмоциональная реакция, например плач, крик, истерика.

При некоторых обстоятельствах такая реакция (или ее хорошая имитация) может удивить или напугать преследователей, а значит, повлиять на их действия.

Можно пытаться влиять на преследователя самостоятельно, а можно обратиться к помощи других. Оценка ситуации поможет выбрать правильных людей. Возможно, для преследователя важно мнение классного лидера. Может быть, он хочет заслужить признание какой-то компании. В этой компании вполне могут оказаться вменяемые люди, которые посоветуют нападающему вести себя иначе, надо просто найти их и поговорить с ними.

Творческая работа: составление рисунков (изображение мимики) агрессии с целью критического к ней отношения.

ЗАНЯТИЕ 4

Как и почему мы себя ведем?

Задачи

Учащиеся должны:

• научиться видеть влияние ситуации на поведение людей в случаях проявления нетерпимости и оказания друг другу помощи

• познакомиться с понятиями «принцип социального доказательства», «распыление ответственности», «деиндивидуализация», «конформизм», получить представление, как они проявляются в ситуациях взаимодействия между людьми

• познакомиться с условиями, делающими влияние меньшинства на поведение большинства более эффективным

Основная смысловая структура занятия

1. Разные варианты поведения свидетелей проявления нетерпимости

2. Влияние ситуации на поведение человека: принцип социального доказательства, распыление ответственности, деиндивидуализация, комфортность

3. Можно ли противостоять давлению группы?

4. Может ли меньшинство повлиять на большинство?

Основные понятия:

Принцип социального доказательства, распыление ответственности, деиндивидуализация, конформизм

Ход занятия:

1. Постановка проблемы

Занятие начинается с чтения шокирующего текста о поведении свидетелей преступления и несчастного случая. Его цель - как можно ярче и острее поставить проблему: как ведут себя люди, когда кто-то нуждается в их помощи? Что влияет на их поведение? Что нужно знать о закономерностях влияния ситуации на поведение, чтобы не поддаваться этому влиянию?

Учитель читает текст вслух или пересказывает его.

В 1964 г. молодая женщина, которую звали Китти Дженовезе, была забита насмерть на улице Нью-Йорка. Несмотря на весь трагизм происшедшего, само по себе данное событие не было чем-то экстраординарным: в конце концов, в густонаселенных городах жестокие убийства не являются чем-то из ряда вон выходящим.

Интерес в данном случае представляет следующий факт: не менее 38 соседей жертвы, разбуженных в три часа утра ее страшными криками, на протяжении получаса зачарованно наблюдали из окон за тем, как нападавший заканчивал свое грязное дело (за это время он трижды возвращался и набрасывался на несчастную). Никто из зрителей не вышел наружу, чтобы помочь жертве нападения; никто даже не удосужился поднять телефонную трубку и вызвать полицию, пока не оказалось уже слишком поздно.

Почему так произошло? Возможно, выглянувшие в окно соседи еще не в полной мере отошли ото сна или были заворожены увиденным. В конце концов, в три часа утра трудно требовать от людей адекватной реакции и способности быстро соображать. Возможно, так оно и было. Но вот Элинор Брэдли, идя за покупками, споткнулась, упала и сломала ногу средь бела дня на Пятой авеню в Нью-Йорке. Она пролежала на тротуаре в шоке целых 40 минут, в то время как сотни людей прошли мимо, не останавливаясь, лишь на мгновения задерживаясь взглядом на беспомощной женщине. Почему никто из них не помог? Разве люди невосприимчивы к страданиям других? Или они настолько притерпелись к несчастьям, что выработали в себе своего рода нечувствительность при виде боли и насилия? Отличались ли свидетели описанных выше ситуаций от нас с вами?

Ответ на все заданные вопросы один и тот же: нет. Опросы свидетелей убийства Дженовезе показали, что все эти люди были далеко не равнодушны, - они были объяты ужасом. Почему же в таком случае они не вмешались? На этот вопрос ответить трудно.

Вопрос для учеников:

Как вы думаете, почему люди так повели себя?

Ребята предлагают свои ответы. Скорее всего, их объяснения будут касаться личностных качеств этих людей. (Кстати, если кто-то из ребят укажет в качестве ответа на индивидуализм американской культуры, следует сказать, что это явление интернациональное. Подобные случаи имели место в разных странах, в том числе и в России. Знакомый одного из авторов пособия чуть не умер от сердечного приступа днем на Новом Арбате - одной из главных и наиболее оживленных улиц Москвы. Никто из идущих мимо людей не поинтересовался, все ли с ним в порядке. Его спасла сослуживица, случайно проходившая мимо.)

Однако социальные психологи предположили (а затем и подтвердили это экспериментами), что на поведение людей оказали влияние не только их личностные качества, а число свидетелей вокруг. Если бы свидетель был один, вероятность того, что он бы оказал помощь, была бы гораздо выше. Позже, на основании других экспериментов, расширяющих эту идею, был сделан вывод, что на поведение людей, кроме их внутренних установок, могут оказывать влияние ситуации, в которых они оказываются. Очень важно, чтобы учащиеся осознали этот факт. Цель занятия - помочь ребятам научится учитывать влияние ситуации на поведение и действовать так, чтобы их поступки зависели, прежде всего, от их собственных убеждений и трезвой оценки ситуации, а не от присутствия других людей или действий большинства.

Учитель рассказывает об открытии психологов, подчеркивает идею влияния ситуации на поведение людей и перечисляет понятия, могущие помочь объяснить этот феномен:

• принцип социального доказательства

• распыление ответственности

• деиндивидуализация

• конформизм

2. Разные варианты поведения свидетелей проявления нетерпимости

Учитель просит ребят подумать о разных вариантах реакции свидетелей на проявления нетерпимости (их собственной или той, которую они наблюдали), не важно в какой форме она проявляется - общих оскорбительных высказываниях или сознательном желании причинить вред. Ответы могут быть примерно такими:

• Невмешательство («стою в стороне», «просто идут в мимо», «наблюдают, но не вмешиваются»)

• Попытка защитить жертву нетерпимости («стараюсь ответить», «говорю, чтобы прекратили», «делаю замечание», «отвечаю тем же»)

• Заинтересованное наблюдение («смотрят и смеются», «интересно посмотреть, как он отреагирует»)

• Открытая поддержка («присоединяются», «подзуживают сказать еще больше»)

3. Работа в группах и беседа «Влияние ситуации на поведение человека: принцип социального доказательства, распыление ответственности, деиндивидуализация, конформность»

Чем же обусловлен каждый из вариантов поведения? Почему люди ведут себя так, а не иначе?

Давайте попробуем разобраться, а заодно узнать нечто новое о себе и окружающих.

Учитель разбивает класс на четыре группы и предлагает каждой группе описание одной из ситуаций поведения свидетеля при проявлениях нетерпимости. Необходимо обдумать ее и ответить на вопросы. Вариант ситуаций:

Ситуация первая

На большой перемене одиннадцатиклассница Инна вышла в школьный двор. На крыльце она увидела нескольких незнакомых мальчишек, кажется, из 9 класса. Один из них с насмешливым видом говорили другому (похоже, кавказцу): «Ну, ты, черный… черный…» Второй молчал, по его лицу сложно было понять, задевают ли его эти слова. Вокруг жизнь текла своим чередом. Несколько человек наблюдали, один посмеивался. Большинство просто не обращали внимание. Инне не понравилось слова первого парня. Ей захотелось остановить его, но она промолчала и пошла дальше.

Как вы думаете, почему? О чем она могла думать? Что повлияло на выбор, который сделала Инна?

Ситуация вторая

Андрея в классе не любили, но Сергей не знал, почему. Вроде, Андрей ничего особого не делал, но при всяком удобном случае ему напоминали его «хохляцкое происхождение». Однажды после уроков несколько человек - дежурных, среди них и Сергей, остались в классе. Убираться никому не хотелось. В этот момент в класс за забытым учебником вернулся Андрей. «О, - обрадовались ребята, - вот кто за нас подежурит.» «Я не могу, - пытался отговориться Андрей, - я обещал вернуться домой к трем». «Да, ты хохол и единоличник. Тебя просят по-человечески, вон, у Олега - репетитор, Сашке - на секцию сегодня надо раньше прийти, а тут работы всего-ничего!» Но Андрей все пытался ссылаться на свое обещание. Тогда насмешки увеличились. Вначале Сергей молчал, потом, незаметно для себя включился в перепалку. Вдруг ему очень важным показался и репетитор Олега, необходимость прийти раньше на секцию Сашки. Разгоряченные упорством Андрея ребята собрались у учительского стола. «А давайте просто запрем его, пока не уберется,» - сказал вдруг кто-то показывая на ключ от класса, лежащий на столе. Общими усилиями они затолкали Андрея в класс и закрыли дверь. «Вернемся через полчаса», - крикнул Сергей в запертую дверь. Но через полчаса никто не вернулся. Все как-то незаметно разошлись по домам. Олег поехал к своему репетитору, Сашка пошел на секцию, Сергей и еще два человека вышли из школы и каждый пошел в свою сторону.

На следующий день оказалось, что Андрей просидел в классе до вечера. Его освободил охранник, проверяющий школу.

Как вы думаете, почему Сергей так повел себя? Что он думал, что чувствовал? Что повлияло на выбор поведения, который сделал Сергей?

Ситуация третья

Толе и нескольким его приятелям удалось достать билеты на футбольный матч Россия - Камерун. Довольные, они отправились на стадион. К сожалению, Россия проиграла. Вместе с толпой разочарованных разгоряченных болельщиков Толя вышел со стадиона. Вокруг раздавались ругательства и насмешки - болельщики «недобрым» словом поминали камерунцев.

Внутри у Толи все кипело от обиды. Вместе болельщики спустились в переход. Вдруг справа раздались какие-то крики, Толя повернулся и увидел как несколько человек бросились к негру-прохожему. Толю подхватила толпа. Он бежал вместе со всеми, потом все вместе со всеми кого-то бил. Потом они поехали к студенческому общежитию, где жило несколько негров-студентов и до вечера бродили вокруг него. Но больше им никто не встретился.

Как вы думаете, почему Толя так себя повел? Что он думал, что чувствовал? Что повлияло на выбор поведения, который сделал Толя?

Ситуация четвертая

Юля перешла в эту школу недавно. В классе у нее появилось несколько подруг, но наиболее авторитетные и популярные девушки чаще всего ее игнорируют. Больше всего Юля сочувствует Фатиме - девушке-татарке, которую не любит Инга - староста класса и первая красавица. Среди девушек считается хорошим тоном насмешливо комментировать одежду Фатимы или советовать ей сделать пластическую операцию, чтобы уменьшить нос и увеличить разрез глаз. Бывает, что Юле жалко Фатиму до слез, но она обычно молчит. Но самое ужасное, что ей самой пришлось несколько раз поддержать насмешки, когда Инга или кто-то из ее подруг неожиданно спрашивали, что она думает о платье Фатимы.

Как вы думаете, почему? О чем она может думать? Что влияет на выбор поведения, который делает Юля?

Итак, прежде, чем начать обсуждение учитель напоминает о ситуации: человеку требуется помощь или защита, но оказать ему эту поддержку бывает довольно сложно. Почему? В тоже время, люди могут не противодействовать нетерпимости, а, наоборот, поддерживать ее. Причем, многим, потом, бывает стыдно. Почему же они поддерживали?

Каждая группа зачитывает свою ситуацию и предлагает ответы на вопросы. После каждой ситуации учитель вводит соответствующее понятие и дает комментарии социальных психологов.

Ситуация первая - принцип социального доказательства.

Инна не решилась вступиться за незнакомого парня. Скорее всего сыграло роль то, что ситуация не была достаточно определенной. Может быть девятиклассники просто шутили? Нужна ли была ее помощь «жертве»? Одноклассники ребят реагировали так, как будто все нормально. Возможно, так оно и было?

Здесь «в игру» вступила одна из «упрощающих» познавательных стратегий - принцип социального доказательства Если не знаешь как поступить, посмотри вокруг. Делай как все и не ошибешься. Именно этим принципом руководствовались свидетели убийства Китти Дженовезе. Судя по всему, они не могли понять, насколько ситуация серьезна, вызвал ли уже кто-то полицию, необходимо ли выходить из дома и бежать на помощь. Если бы вышел хотя бы один человеку, другие могли бы последовать его примеру.

В то же время, как показали эксперименты, будучи единственным свидетелем, человек приходит на помощь с гораздо большей вероятностью.

Выводы из этой ситуации:

1. Необходимо помнить о возможности попасть под влияние принципа социального доказательства.

2. Важно уметь "поймать" себя в тот момент, когда включается эта стратегия, и потратить дополнительное время на изучение и трезвую оценку ситуацию.

Ситуация вторая - распыление ответственности

Сергей поначалу не хотел нападать и тем более запирать Андрея. Но оказавшись в группе, где все вели себя определенным образом, Сергей перестал воспринимать ситуацию как серьезную. Здесь работал и принцип социального доказательства и ощущение, что раз так поступают все, то и ответственность распределяется на всех. Чем больше свидетелей или участников, тем проще, бывает, совершить поступок который никогда не совершись в одиночку.

Вывод из этой ситуации:

Важно помнить, что оценка ситуации, сделанная человеком в группе, может отличаться от оценки ситуации, которую он сделал бы индивидуально.

Ситуация третья - деиндивидуализация

История Толи - это продолжение истории Сергея. В группе, возбуждение и распыление ответственности могут привести к тому, что люди забывают об оценке их действий окружающими. Внутренние сдерживающие нормы тоже перестают действовать. Особенно ярко это проявляется в ситуации анонимности, в большой толпе. Происходит «деиндивидуализация» - человек забывает о своей индивидуальности, перестает ощущать себя личностью, чувствовать личную ответственность за свои действия, становится безликой частью толпы. Большая группа каким-то образом «растормаживает» людей, и они готовы совершать то, что никогда бы не сделали в одиночку.

Вывод из этой ситуации:

Чтобы не жалеть потом о совершенных поступках, нужно быть предельно внимательным, когда оказываешься в толпе и суметь уловить тот момент, когда тебя начинает «нести» вместе со всеми.

Ситуация четвертая - конформизм

Ситуация Юли - это всем, наверное, знакомый случай подчинения нормам группы. Такое поведение называется «конформизм».

Конформизм - изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Новенькая в классе, Юля не уверена в своем собственном статусе и поэтому стремится показать, что она «такая как все». Она надеется, что девочки класса за «правильное поведение» будут больше с ней общаться, а за открытое сочувствие Фатиме, ее также начнут преследовать.

Юля хочет добиться признания и одновременно опасается за свой статус, а кто-то из подруг Инги может вести себя также как Юля, дорожа ощущение сплоченности группы. А кто-то третий может ориентироваться на поведение «авторитетов» и поступать также.

Вывод из этой ситуации:

Оказавшись под влиянием группы, можно легко изменить своим убеждениям.

Можно ли противостоять давлению группы? Да можно, если человек дорожит своей личностью, своими принципами и убеждениями. И каждый раз человеку приходится решать, что важнее: похвала других людей или сохранение верности своим убеждениям.

Твердо решить, что для вас важнее

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание ребят.

Многие "агрессоры", преследуя кого-то по национальному признаку, открыто работают на публику. Возникает "театр" со своей "сценой" и "зрительным залом". Открытая поддержка таких людей, еще больше увеличивает проявления нетерпимости. Но равнодушное отношение, также поощряет "агрессора" продолжать в том же духе. То есть отсутствие противостояния, увы, на руку проявлениям нетерпимости.

4. Беседа «Может ли меньшинство повлиять на большинство?»

Закончить урок можно вопросом, который может возникнуть у людей оказавшихся в среде, где нетерпимость - явление нормальное и обыденное. Может ли тогда меньшинство повлиять на мнение большинства? На этот вопрос нет однозначного ответа - все очень индивидуально, но социальные психологи выявили некоторые условия, делающие влияние меньшинства на большинство более эффективным.

Учитель называет ребятам эти условия и предлагает попробовать предположить и показать, в чем именно будет заключаться эффект воздействия. Обратившись к своему жизненному опыту, и постаравшись связать его с новым материалом, ребята сделают для себя процесс запоминания более легким.

Вот эти условия:

• Уверенность в себе и в изложении своих взглядов

• Последовательность в своих действиях

• Способность привлекать сторонников

В чем заключается их воздействие?

Уверенность в изложении своих взглядов

Человек, уверенный в себе (или выглядящий, как уверенный (вспомним познавательные стратегии - стратегию репрезентативности) воздействует на окружающих достаточно сильно.

В этой ситуации может включить фактор социального доказательства - если люди говорят так уверенно, значит, из взгляды могут быть истинными.

Последовательность в своих действиях

Меньшинство, действующее последовательно, производит большее впечатление и имеет больше шансов поколебать верования большинства, чем меньшинство колеблющееся (сегодня говорим что-то, делаем что-то, а завтра - нет). Со стороны, последовательность и истинность также связаны.

Способность привлекать сторонников

Уже само существование меньшинства разрушает ощущение единомыслия большинства. Если все думают и поступают одинаково, то для многих людей, согласно принципу социального доказательства, эти убеждения и поступки - истина, не подлежащая сомнению. Если же находятся противники этой точки зрения, больше вероятность, что человек откажется от "упрощающих" стратегий и обдумает все внимательно или совершит поступок, который он раньше совершить боялся. Поэтому уже просто своим существованием, не говоря о целенаправленных воздействиях, меньшинство может «отколоть» колеблющихся. А возможная поддержка сделает этот процесс не таким пугающим для возможных «перебежчиков».

5. Заключение

Составить коллаж из вырезок и фотографий, связанный с темой проекта.

Список используемой литературы

  1. Интернет источники: tolerance.ru

  2. Бетти Э.Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. - М.: Изд-во "Бонфи", 2001.-304 с.

  3. Александров Н. А. Нравственность, агрессия, справедливость.// Вопросы психологии. 1992.- № 2.

  4. Бармаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: ВЛАДОС, 1996.

  5. Горошкин А. Л. Подросток, характер, проблемы акцентуации характера.// Воспитание школьников. - 1994. - № 2.

  6. Златогорская О. Метод в теории и на практике. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. - // Школьный психолог. - 2003, № 30.

  7. Петровский А. Игры для интенсивного обучения. - СПб., 1993.

  8. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции. М.: М. П. - С. И. "Флинт", 1998.

  9. Лютова Е.К., Монина Г.К. Шпаргалка для взрослых//Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: изд-во ЦСПА "Генезис", 2000.

© 2010-2022