- Преподавателю
- Классному руководителю
- Современные образовательные технологии в воспитательной работе
Современные образовательные технологии в воспитательной работе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Блинова Т.В. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад на тему:
Современные образовательные технологии в воспитательной работе
(выступление на МО
Апрель 2013г.)
Подготовила: Блинова Т.В.
Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
-
по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
-
по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
-
по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
-
по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
-
по подходу к ребёнку
Современные воспитательные технологии
-
технология проектного обучения;
-
личностно-ориентированная технология;
-
технология здоровьесберегающая;
-
технология учебной деловой игры;
-
технология развития критического мышления;
-
технология КТД И. П. Иванова;
-
технология проведения учебных дискуссий;
-
Тьюторство - технология педагогической поддержки;
-
технология создания ситуации успеха;
-
шоу-технологии;
-
ситуативные технологии
1.Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.
Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,
общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.
В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание. Планирование, реализация цели, анализ результатов.
Коллективное творческое дело - КТД - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное - потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое - потому, что его надо делать не по шаблону, а по - новому, лучше чем было.
«Всё творчески, иначе зачем?»
Дело - потому, что его результат - общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»
Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно - политические, организаторские дела.
КТД имеет следующие этапы (стадии).
-Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого - организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.
-Коллективное планирование (сбор - старт).Задача педагога и Совета дела - разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.
-Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.
-Непосредственное проведение КТД.
-Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.
2.Технология совместного творческого воспитания.
-------------------------------------------------------------------------
Методика КТД впервые была разработана С.Т. Шацким, в 1950-е годы, она была детализирована до уровня технологии.
Технология совместного творческого воспитания - технология социализирующего воспитания, её основная цель - развитие общественного сознания личности. Она применяется в работе с группой от5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела.
3._Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов,
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
П.Г.Щедровицкий).Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии - обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
В качестве основной формы технологиииндивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (Н.П. Капустин).
Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:
-осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;
-наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;
-внутренняя фиксация «Я - позиции» по обсуждаемому вопросу;
-определение причины «Я - позиции» в обозначенной ситуации;
-внутреннее сравнение « Я - позиции» и общественно значимой нормы;
-рефлексия всего события;
-свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;
-обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я - позицию» социальными нормами;
-мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу.
4.Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-
Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.
5.Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Главная цель: нравственно - воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.
Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.
Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.
6. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Целевые ориентации (подсистема целей)
-Формирование личности - главная цель школы.
-Сверхцель - всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Превращение школы в большую воспитательную систему.
-Формирование целостной научно обоснованной картины.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества.
7.Технология в современной массовой школе.
По определению Л.И.Новиковой, современная школьная воспитательная система (технология) - это единство взаимосвязанных элементов: а) целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся; б) субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей; в) деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив); г) среды системы, освоенной названным субъектом и д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.
Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий.
Можно выделить четыре уровня образовательно - воспитательных целей современной школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально - воспитательные цели; 3)цели развития данной школы; 4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.
Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются
в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения.
Каждый тип образовательного учреждения имеют свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов.
В каждой школе составляются авторские программы. Программы исходят из принятых коллективом моделей личности выпускников.
8Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову)
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Важные компоненты воспитательной системы класса:
-Индивидуально - групповой.
-Ценностно - ориентационный.
-Пространственно - временной.
-Функционально - деятельностный.
-Диагностико - аналитический.
Индивидуально - групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединённых совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса.
Ценностно - ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы класса.
Функционально - деятельностный компонент:
-основные функции воспитательной системы;
-педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
-Пространственно - временной компонент:
-место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
-этапы становления и развития воспитательной системы.
Диагностико - аналитический компонент:
-критерии эффективности воспитательной системы;
-методы и приёмы изучения её результативности;
-формы и способы анализа, оценка полученных результатов.
9.Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.
1-Индивидуализация воспитания - это: 1)направление в развитии воспитательных технологий, которое предполагает углублённую диагностику личности ребёнка, проектирование на этой основе - индивидуальной программы его развития, рефлексию результатов; 2)предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств; 3) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;4) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации
(индивидуализации) личности.
Индивидуализированное воспитание - такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой)
Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.
Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.
Технология самоуправления (И.П.Иванов).
Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д.Карнеги) развивает организаторскую и лидерскую активность.
В своей работе я, как воспитатель использую следующие воспитательные технологии.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
- коллективное творчество;
- единое дело и добровольное участие в нём;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: "Трудовой десант")
Интеллектуальные КТД (пример: «КВН и др")
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: "Весёлые старты")
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Личностно-ориентированный подход в воспитании Якиманская И.С.
Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образовательной среды связан с тем, чтобы дойти до каждого ученика, создать условия для самовыражения личности учащегося, содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой самореализации своих возможностей.
И.С. Якиманская считает, что «Школа - это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность»
В основу личностно-ориентированного обучения заложен принцип создания учителем и учеником совместной образовательной среды. Главный принцип этого подхода - признание индивидуальности и уникальности каждого ученика. Роль педагога состоит не столько в передаче информации, навыков и умений, сколько в создании условий для самореализации ученика на основе технологии обучения.
Личностно-ориентированное обучение направлено на саморазвитие ученика. Методы образования разрабатываются таким образом, чтобы ученик мог реализовать себя в учебной деятельности, познании и поведении, исходя из личностных качеств, ценностей, интересов и способностей. А правильно построенная система обучения помогает ему преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.
Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе.
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать воспитателю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый воспитанник чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность воспитанника и личность педагога - главное мерило наличия и развития воспитательной системы.
Воспитатель имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и целью нашей работы является раскрытие этой личности.