Современные образовательные технологии в воспитательной работе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Доклад на тему:

Современные образовательные технологии в воспитательной работе

(выступление на МО

Апрель 2013г.)


Подготовила: Блинова Т.В.
















Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

  • по подходу к ребёнку

Современные воспитательные технологии

  • технология проектного обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • технология здоровьесберегающая;

  • технология учебной деловой игры;

  • технология развития критического мышления;

  • технология КТД И. П. Иванова;

  • технология проведения учебных дискуссий;

  • Тьюторство - технология педагогической поддержки;

  • технология создания ситуации успеха;

  • шоу-технологии;

  • ситуативные технологии

1.Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,

общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание. Планирование, реализация цели, анализ результатов.

Коллективное творческое дело - КТД - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное - потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое - потому, что его надо делать не по шаблону, а по - новому, лучше чем было.

«Всё творчески, иначе зачем?»

Дело - потому, что его результат - общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно - политические, организаторские дела.

КТД имеет следующие этапы (стадии).

-Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого - организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.

-Коллективное планирование (сбор - старт).Задача педагога и Совета дела - разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.

-Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.

-Непосредственное проведение КТД.

-Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.

2.Технология совместного творческого воспитания.

-------------------------------------------------------------------------

Методика КТД впервые была разработана С.Т. Шацким, в 1950-е годы, она была детализирована до уровня технологии.

Технология совместного творческого воспитания - технология социализирующего воспитания, её основная цель - развитие общественного сознания личности. Она применяется в работе с группой от5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела.

3._Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов,

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

П.Г.Щедровицкий).Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии - обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

В качестве основной формы технологиииндивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (Н.П. Капустин).

Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:

-осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;

-наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;

-внутренняя фиксация «Я - позиции» по обсуждаемому вопросу;

-определение причины «Я - позиции» в обозначенной ситуации;

-внутреннее сравнение « Я - позиции» и общественно значимой нормы;

-рефлексия всего события;

-свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;

-обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я - позицию» социальными нормами;

-мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу.

4.Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  • Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.

5.Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Главная цель: нравственно - воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

6. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Целевые ориентации (подсистема целей)

-Формирование личности - главная цель школы.

-Сверхцель - всесторонне и гармонически развитая личность.

-Развитие социальной активности.

-Формирование ответственности, гражданского самосознания.

-Развитие творческих способностей детей.

-Превращение школы в большую воспитательную систему.

-Формирование целостной научно обоснованной картины.

-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества.

7.Технология в современной массовой школе.

По определению Л.И.Новиковой, современная школьная воспитательная система (технология) - это единство взаимосвязанных элементов: а) целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся; б) субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей; в) деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив); г) среды системы, освоенной названным субъектом и д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.

Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий.

Можно выделить четыре уровня образовательно - воспитательных целей современной школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально - воспитательные цели; 3)цели развития данной школы; 4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются

в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения.

Каждый тип образовательного учреждения имеют свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов.

В каждой школе составляются авторские программы. Программы исходят из принятых коллективом моделей личности выпускников.

8Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову)

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Важные компоненты воспитательной системы класса:

-Индивидуально - групповой.

-Ценностно - ориентационный.

-Пространственно - временной.

-Функционально - деятельностный.

-Диагностико - аналитический.

Индивидуально - групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединённых совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса.

Ценностно - ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы класса.

Функционально - деятельностный компонент:

-основные функции воспитательной системы;

-педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

-Пространственно - временной компонент:

-место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

-этапы становления и развития воспитательной системы.

Диагностико - аналитический компонент:

-критерии эффективности воспитательной системы;

-методы и приёмы изучения её результативности;

-формы и способы анализа, оценка полученных результатов.

9.Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.

1-Индивидуализация воспитания - это: 1)направление в развитии воспитательных технологий, которое предполагает углублённую диагностику личности ребёнка, проектирование на этой основе - индивидуальной программы его развития, рефлексию результатов; 2)предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств; 3) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;4) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации

(индивидуализации) личности.

Индивидуализированное воспитание - такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.

Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой)

Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.

Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.

Технология самоуправления (И.П.Иванов).

Технология формирования лидерских, менеджерских качеств (Д.Карнеги) развивает организаторскую и лидерскую активность.

В своей работе я, как воспитатель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

- коллективное творчество;

- единое дело и добровольное участие в нём;

- свобода выбора форм деятельности;

- содружество взрослых и детей;

- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: "Трудовой десант")

Интеллектуальные КТД (пример: «КВН и др")

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: "Весёлые старты")

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Личностно-ориентированный подход в воспитании Якиманская И.С.

Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образовательной среды связан с тем, чтобы дойти до каждого ученика, создать условия для самовыражения личности учащегося, содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой самореализации своих возможностей.

И.С. Якиманская считает, что «Школа - это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность»

В основу личностно-ориентированного обучения заложен принцип создания учителем и учеником совместной образовательной среды. Главный принцип этого подхода - признание индивидуальности и уникальности каждого ученика. Роль педагога состоит не столько в передаче информации, навыков и умений, сколько в создании условий для самореализации ученика на основе технологии обучения.

Личностно-ориентированное обучение направлено на саморазвитие ученика. Методы образования разрабатываются таким образом, чтобы ученик мог реализовать себя в учебной деятельности, познании и поведении, исходя из личностных качеств, ценностей, интересов и способностей. А правильно построенная система обучения помогает ему преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.

Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе.

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать воспитателю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый воспитанник чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность воспитанника и личность педагога - главное мерило наличия и развития воспитательной системы.

Воспитатель имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и целью нашей работы является раскрытие этой личности.

© 2010-2022