СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Что сегодня нужно понимать под «качеством образования»?

  • В общегосударственном плане качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны;

  • в педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

· уровень обученности учащихся;

· готовность их к продолжению образования;

· уровень воспитанности учащихся;

· состояние здоровья детей;

· уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

· уровень выполнения стандартов образования.

Т.е это цели, которые мы перед собой ставим.

Усилия всего педагогического коллектива направлены на создание условий для формирования универсальных способностей личности и поведенческих моделей, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация) заинтересован в обеспечении качества образования. Несомненно, качество определяется хорошей организацией учебно-воспитательного процесса. Классный руководитель является связующим звеном в этой системе. Ему необходимо свести воедино усилия администрации, педагогов, родителей и учащихся для достижения наилучшего результата. В каком направлении должен работать классный руководитель, чтобы максимально содействовать реализации целей, поставленных всем педагогическим коллективом? Как способствовать развитию системы такого учебно-воспитательного процесса, который бы соответствовал современным требованиям к качеству образования?

Начинать работу необходимо с создания ученического коллектива. Прежде всего, классный руководитель направляет свои усилия на формирование такого ученического коллектива, в котором бы наиболее полно могли бы реализоваться духовные, познавательные, эмоциональные потребности каждого ребёнка. Наряду с этой задачей, необходимо формировать коллектив единомышленников, объединённых едиными целями и ценностями, с правильной гражданской позицией. Успешная реализация этих целей естественным образом влияет на повышение качества образования. Ведь качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Общеизвестно, что если ребёнок находится в коллективе единомышленников, он будет испытывать психологический комфорт и сможет реализовать свои потребности и таланты максимально. Следовательно, работа классного руководителя нацелена на формирование коллектива с общими целями и интересами, которые соответствуют лицейским традициям, правилам и нормам.

Учитывая, что Лицей относится к учебным заведениям с повышенным уровнем образования, классному руководителю необходимо планировать свою работу таким образом, чтобы увлечь общей познавательной деятельностью детей, которая обеспечит высокие показатели, сформирует спаянный коллектив, даст возможность каждому ребёнку реализовать себя и получить удовлетворение от своей деятельности и результатов.

Более того, подростку очень важно получить понимание и признание своих успехов в коллективе сверстников, что будет служить мощным стимулом дальнейшего развития положительной мотивации, которая является одним из ключевых факторов, влияющих на повышение качества образования.

На формирование каких умений и способностей должен нацеливать свои усилия педагог для формирования компетенций, которые необходимы современному школьнику для успешного развития?

Прежде всего- это формирование умения

- определять жизненно важные цели, добиваться их реализации;

- принимать ответственные решения на основе анализа ситуации;

-логично, аргументировано и оригинально мыслить;

-творчески подходит к делу;

-ясно, кратко и емко выражать свои мысли;

-ориентироваться в мире современных информационно-коммуникативных технологий;

-выходить из жизненного тупика;

-мыслить на основе глубоких, прочных знаний;

-выступать перед любой аудиторией, в том числе и на иностранных языках;

-убеждать и переубеждать собеседника;

-обладать всевозможными навыками для жизни в социуме.

Направления деятельности классного руководителя

Направления

Деятельность

Совершаемые действия

1.Организация образовательного процесса класса.

Контроль успеваемости учащихся класса с целью диагностики, анализа, корректировки и прогнозирования.

Взаимодействие с учителями и родителями относительно успеваемости учащихся.

Систематическое отслеживание успеваемости учеников класса, немедленное реагирование на возникновение проблем,

Консультации с учителями- предметниками, обеспечение ежедневной информированности родителей о состоянии успеваемости учеников.

2.Изучение динамики развития учащихся, планирование индивидуальной траектории их развития.

Формирование у учащихся гражданской самоидентификации, правового поведения, соблюдение ими устава лицея.

Разработка индивидуальных планов занятий с одарёнными детьми в соответствии с их интересами и способностями совместно с учителями- предметниками.

Участие в классных и общелицейских мероприятиях, формирующих активную гражданскую позицию и нацеленных на развитие организационных, познавательных, творческих, коммуникативных способностей учеников.

3.Организация деятельности классного коллектива

Включение в план воспитательной работы всех направлений, реализующих полноценное развитие каждого члена ученического коллектива.

Разработка плана воспитательной работы на каждый учебный год по основным направлениям внеурочной деятельности:

-спортивно-оздоровительная деятельность;

-Духовно-нравственное воспитание;

-Социальная деятельность;

-Общеинтеллектуальная деятельность;

-Общекультурное образование.

4.Организация системы самоуправления класса

Формирование активной гражданской позиции учащихся. Участие в жизни и решении проблем класса, лицея, социума посредством участия в органах лицейского самоуправления, социальных проектах.

Обеспечение функционирования самоуправления в классе.

5.Организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся

Тематические классные часы, школьные мероприятия, выезды на природу.

Организация мероприятий, нацеленных на сохранение здоровья учеников.

6.Создание условий для развития познавательных интересов учащихся по все предметам, раскрытия творческого потенциала

16 примеры наград

Организация участия в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, научных конференциях, турнирах от муниципального до международного уровней.

Помощь в выборе олимпиад, конкурсов, турниров по интересующим детей направлениям и предметам.

100% учеников класса находят для себя интересующий их конкурс или олимпиаду по различным предметам и принимают в них участие.

7.Организация работы с родителями

Поддержка постоянного контакта с родителями, установление с ними бесконфликтных, доверительных отношений. Создание атмосферы сотрудничества.

Постоянный контакт с родителями с помощью электронного журнала, общение с родителями через личный сайт классного руководителя, проведение индивидуальных консультаций.

8.Использование обратной связи в работе с родителями

Создание личных информационных пространств и ежедневное информирование родителей

Постоянный мониторинг удовлетворённости родителей предоставляемыми образовательными услугами.

19.Формирование толерантности в детском коллективе

Создание комфортной психологической атмосферы, воспитание уважения культурных традиций разных стран

Классные часы, посвященные изучению культур народов России и других стран.

Стабильный результат образования, отражающий объем предметных знаний и умений учащихся и положительную динамику в воспитанности и развитости ученика отражается в показателях качества знаний учащихся по учебным годам:

2011-2012 учебный год-59%

2012-2013 учебный год-68%

2013-2014 учебный год-78%.

Кроме того, за три года учёбы в лицее ученики сегодня демонстрируют:

  • уверенное стремление преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность; учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей;

  • стабильный положительный настрой к активной познавательной и творческой деятельности;

  • осознание ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;

  • владение навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности;

  • высокий уровень сплоченности класса.

Родители сегодня демонстрируют заинтересованность и проявляют активное участие в совместной с педагогическим коллективом лицея деятельности по развитию познавательных способностей своих детей.

Уровень удовлетворенности родителей жизнедеятельностью класса и лицея весьма высок, что говорит о том, что качество образования в лицее соответствует их ожиданиям и обеспечивает развитие индивидуальности их детей.

Таким образом, я, как классный руководитель и член педагогического сообщества лицея вижу необходимым продолжать работу в направлении повышения качества обучения:

  • участие в создании педагогической системы, ориентированной на достижение высокого качества обучения;

  • развитие у обучающихся положительной мотивации к обучению на повышенном уровне, к постоянному повышению качества своего обучения;

  • осуществление взаимосвязи обучения учащихся с воспитанием и развитием;

  • применение личностно ориентированных педагогических технологий, предусматривающих субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы;

  • создание комфортной психологической атмосферы, благоприятной для обучения.


6

© 2010-2022