ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование межнациональной гармонии

на традициях народов.

А.Ф.Большова

Ключевые слова: межнациональные отношения, воспитание, гармония, традиции, национальные традиции, культура.

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

За многие десятилетия межнационального сожительства народы России в значитель­ной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее регионам. Наряду с компакт­но проживающими в том или ином регионе национальным большинством появились и на­циональные меньшинства. Их социальное положение, их права, доступ к материальным и культурным благам существенно отличались от положения национального большинства.

Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития:

- стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества; возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности;

- потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой;

- стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.

После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами "разделенных народов", на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

С конца XX и начала XXI века возросло стремление к защите и возро­ждению этико-этнических ценностей: языка, культуры, традиций, обычаев; в политике образования определились новые технологии обучения и воспита­ния молодого поколения на национальных, межнациональных, общечелове­ческих ценностях. Ученые сегодня не могут оставить без внимания слова Президента РФ В. В. Путина, сказанные им в Чебоксарах в феврале 2004 года: «Представители самых разных этносов в России ощущают действительно се­бя единым народом, используют все свое богатство, культуру, культурное своеобразие в интересах всего общества и всего государства», и не только это. В.В. Путин с волнением слушал чувашскую речь, чувашские песни и сказал: «До чего же красив, музыкален, мелодичен чувашский язык! С удовольствием взялся бы за его изучение». Нигде, ни разу он не делал таких признаний. Да и не кокетство это: ему относительно легко даются языки; так, например, он как родным, русским, владеет немецким [1].

В совместном труде в стране родились гармонические отношения меж­ду группами, нациями и национальностями - отношения дружбы и сотруд­ничества. Всемирная история еще никогда не видела во взаимоотношениях десятков наций и народностей столь нерушимого единства интересов и це­лей, воли и действий, такого духовного родства, доверия и взаимной заботы, какие постоянно проявляются в нашем государстве. Историческая общность людей и народов, как отметил Президент, В.В. Путин в своей речи в г.Чебоксары, не означает, что у нас уже исчезают национальные различия. Все нации и народности, населяющие Российскую Федерацию, сохраняют свои особен­ности, черты национального характера, язык, свои лучшие традиции. Они располагают всеми возможностями добиться еще большего расцвета своей национальной культуры. «Люди стали более открытыми. Они не стесняются заявить свою этническую и религиозную, культурную принадлежность. Опыт, который мы видим в ЧР, конечно, может и должен и будет востребо­ван» [1]. Поэтому по межнациональному воспитанию использовать боевые и трудовые традиции народов всех республик страны, шире показывать, что дальнейшее развитие межнациональных отношений, укрепление дружбы народов, процессы расцвета и
сближения наций благотворно влияют на все сферы жизни общества - эконо­мику
и политику, идеологию и мораль, культуру и быт. Главное, всемерно
укреплять в массах сознания принадлежности к единой Родине, к семье на­родов России.

В сознании и поведении у некоторых людей еще сохранились национальные предрассудки и остатки былой национальной розни. Это та область, где со­противление социальному прогрессу может быть наиболее деятельным и упорным, ожесточенным и изворотливым. Национальное недоверие, склады­вавшееся веками, часто держится крайне прочно. Сущность проблемы состоит в том, что мы оказались бы идеалистами, оторванными от жизни, если бы совершенно отрицали, сохранение в сознании у части населе­ния отдельных пережитков. В современных условиях были, есть и могут еще иметь место конфликты этнического порядка между отдельными людьми и народами на национальной почве. Носителями национальных пережитков как будто должны бы являться люди старшего возраста, но в действительности же особенно агрессивной является молодежь (скинхеды, например, нередко себя ведут как фашиствующие молодчики).

Террористические акты в мире и нашей стране (11 сентября в США, 1 сентября в Беслане и др.) еще раз убедительно доказывают, какое важное значение в условиях современной действительности приобретают традиции дружбы народов в сфере воспитания подрастающих поколений. Поэтому на­циональное воспитание должно стать одной из центральных задач хозяйст­венных, культурных, общественных организаций, всех наших народов в цен­тре и на местах, в каждой республике, крае, области, в каждом коллективе. Оно является обязательным к действию также и для всех школьно-педагогических коллективов.

Педагогические аспекты единства и духовного родства, сотрудничества народов как раз и составляют тот обширный фактический и теоретический материал, необходимый в воспитании подрастающих поколений. « В совре­менных условиях, - пишет проф. Г.Н. Волков, - воспитание, не ставящее сво­ей главной целью сплочение подрастающего поколения, не выполняет ни од­ной из своих функций - ни педагогической, ни экономической, ни политиче­ской» [2].

Учителя, организуя воспитательную работу с учащимися националь­ных школ, не могут не учитывать традиции, обычаи этих народов, ибо чело­век растет, развивается в определенной социально-общественной среде, и весь уклад жизни и обычаи складываются с малых лет, влияя на формирование нравственно-политического облика воспитанников. Школьная практика - неизбежно несет в себе отраже­ние национальных особенностей. Каждая нация имеет своих мыслителей, литераторов, свой опыт практической педагогики, опыт школ, справедливо отмечают многие ученые [ ].

Благодаря прогрессивным традициям, прививается подрастающим по­колениям все лучшее, что было создано старшим поколениями. Недаром сохранение положительных традиций, умение их использовать считаются полезным делом, делом постоянной агитации и пропаганды принци­пов этнопедагогических традиций народов и в настоящее время, в нашей стране.

В трудах философов А.К.Алиева, М.С. Джунусова, М.А. Морозова, М.Б.Садыкова, И.В.Суханова и др. (труды даются в списке литературы) раскрываются социально-экономические основы зарожде­ния и развития традиций, исследователи показывают процесс возникновения общественных традиций в современных условиях. В исследованиях Г.Н. Волкова, З.Г. Нигматова, А.Ш. Гашимова, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибидзе рассматривают­ся традиции дружбы народов нашей страны в этнопедагогике чувашского, азербайджанского, грузинского, татарского народов. В диссер­тациях В.X. Артуняна, М.Б. Гуртуевой, Т. Ормонова, Р.М. Пашаевой, К.Б. Салчака, С.Темуровой, М.Ф.Тереховой, И.А. Шорова и др. подчеркивается, как в сфере трудового, нравственного, физиче­ского, умственного, эстетического воспитания, так и в формировании лично­сти совершенного человека, исключительное значение имеют традиции дружбы народов.

Национальное и межнациональное воспитание имеет не только мо­ральную, но и политическую и эстетическую стороны. Это сложная система воздействия на личность. В трудах И.И. Асланова, Н.И. Болдырева, Д.И. Водзинсого, Н.К. Гончарова, З.Т. Гасанова, Г.С. Гросула, М.Г. Габдуллина, Р.Т. Гильманова, И.С. Марьенко, В.А.Сластенина, А.Ф. Фаткуллиной, З.К.Шнекендорфа, а также в исследованиях ученых других стран по вопросам патриотического, национального и межнационального воспитания обобщены и систематизированы главные стороны данной проблемы, раскрыты отдельные закономерности процесса формирования в личности качеств патриота-интернационалиста на прогрессивных традициях.

Школы Поволжья, как высшая, так и общеобразовательная, остаются гарантом от духовного одичания.

Ведь рыночные отношения, политический плюрализм, национальные проблемы, усиление влияния запада и церкви - это многое другое учитель пропускает через свое профессиональное сознание, подчиняет принципу педагогической целесообразности. Школа, образование, воспитание - первичны; экономика, политика, материальная жизнь людей - следствие первого. Через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения вектора воспитания, его содержания и результатов.

Знакомство с любым из народов может быть успешным только при условии изучения его системы воспитания и традиций. В этом смысле учение К.Д.Ушинского о национальном русском, германском, швейцарском, американском и т.д. воспитании является выдающимся вкладом отечественной педагогики в мировую. Национальное своеобразие воспитания не помеха прогрессу человечества, а богатство его. Без национальности человечество было бы мировым логическим абстрактом, словом без содержания, звуком без значения. Оно не противоречит единству всех наций, ибо в прогрессивных национальных, духовных традициях есть гуманные национальные и общечеловеческие элементы, что можно доказать на многочисленных фактах истории, литературы, философии. Глубоко прав Н.А. Бердяев, полагавший, что национальный человек больше, чем просто человек, ибо в первом есть, кроме общечеловеческих, и индивидуально-национальные.

При игнорировании национальных духовных традиций происходит нравственное и духовное оскудение личности. Человек, оторванный от родных корней, теряет многие духовные и нравственные качества, и воспитание нельзя понимать иначе, как сочетание национального и межнационального, общечеловеческого.

Ничто так не украшает гуманность учащихся и всего коллектива школы, как традиции. Пусть у школы будут свои собственные, особенные «фестивали соседних республик Поволжья» и пусть по-своему, особенной сердечностью отмечаются события в жизни семьи, рода, школы, вуза, народа и страны.

Думается, когда вопрос о воспитании учащейся молодежи на духовных традициях, особенно внимание следует уделять духовному общению дедов и внуков.

Личность представляется тем духовнее, чем больше ее связи и отношения к представителям других народов. Так, Насыри, Тукай, И.Я. Яковлев, Иванов, Евсевьев, С.Чавайн всегда стояли за то, чтобы народы жили в добром согласии. У каждого народа есть свои великие сыны. Например, для чувашского народа священны имена Н.М.Бичурина(друга и духовника Пушкина), П.Егорова, М. Сеспеля, П. Хузангая, Я. Ухсая, А. Митты, Г. Хирбю, Н. Овчинникова… Дорогие сердцу имена есть сегодня, они навсегда останутся в чувашской истории.

Традиции в воспитании предполагают изучение как общего в историко-педагогической культуре народов, так и национально-особенного в воспитании. Для чего нужно исследовать, изучать, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое. В Республиках Поволжья проблемы традиций в воспитании исследованы в различных аспектах: историческом - профессорами И.Д. Ворониным, В.Д. Димитреевым, В.Ф. Каховским, А.П. Смирновым, А.Х. Халиковым, в этнографическом - проф. Е. П. Бу­сыгиным, Н.И. Воробьевым, П.В. Денисовым, проф.С.А. Токаревым, в философско-социологическом - проф. А.И. Петрухиным, М.Х. Халмухамедовым, Г.Д. Петровой, К.Ф. Фасеевым, Л.В. Кириловой по литературным связям - литературоведами Кимом Васиным, Е.В. Владимировым, профессором И.Д. Черапкиным, политические - В.Н. Любимовым и Б.Х. Юлдашбаевым, лингвистический аспект в плане дву - и многоязычия иссле­дован проф. В.Г. Егоровым, М.М. Михайловым, Б.А. Серебренниковым, М.Р. Федотовым и др.

Однако педагогический аспект проблемы до настоящего времени оста­вался вне поля зрения исследователей, между тем каждый народ имеет свою историю воспитания подрастающего поколения, свой опыт практической педагогики в деле привития молодежи идей дружбы между людьми и наро­дами.


Традиции дружбы народов Поволжья и их значение в национальном и межнациональном воспитании школьников и молодежи освещаются в ряде трудов проф. Г.Н. Волкова, Т.Н. Петровой, Н.Г. Краснова, З.Г. Нигматова, Е.В. Васильева, Ф.Ф. Исламова. Отдельные аспекты межнационального воспитания учащихся на традициях дружбы народов Поволжья содержатся и в других исследованиях по педагогике, написанных З.С. Ахмеровым, Я.И. Ханбиковым, Д.Е Егоровым, В.А. Ивановым и др. Особенно много внимания этой проблеме уделяла Н.К. Крупская после поездки по Волге на пароходе «Красная звезда».

Анализ литературы и практической деятельности школ позволил установить, что подлинно духовно-гуманистические воспитательные традиции еще не стали нормой жизни в школе по ряду причин: это накопление негативных эмоций по отношению к другим народам, несформированность или утрата духовно-нравственных принципов и норм этики, повышенная внушаемость, снижение общей культуры общения и др.

Опыт республик Поволжья, занимающих видное место в экономической и культурной жизни государства, заслуживает специального изучения и осмысления. Своеобразие условий жизни народов Поволжья характеризуется сле­дующим:

а) корни дружбы нерусских народов Поволжья с русским народом обусловлены, прежде всего, общностью исторических судеб;

б) их роднят языковые особенности (мордва, марийцы, удмурты относятся к уг­ро-финской группе языков, татары, чуваши - к тюркской группе);

в) имеет место этническое смешение русского, мордовского, татарского, марийского, чувашского и другого населения;

г) традиции дружбы народов Поволжья трансформируются в традиции дружбы учащейся молодежи Поволжья.

Учет местных условий тем более необходим, что задача формирования личности на воспитательных традициях следует вести в неразрывной связи с историей народов Поволжья, с объективными особенностями. географическими и социально-экономическими особенностями жизни и быта народов Поволжья.

Следует помочь образовательным учреждениям и учащейся молодежи усвоить диалектику национальных и межнациональных воспитательных традиций. Например: «Язык каждого народа велик», «Язык матери - язык для души и сердца», «У каждого народа есть язык - это богатство», «Этем этеме эмел»(«Человек человеку лекарство»), «Нет языка - нет народа».

Благодаря взвешенной и продуманной национальной политике руководства республики социально-общественное положение Чувашии отличается стабильностью и предсказуемостью межнациональных и межконфессиональных отношений, атмосферой спокойствия и толерантности. Правительство Чувашской Республики Поволжья исходя из того, что межнациональный, межконфессиональный мир и согласие являются драгоценным достоянием. В республике последовательно решаются вопросы, чтобы каждый народ имел возможность развивать национальную культуру, возрождать и сохранять свои традиции. Для этого созданы все необходимые условия.

Сегодня в Чувашии в единой семье народов проживают представители более 70 национальностей. Этнический состав населения имеет свои особенности - абсолютное большинство населения республики состоит из четырех национальностей: чувашей (67,8%), русских (26,7%), татар (2,7%) и мордвы (1,4%).

В республике созданы благоприятные условия сохранения и изучения народами своих родных языков. Также нужно особо отметить, что в республике традиционная тяга к изучению русского языка как языка общегосударственного, в то же время межнационального общения стала нормой.

Большое значение придается комплектованию библиотек национальной литературой. Библиотечная система республики ежегодно пополняется книгами на языках народов Чувашии. Проводятся совместные семинары, творческие лаборатории, различные мероприятия с центральными библиотеками национальных республик.

Новые информационные технологии значительно расширили возможности обмена необходимой информацией, особенно для проживающих в сельской местности. Благодаря созданию модельных библиотек и подключению их к сети ИНТЕРНЕТ народы, проживающие в республике, выходят на сайты своей исторической Родины, получают полную информацию на родном языке.

Проведение такой государственной политики осуществляется в тесном сотрудничестве с национально-культурными объединениями республики, со всеми, кому небезразличны родной язык и культура, кто искренне озабочен возрождением духовности народов.

Ежегодно много гостей из разных субъектов Российской Федерации собирает Всечувашский фестиваль-конкурс «Кĕмĕл сасă» (Серебряный голос), Всероссийский фестиваль русского народного творчества «Звучи, российская глубинка!», Межрегиональный фестиваль татарской эстрадной песни «Урмай моны» (Песни села Урмаево), Межрегиональные праздники мордовского народа «Арта» (Жизнь) и марийского народа «Пеледыш» (Цветок). Популярны у нас и русская «Масленица», и татарский «Сабантуй», и еврейский «Ханука», праздники немецкого, армянского, азербайджанского народов.

Визитной карточкой Чувашской Республики стал Всероссийский фестиваль художественного творчества национальных культур «Родники Поволжья», который проводится в День Республики и собирает ежегодно свыше 5 тысяч участников. Его благозвучное имя известно сегодня не только в России, но и далеко за ее пределами. В прошлом году в нем участвовали профессиональные и самодеятельные артисты из 42 регионов России и 4 стран дальнего и ближнего зарубежья. Фестиваль - один из самых крупных в России - фактически стал по своим масштабам и географии международным.

Творчески осуществляются государственные Программы, направленные на поддержку семьи, молодежи, развития толерантности, духовности, пропаганды здорового образа жизни. Например, славятся традициями праздники матерей как у русских и чувашей, так и у армян, немцев, азербайджанцев…

Как наиболее благоприятная и накопившая положительный опыт развития межнациональных отношений, Чувашская Республика включена в число пилотных регионов по реализации проекта европейской программы ТАСИС «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности России».

Педагогу следует показать свою подлинную культуру межличностных и межнациональных отношений.

В ряде школ и вузов существует недооценка работы по воспитанию молодежи в духе дружбы народов: национальное и межнациональное воспи­тание учащейся молодежи не осуществляется с учетом той реальной действительности, в условиях которой воспитывается школьник или студент, не учитываются национальные, исторические, культурные и другие особенно­сти различных наций и народностей. Решая воспитывать в учащейся молодежи дружбу между людьми и родами, мы должны, прежде всего, знако­миться, как советовала Н.К. Крупская, с историей дружбы между народами, что может раскрыть перед нами совершенно новые подходы к национально­му и межнациональному воспитанию учащейся молодежи.

Некоторые учителя школ, как показывает иссле­дования, полагают, что в РФ в условиях равноправия народов, когда и шко­лы по составу многонациональные и там идет естественный прогресс взаимного сближения и углубления дружеских чувств, нет надобности зани­маться вопросами национального и межнационального воспитания на традициях дружбы соседних народов, соседних школ, где обучаются дети других национальностей.

Под национальным и межнациональным воспитанием такие учителя понимают лишь воспитание международной солидарности с другими странами (переписка учащейся молодежи, сбор марок, открыток и т.п.). Та­кое понимание межнационального воспитания сужает базу формирования дружбы между детьми разных народов. Воспитание глубоких чувств международной солидарности в педагогическом отношении задача весьма сложная. Как показывает опыт лучших школ, для ее решения необходимо на­чать с более близких, знакомых для детей и молодежи задач. Такой задачей в условиях Поволжья является воспитание чувства дружбы между народами, проживающими в своей и соседних республиках, между народами нашей Ро­дины. И отсюда «надо перекинуть мост к воспитанию в мировом масштабе». Н.К. Крупская подчеркивала, что «в наших школах мы учим детей уважать чужую национальность, мы учим детей, что трудящиеся всего мира - братья, борющиеся за великое будущее» [4].

Работа учителя школы по национальному и межна­циональному воспитанию, как мы полагаем, может вестись по следующим основным направлениям:

- укрепление и развитие дружбы школьников и студентов разных на­циональностей внутри класса, группы, школы, вуза, в родной республике;

- воспитание учащихся на традициях дружбы соседних народов;

- закрепление и развитие дружбы детей разных национальностей всей страны в целом;

- воспитание межнациональной дружбы народов других стран;

- воспитание учащихся в духе дружбы и солидарности с народами и людьми.

Основная задача школы в реализации Закона Чувашской Республики "О языках народов Чувашской Республики" не только научить детей говорить, читать, писать по-чувашски, но и приобщить их к культурным, духовным ценностям чувашского народа. Мы должны сформировать человека, освоившего не только 2-3 языка, но и 2-3 культуры, чтобы выпускники чувствовали себя комфортно и полноценно и в Чувашии, и в России, и за рубежом. Аналогичны Законы о языках в Татарстане, Марий Эл, Мордовии и в других республиках Поволжья и Урала.

Одним из основных путей решения этой задачи является формирование доброжелательного отношения к языку и традициям другого народа. Образование должно быть организовано таким образом, чтобы учащиеся сами были заинтересованы в изучении языка и культуры соседствующего с ним народа.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста проявляют восторг и радость, когда слышат слова, как звучит тот или иной предмет их обихода на другом языке, с удовольствием заучивают предложения, высказывания в рифмованной форме, у них проявляется интерес к другой народной культуре.

Задача учителей - сохранить этот интерес и повысить мотивацию изучения чувашского языка в средних и старших классах. Прежде всего, надо представлять учащимся такую информацию на чувашском языке, которая необходима им в реальной жизни и интересна в познавательном плане (кулинарные рецепты, инструкции по использованию бытовой аппаратуры, тексты песен и т.д.). К сожалению, содержание учебников по чувашскому языку не всегда соответствует интересам современного подростка. Поэтому учитель должен самостоятельно подбирать дополнительный материал из прессы, телепередач, из тех областей, которые действительно интересуют учащихся и использовать современные приемы в подаче материала, т.е. все зависит от творчества самого учителя.

Организованное таким образом обучение поможет формировать у школьников положительное отношение к чувашскому языку, культуре народа, говорящего на этом языке, понимание важности изучения чувашского языка и потребности овладеть им, как средством общения в условиях совместного проживания. Полагаю, сказанное необходимо и для татарского, марийского, мордовского и др. педагогов.

Совместно с изучением родного языка необходимо непосредственное изучение национальной культуры. Национальная культура несет в себе огромный этнопедагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательной работе школы. Каждая национальная культура - неотъемлемая часть мировой культуры. Чем ближе мы к национальному, тем точнее попадаем в общечеловеческое. В любой народной педагогике концентрированно представлены общечеловеческие ценности. Пробуждая интерес детей к своему языку, культуре, обычаям, уважение к своей нации, мы учим уважать их национальные чувства других.

Существенным признаком народных воспитательных традиций является самоочевидность - в этом их простота, «легкость» использования. В этом их ценность. Кода традиции соблюдаются регулярно и постоянно. Они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип поведения. В этом сила традиций народной педагогики в отличие от научной, ориентирующей воспитательный процесс главным образом на педагогические воздействия.

Изучать историю и быт своего народа, ради того, чтобы ценить творчество человека, обряды и верования - таков завидный удел, одновременно и долг каждого учителя.

Ученики знакомятся как с чувашской, так и с русской народной культурой, фольклором, но целый пласт народной культуры, имеющий огромное значение в воспитании учащихся, остается за рамками учебных программ. Поэтому большая часть этой работы приходиться выполнять на внеучебную, внеклассную работу.

Если люди с уважением относятся к своим национальным традициям и гордятся своими национальными достижениями, национальной культурой, то они с уважением будут относиться к другим народам, их истории, национальным достижениям соседних народов, населяющих каждый отдельно взятый регион.

Национальные чувства уязвимы, поэтому в целях предотвращения бестактных поступков и обид на национальной почве нужно формировать общекультурные чувства межличностного доверия, лояльность, уважение к культуре соседнего народа.

Источником национального согласия является взаимопонимание, которое тем глубже, чем лучше народы знают друг друга. И наша задача - через изучение языка, истории, культуры народов содействовать их духовному сближению[6].

В современном обществе очень много зла и главная проблема в нашем обществе, нашей школе: как создать необходимые условия для формирования у учащихся лучших гуманистических чувств, качеств в сфере межличностных и межнациональных отношений, чтобы каждая личность познала себя не только как человек, но и усваивала истинное человеческое отношение ко всем другим, несмотря представителем каких народов они относятся.

Гармонизация межнациональных отношений предполагает воспитание детей в духе гуманизма, что означает воспитание в духе человечности, воспитание чуткого, внимательного и заботливого отношения к каждой личности и каждому народу.

Гуманность - это действительно доброта к людям и народам, готовность понять человека и народы, уважение к ним. Она осуществляется через утверждение уважения к человеческому и национальному достоинству; признание ценности каждого человека как личности, а народа как исторического субъекта; заботу о создании необходимых общественных условий для развития человека и народа.

До сих пор не потеряли своего значения гуманистические идеи эпохи Возрождения. Гуманистические идеи Ренессанса восприняли многие мыслители. Французы Рабле и Монтень, англичане Шекспир и Ф. Бэкон, испанец Сервантес, немец Дюрер, Эразм из Роттердама, утописты Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, просветители Гольбах, Гельвеций, Дидро, русские мыслители Ломоносов, Радищев, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, татарские - К.Гали, М. Гафури, Г. Ибрагимов, X. Такташ, К. Насыри, чувашские - М. Федоров, С. Михайлов, И. Бичурин, И.Я. Яковлев, К.В. Иванов и др., каждый сказал о гуманизме свое и по-своему. Великий критик и мыслитель В.Г. Белинский подчеркивал, что в деле воспитания детей и молодежи орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность [ ]. Педагогика любви и есть великая педагогика гуманизма. (См.: Белинский В.Г. О детских книгах. Полн. собр. соч. М., 1964. - т.4.-С. 83-84).

Гуманность дает точку отсчета. С точки зрения добра и зла люди оценивают происходящее вокруг и с ними самими. Отношение к другим людям и народам, человечность выражается, прежде всего, в сочувствии, сострадании и еще во множестве «Со». Человечность и бесчеловечность, гуманность и антигуманность - это, безусловно, вопросы в понятии добра и зла, однако между эпохами понимание их так велико, что в них выражаются всего лишь мнения людей - сегодня так, завтра, может быть иначе, поэтому, в национальном и межнациональном воспитании учащихся самое главное - формирование гуманистических взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела. Надо не просто знать, что гуманно и что антигуманно, а действовать человечно для человека, во имя будущего нашей Отчизны, во имя дела родного и других народов страны, презирать зло, мерзость, бороться за торжество добра.

В системе воспитания, на наш взгляд, должны идти рядом два взаимосвязанных и взаимообусловленных естественных принципа:

  • воспитание и обучение в жизни через жизнь для жизни;

  • воспитание и обучение гуманности (человечности) через гуманизм (человека) для гуманности (человека).

В современных социально-педагогических условиях в нашей стране, безусловно, следует повысить социальную роль учителя, как воспитателя, призванного формировать мировоззрение гражданина многонационального государства. Все это, в свою очередь, вызывает изменения в вопросах высокой теоретической и практической подготовки учителя к гармонизации межнациональных отношений.

Если приглядеться к системе воспитания передовых учителей и педагогических коллективов, то легко можно заметить, как названные принципы осуществляются в учебно-воспитательном процессе. С начальной школы опытные учителя стремятся привить воспитанникам, что гуманность - это черта личности, ее способность сочувствовать, выразить участие в горе и беде, способность поддержать, вступиться за человека. В то же время они усваивают, что человечность - это черты личности бороться за лучшее в человеке, вести борьбу против попыток унижения личного и нацио­нального достоинства человека.

Перед всей нашей общественностью стоит задача ,а перед учителями, в первую очередь, чтобы человек чувствовал, что негуманный поступок унижает его, роняет в своих собственных глазах, когда выполнение человеческих требований становится требованием собственной совести, голосом чести и человечности, когда правильное, гуманное поведение становится привычным, когда человек действительно гуманистически воспитан.

Лучшей проверкой человечности является, как говорил Макаренко «поступок по сердцу» в отличие от поступка на показ. Очень трудно поступить правильно тогда, когда никто не видит, никто не слышит, не увидит, не услышит, никогда, не узнает, и надо - жить правильно для себя, для правды, для своего долга перед собой, поэтому - воспитание в человеке человечности в настоящее время - актуальнейшая из задач гармонизации межличностных отношений, включая и межнациональные.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Советская Чувашия:2004 - 8 февраля

  2. Белинский В.Г. О детских книгах. Полн. собр. соч. М., 1964. - т.4.-С. 83-84).

  3. Н.К.Крупская. Пед. соч.,- Т -1-С.69.

  4. В.Н. Столе­тов. Некоторые проблемы развития педагогической науки. Ж. «Советская пе­дагогика» №12.

  5. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. - М.;Л.,1948.

  6. Г.Н.Волков. К вопросу о взаимоотношении национального и интерна­ционального в воспитании

Викторов Г. А. //Высказывания академика Г.Н. Волкова/ Я вернусь… - Чебоксары. 2006. - С.51.

  1. Васильев Е.В. Я.А. Коменский о национальном и общечеловеческом воспитании //Я.А. Коменский и современность. - Чебоксары. 1992. - С.49 - 52.


© 2010-2022