Конспект внеклассного мероприятия Душа народа к добру зовёт

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект внеклассного мероприятия







«Душа народа к добру зовёт»,



проведённого в 4 кл.

МБОУ Шпикуловской

СОШ Зеленовой Н. В.







2015- 2016 учебный год.

Цель:

1)Дать понятие о народе, народности, национальности, душе народа,

доброте, толерантности.

2)Способствовать развитию доброты, сочувствия, сопереживания у детей, гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.

3)Способствовать воспитанию патриотических и гуманистических качеств и чувств.

Оформление:

карта России (на доске), плакат с названием мероприятия «Душа народа к добру зовёт», слова Л. Н. Толстого, таблички с цифрами «146», «17075,4 кв. км», со словами «нация», «народ», «душа», «добро», «гуманизм», «патриотизм», с годами «1941 - 1945»), карточки с пословицами.

На доске слова:

«Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л. Н. Толстой







Учитель:

Каждый из вас наверняка знает, в какой стране он живет. Как называется наша страна? Да, правильно, наша страна называется РОССИЯ.

(Ученики читают стихи)

1 ученик:

Куда не посмотришь - родные,

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

2 ученик:

Не ты ли меня окружила

Простором лугов и полей,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!

3 ученик:

За песни, которым впервые

Внимают родные края,

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Учитель:

Почему поэт говорит о России как о своей судьбе, совести? Какой вам представляется Россия в стихотворении? Территория России очень огромная, ее протяженность 17075,4 квадратных километра. Огромная разнообразная территория по географическим, климатическим и многим другим особенностям. Сколько же наций и народностей живет в нашей стране? В России живет 146 национальностей. Это очень большое количество.

(Ученики выходят с карточками, на которых написаны слова: национальность, нация, народ, душа, патриотизм, гуманизм, добро, толерантность).

4 ученик:

Ребята, как вы понимаете слова «национальность», «нация»? Нация - группа людей, занимающая определенную территорию, которой присущи свои традиции, свой язык, своя история, свои ценности. У каждой национальности своя культура, история, ценности, язык, которые нужно уважать каждому человеку. Да, наша страна многонациональна, но различные нации объединяет то, что все они живут на одной территории, в одной огромной стране и составляют народ России.

5 ученик:

Ребята, скажите, что такое народ, по-вашему? Народ - все население определенной страны. Народ подобен огромному дереву, на котором не счесть листочки. И все наши добрые дела прибавляют ему силу. Но всякое дерево имеет корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни - это наша история, то, что было вчера. Это наши деды, прадеды, чьи дела помогают нашему народу жить сейчас. Народ, не имеющий своих глубинных корней, бедный народ. Народ должен быть отзывчивым, душевным, патриотическим, гуманистическим, одним словом - добрым. И в первую очередь, у народа должна быть душа!

6 ученик:

Ребята, а что такое душа? (Ответы детей.) «Душа» - понятие, которое выражает возрение на внутренний мир человека. В народе говорят «У него хорошая душа». «Он душевный». У всех ли есть душа? (Ответы детей.) У каждого человека есть душа, свое ощущение мира. Нужна ли душа народу? Без сомнения, у народа должна быть душа, чтобы люди друг друга чувствовали, понимали, сопереживали, поддерживали друг друга. Как должен жить народ, народ России? Народ должен жить дружно, сплоченно, счастливо, помогать друг другу всегда и во всем.

Учитель:

А вы знаете, ребята, что раньше территория нашей страны была гораздо больше, было больше национальностей. Народ нашей страны всегда был дружен; если в стране случалась беда, то все объединялись в единое целое и защищали нашу Родину. Во время Великой Отечественной войны наш народ сумел победить фашистскую Германию, благодаря той самой народной силе, которая выражалась в единстве, сплоченности, патриотизме. Люди не обращали внимания на национальность, не искали разницу между собой, было лишь единство народа, проживающего на одной огромной территории, в одной стране. Всех объединяло патриотическое чувство, любовь к Родине. Благодаря сплоченности, единству, душевной силе наш народ смог выстоять и победить. Россия всегда стояла на пути тех, кто стремился к мировому господству.

7 ученик:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрытая стеной меридианов,

Непобедима, широка, горда.

8 ученик:

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

9 ученик:

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

10 ученик:

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песочный берег с низким ивняком.

11 ученик:

Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

12 ученик:

Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Учитель:

А что же происходит сейчас?! Люди разобщены, ищут разницу друг в друге (в культуре, национальности) Ребята, правильно ли это? Конечно же, неправильно. Не нужно искать различий. Надо уважать и ценить правила и ценности каждой нации. Мы все люди, мы народ одной страны, одной планеты - вот на что надо обращать внимание и не забывать об этом. Лучше, конечно же, жить в мирной стране, в согласии, без ссор, споров. Для

этого необходимо, каждому человеку воспитывать в себе патриотизм,

гуманизм.

13 ученик:

Ребята, как вы понимаете слово «патриотизм»? Патриотизм (от греч. patris - отечество) - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Вот что говорил о родине выдающийся педагог К.Д. Ушинский «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». А поэт А. Блок так развил мысль К.Д. Ушинского: «Родина - это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...»

14 ученик:

Ребята, а как вы думаете, что такое «гуманизм», гуманное отношение к людям? (Ответы детей.) Гуманизм - это человеколюбие; гуманный - милосердный, человечный. Гуманное отношение - уважение к людям другой национальности, культуры, мировоззрения. Если каждый человек будет гуманен к другому, тогда не будет ссор, разногласий в нашей стране, в целом мире. Необходимо быть добрым к другим, отзывчивым, терпеливым, уважать окружающих.

15 ученик:

Ребята, как вы думаете, что такое «добро»? Добро - все положительное, что человек может сделать окружающим, хорошее поведение, хорошие поступки, любовь и уважение к близким. Должны быть добрые отношения со всеми. К сожалению, наш народ сейчас страдает от того, что рядом много беды, «что отрицательного мира» становится все больше. Его душа тянется к добру, хочет его.

Учитель:

За вами, дети, будущее. Не забывайте о добре, о прошлом Родины, старайтесь сделать мир чище, радостнее, светлее. Народ всегда ценил добро и дружбу. И это выражалось в пословицах.

16 ученик:

Пословицы недаром появляются.

Без них прожить никак нельзя,

Они - великие помощницы

И в жизни - верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то научают

И от беды нас берегут.

Работа в группах

(Класс делится на группы)

Задание 1. Обсудить значение пословицы в своей группе и объяснить, какое толкование дала команда.

Каждая группа получает карточку, на которой написаны пословицы:

-Друзья познаются в беде.

-Друга на деньги не купишь.

-Верному другу цены нет.

-Старый друг лучше новых двух.

-Друга ищи, а нашёл - береги.

-Дерево держится корнями, а человек - делами.

Учитель: Что объединяет все эти пословицы? (Ответы детей).

Задание 2. Приведите примеры добрых поступков, которые совершали вы, ваши близкие, друзья.

(От каждой группы выступает по 1 обучающемуся)

Учитель: Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу. А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.) А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? (Да.) Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит - сопереживать, стремиться помочь. У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Итак, «сочувствие» = «толерантность». Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать мнение других людей.) Правильно. Другими словами, это значит: уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Учитель: Послушайте китайская притчу «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  • И все?

  • Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил:

  • И мира тоже.

(Д. Фиронов)

Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? О каких чертах характера и качествах толерантного человека здесь говорится? Понятие толерантность имеет свою историю. Об этом нам расскажет…

17 ученик:

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем, способ, наименее ущемляющий интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.

Учитель: Все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты.

Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то умеет хорошо танцевать, отлично играет в футбол, кому- то нравится рисовать, а кому-то вышивать и т.д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому мы должны ценить и любить друг друга, то есть быть толерантными по отношению друг к другу. Толерантность предполагает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружить и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.

Работа в группах

Задание 3. Дать определение толерантности и написать предположительные черты характера и качества толерантного человека.

(Участники записывают, а затем 1 представитель от группы знакомит всех.)

Учитель: Сочувствие, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение слушать, взаимопонимание, способность к сопереживанию, толерантность - эти качества очень важные, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без них мы не можем жить в мире с собой и другими. И каждый из нас должен развивать в себе эти качества. Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром».

18 ученик:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живёшь ты не зря!

Задание 4: А сейчас я вам раздам карточки, закончите (допишите), пожалуйста, предложения, написанные на них.

1.Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я...

2.Если я увижу больного престарелого человека, то...

3.Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я...

4.Если бы я был волшебником, то...


5.Если мы не будем толерантны друг к другу, то...

(Дети зачитывают получившиеся варианты)

Учитель: О чем говорили? Что такое толерантность? Как это можно объединить (связать) с названием мероприятия? Дома попытайтесь нарисовать эмблему, герб толерантного человека.



Литература:

1.Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание этических бесед с младшими школьниками. М., 1985.

2.Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) М., 2006.

3.Журналы:

Классный руководитель: 2010. № 5

Начальная школа: 2009. № 8

© 2010-2022