Сетевое взаимодействие по реализации оборонно-спортивного профиля в лицее

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.А.Захарова

Сетевое взаимодействие по реализации

оборонно-спортивного профиля в лицее

Необходимость создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования (Распоряжение Правительства Российской федерации №1756-р от 29.12.01), очевидна и не вызывает ни каких сомнений. Для организации качественного обучения старшеклассников становится целесообразным использование образовательных ресурсов учреждений дополнительного, высшего профессионального образования, различных структур довузовского образования, иных заинтересованных сторон.

С 2008 года в нашем лицее успешно реализуется оборонно-спортивный профиль (военно-спортивный класс), в котором старшеклассники получают общеобразовательную подготовку в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и осваивают программу углубленного изучения специальной военной и правоохранительной подготовки. В лицее организована и разработана нормативная база такого обучения. Образовательный процесс, организованный для реализации оборонно-спортивного профиля подготовки лицеистов, предусматривает новые подходы к деятельности учащихся, с целью получения качественного современного образования, сохранения здоровья, путем использования в полной мере имеющейся материально-технической базы, способствуя профессиональному самоопределению учащихся.

В практике деятельности нашего образовательного учреждения используются различные формы совместного использования материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов для организации и развития профильного обучения. Это обеспечивает обучающемуся более широкий спектр возможностей самостоятельного и ответственного выбора, необходимых ему учебных курсов и образовательных программ, вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих указанные программы. Поддержка взаимодействия образовательных учреждений и нормативное регулирование складывающихся между ними отношений для реализации образовательных программ профильного обучения становится возможным при организации сетевого взаимодействия между образовательными и иными учреждениями.

Под сетевым взаимодействием образовательных учреждений (организаций) - нами определяется содержание совместной деятельности, в результате которой, формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений и организаций.

Содержательный компонент системы деятельности по подготовке учащейся молодежи к защите Отечества в профильном военно-спортивном классе представляет собой интегрированную комплексную (учебную и воспитательную) программу общеобразовательной школы. Эффективная организация профильного обучения требует особого ресурсного обеспечения. При моделировании совместной работы ГУ МВД России по Алтайскому краю (Отдела кадров ГУВД и Учебного центра ГУВД России по Алтайскому краю), УФСИН России по Алтайскому краю (Отдела специального назначения «Легион» ФСИН России по Алтайскому краю), ГОУ ВПО АлтГПА (факультета физической культуры) в рамках военно-спортивного класса скорректирован учебный план, где четко определено место каждого предмета с учетом его роли и значимости в достижении цели и направленности на решение поставленных задач, внесены допустимые изменения в содержание предметных областей.

Вовлеченными субъектами, определяющими основные функции сетевого взаимодействия, реализующими наше оборонно-спортивное профильное обучение, выступают учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения высшего профессионального образования, предприятия и организации экономической и социальной сферы. Организуется «вертикальное» взаимодействие между учреждениями различного уровня образования. Основная функция такого типа взаимодействия, называемого «социальное партнерство образовательного учреждения» - расширение социальной ситуации развития обучающихся за счет привлечения ресурсов внешкольной среды (кадровых, научно-методических, лабораторных и пр.). Социальное партнерство образовательного учреждения - система отношений образовательного учреждения с другими учреждениями (организациями), обеспечивающая возможность привлечения их образовательных ресурсов для освоения реализации образовательных программ определенного уровня и направленности обучающимися данного образовательного учреждения.

В 10-м и 11-х военно-спортивных классах физическая культура изучается по подгруппам на профильном уровне по 4 часа в неделю, занятия проводятся два раза в неделю преподавателями АлтГПА с использованием спортивной учебно-материальной базы АлтГПА. На профильном уровне также изучается предмет ОБЖ в количестве 2 часов в неделю. Вариативная составляющая содержательного компонента системы представлена специальными и элективными курсами (для 10 классов), курсами для подготовки к поступлению в учреждения профессионального образования (для 11 классов) по следующим предметам: математика, русский язык, история, обществознание, физика. Часть профильной программы, предусмотренной Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования") осуществляется в рамках элективных курсов. В наборе элективных курсов имеются курсы всех трёх типов: углубляющих профильное обучение, усиливающих базовый компонент, направленных на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, выходящих за рамки образовательной программы («Локальные войны и геополитика», «Алгоритм индивидуальной коррекции грамотности», «Основы профессионально-прикладной физической подготовки», «Специальная военная подготовка», «Правоохранительная подготовка»). Содержание элективных, спецкурсов гармонично дополняет основные предметы, акцентируя внимание на подготовку учащейся молодежи к защите Отечества в рамках профильного обучения в военно-спортивном классе. Помимо представленных элективных и спецкурсов предметной направленности будущим защитникам Отечества предложен лицейский курс «Психология профессионального самоопределения», нацеленный на развитие социальной компетентности молодых людей, на эффективный выбор своего жизненного пути. Изучение основ психологии в военно-спортивном классе способствует раскрытию и развитию способностей учащихся, овладению навыками самоанализа, пониманию чувств и мотивов поведения других людей, конструктивному повседневному и деловому общению, обучению приемам саморегуляция в стрессовых ситуациях, умению творчески преодолевать конфликты, выбирая правильные стратегии поведения.

Успешному проведению военно-спортивной работы в классе способствует творческое сотрудничество с учебным центром ГУВД России по Алтайскому краю, отделом специального назначения «Легион» ФСИН России по Алтайскому краю, КГБУ ДО «Специализированной детско-юношеской школой олимпийского резерва по волейболу «Заря Алтая», ВПК Алтайской краевой общественной организации «Вега-Кристалл», которое официально закреплено договорами о взаимодействии и сотрудничестве. На основе положений договоров создана и действует рабочая группа, которая определяет содержание и структуру дисциплин для лицеистов, как базовых, так и дополнительных: теории и методике физического воспитания, правоохранительной, спецназовской подготовке.

Для организации непрерывности спортивной линии данного профиля, установлено тесное сотрудничество с ГОУ ВПО АлтГПА, а именно - факультетом физической культуры и КГБУ ДО «Специализированной детско-юношеской школой олимпийского резерва по волейболу «Заря Алтая» с целью получения профессионального образования в области физической культуры и спорта. В этом мы видим перспективу, дальнейшего обучения наших выпускников по этой специальности, кроме того проходить педагогическую практику, будучи студентами факультета физической культуры АлтГПА, они будут на базе военно-спортивных классов и классах других профилей лицея.

Тесное сотрудничество с вышеперечисленными организациями насыщает профильное обучение практикой и общением с действующими сотрудниками и военнослужащими силовых ведомств страны, что обеспечивает непрерывность и преемственность обучения.

Особое значение мы придаём организации военно-спортивных сборов обучающихся 10-х классов на летних каникулах (июнь месяц), которые являются обязательными в курсе изучения ОБЖ. Сборы проводятся в рамках Краевой профильной смены «Юный спецназовец - Служу Отечеству», на базе оздоровительно-туристического лагеря «Фадеев Лог» - филиала КГБОШИЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей», с учащимися военно-спортивных, кадетских, профильных классов и воспитанников военно-патриотических (военно-спортивных) клубов Алтайского края. Учебные сборы - становятся заключительным этапом (первого года) и обучения по дополнительной программе предпрофессиональной подготовки учащихся. В ходе сборов, опытными преподавателями - инструкторами, проводятся интенсивные учебные занятия по тактической, огневой, строевой, военно-медицинской подготовке, военной топографии и военно-прикладной, специальной физической подготовке. В ходе проведения учебных занятий по военно-прикладной, специальной физической подготовке курсанты, из числа участников сборов, получают навыки в преодолении специальной полосы препятствий, преодолению водных преград различными способами, ознакомились с первоначальными знаниями в горной подготовке (скалолазанию и другими элементам подготовки).

Особая забота - выстраивание содержательной линии профильного обучения, которую осуществляют учителя профильных предметов - ОБЖ, физической культуры, преподаватели - инструктора элективных и специальных курсов, лицейский психолог, деятельность которых осуществляется также в системе дополнительного образования (кружки и секции) и в системе внеклассной работы.

Классный руководитель военно-спортивных классов - активный участник процесса совместной педагогической деятельности. Он осуществляет комплексную диагностику состояния, проблем и перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся классов, качественное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; мониторинг эффективности собственной деятельности, участия учащихся в военных сборах, соревнованиях городского, краевого и всероссийского уровня. Важным шагом в составлении плана воспитательной работы является коллективное планирование, где участвует не только классный руководитель, но и учитель ОБЖ и физической культуры, офицеры, преподаватели - инструктора и весь коллектив класса.

Учащиеся четырех выпусков военно-спортивного класса показывали стабильную динамику роста показателей физического развития, успешное обучение базовым дисциплинам, высокую конкурентную способность. Они обладают высокой мотивацией к занятиям спортом и военным делом и после окончания лицея. Выпускники военно-спортивных классов находят свое место в обществе: 92% выпускников продолжили обучение в образовательных учреждения высшего профессионального образования, из них 36% по специальности «Физическая культура», «История», «Математика и информатика», 16% являются курсантами образовательных учреждений Министерства обороны и Министерства внутренних дел Российской Федерации, 8% - курсанты ведомственных вузов ФСИН России, 15% - продолжает обучение по юридическому профилю в стенах Алтайского государственного университета, Алтайской академии экономики и права, Академии национальной безопасности, обороны и правопорядка, 17% - получают экономическое, техническое образование в АГУ, АлтГТУ на факультетах, соответствующих уровню подготовки по военно-учетным специальностям, 8% выпускников прошли и проходят военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Уникальность данного класса в общеобразовательной школе состоит в том, что наряду с физической подготовкой учащихся происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения: к педагогической профессии в области физической культуры, профессии офицера, способствует воспитанию будущих активных граждан и воинов России.

Основной вывод можно сформулировать следующим образом, используя сетевое взаимодействие, всей группе педагогов и специалистов, работающих с военно-спортивными классами удалось выстроить образовательный процесс, отвечающий требованиям профильного обучения и воспитания, запросам учащихся, их родителей, и современного социума, которые являются основными инициаторами сетевого взаимодействия, реализуемом в лицее.

Литература:

  1. Голиков Н. А. Социальное партнерство в школе как фактор повышения качества жизни школьников: проблемы, опыт решения /Н.А. Голиков // Образование в современной школе. - 2006. - № 3. - С. 47-53. - ISSN 1609-7432. - Библиогр.: с. 53 (3 назв.).

  2. Григорьев Д. В. (кандидат педагогических наук; доцент). Школа и семья: социальное партнерство в воспитании [Текст] / Д. В. Григорьев, О. Ю. Кожурова // Классный руководитель. - 2012. - № 3. - С. 85-88. - (Работа с родителями). - ISSN 1996-1790.

  3. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса [Текст]/ В. В. Маковеева// Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 354 (январь). - С. 163-166. - (Экономика). - ISSN 1561-7793. - Библиогр.: с. 166 (8 назв. ). - .

  4. Мартина Н. К. Социальное партнерство в профильном обучении [Текст] / Н. К. Мартина // Народное образование. - 2010. - N 9. - С. 132-137.

  5. Матвеева Н. А. Барьеры в получении качественного образования как целевые проблемы социального партнерства /Н. А. Матвеева// Социальное партнерство в образовании : участие институтов гражданского общества в выработке и реализации образовательной политики: материалы российско-нидерландского исследовательского проекта, 2005-2008/ Барнаульский государственный педагогический университет [и др.] ; под ред. П. Н. Карстанье, А. М. Осипова. - Великий Новгород, 2008. - С. 32-40.

  6. Мащенко О. Н. Социальное партнерство как социально-педагогический феномен [Текст] / О. Н. Мащенко //Педагогическое образование и наука. - 2011. - N 1. - С. 47-50. - (Социальная педагогика и социальная работа). - ISSN 2072-2524.

  7. Ховрин А. Социальное партнерство в условиях университета /А. Ховрин // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 73-77. - ISSN 0869-3617.

© 2010-2022