Выступление Работа классного руководителя с небл. семьями

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», писал В.А.Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа классного руководителя с семьёй столь значительна в его педагогической деятельности. Если ему удастся сделать родителей своими союзниками, то он станет сильнее во всех отношениях.

Взаимодействие классного руководителя с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать столь традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последнее чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все происходящее в стенах образовательного учреждения.

Наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи и школы на сегодня, по мнению педагогов являются

  • дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, страты , появление очень богатых и бедных семей, а значит , и социально незащищенных родителей и детей;

  • чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;

  • высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

  • увеличение числа расторгнутых браков;

  • алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;

  • недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в школьных делах;

  • низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному воспитанию;

  • невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы как никогда актуальна: демографы, социологи, психологи, педагоги подтверждают факт глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние семьи- социальная проблема, требующая решения; социальная реальность, ждущая помощи.

Преодоление ряда кризисных явлений возможно при условии комплексного, системного подхода к формированию культуры взаимодействия семьи и школы. Сформировать, развить педагогическую культуру населения, улучшить качество семейного воспитания- это цель, лежащая в основе системы психолого- педагогического сопровождения семьи, обучения и воспитания родителей.

Однако сегодня нередки случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования. Непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые возлагают обязанность воспитания детей лишь на школу. Количество неблагополучных семей стремительно растет.

Под неблагополучной мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной(открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально- криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов( в частности, неполные)

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Основные направления работы с неблагополучными семьями:

  1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

  2. Психолого- педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

  3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Задачи:

Диагностирование и определение социально- педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов обусловливающих социальную дезадаптацию.

  1. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка , мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.

  2. Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.

  3. Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

Работа с неблагополучной семьей проводится по следующим этапом:

1-й этап. Диагностико-аналитический.

Социально- педагогическая и психологическая диагностика семьи.Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Диагностика причин семейного неблагополучия. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия. Составление карты семьи. Постановка семьи на внутришкольный учет как неблагополучной.

2-й этап. Планово-координационный.

Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. Координационная деятельность с работниками школы ( администрация, учителя- предметники, соц. педагог, педагоги дополнительного образования и др.) и со всеми заинтересованными организациями( Управление образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, КДН,ПДН, Центр занятости, реабилитационные центры и.т.д.) Составление совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе программы работы с неблагополучной семьей.

3-й этап. Организационно- деятельностный.

Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества .Взаимодействие со специалистами для помощи в работе с неблагополучной семьей.

4-й этап. Контрольно-коррекционный.

Контроль за выполнением программы работы с семьей. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско- родительских отношений. Изучение микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Подведение итогов психолого- педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей. Снятие с учета.

Следует отметить, что успешность или неуспешность педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи во многом определяется правильно избранной позиции педагога, стилем и тоном его отношений. Поэтому рассмотрим некоторые эффективные меры общения с родителями , предлагаемые Н.В.Самоукиной.

«Нейтрализация»

В первой фазе беседы с родителем приобретайте нейтральное состояние, не угрожайте, не оправдывайтесь. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора. Жалобы к школе, к Вам выслушайте молча, оставаясь спокойными, не теряя при этом вежливой доброжелательности. Жалобы на беспомощность родителей в воспитании выслушивайте, кивая головой. Используйте при этом нейтральные фразы( успокойтесь, я Вас слушаю, я Вас понимаю)

Родитель, почувствовав нейтральность, успокоится и будет готов к конструктивному разговору.

«Равенство»

Во второй фазе беседы- организовать равноправное взаимодействие с родителем. Проявлять доброжелательность, открытость, принимать чувства родителей. Показывать любовь к ребенку. Искать новые формы сотрудничества.

«Взаимодействие»

  1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию( основная задача- совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения)

  2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.

  3. Учитывайте личные интересы родителей

  4. Не верьте генетике.

  5. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Взаимодействие будет успешным, если

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку.

В оказании помощи неблагополучной семье необходимо обьединение усилий всех организаций города. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений, прямо или косвенно имеющих отношение к помощи неблагополучной семье. Их специалисты смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда. Когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Они должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.



© 2010-2022