- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на Фестивале народов мира. Греки
Выступление на Фестивале народов мира. Греки
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трифонова М.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГРЕКИ.( Выступление 10-А класса на общешкольном празднике « Фестиваль народов мира».2011г.)
1 ученик
До нашей эры, в давнем веке,
Элладу бросив вдалеке,
Уплыли в сине море греки
На плоскодонном челноке.
Хоть море приняло довольно
Дары от грозного царя,
Их много дней швыряли волны
Через проливы и моря.
Гребцы метались на триере
С усильем вглядываясь вдаль,
И слабых покидала вера
И принимала их вода
Награда к ним пришла непросто.
За подвиги благодаря,
Вдруг встал из моря полуостров
Прохладной зеленью маня.
Лукаво солнце улыбалось
Пловцам измученным с высот
Вдруг кто-то крикнул: «Ялос! Ялос!
Вон берег! Эллины вперед!».
2 ученик
Первые греческие поселения появились в Крыму в 8 веке до нашей эры. Массовое основание колоний относится к 6 веку до н.э. - появляются Пантикапей, Теритака, Нимфей, Кимерик. В 422г. до н.э. появляется жемчужина Крыма - Херсонес. Основывая новые города, греки принесли в них свою высокую культуру, понимание мира. Позже греки расселяются с побережья по горному Крыму, отражая набеги кочевников.
3 ученик
Вторая волна переселенцев хлынула в Крым во времена иконоборческого движения. Они основали многочисленные пещерные монастыри.
4 ученик
Третья волна переселенцев связана с заселением Крыма после его присоединения к Российской империи. Керчь, Еникале, Балаклава. В Балаклаве был создано своеобразное военизированное поселение греков, которые несли службу на Черноморском флоте, а в свободное время занимались сельским хозяйством, торговлей, рыболовством. Были сформированы греческие общины в Феодосии, Севастополе, Евпатории. До 1870г. жили греки и в нашем Карабае.
5 ученик
В 1939г. в Крыму проживало 20 652 грека. В 1944г. все греки Крыма были депортированы с полуострова. В 80-е гг. греки смогли вернуться в родные места. Одним из ближайших к нам поселений греков является с. Чернополье Белогорского района. Там в 2000г. открыт этнографический музей. Сохраняются народные обряды, традиции и обычаи, богатый песенный фольклор, национальные промыслы, костюмы.
Выступление девочек
1. Традиционными занятиями греков были земледелие и скотоводство. Но отсутствие хороших пастбищ в Крыму привело к тому, что греки практически отказались от разведения овец, буйволов. На подворье обычно держали несколько коров (количество зависело от состава семьи), свиней, кур, уток, иногда гусей и индюков.
2. Питались греки в основном продуктами из зерновых. Основу составляли хлеб, каши, вкуснейшая выпечка. Сваренные по различным технологиям крупяные каши (хашиля), блюда на основе пшеничного и кукурузного хлеба заправлялись сливочным маслом или кисломолочной подливкой. Среди них: цумур, хавиц, пушиндя. Из пресного теста готовились блюда хянгал, салма, макаринан, сирон. Употребление мяса зависело от христианского календаря и достатка семьи.
3. Одним из главных продуктов считалось молоко (галан), которое использовалось ежедневно. Его употребляли как в натуральном виде, так и переработанным, причем при переработке отходов практически не оставалось. Очень часто семь хозяек объединялись и по очереди перерабатывали молоко для семи семей, занимаясь этим с утра до ночи. Что делали из молока?
4. Вуторон - масло, фогалан - сметану, тирин - сыр, миндзин - творог. Большая часть молока шла на приготовление ксигалана. Молоко кипятили, добавляли специальную закваску, разливали в глиняные кувшины и хорошо укутывали. Через два - три часа открывали и ставили в холодное место. Ксигалан всегда находился и находится на столе у греков во время любой трапезы.
Эти продукты были изготовлены самими ученицами и зрителей в зале угощали девушки в национальных костюмах
5. Греки редко использовали в кулинарии подсолнечное масло и свиной жир, поэтому заготовке топленого масла уделялось большое значение. Интересно, что при заготовке большого количества масла, использовалась маслобойка в виде детских качелей, где работали два человека.
6. Из обезжиренного молока готовили паштикан - пасту, которая в прохладном месте могла храниться до трех лет.
Особенно выделяют греки чичил - «длинный сыр», который очень долго хранится и его можно брать в путешествие и тирин - белоснежный сыр из бараньего молока, сделанный в форме круга(брынза).
Праздники греков.
1. Прежде всего греки соблюдали все церковные праздники (панаиры): Пасха (Ламбри), Троица(Айя-Триада), Крещение, Рождество (Христос янеты) и т.д. Соблюдались и все посты. Дети начинали поститься с 6 - 7 лет. Им дарили небольшие подарки. На самый длинный пост перед Пасхой взрослые подвешивали в комнате луковицу или картофелину с воткнутыми в неё перьями курицы. Её называли кукара. Число перьев соответствовало количеству недель Великого поста и составляло семь. Они делались разных цветов. Последним выдергивалось перо красного цвета - на страстную неделю. Детей пугали этой луковицей - говорили, что если они не будут поститься, то перо вылетит и выбьет глаз. Демонстрация поделки
2. На Вербное воскресенье в церкви освящали веточки вербы. Старики говорили, что их нельзя выбрасывать, а можно только сжечь в печке, когда хочешь усмирить стихию, прекратить сильный ветер и бурю.
3. Кроме того отмечали дни памяти святых: Ильи, Константина, Елены, Екатерины, Варвары, Николая, Георгия, Пера и Павла. Любой из этих праздников в греческой общине называли малым панаиром. Их праздновали в тех семьях, где кого-либо звали этим именем. К празднику присоединяли те или иные местные обычаи: почитание святых источников или озер, купание в них, обход вокруг священных мест, могил угодников. Просящий о заступничестве или покровительстве отрывал от свей одежды полоску ткани и завязывал на ветвях дерева, растущего на святом месте. Такие лоскутки, полощущиеся на ветру, можно увидеть и сейчас в г. Старый Крым у источника Святого Пантелеймона и в Троице-Параскевином монастыре в Тополевке.
4. Накануне панаира приезжали в село люди из дальних и ближних деревень, родственники. Прежде всего шли в церковь на службу. Вечером были танцы. Музыкант обычно стоял в центре круга танцующих - хоро. Подобные праздники превращались в смотрины невест. К празднику готовили наряды, специально шили новую одежду и обувь, которая к концу праздника часто приходила в негодность из-за обилия танцев. Для молодежи ставили карусель. Юноши стремились показать себя в борьбе и скачках. Боролись «на поясах»: дважды перехватывали торс кушаком, концы подтыкали, а не завязывали. Боролись босиком, обнаженные по пояс. Побеждал тот, кто смог побороть трех человек подряд, ему преподносили жареную курицу и вино.
10 юношей исполняют на сцене «Сиртаки»
5. Особенным блюдом на праздничном столе был пирог с запеченной внутри монетой. Старики говорят, что до войны тесто для него готовили особым образом - раскатывали 40 листов теста. Сейчас его делают просто слоеным.
Существовали два варианта кубете - с мясом и с тыквой или картошкой. В старину такой пирог называли также шумуша. Пирог мог быть круглым или прямоугольной формы, в центре делали дырку для масла. Монетку клали подальше от центра.
Угощали кубете с монеткой
Перед тем как разрезать пирог хозяин трижды поворачивал его на столе. Первый кусок посвящался Богу, второй - на счастье дому, третий - хозяину и дальше - всем членам семьи по старшинству. Тот, кому попадалась монетка, загадывал желание и шел к иконе. Если монетка прилипала к ней, то загаданное должно было сбыться.
6. В некоторых селах существовал также обычай отрезать кусок колодцу и корове. А утром 14 января хозяин заводил коня или корову в дом и все внимательно смотрели, с какой ноги животное переступит порог: если с правой - в доме будет изобилие и счастье.
В праздник Сорока святых принято было съедать 40 фасолин и 40 улиток, отварную, заправленную чесноком крапиву. В этот день ждали прилета птиц и пекли пулико - птичек из пресного теста, которых раздавали соседям.
7. Праздник панаир собирал всех воедино, давал возможность людям почувствовать себя единой нацией, частью православного мира. Праздники становились моментом соприкосновения прошлого, многовековых традиций, с настоящим. Здесь происходила передача опыта от стариков к молодым. Предания, обычаи и обряды впитывались сознанием детей, давали им возможность осознать себя великим народом - греками.