Проектная деятельность как форма изучения истории родного края

Прект "Головка" рассказывает о исследовании учеников 5 класса по истории родника В начале работы мы  провели исследование происхождения слова, посетили школьный музей, расспросили местных жителей  о легендах родника. Об этом нам рассказали И.В.Воронцова и Ю.А.Сорокин. После их рассказов мырешили продолжить наш проект и на следущий год предложить  на конференцию проект по исследованию истории улицы Ленина. Очень печально, что одно из самых светлых мест Жадовки предстало перед нами грязным после з...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паспорт проекта

I.

Название проекта

Родник «Головка»

Автор проекта

Баркова Лиля,Егорушкина Евгения,Филатова Кристина,Неретина Кристина

Руководитель проекта

Ребровская Татьяна Владимировна

Название школы

МБОУ СОШ р.п. Жадовка МО «Барышский район»

II.

Цели и задачи проекта (исследования)

лучше узнать историю нашего поселка, историю и этимологию родников.

III. Краткое содержание хода выполнения проекта

В ходе проектной деятельности учащиеся выяняют

Предмет(ы)

Русский язык, химия, история

Класс(-ы)

5 класс

Продолжительность проекта

30 дней

Основа проекта

Образовательные стандарты

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО русскому языку работа со словарем, проведение эксперемента, изучение истории родного края

Планируемые результаты

После завершения проекта учащиеся приобретут необходимые знания, умения

- личностные: навыки проектной деятельности, пользовательские навыки работы с ПК (текстовый, графический, табличный редакторы, создание презентации, публикации),

- метапредметные: связь русского языка, химии, исторического краеведения

- предметные: расширение знаний по истории родного края, русскому языку

- умение осуществлять поиск и анализировать различные источники информации, в том числе в сети Интернет.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Откуда ты родник: история и сегодняшний день?

Проблемные вопросы учебной темы

Группа Проблемный вопрос

Историки

Как давно существует родник?

Теоретики

Какова этимология слова «Головка»?

Практики

Чем водопроводная вода отличается от родниковой?

Учебные вопросы

  1. Выяснить, историю родника «Головка»

  2. Расспросить местных жителей о легендах, связанных с родником

  3. Выяснить, почему вода в источнике пользуется такой популярностью




IV. Краткие выводы о полученных результатах

1.Родник «Головка» - главный родник поселка

2. Это был самый глубокий и самый чистый источник Жадовки.

3.Самая мягкая вода в роднике «Головка»,что подтверждает его название и

давнюю любовь к этой воде жителей поселка. Употребление этой воды способствует повышению кислотности организма.

4.Вода родника имеет нейтральную реакцию, ее употребление благоприятно воздействует на внутреннюю среду организма, поддерживая кислотно-щелочной баланс.

5. Самая жесткая вода - водопроводная. Ее употребление способствует образованию накипи при кипячении и даже камней на внутренних органах.

V. Справочные материалы, графики, схемы, таблицы

Технологии - оборудование (отметьте нужные пункты)

Компьютеры, принтер, цифровая камера, проекционная система, сканер, другие типы интернет-соединений.

Технологии - программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Электронные таблицы, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

1. Бархударов С.Г. Орфографический словарь русского языка. М., Русский язык, 1989 г., с.397

2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс.М.:Дрофа, 2009г.,с.212

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,: ОЛМА Медиа групп, 2009г., с 576

4. Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка. СПб, :ООО «Виктория плюс»,2009 г.,с.432.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.4-е издание, дополненное. М. :ООО «ИТН технологии», 2008г. с.944 .

Другие принадлежности

Химические реактивы

VI. Ссылки на используемые материалы

Интернет - ресурсы

polev-rodnik.okis.ru

inflora.ru›Родники







Проектная деятельность как форма изучения истории родного края

Родник - не просто источник питьевой воды,

это - живая нить, которая связывает нас

не только с прошлым, но и с будущим.

Народная мудрость

Слайд 2

Все хорошо в природе, но вода - красота всей природы. Вода жива; она бежит или волнуется ветром; она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Вода - величайшее богатство любой страны, часто ее называют водными ресурсами. Нодля каждого человека роднее и ближе не «ресурс», а та река, море или озеро, может быть пруд, на чьих берегах он вырос. Главным источником чистой воды в нашем поселке считается родник «Головка».

Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу,

которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.

Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники - источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.

Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!

Начав эту исследовательскую работу, нам представилась возможность ближе познакомиться с этим даром природы. Мы очень любим свой поселок и хотим, чтобы те источники, которые у нас есть, радовали бы всех жителей.

Цель нашей работы: лучше узнать историю нашего поселка, историю родника.

Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:

1.Выяснить, историю родника «Головка» .

2.Расспросить местных жителей о легендах, связанных с родником.

3. Выяснить, почему вода в источнике пользуется такой популярностью.

Что такое родник?

Проектная деятельность как форма изучения истории родного края

Слайд 3

Согласно этимологического словаря (4) происхождение слова «родник» восходит к той же основе , что и род, родить. Буквально обозначает «то, что родит», а родит родник, конечно же, воду.

В толковом словаре С.И. Ожегова «Родник- водный источник, текущий из глубины земли, ключ».

В толковом словаре В.И.Даля «Родник водный источник, текущий из глубины земли

В словаре русских синонимов у слова родник есть «братья» и «сестры»- ручеек, родничок, криница, ключ, источник, ручей.

О родниках написано много стихов и песен , причем родник в них- живой . Очень часто родники называют душой земли. Вот как пишет о роднике поэт Михаил Дудин :

Шумят как малайские вязы,

Камням и корням лозняка

Плетет потихоньку рассказы

Живая струя родника.

Меж листьев от солнца обронен

На дно родника золотой.

Здесь, кажется, был похоронен

Когда-то какой-то святой.

Давно меж людьми позабыто

Прозванье его и труды.

А сколько здесь было испито

Прозрачной холодной воды!

Главный родник нашего поселка называется «Головка». Мы решили выянить этимологию этого слова. Вначале мы обратились к толковому словарю. Происходит как уменьшительное от голова, далее от праслав. *golva, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. глава, русск., укр. голова́, болг. глава́, сербохорв. гла́ва, словенск. glâva, чешск., словацк. hlava, польск. głowa, в.-луж. hłowa, н.-луж. głowa. Родств. лит. galvà, латышск. galva, др.-прусск. gallū, вин. п. galwan. Предположительно, родственно арм. գլռւխ (gluẋ) «голова» из *ghōlū-. Праслав. *golva могло бы быть родственно желвь «черепаха, желвак». Ср. франц. tête «голова»: лат. tēsta, tēstūdō. С др. стороны, сближают с голый. Ср. др.-в.-нем. cálua «calvitium», как лат. calva «череп» - от calvus «лысый».

Выяснив это, мы обратились к паспоту слова голова.

1. Семантические свойства
1. часть тела человека, либо другого позвоночного животного или насекомого, в которой находятся органы зрения и рот , главная часть туловища.

2. перен. умный, смышлёный человек .

3. перен. ум, интеллект. Надо работать не только руками, но и головой.
4. перен. передняя часть чего-либо длинного . Вот голова поезда показалась на границе станции, и мы пошли в поселок.

5. перен. единица учёта скота . Летом на Сахалин завезут две тысячи голов крупного рогатого скота.
6. перен. большой кусок пищевого продукта шарообразной или конусовидной формы . В тот день я уже обменял все шкуры на пару пучков стрел и несколько голов сыра. Сахарная голова, извлечённая из формы, заворачивалась в специальную плотную бумагу синего цвета, которая так и называлась - сахарная бумага.
3. Синонимы и антонимы слова голова
Синонимы
башка, тыква, башка, ум, интеллект, мозги, мозг, память, начало, кругляш, головка
Антонимы
хвост
4. Родственные слова
• уменьшительно - ласкательные формы: головка, главка, главица, головушка, заголовочек
• уничижительные формы: головёнка
• увеличительные формы: головища, головище
• имена собственные: Главлит
• фамилии: Головин, Головнин, Голованов

Итак ,головка происходит как уменьшительно-ласкательного от слова голова. Вы спросите, а при чем здесь наша «Головка»?Ведь она является источником воды? Если рассуждать логически, то по смыслу «голова» - значит «главная». И соответственно, «Головка» - главный родник нашего поселка.

Родник был неприметен, неказист,

И не мечтал о водопадах.

Порой жалел, что не плечист,

Но дело было не в наградах.

Журчит родник, щебечут звонко птицы,

Цветут цветы, течёт-поёт ручей.

Родник легко обидеть, он ранимый,

Он всем принадлежит и он ничей.

Храни родник, как жизнь, как божий дар!

Не сотвори вовек ему плохого!

Журчит родник... И сердце расцветёт,

Как от приветно сказанного слова..

Встреча со старожилами

Слайд 4

Давайте обратимся к истории Жадовки.

Собирая материалы нашей работе, мы пообщались с пожилыми людьми поселка. Проектная деятельность как форма изучения истории родного края

И.В. Воронцова рассказала,что когда-то в родник был брошен труп собаки. Родник загрязнился и сам пробил себе путь в новом месте. С.В.Аверин выровнял его, обустроил и теперь люди приходят и берут воду возле столба. А вот прежнее руло родника забросили. Часто сюда приходит молодежь и мусорит. Проектная деятельность как форма изучения истории родного края

Слайд 5

Очень интересно рассказывал историю родника Ю.А.Сорокин. Проектная деятельность как форма изучения истории родного края

Юрий Алексеевич удивил нас следующими фактами. Оказывается, родник был когда-то очень глубокий, «здесь было с ручками». На берегу родника стояла мельница и дом мельника. Здесь даже промывали шерсть. В 40-ые годы его хотели обустроить, подвести дороги. Привезли земню, камень. Но началась война, и потом жители сами, в ручную,заравнивали пригорок.


Проектная деятельность как форма изучения истории родного края

Забрав родниковую воду, Проектная деятельность как форма изучения истории родного края

мы решились на эсксперемент.Слайд 6



Практическая работа


«Исследование воды родника «Головка»




Сравнительный анализ воды (слайд7)


Показатели

«Головка»

Водопроводная вода

  1. Показатель рН


  1. Среда


  1. Жесткость

7

Нейтральная

Устойчивая пена (1 см) при добавлении 3 мл. мыльного раствора

8

Слабощелочная

Устойчивая пена (1 см) при добавлении 5 мл. мыльного раствора

Слайд 8

Выводы:

  1. Самая мягкая вода- в роднике, что подтверждает его название и давнюю любовь к этой воде жителей поселка. Употребление этой воды способствует повышению кислотности организма.

  2. Вода родника имеет нейтральную реакцию, ее употребление благоприятно воздействует на внутреннюю среду организма, поддерживая кислотно-щелочной баланс.

  3. Самая жесткая вода - водопроводная. Ее употребление способствует образованию накипи при кипячении и даже камней на внутренних органах.

Слайд9

Проектная деятельность как форма изучения истории родного края

Что такое родничок?

Это маленький толчок.

Из - под камешка струится

Изумрудная водица

Очень вкусна и чиста

Родниковая вода!

Выводы

Выполняя исследовательскую работу , мы узнали много нового об истории поселка и родника.

В начале работы мы провели исследование происхождения слова, посетили школьный музей, расспросили местных жителей о легендах родника. Об этом нам рассказали И.В.Воронцова и Ю.А.Сорокин. После их рассказов мырешили продолжить наш проект и на следущий год предложить на конференцию проект по исследованию истории улицы Ленина.

Очень печально, что одно из самых светлых мест Жадовки предстало перед нами грязным после зимы. Ученики нашего класса решили взять шефство над родником и раз в месяц проводить здесь уборку.

Вода на «Головке» считается самой чистой в поселке. Мы провели лабораторную работу и выяснили, почему.

Живой родник, с живой водою

Природой нам подарен он,

И мы сберечь должны с тобою.

И людям тем большой поклон,

Кто родники оберегает,

И чтит природные дары,

От всех невзгод родник спасает.

Как светлый лучик доброты.

Заповедный исток есть у каждой реки.

Это чудо природы и сказка живая.

Пусть в лесах и долинах звенят родники.

Добрым людям объятья земля раскрывая.


© 2010-2022