- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие История создания книги (5-7 кл.)
Внеклассное мероприятие История создания книги (5-7 кл.)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пухова С.В. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Чайковский
Вступление
Ведущий 1: Книга - источник мудрости, учитель, лучший советчик и ближайший друг, духовное завещание поколений, огромная сила.
Книга сопровождает нас от самого рождения до последнего часа жизни. И не просто сопровождает, а учит, воспитывает, образовывает, открывает перед нами окружающий мир, помогает понять его законы и самого себя.
Невозможно представить, что бы произошло, если бы однажды злой волшебник уничтожил все книги земли. Это была бы самая страшная катастрофа за всю историю человечества.
Ведущий 2: Прошло бы совсем немного времени, и человечество покатилось бы назад.
Книги рассказывают обо всём на свете. Не выходя из комнаты, ты можешь побывать в жарких и холодных странах, в морских и подземных глубинах, подняться к звёздам, прогуляться по горам на Луне.
Протяни руку - и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать.
Откуда же она взялась? Кто её придумал? Когда? Какой была самая первая книга?
Ведущий 3: Книга существует гораздо дольше, чем книгопечатание. На протяжении долгих веков она меняла свою форму. Книга первобытных людей сохранилась в виде нескольких рисунков у озёр Прионежья или на каменных стенах пещер Испании. Глиняные плитки с вавилонской клинописью уже немного ближе к нашему понятию «книга», чем наскальные рисунки, а древние свитки папируса или пергамента ещё ближе к этому представлению.
Ведущий 4: Письменность - это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на две с половиной тысячи лет назад, к людям, которые ещё не знали письма.
Вот вам картина из далёкого прошлого.
Персидская музыка
(Появляются скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий).
Скиф: Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и пять стрел.
Царь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что желают сообщить мне скифские вожди?
Скиф: Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ. (Уходит).
Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание доныне непокорных скифов. Уж сколько лет я пытаюсь поработить этот народ и завоевать его землю - и всё без толку! Неужели они решили сдаться нам? Мышь… она живёт в земле. Лягушка…живёт в воде, а птица - в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства, а вместе со стрелами отдают нам свою храбрость и силу!
Гобрий: Нет, мой царь Дарий. Я много воевал и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь, подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озёра, то падёте под ударами наших стрел».(Оба, недоумённо поглядев на предметы и пожав плечами, уходят).
Ведущий 1: Вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая друг другу с гонцами разные предметы или целые их наборы. И громоздко получалось, и не особенно понятно.
Человек делал первые шаги к созданию письменности. Когда люди поняли, что обмениваться посланиями - предметами дело хлопотное, они стали предметы изображать. Такое изображение было обнаружено на стене одной из пещер, в которой обитали древние люди.
Ведущий 2: Постепенно рисунки заменялись у людей символами, значками.
Ведущий 3: Один древний народ Южной Америки - племя инков - передавал сведения на расстоянии нитками.
Ведущий 4: Славяне в дописьменный период применяли узелковое письмо. Владели «грамотой узелков» только волхвы-кудесники. А считали и гадали славяне при помощи «черт и резов» - чёрточек и зарубок.
Ведущий 1: Позже узнали славяне, что многие народы в Европе пользуются специальными знаками и пишут с их помощью договоры между странами, законы, целые книги.
Ведущий 2: Но неудобен был чужеземный алфавит: нельзя было с его помощью записать славянскую речь и не было в нём букв для обозначения всех звуков.
Ведущий 3: в 836 году: два учёных монаха - два брата Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит.
Ведущий 4: Азбука, придуманная братьями, именовалась «Глаголица» (от слова «глаголить» - говорить). Её усовершенствовали и в честь одного из создателей назвали «Кириллицей».
Ведущий 1: Книг на Руси требовалось всё больше. Писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались сокращать при письме, ставя над сокращёнными словами специальный значок - титло.
Ведущий 2: И опять прослышали на Руси учёные люди, что в чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка.
Фильм.
Ведущий 3: Пройдёт много лет - появится целое семейство всевозможных Азбук, Грамматик и всяких Словарей. От Букваря Ивана Фёдорова берут своё начало и другие Буквари, что ныне являются первой книгой каждого из нас.
Ведущий 4: История книги сложная и долгая. Постепенно, набираясь опыта человечество шло к ней не одно тысячелетие.
Дальше можно на сцене поставить отрывки из литературных произведений.
Книга - учитель,
Книга - наставница,
Книга - близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота - набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга - советчик,
Книга - разведчик,
Книга - активный борец и боец,
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложение дубовых шкафов,
Книга - волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
Книге не устаю удивляться,
Верю - настанет в истории миг,
Будут и выставки открываться,
И всемирные праздники книг!
В.Ф.Боков
Финал.
5