Статья Азы семейного воспитания

                                            "Азы семейного воспитания".                                                                                                             Воспитание-великое дело:                                                                                                         им решается участь человека.                                                                                                                                 В.Г.Белинский Как известно, вае с...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Азы семейного воспитания.

Воспитание - великое дело:

им решается участь человека.

В.Г.Белинский

Как известно, все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные - несчастливы каждая по- своему. «Отец и мать создают новое существо-сына, дочь, повторяя в них самих себя, но повторяя на высшей основе, воспитывая человека лучше, чем они сами».(В.А.Сухомлинский) Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.

Ребёнок-человек, который не когда-то там, не ещё, не завтра, а уже сейчас - человек. Не мирок, а мир великих, глубоко человеческих ценностей, достоинств, стремлений, желаний. Ребёнок по своей природе - исследователь, открыватель мира.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому;

Родители пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему научит.

Теперь вести себя прилично

Не в моде стало, и обычно,

И женский пол, себя позоря,
Стал сквернословить в разговоре,

Мужья- пример для жен своих,

А дети учатся у них.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе,

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

(С.Брандт)

Очень важно , как можно раньше ,задуматься: «А чему и как ты сможешь научить своего ребёнка: трудиться, рисовать, шить, заниматься спортом, делать поделки, пилить, строгать? А какие духовные ценности передашь: потребности в музыке, поэзии, театре, путешествиях? Какие нравственные принципы и привычки? Какие друзья семьи будут окружать твоих детей?» Всё это человек приобретает и накапливает с детства.

Родители не придают большого значения своим сказанным в сердцах резким, грубым словам. А дети порой не в состоянии понять, что это не мнение, а лишь эмоциональная реакция. Они всё понимают буквально, без «чувства юмора». « Ты - дурак! »- это ранит больнее, чем наказание розгами.

Наиболее частые способы реагирования детей в подобных ситуациях -это пассивный уход в себя или демонстративная агрессивность . Пытаясь подавить агрессивного ребёнка, вы не решаете этим возникшую проблему, а только загоняете её в глубь. Всегда нужно выявить причину агрессии, и не столько внешнюю, сколько внутреннюю. Возможно, эта причина кроется в недополучении ребёнком необходимого: любви и ласки, внимания и контроля, уважения и доверия, помощи в складывании правильной системы ценностей. А иногда ребёнку требуется просто «выпустить пар»: пошуметь, покричать.

Семья с доминирующим тщеславием родителей более всего хлопочет о том, чтобы ребёнок чем-то выделялся в обществе: одеждой или способностями, практичностью или чем-то ещё. Этот эгоцентризм может стать для ребёнка роковым. Жизнь впоследствии может так ударить, что выделиться будет нечем. Можно стать нищим. Попасть в тюрьму, не поступить в институт…И как тогда жить, если человек с детства не привык честно и с достоинством проигрывать?

Семья с агрессивной атмосферой- готовит обществу будущего хама. Если родители между собой не могут разговаривать иначе, как в резких выражениях, язвительно и грубо ,то наивно с их стороны ожидать от сына уважения к людям и вежливого обращения. «Если в зеркало глядится обезьяна, из него не выглянет апостол».

Недоумевающая мамочка задаёт вопрос, почему сын у них с мужем вырос жестоким и циничным. «Мой муж,- сказала она.- прекрасный человек. У нас с ним прекрасные отношения. Мы всё делали для того, чтобы сын наш рос умным и порядочным человеком. Он читал много книг, хорошо учился, играл на музыкальных инструментах, слушал классическую музыку…» Как тут разобраться, что произошло? Но можно предположить, что родители не хотели принимать ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, они видели перед собой не реального, живого человека, а образ, созданный в своём воображении. Навязывали мальчику этот образ, принуждали его играть эту роль. Эта роль, возможно, была ему не по душе. Может быть, мальчик чувствовал призвание не к литературе и музыке, а к тем занятиям, которые помогут ему выражать смелость, независимость, самостоятельность.

Одно из главных условий правильного воспитания- это принимать ребёнка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом. Выход из неприятных ситуаций зачастую можно найти не методом запрета, а путём переключения энергии подростка в полезное русло. Ломает стулья, будильники, радиоприёмники- запишите его в кружок «Умелые руки» или просто купите набор столярных инструментов. Дерзит, грубит- надо разобраться, в чём причина. Ведь нередко дети это делают, чтобы привлечь к себе внимание родителей, вечно занятых то стиркой, то варкой, то своими «междоусобицами».

Нервозность родителей сразу передаётся детям. А разногласия матери и отца в отношении к поступку сына или дочери вообще могут вывести подростка из-под их контроля. Негативные эмоции могут копиться годами, чтобы потом найти выход взрывообразно.

Спектр переживаний детей на почве внутрисемейных отношений очень широк.

Народная мудрость гласит, что, выбирая себе жениха, девушка должна понаблюдать, как его отец и мать относятся друг к другу. И действительно, поведение родителей, взгляд на мир, система ценностей играют огромную роль в судьбе ребёнка.

Родители, помните:

Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.



© 2010-2022