Познавательный интерес, как фактор развития активности школьника

         Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта  сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательный интерес, как фактор развития

активности школьника.

учитель начальных классов: Гурова Вера Алексеевна


Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, - это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.

Остановимся на некоторых способах развития познавательной активности младших школьников на уроках познания мира.

«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили

Ценным средством развития познавательной активности детей является игра.

Познавательные игры расширяют объём получаемой информации, стимулируют процесс перехода от любопытства к любознательности; активизируют психические процессы; являются прекрасным средством развития интеллектуальных и творческих способностей; снижают психические и физические нагрузки; заряжают положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития, дают возможность подготовить сознание для восприятия нового.

Использование занимательного материала на уроках познания мира способствует развитию познавательной активности.

Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, загадки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, Большой интерес на уроках вызывает прослушивание и разбор « подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь к живому, вызывает желание помогать растениям, животным.

Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.

Вот некоторые примеры занимательных упражнений, которые я применяю на своих уроках.

  • В свои уроки включаю рубрику - «пятиминутку», которую готовит учитель или учащиеся:


«Маленькие тайны природы»

- Почему крапива «жжется»?

(Муравьиная кислота, есть в волосках, листьев крапивы. При прикосновении к коже кончик волоска ломается. Содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже. Жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

- Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?

(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

- Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

(Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

«Самые - самые!!!»

- Самый жаркий материк на нашей планете (Африка).

- Самое глубокое озеро (Байкал).

- Самое большое по площади озеро (Каспийское).

- Самая маленькая птица (Колибри).

- Самый большой океан (Тихий).

- Самое огромное животное обитаемое на нашей планете (синий кит)…

«Знаете ли вы?»

…Новорожденный синий китенок весит 2 тонны и имеет длину 7 м.


  • Одним из приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, являются кроссворды. Кроссворды увязываю с темой конкретного урока. Игровая форма повторения материала нравится детям и не оставляет равнодушными и слабых учеников. Кроссворды разгадываем вместе с детьми, а можно эту работу организовать в парах или группах.

Познавательный интерес, как фактор развития активности школьника.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Живая оболочка планеты Земля (биосфера).

2. Видоизмененные листья (хвоя).

3. Все что нас окружает, не созданное руками человека (природа).

4. С чего начинаются цепи питания (растения).

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

5. Наука, изучающая взаимосвязь между живыми организмами и окружающей средой (экология).

6. Источник света и тепла (солнце).

7. Мельчайший организм, необходимый в круговороте, веществ в природе (микроб).

Кроссворд «Зоопарк»




1.З




2.

О




3.

О




4.


П





5.

А





6.Р




7.



К




  1. Это небольшое животное, у которого задние лапы длиннее, чем передние.

  2. Эти животные живут стаей, с удовольствием лакомятся №1.

  3. Для него лучшее лакомство и лекарство - мухоморы.

  4. Самое быстрое на Земле животное. Вот только в Восточном Казахстане его не встретишь.

  5. Животное сильное и мощное. Узнай его по длинным клыкам.

  6. Дикая кошка с кисточками на ушах.

  7. Зимой шубка у них серая, кладовки - общие.

Ответы: 1. заяц; 2. волк; 3. лось; 4. гепард; 5. кабан: 6. рысь; 7. белка.


  • В своей работе, я часто использую загадки. Они характеризуют главные признаки предметов или явлений. Таким образом, помогают детям легче усвоить учебный материал.


Предлагаю загадки по теме: «Полезные ископаемые».

Без нее не побежит,

ни такси, ни мотоцикл,

не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(Нефть)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже.

(Песок)

Он очень прочен и упруг,

Строителям надежный - друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

(Гранит)

По доске он бегает,

Нужное дело делает.

Порешал, пописал,

Раскрошился и пропал.

(Мел)

Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи…

(Железная руда)

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение.

(Торф)


  • Ребусы развивают логическое мышление:

Познавательный интерес, как фактор развития активности школьника. Познавательный интерес, как фактор развития активности школьника.

(Берег) (Газ)

Познавательный интерес, как фактор развития активности школьника.

(Запад)

Познавательный интерес, как фактор развития активности школьника.

(Восток)



  • Младшие школьники очень любят искать ошибки, поэтому я предлагаю учащимся тексты-описания, фенологические рассказы с ошибками. Например, при изучении темы «Времена года» можно предложить такой текст.

«На дворе стоял октябрь. Рано утром я вышел из дома. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шёл по шелковистой зелёной траве, на которой блестели капли дождя. В лесу было необыкновенно тихо. Далеко видно в лесу, а всё потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают жёлтые, красные, бурые листочки на землю и устилают её тёплым покрывалом, чтобы зимой земле тепло было. А сквозь этот великолепный ковёр проглядывали красные ягодки земляники.»

  • Игра «Большой экзамен»

Игровая задача: кто быстро и правильно ответит.

Игровые действия: ловить мяч и отвечать на вопрос. Правила игры. Внимательно слушать вопрос и при получении мяча отвечать в соответствии с условием (учителя).

Оборудование: мяч средней величины.

Учитель: На экзамене учитель задает вопросы, а ученик отвечает. Отвечать будет тот, кому я брошу мяч. Вот, например, я скажу: - Утро. А что дальше? Что наступает после утра? (день). А что следует за днем? (вечер). А что дальше? (ночь). Как одним словом назвать утро, день, вечер, ночь?

Начали: зима, а за нею? Весна, а за нею? Зима, весна, лето, осень - что это? (времена года)

Сколько дней в неделе?

Сколько месяцев в году?

Назовите летние месяцы.

Назовите осенние месяцы.

Назовите зимние месяцы.

Назовите весенние месяцы.


  • Очень люблю применять на своих уроках различные творческие задания .При изучении темы урока «Про воду»,»Про воздух»я предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха.

-Итак ,я-Вода я могу рассказать о себе,что я…

- Я -Воздух ,я расскажу о себе следующее…


  • Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету и использование на уроке наглядности. Ведь многие дети не знают, как выглядят многие виды растений, животных, им трудно даже по описанию представить себе, что такое пустыня или степь. Значит, нужно это показать! Можно провести урок с использованием мультимедийных презентаций, при изучении темы органы растений - листья, рассмотреть гербарий.

  • Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе. Выполняя задание в группах, дети пользуются учебником, используют метод поиска и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность.

Работа в группах. Учитель предлагает ученикам организовать группы по 4 человека и всем вместе составить программу действий для производства хлеба. (составить схему)

Работа в группах.

Задание. Подумайте и объясните, как вам пригодятся в жизни те знания, которые вы получаете на различных предметах.

  1. группа - казахский язык

  2. группа - математика

  3. группа - русский язык

  4. группа - изобразительное искусство

  5. группа - литературное чтение

группа - трудовое обучение


  • Большое внимание уделяю практической деятельности учащихся в области познания окружающего мира. На экскурсиях мы наблюдаем за природой, вместе с ребятами стараемся изучить незнакомые объекты, узнать что-то новое о уже знакомых. Младшие школьники наблюдают за погодой и фиксируют результаты своих наблюдений в тетрадях.

Изучение свойств воды, воздуха, некоторых полезных ископаемых невозможно без проведения опытов. В этом году провели опыты по темам: «Свойства воды», «Свойства воздуха», «Состав почвы», где ученики были в роли маленьких исследователей.


  • Развивает любознательность, повышает познавательную активность школьников и проектная деятельность Так, уже в 1 классе ребята выполняли проект по теме «Семья»: нужно было взять интервью у родителей, кто они по профессии, где работают, чем интересна их профессия. Проект по теме «Школа»: что есть у нас в школе, что бы вы хотели изменить в нашей школе? Во 2 классе мы продолжаем проектную деятельность на уроках познания мира.

Приходя на урок, да просто общаясь с детьми, понимаешь, что КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ТАЛАНТЛИВ, НО ТАЛАНТЛИВ ПО-СВОЕМУ. Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей, я стараюсь их вовлечь на уроке так, чтобы после звонка не бежали сломя голову на перемену, домой. И если после урока они подходят ко мне с вопросами, значит все нормально, значит я смогла их заинтересовать.

Умение увлечь учеников своими предметами, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.


© 2010-2022