Классный час Олимпийские и паралимпийские ценности

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Олимпийские и паралимпийские ценности

Цели урока:

• Актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх

и XI Паралимпийских зимних играх

• Расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх

и XI Паралимпийских зимних играх

• Включение школьников в активное освоение системы олимпийских

и паралимпийских ценностей

• Устойчивые знания и понимание школьниками ценностей Олимпийского

и Паралимпийского движения

тип урока: Игра

Техническое и иное обеспечение:

• Мультимедийный проектор, компьютер, экран

• Дидактические материалы

• Презентация (sochi2014.com/games/education)

структура урока:

• Актуализация информации о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движения

• Мотивация школьников к активному освоению новой информации

• Проведение игры

• Обобщение полученной информации

Ход урока

-Какими видами спорта вы увлекаетесь? Какие из названных видов спорта относятся к олимпийским?

-Сколько олимпийских зимних видов спорта?

-По классификации МОК существует всего 7 олимпийских зимних видов спорта: лыжный спорт, конькобежный спорт, санный спорт, бобслей, биатлон, хоккей на льду, керлинг. Это соответствует числу международных федераций. В свою очередь, лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды (всего их 15). В России более распространена другая классификация - 15 видов спорта, которые соответствуют 15 названиям на слайде.

-Может ли изменяться количество видов спорта, включенных в Игры?

-Да, количество видов спорта постоянно растет. Так, в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд.

-Что вы знаете о фристайле? О шорт-треке? О сноуборде?

-В отличие от олимпийских, паралимпийские виды спорта регулируются не международными спортивными федерациями, а непосредственно Международным паралимпийским комитетом. Исключение составляет паралимпийский керлинг на колясках, который регулирует WCF (Всемирная федерация керлинга).

-Какие паралимпийские виды спорта вы знаете? Сколько их?

-Всего 5 паралимпийских зимних видов спорта: биатлон, горные лыжи, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.

-Что вы знаете о паралимпийском биатлоне?

-С какой периодичностью проводятся Олимпийские и Паралимпийские игры?

-Какая эмблема у Олимпийских игр? Что она символизирует?

-Пять колец, символизирующих пять континентов.

-Какая эмблема у Паралимпийских игр? Что она символизирует?

-Три агитоса (agitos = «я двигаюсь» на латыни), символизирующие тело, несломленный дух и разум. Агитосы раскрашены в три наиболее распространенных цвета во флагах государств мира.

Каждые Олимпийские и Паралимпийские игры имеют свои талисманы. Медвежонок Миша Олимпиады-80, пекинские веселые талисманы в виде рыбки, панды, антилопы, ласточки и олимпийского огонька - это то, что видит и запоминает весь мир. Олимпийские талисманы способствуют повышению интереса и привлечению внимания к конкретным Играм, у каждых Игр они разные.

Талисманы Игр в Сочи выбирали всей страной. Сначала прошел конкурс идей Талисманов. Из работ, поданных на конкурс, жюри выбрало самые интересные и оригинальные. Эти идеи потом доработали профессиональные дизайнеры и художники-мультипликаторы. Выбор талисманов состоялся 26 февраля 2011 года в прямом эфире на Первом канале. В голосовании приняло участие более 1 млн. человек. Талисманами Олимпийских игр в Сочи стали: Зайка, Белый Мишка и Леопард. Талисманами Паралимпийских игр стали Лучик и Снежинка - они были выбраны чемпионами-паралимпийцами.

• Какие качества характера необходимы для того, чтобы заниматься спортом?

• Принимали ли вы участие в соревнованиях ? Когда? В каких?

• Какие качества вам потребовалось проявить в ходе соревнований?

Вы верно отмечаете, что Олимпийские игры - это не только спорт, но и проявление качеств характера.

3. Проведение игры

Игра 1: «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения»

-Как мы выяснили, Олимпийское и Паралимпийское движение выходит далеко за рамки Игр. Все спортсмены, которые выступают на Играх или только тренируются, чтобы туда попасть, обладают качествами, которые можно объединить в ряд жизненных принципов. Эти принципы называются олимпийскими и паралимпийскими ценностями.

Учитель показывает фотографию серебряного призера в сноуборде Екатерины Илюхиной и предлагает учащимся назвать вид спорта и имя спортсмена.

-Есть виды спорта, в которых Россия традиционно сильна: хорошие тренеры, специальные стадионы, целая история замечательных побед и т.д. Но иногда приходится создавать историю побед с нуля. Так, Екатерина Илюхина впервые в истории России выиграла серебряную медаль в сноуборде (параллельном слаломе) - спорте, который в России только развивается. Она поставила перед собой цель и сделала все, чтобы ее добиться. Так она действует не только в спорте, но и в жизни.

-К чему нужно стремиться, чтобы достигать таких результатов?

Сочетать стремление к победе, трудолюбие, желание осваивать новое,

идти своим путем в спорте, в жизни?

-К совершенству.

-Как вы понимаете фразу «стремиться к совершенству»? Что это значит для вас?

Кто знает, как слово «совершенство» звучит на английском?

Excellence

Учитель показывает картинку с изображением символа олимпийского перемирия и предлагает учащимся ответить на вопрос, что он символизирует.

-Вы знаете, что в Древней Греции во время Олимпийских игр останавливали войны, и сейчас олимпийский спорт активно используется для поддержания мира. В 1936году Олимпийские игры проходили в нацистской Германии. Адольф Гитлер, будучи расистом, впадал в ярость от побед чернокожих спортсменов. Однако неожиданно для Гитлера весь мир обошла фотография немецкого легкоатлета Лутца Лонга, который весело болтал со своим чернокожим соперником - четырехкратным олимпийским чемпионом Джесси Оуэнсом. Они подружились на Олимпийских играх.

Какие отношения между народами пропагандирует Олимпийское движение?

-Дружбу

-У вас есть друзья? Приведите примеры, когда настоящие друзья помогли вам.

-Кто знает, как слово «дружба» звучит на английском?

-Friendship

Учитель показывает картинку, на которой написано FAIR PLAY и предлагает учащимся ответить, что означает это слово.

Спортивный термин FAIR PLAY - Честная игра - означает, что спортсмены должны соблюдать правила и соревноваться между собой только в честной борьбе, без под- ножек и без запрещенных лекарств (допинга). Так, в 2001 году знаменитый американский велосипедист Лэнс Армстронг заметил падение своего ближайшего соперника Яна Ульриха, двигающегося позади него, остановился и подождал, пока тот снова вошел в гонку. Двумя годами позже Ульрих ответил Армстронгу тем же.

-Какое качество проявили спортсмены?

-Уважение

-Кто знает, как слово «уважение» звучит на английском?

-Respect

Подведение итогов:

Итак, мы с вами сформулировали три ценности Олимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган: «Дружба, Совершенство, Уважение - ценности Олимпийского движения!»

Дополнительное задание:

Одна из олимпийских ценностей - уважение - подразумевает не только уважение к людям, но и уважение к окружающей среде, к природе. Спорт и окружающая среда взаимосвязаны потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду. Олимпийские объекты Игр 2014 частично соприкасаются с особо охраняемой природной территорией Сочинского национального парка.

-Как можно оберегать природу Сочи?

Формулировка задания «Ценности Паралимпийского движения»:

Учитель показывает картинку с изображением четырехкратного чемпиона Паралимпийских игр в Ванкувере Ирека Зарипова и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпиона. Российский спортсмен Ирек Зарипов - четырехкратный паралимпийский чемпион и серебряный призер Паралимпийских зимних игр 2010 года в Ванкувере по лыжным гонкам и биатлону, Посол «Сочи 2014». В 17 лет Ирек попал в тяжелую аварию, после которой последовал этап долгого восстановления. Только после 2 лет реабилитации он смог начать новую жизнь - в этом ему помогли занятия спортом. Понастоящему впечатляющих успехов Ирек достиг, встав на лыжи: всего через четыре месяца в составе сборной России он принял участие в Кубке мира. На Паралимпийских зимних играх 2010 года в Ванкувере Ирек Зарипов выиграл 4 золотых медали.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов?

-Смелость

-Кто из ребят вашей школы проявил смелость и в какой ситуации?

-Кто знает, как слово «смелость» звучит на английском?

-Courage

Учитель показывает картинку с изображением чемпиона Паралимпийских игр в Афинах Оскара Писториуса и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпиона.

Яркий пример преодоления барьеров и достижения равенства продемонстрировал южноафиканский бегун-спринтер, паралимпийский чемпион Оскар Писториус. Спортсмен с ампутацией обеих ног, использующий специальные протезы, смог добиться впечатляющих успехов наравне со спортсменами без инвалидности. Оскару Писториусу удалось не только принять участие в соревнованиях для спортсменов без инва- лидности, но и завоевать право выступать на Олимпийских играх в Лондоне. История жизни Оскара Писториуса - история исчезновения барьеров, олицетворение идеи равенства людей с инвалидностью и без не только в спорте, но в жизни в целом.

-Паралимпийский спорт призван стирать границы и барьеры между людьми

с инвалидностью и без инвалидности. Какую ценность символизирует пример Оскара Писториуса?

-Равенство

-Когда и в связи с чем вы вспоминаете о равенстве?

-Кто знает, как слово «равенство» звучит на английском?

-Ответ: Equality

Учитель показывает картинку с изображением паралимпийской чемпионки Игр в Пекине Олеси Владыкиной и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя чемпионки. После тяжелой травмы Олеся потеряла руку, но не оставила спорт. Всего за полгода научилась плавать по-новому. Целенаправленно и планомерно она осваивала новую технику и на Паралимпийских играх в Пекине завоевала золотую медаль.

-Какое качество помогло Олесе Владыкиной научиться плавать по-новому и,

в конце концов, установить мировой паралимпийский рекорд?

-Решимость

-Кто из вашей школы самый решительный? Согласитесь, что решимость связана с та- ким качеством, как ответственность, сила воли. Можно принять решение, но важно довести его до воплощения. Те спортсмены-паралимпийцы, о которых мы сегодня говорили, сумели не только принять решение, но и следовать поставленной цели.

-Кто знает, как слово «решимость» звучит на английском?

-Determination

Учитель показывает картинку с изображением призера Чемпионата Мира по биатлону Ивана Гончарова и предлагает учащимся назвать вид паралимпийского спорта и имя спортсмена.

Пример российского спортсмена Ивана Гончарова не может не вдохновлять. Иван подавал большие надежды в санном спорте. В 2003 году на тренировочном заезде в Красноярске 18-летний спортсмен попал в тяжелую аварию, после которой чудом выжил. Несмотря на то, что из-за полученных травм ему ампутировали ногу, Иван не бросил спорт и начал заниматься лыжными гонками и легкой атлетикой. В 2010 году в составе сборной России Иван принял участие в Паралимпийских играх в Ванкувере. На Чемпионате мира по биатлону 2011 года в Ханты-Мансийске Иван Гончаров стал серебряным и бронзовым призером.

-Как вы думаете, какие чувства испытывают спортсмены-паралимпийцы, которые сами сумели изменить свою жизнь? Ведь у каждого из них за плечами - месяцы, годы болезней, у многих утрата веры в собственные возможности и силы. Но они сумели победить собственные болезни и стали первыми.

-Вдохновение

-Когда и в связи с чем вы вспоминаете о вдохновении?

-Кто знает, как слово «вдохновение» звучит на английском?

Inspiration

Подведение итогов:

Итак, мы с вами сформулировали четыре ценности Паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган «Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение - ценности Паралимпийского движения!»

4. Обобщение полученной информации

Учитель подводит итог урока:

Игры - это не просто спорт, а олимпийские и паралимпийские ценности применимы не только к спортсменам. Никто не станет спорить, к примеру, что равенство - это хорошо, или что дружба делает общение приятным и интересным. И честно признаемся, что немного решительности никому еще не повредило. Олимпийские и паралимпийские ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, окружающим миром и другими людьми.

Домашнее задание:

Напишите на выбор эссе на темы олимпийских/паралимпийских ценностей/взаимосвязи спорта и окружающей среды (задание можно выполнить вместе с родителями).

• Выясните, когда и на каких Играх появился первый официальный талисман. Кто это был?

6

© 2010-2022