- Преподавателю
- Классному руководителю
- Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий
Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернышева Н.Г. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования № 1602
Работа с родителями
«Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий»
подготовила:
учитель начальных классов
Чернышева Нина Геннадьевна
г. Москва
Цели:
-
Обсудить трудности, возникающие в процессе приготовления домашних заданий, раскрыть их причины.
-
Показать важность соблюдения гигиенических условий приготовления домашних заданий.
-
Познакомить родителей с результатами обследования младших школьников.
-
Дать рекомендации по созданию условий для качественной подготовки домашних заданий.
Подготовительная работа:
-
Диагностика уровня сформированности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).
-
Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании.
-
Разработка рекомендаций для родителей совместно со школьным психологом.
Ход собрания
-
Организационная часть.
Классный руководитель приветствует родителей, открывает собрание, сообщает его тему, подчеркивает ее актуальность, приводя примеры из педагогической практики о проблеме поддержки и помощи детям в учебе.
Лекционный материал для классного руководителя.
Правильно организованные домашние учебные занятия вырабатывают и закрепляют у школьников навыки самостоятельной работы, приучают контролировать ее результаты, способствуют развитию настойчивости и трудолюбия.
Добросовестное выполнение домашних заданий способствует закреплению и углублению знаний, развитию и совершенствованию умений и навыков, получаемых детьми на уроках в школе.
Воспитание привычек к систематической работе начинается с установления постоянного времени для приготовления домашних заданий, без чего либо не могут быть достигнуты хорошие успехи в учебе. У школьников, привыкших начинать заниматься всегда в одни и те же часы, появляется к этому времени настрой всего организма к напряженной умственной работе.
Нередко приходится наблюдать, как, садясь заниматься с самыми наилучшими намерениями, учащийся то и дело вынужден отвлекаться - то понадобился карандаш, то нет линейки и т.п. На это уходит много времени, а главное - это отвлекает внимание на посторонние дела. Поэтому один из способов экономии времени - установить такой порядок на рабочем месте, при котором на нем нет ничего лишнего, что могло бы отвлекать от дела, только все самое необходимое.
Большую роль в повышении продуктивности умственного труда играет привычка к месту работы, рабочая обстановка. Понятие рабочей обстановки включает:
- рабочее место;
- рабочую зону (письменный стол, стул, шкаф, стеллаж и пр.) и расположение в ней предметов;
- температуру и влажность воздуха окружающей среды;
- освещение: естественное и искусственное;
- окружающий звуковой фон.
Постоянное место благодаря повторным занятиям прочно ассоциируется с трудом, вызывая соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и быстро настраивает на деловой лад.
Рациональная подготовка места для занятий может сэкономить много времени, обеспечит хорошую работоспособность.
Физиологи и гигиенисты определили оптимально используемые зоны письменного стола. Подмечено, что на столе стандартного размера левый и правый дальние углы практически выбывают из обращения. Поэтому здесь необходимо располагать предметы, которыми, пользоваться приходится редко.
На столе у школьника во время работы обычно находится много книг, тетрадей, черновиков. Во всем этом нужно завести определенный порядок и всегда его придерживаться. Например, все, с чем работать уже не придется (исписанные листы, черновики, тетради и учебники сделанных уроков), можно складывать справа от себя или вообще убирать со стола. Все, сто еще потребуется (линейка, карандаш, чистая бумага и пр.), лучше класть слева от себя. Книгу, тетрадь, письменные принадлежности и др., т.е. с чем работают или чем пользуются в настоящий момент, удобнее положить перед собой, посредине. Главное, чтобы на столе не было лишних вещей и чтобы не нужно было тратить время на поиски разных предметов, когда они потребуются.
Учителя начальных классов рекомендуют ребятам начинать приготовление уроков с письменных заданий, а затем переходить к устным. Известный русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость. Добавим к этому, что не в меру продолжительные занятия не благоприятно отражаются на общем развитии ребенка, вредят здоровью. Школьники, слишком много времени тратящие на уроки, меньше бывают на свежем воздухе, не достаточно двигаются, систематически недосыпают. В дозировке домашних заданий, которые предлагаются школьникам в каждом классе, учтены их возрастные особенности. В первом классе продолжительность выполнения домашних заданий должна быть не более одного часа, во втором классе не более 1час 30 минут, а в третьих и четвертых не более 2-х часов.
Существенное значение имеет расположение источника света. Его лучше всего располагать слева и несколько спереди. Перед началом приготовления уроков необходимо проветривать комнату, устранить по возможности все, что может отвлекать и мешать занятиям. Обязательно выполняется физкультминутки.
-
Обсуждение проблемы. Работа родителей в группах.
Классный руководитель предлагает родителям обсудить услышанную информацию. После обсуждения школьный психолог объясняет причины различных проблем, возникающих при обучении младших школьников.
-
Ознакомление родителей с результатами диагностики познавательных процессов.
Результаты диагностики выдаются каждому родителю индивидуально на отдельных листах, где указаны конкретные рекомендации по развитию познавательных процессов у ребенка.
-
Практикум для родителей.
Родители разбиваются на микрогруппы и получают лист с описанием комнаты для приготовления домашних заданий учеником. В течение пяти минут члены каждой микрогруппы обсуждают обстановку и готовят выступление. В практикуме могут принять участие все родители. Классный руководитель подводит итоги практикума. Победившей команде и наиболее активным родителям вручаются небольшие призы.
-
Заключительный этап.
Обсуждение и принятие решения родительского собрания.
Литература:
-
Настольная книга учителя начальных классов /авт.-сост. Л.С.Бескоровайная, О.В.Перекатьева - Ростов: Феникс, 2004.
-
Развитие внимания детей /Л.В.Черемошкина - Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Успешность обучения и воспитания младших школьников: новые исследования /О.Яшнова - Воспитание школьников, 2002 № 8.
-
Режим для школьников /Г.И.Куценко, И.Ф.Кононов - М.: Медицина, 1983.