Приёмы повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении мозговых структур.

У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими порезами, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности

У многих детейтакже выявлены характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдаются нарушения активной памяти, внимания, гиперактивное поведение.

В таких случаях коррекционная помощь окажется эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, различными физиопроцедурами, стимулирующими созревание ЦНС.

Работа включает следующие направления:

  1. Дыхательная гимнастика

Развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывает правильное ритмичное дыхание

  1. Работа над мелкой моторикой, Самомассаж рук

упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Нервные окончания на пальчиках связаны самым непосредственным образом с речевыми центрами в головном мозге. Но мелкая моторика влияет не только на речь, она способствует благоприятному развитию головного мозга в целом.

  1. Работа над артикуляционной моторикой

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.

  1. Работа над высшими психическими функциями.

Работа ведется над развитием внимания, мышления, памяти в игровой форме. Что детям очень нравится: найди лишний предмет, объедини предметы, найди отличия и т.д.

  1. Работа над автоматизацией и дифференциацией звуков,

Работа проводится в основном в ГПД: правильное проговаривание слогов, слов, стихов, потешек, пословиц, поговорок все вместе хором, по группам, по два человека. Проговаривание громче, тише.

7. Работа над лексико-грамматическим строем речи.

8. Работа над связной речью

Работа строится на основе одной сюжетной картинке, на серии картинок.

9. Работа в тетрадях и с предметами (штриховка, обводка, шнуровка, застегивание и растегивание пуговиц, кнопок)

Исследования М.Н.Кольцовой, Л.В.Фоминой, О.С.Бот, Л.А.Новиковой показали, что чем раньше начата тренировка мелкой моторики, тем быстрее идет развитие речи. И.А.Вартанян, Л.А.Попова, Е.М.Цирюльников, Л.Н.Савинкова считают, что чувствительность кожи пальцев рук связана с чувствительностью оральной области.

Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Если работать над развитием мелкой моторики пальцев рук, то можно стимулировать тем самым созревание речевой зоны коры головного мозга. Раздражая кожные покровы пальцев руки, активизируя мышечную мускулатуру кисти, мы можем повысить чувствительность оральной области.

Таким образом, такая работа способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают функциональную базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

Прослеживается позитивная динамика произносительной стороны речи, возрастает сила голоса, продолжительность непрерывного произношения (увеличивается длина фразы на одном выдохе). Быстрее устраняются искажения в произношении звуков. Приёмы повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

© 2010-2022