Проектная работа «Толерантность – залог успешности»

  Социальный проект «Толерантность – залог успешности»                  Актуальность проекта: Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Многие государства и различные международные организации объединяют свои усилия  для решения данной проб... Внеурочная деятельность Название Участники Художественно-творческая Конкурс плакатов : «Любимая наша страна» Конкурс сочинений «Ты и я одной крови?»   Ученики 7 «В» класса, классный руководитель, социальный педагог, учитель русского языка и литературы Красильникова И.Г. Проектная Проект  «Пермский край _ родина разных народов» Проект «Защитим природу родного края». Проект «Культура и традиции моего народа». Ученики 8 «Б» класса, классный руководитель Киреева Е.В, родители Экскурсионная Поездка в г.Чусовой Посещение музея народной культуры и этнографии. Экскурсия в «Каменный город» г. Чусовой   Ученики 7 «В» и 8 «Б» классов, классные руководители Красильникова И.Г., Киреева Е.В., родители  Игровая  Тренинг «Возьмемся за руки, друзья!» (на сплочение коллектива) Ученики 7 «В» , 8 «Б»классов, социальный педагог Красильникова И.Г., школьный психолог.  Практическая   Посадка деревьев на школьном дворе.  Подарок жителям микрорайона : «Рябиновая аллея», «Тюльпанная грядка» Кулинарный поединок «Кухня разных народов». Субботник по уборке территории, прилегающей к МАОУ «СОШ №3»г. Горнозаводска   Ученики 7 «В» , 8»Б» классов, классные руководители, родители учеников.       Участники проекта: обучающиеся 7 «В» и 8 «Б» классов.   Цель проекта Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту. Мы исходили из следующих требований к формулировке цели: ·          Достижимость в рамках этого проекта ·          Безусловность, т.к. для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ ·          Прогнозирование итогового результата проекта ·          Соответствие компетентности, подготовленности фина... Работа с учащимися Работа с родителями Работа с общественностью - отношение к ученику, как равноправному партнеру; - развитие чувства оптимизма, самоуважения и уважения к окружающим ; - воспитание у учеников неприятия к проявлению жестокости, насилия  окружающему миру; -  формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания; -  воспитание и развитие у детей духовности и культуры; - родительские собрания; - активное участие родителей в планировании и проведении мероприятий по толерантности; - групповые поездки за город и посещения музеев, выставок и т.п.; - индивидуальные консультации - проведение совместных мероприятий с учащимися старших  классов; - встреча с инспектором по профилактике детских правонарушений. - работа со школьным психологом, диагностика классов.       Ожидаемые результаты: . отсутствие межличностных конфликтов . отсутствие правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних школы . владение способами и приемами для поддержания межличностных отношений •          Повышенная социальная активность подростков, их готовность принять личное участие в улучшении социальной ситуации в коллективе •          Положительные изменения в сознании участников проекта, повышение уровня общей культуры личности •          Наличие у членов проектной г...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект «Толерантность - залог успешности»

Актуальность проекта:

Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально - экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Многие государства и различные международные организации объединяют свои усилия для решения данной проблемы. ООН, ЮНЕСКО, ЕС и многие другие организации по проблеме прав человека проводят форумы, саммиты и конференции, посвященные толерантности и ненасилию. Также создаются международные документы, посвященные различным формам дискриминации («Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, от 14 декабря 1960 г; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, от 1 декабря 1965 года; Декларация о расе и расовых предрассудках, от 27 ноября 1978 года; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, от 18 декабря 1992 года и т.д.).

Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки, становится актуальной задачей и в современном образовании. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности - задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективной эта работа станет только тогда, когда будет вестись с раннего детства.
Основная идея проекта по формированию у подростков толерантных качеств заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника.

Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей и общественных организаций.

Понятие социального проектирования

В основу работы было положено определение социального проекта Прутченкова А.С.:

Социальный проект - есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.

Таким образом, мы исходили из того, что социальный проект - это создание нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность, и которое оно намеревается преодолеть

При постановке проблемы разъясняется:

  • актуальность и новизна

  • чьи интересы затрагивает

  • масштабы проблемы

  • аналитическое осмысление

  • сферы применения

  • Функциональное назначение

  • стратегия

Таким образом, нами была определена следующая социальная проблема:

В нашем МАОУ «СОШ№3» г. Горнозаводска обучаются дети разных национальностей: русские, армяне, украинцы, таджики, грузины.

Подростки разных национальностей нашей школы не всегда мирно уживаются друг с другом, и иногда наблюдаются конфликты на национальной почве. Следовательно, эта проблема актуальна для нашей школы.

Идея создания такого проекта возникла в начале сентября 2014 учебного года, когда в школу начали поступать дети - беженцы из Украины. И мы не знали, как они будут приняты коллективом учащихся

В начале проекта мы задали себе несколько проблемных вопросов, на которые должны были ответить в конце проекта.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, ограничиться одними беседами с учениками невозможно, поэтому проект включает в себя несколько видов внеурочной деятельности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

  • Каким вы себе представляете коллектив, в котором бы вы хотели жить и работать?

Проблемные вопросы:

  • Что может сделать лично каждый из вас, чтобы в коллективе и в обществе не было нетерпимого отношения между людьми?

  • Почему люди мыслят по- разному?

  • Есть ли что-то, что объединяет разных, «непохожих людей»?

  • Как влияет толерантность на взаимоотношения людей?

Учебные вопросы:

  • В каких документах говорится о правах и обязанностях граждан и в частности детей? Что такое Конституция, «Конвенция о правах ребенка», «Декларация», права, обязанности?

  • Что такое толерантность?

  • Что значит быть толерантным?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, ограничиться одними беседами с учениками невозможно, поэтому проект включает в себя несколько видов внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность

Название

Участники

Художественно-творческая

Конкурс плакатов : «Любимая наша страна»

Конкурс сочинений «Ты и я одной крови?»

Ученики 7 «В» класса, классный руководитель, социальный педагог, учитель русского языка и литературы Красильникова И.Г.

Проектная

Проект «Пермский край _ родина разных народов»

Проект «Защитим природу родного края».

Проект «Культура и традиции моего народа».

Ученики 8 «Б» класса, классный руководитель Киреева Е.В, родители

Экскурсионная

Поездка в г.Чусовой

Посещение музея народной культуры и этнографии.

Экскурсия в «Каменный город» г. Чусовой

Ученики 7 «В» и 8 «Б» классов, классные руководители Красильникова И.Г., Киреева Е.В., родители

Игровая

Тренинг «Возьмемся за руки, друзья!» (на сплочение коллектива)

Ученики 7 «В» , 8 «Б»классов, социальный педагог Красильникова И.Г., школьный психолог.

Практическая

Посадка деревьев на школьном дворе.

Подарок жителям микрорайона : «Рябиновая аллея», «Тюльпанная грядка»

Кулинарный поединок «Кухня разных народов».

Субботник по уборке территории, прилегающей к МАОУ «СОШ №3»г. Горнозаводска

Ученики 7 «В» , 8»Б» классов, классные руководители, родители учеников.

Участники проекта: обучающиеся 7 «В» и 8 «Б» классов.

Цель проекта

Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Мы исходили из следующих требований к формулировке цели:

  • Достижимость в рамках этого проекта

  • Безусловность, т.к. для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ

  • Прогнозирование итогового результата проекта

  • Соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям проекта

Цель социального проекта «Толерантность - залог успешности»:

формирование и внедрение социальных норм толерантности, привитие детям навыков толерантных отношений.

Задачи проекта

Задачи проекта - это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения.

Задачи проекта «Толерантность - залог успешности»

  • Способствовать повышению общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

  • Способствовать формированию навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

  • Воспитание терпимости к инакомыслию;

  • Воспитание у детей среднего школьного возраста милосердия, неприятия к проявлению жестокости и насилия к окружающему миру;

  • Развитие коммуникативных способностей как основного признака толерантной личности;

  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности;

Сроки реализации проекта

Период реализации проекта «Толерантность - залог успешности»

2014-2015-учебный год

Структура проекта

Проект состоит из нескольких этапов:

На первом этапе происходит знакомство учащихся с понятием «толерантность» и расширение информационного поля относительно данного понятия.

Основная форма: классные часы.

На втором этапе создаются условия для выражения учащимися своего отношения к проблеме толерантности, определяются цели, задачи и содержание проекта. Составляется план работы, распределяются обязанности. Определяются необходимые ресурсы.

Основные формы: анкетирование, беседы, диагностики.

На третьем этапе создаются условия для использования полученных на первом и втором этапах знаний ,проводятся плановые мероприятия в ходе чего происходит формирование толерантных установок у учащихся.

Основные формы: практические мероприятия(трудовая деятельность, спортивные мероприятия, походы, экскурсии), тренинги

На четвертом этапе проводится анализ результатов работы

Основные формы: анкетирование, классные часы, родительские собрания .


Критерии оценки реализации проекта

  1. Результат первого этапа - наличие знаний о проблеме толерантности у учащихся .

Мероприятия, направленные на выявление уровня знаний:

  • опросы учащихся , интерактивные беседы;

  • анализ уровня знаний.

  1. Результат второго этапа - наличие отношения к проблеме толерантности у учащихся.

Мероприятия, направленные на выявление отношения к проблеме толерантности:

  • проведение конкурсов по данной тематике;

  • анкетирование учащихся ;

  • создание условий для появления проектов и инициатив по данной тематике.

Анализируются количественные и качественные показатели.

  1. Результат третьего этапа - сформированные толерантные установки или устойчивая мотивация к их формированию.

Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения толерантными способами взаимодействия с людьми, их эффективность:

  • анализ мероприятий;

  • анкетирование;

Анализируются количественные и качественные показатели.

Направления и формы реализации проекта

Работа с учащимися

Работа с родителями

Работа с общественностью

- отношение к ученику, как равноправному партнеру;

- развитие чувства оптимизма, самоуважения и уважения к окружающим ;

- воспитание у учеников неприятия к проявлению жестокости, насилия окружающему миру;

- формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

- воспитание и развитие у детей духовности и культуры;

- родительские собрания;

- активное участие родителей в планировании и проведении мероприятий по толерантности;

- групповые поездки за город и посещения музеев, выставок и т.п.;

- индивидуальные консультации

- проведение совместных мероприятий с учащимися старших классов;

- встреча с инспектором по профилактике детских правонарушений.

- работа со школьным психологом, диагностика классов.

Ожидаемые результаты:

. отсутствие межличностных конфликтов

. отсутствие правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних школы

. владение способами и приемами для поддержания межличностных отношений

  • Повышенная социальная активность подростков, их готовность принять личное участие в улучшении социальной ситуации в коллективе

  • Положительные изменения в сознании участников проекта, повышение уровня общей культуры личности

  • Наличие у членов проектной группы (классных коллективов 7«В» и 8 «Б») сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела

  • Повышение положительного имиджа школы

Ход работы над проектом «Толерантность - залог успешности». Реализация этапов.

Этап 1. На данном этапе обучающиеся 7 и 8 классов были ознакомлены с понятием «толерантность». На классном часе подростки высказывались о своем отношении к толерантности, пытались проанализировать определение «толерантная личность» и сделать вывод каждый для себя : является ли он лично толерантной личностью. Работа проводилась в каждом классе отдельно. Результатом , мы считаем, явилось то, что каждый задумался над своими поступками в отношении окружающих. Было заметно, что ребят заинтересовала данная тема. Им было предложено подумать о своем участии в создании и реализации проекта.

Этап 2. Каждый классный коллектив провел классное собрание, в ходе которого была создана инициативная группа из числа обучающихся, отвечающая за реализацию проекта.

Проводилась работа в микрогруппах по определению цели, задач и содержания проекта. Обсудили предполагаемые результаты. Мы как организаторы проекта столкнулись с определенными трудностями. Оказалось, что дети не хотят работать в смешанных микрогруппах( им хотелось бы объединится по интересам), не умеют слушать и слышать друг друга. Пришлось на этот этап потратить больше времени, чем предполагалось изначально.

Этап 3. В ходе выполнения заданий постепенно менялись в лучшую сторону отношения между подростками. Они научились выслушивать мнения друг друга, научились распределять обязанности, научились радоваться успехам других. Особенно полезным в этом отношении оказались практические задания и экскурсии. Часть дел перенесена на весну 2015 : защита проектов « Культура и традиции моего народа», кулинарный поединок «Кухня народов мира». Мы отложили данные мероприятия сознательно, т.к. считаем, что они должны быть завершающими, потому что ребята должны в течение года еще больше узнать друг о друге, тогда эти мероприятия будут им действительно интересны и полезны. На весну перенесены «Рябиновая аллея» и «Тюльпанная грядка», также весной состоится еще один субботник по уборке территории.

Этап 4. Завершающий этап , на котором будут подведены итоги и сделан анализ работы. Запланирован на май 2015г.



Приложение ( Фотоотчет)

9


© 2010-2022