Мастер-класс «Развитие педагогической толерантности»

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и пол... -Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Развитие педагогической толерантности».

Если ты шипы посеешь,

виноград не соберешь"

(Ас-самарканди).

Ведущий:

-Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги!

-Сегодня наш разговор посвящён толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

-Что же такое толерантность? В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения "tolerantia" - терпение - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом».

-Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

-Какой главный признак толерантности? (умение быть терпимым)

-Что такое терпимость? (Терпимость - cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным).

Работа с группами (по два человека) -задание в шариках:

-Инсценируйте споры в различных школьных помещениях.

-Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.

Группа 1 - в школьной библиотеке:

Вы одолжили библиотечную книгу своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 - в раздевалке спортзала:

Подруга одолжила у вас форму и не вернула.

Группа 3 - в классе:

Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 4 - на перемене:

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Группа 5 - в школьном дворе:

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

Группа 6 - в столовой:

Ваш одноклассник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли. Вы подходите к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.

-Запишите, как можно эффективнее достигнуть соглашения.

Работа с залом:

Ведущий:

-Итак, мы выяснили, что толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность - это поддержка и понимание различий.

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

- Какая это сторона?

- Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». - «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба неправы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». - «Нет, на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

- О чём эта сказка?

- Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

- Были ли мудрецы действительно мудрыми?

(У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии).

- Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

-Какой бы мог быть конец сказки?

(У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному).

Работа с группами:

- Зачитайте свои примеры.

-Скажите, что может породить конфликт? (девиантное поведение)

-А что это? (Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе).

-Да. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

-Как же избежать конфликтов и девиантого поведения со стороны окружающих? (воспитывать и развивать в себе чувство толерантности, умение прощать, быть терпимым к окружающим).

-А какие именно? (доброе чувство юмора, доброжелательность, гуманизм, хорошее отношение к другим людям, уважение мнения других, терпение, доверие, желание вместе делать что-то).

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца.

-Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения и прикрепляют их на доску).

Мастер-класс «Развитие педагогической толерантности».

Вывод: Я считаю, что толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово "толерантность" имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском - готовность быть терпимым; во французиком - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском - быть по отношению к другим великолепным; в арабском - милосердие, терпение, сострадание; в русском - умение принять другого таким, какой он есть.

Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке. Педагог должен помочь ребенку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях. Учитель должен помочь ребенку решить его проблему, которая мешает ребенку свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.

Спасибо за внимание!





Толерантность - это умение жить в современном обществе.

Умение быть терпимым - один из важных компонентов гражданского общества.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ-ЭТО КОГДА...

...мы уважаем мнение других людей.
...твое прошлое не имеет никакого значения для окружающих.
...тебя понимают несмотря ни на что.
...нет неприятностей при приеме на работу.
...твой пол не мешает дружить.
...дружелюбно относиться к разным религиям.
...дружелюбно относиться к людям другой национальности.
...твои вкусы не шокируют окружающих.
...мы находимся наравне с окружающими.
...тебя воспринимают таким какой ты есть.
...болезнь другого тебе не мешает.
...тебя не выгоняют из компании за то что ты другой


Викторина.

  1. Как вы понимаете слово «Толерантность»?

  2. Подберите 5 наиболее подходящих глаголов к термину «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

  3. Как вы считаете, кто самый толерантный человек в нашей школе и почему?

  4. В честь чего 16 ноября стало Международным Днем толерантности?

  5. Расшифруйте аббревиатуру «ООН».

  6. Какой принцип толерантности, на ваш взгляд, является самым главным.

  7. Какой год является Международным годом толерантности?

  8. Назовите самое нетолерантное событие в истории России и в истории Мира.

  9. Сочините синквейн к теме викторины «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

1 строчка - одно существительное, отражающее тему викторины.

2 строчка - два прилагательных, наиболее характеризующих первое существительное.

3 строчка - три глагола, раскрывающие тему.

4 строчка - 1 короткое предложение выделяющее основную идею викторины.

5 строчка - одна ассоциация.


Классный час « Толерантность»

Цель: Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

У: Здравствуйте ребята, сегодня мы начнем наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей сегодняшней встречи. И так название притчи «Ладная семья».

У: Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?(о дружеских взаимоотношениях в классе…)

У: У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь

Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

На классную доску вывешивается плакат с изображением мозаики, где на каждом звене нарисована фигура школьника и одно звено отсутствует. Также имеется надпись: ПРИСОЕДИНЯЙСЯ!, которая закрыта листом бумаги.

Беседа с классом:

У: Что здесь изображено? (Мозаика).

У: А что на мозаике изображено /рисунок, какой/? (Класс, коллектив, группа…..)

Затем класс делится на две команды и им выдается детская игра "Мозаика", при чём у одной мозаики отсутствует одно звено. Учащимся предлагается очень быстро собрать данные изображения. В итоге одна команда проигрывает, т. к. у них не хватает одного звена.

У: Что произошло? Почему при выполнении простого задания оказались проигравшие? (Дети комментируют)

У: Какая связь между мозаикой и вашими взаимоотношениями? Вспомните работу в группах. Чтобы составить мозаику необходимо учитывать у каждого звена цвет, рисунок, форму и т.д. И как было трудно второй команде, когда звенья были маленькими, рисунок трудно узнаваем, одно звено отсутствовало, и не все принимали участие.

У: А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)

У: Какие мы?

Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

  • Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и
    страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно
    хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность.
    Ее можно и нужно ценить».

  • Ведущий предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, ко­
    торые отличают его от других. Это может быть признание своих досто­
    инств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна но­
    сить позитивный характер.)

  • Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут).
    Ведущий предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет от­
    гадывать, кто автор утверждений.

  • Ведущий собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспек­
    ты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны
    друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся
    друг у друга.

Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, ес­ли это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам. Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче при­нимать инакость партнера.

Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми(рост,цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

  1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

  2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

  3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со­трудничества.

Рассматриваем второй плакат, на котором изображены дети в виде геометрических фигур, линий, цвета … Кроме рисунка на плакате имеется надпись: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! (Слова - "А цените", закрыты листом бумаги) Ёще раз обращаю внимание детей на то, что все мы очень разные.

У: Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое /картинку/, так из вас разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами.

У: А что у нас общее?

а) учёба;

б) цель - получить образование

в) класс, т.е. коллектив;

г) возрастные интересы.

И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Возвращаемся к плакату с мозаикой.

У: Как вы думаете, по какой причине отсутствует заключительное звено в мозаике? /Можно уточнить/ Кого здесь нет? /Дети выдвигают разные версии/

У: Что нужно сделать, чтобы мозаика (т.е. коллектив) была собрана, целая?

/Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно./

У: С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию? Считаете не достойным его вашего общества?

У: Так что написано на этом плакате? /Внимание детей обращаю на первый плакат/

/Дети выдвигают разные версии/.

Затем снимаю лист бумаги с плаката, и школьники сразу могут оценить правильность своего ответа.

Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этой ……..; от этого ……..; потому что он такой-то ……

У: А вы задумывались над тем - ему это приятно слышать? А ты сам-то достоин, сидеть с ним?………… /

Внимание детей обращаю на второй плакат. Пытаемся определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а…

1)……………………

2)……………………

Все варианты записываю на доске. После этого открываю закрытое слово.

Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации.

Творческая работа. А какими вы видите себя? Не только внешность, но и характер и ……….. Вам необходимо нарисовать себя в виде какой-либо геометрической фигуры, линий, цвета или какого-либо художественного образа. (Классный руководитель также выполняет свой рисунок).

После завершения творческого задания начинаем монтировать вернисаж картин.

В. Ребята, где мне можно расположить свой рисунок? В какой части доски?

Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?

Каково преимущество толерантного общения?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?

Используемые ресурсы: tolerance.fio.ru/forum.php

festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=6



10

© 2010-2022