Статья Здоровым быть здорово

Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко  внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 11, этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.   По дан...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Барашина Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №8 г. Ишима

Здоровым быть здорово


Здоровье - главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 11, этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.

По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространённость хронических болезней среди обучающихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию и 20% имеют инвалидность.

Изучив, здоровьесберегающие технологии я пришла к выводу, что они оказывают благотворное влияние на физическое, психическое и эмоциональное здоровье школьников. Исходя из этого, я решила применять эти технологии на практике во время уроков и внеклассной работы, т.к. результаты медицинского осмотра моих первоклассников показали, что многие дети имеют хронические заболевания, часто простужаются.

Результаты медосмотра (сентябрь 2012-2013 уч. года)

Статья Здоровым быть здорово

Поэтому ежедневно на всех уроках через каждые 15 минут провожу физминутки, применяю упражнения для коррекции зрения, осанки, плоскостопия; упражнения на правильное дыхание. При этом использую специальную гимнастику для глаз, специалиста по охране зрения детей профессора Э.С.Аветисова, методику здравоохранительной системы обучения и воспитания, профессора В.Ф. Базарного, рекомендации из пособия Анисимовой Т. Г.,Ульяновой С. А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия», а так же комплекс упражнений, описанных в статье Омельченко Н.Н. «О правильном дыхании»

С целью создания положительного эмоционального фона рекомендую выпол­нять упражнения под музыку. Кроме то­го, необходимо применять наглядные пособия (различные картинки, рисун­ки), а также загадки, песни, стихотворе­ния, соответствующие сюжету комплек­са. Это будет способствовать повыше­нию интереса и активности детей и, сле­довательно, более качественному вы­полнению упражнений.

Приведу несколько примеров, используемых мною упражнений:

Коррекция зрения (примерные упражнения).

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, открыть. Повторить 6-8 раз.

2. Вращать глазами вправо-влево по 3 раза.

3. Закрыть глаза и погладить веки подушечками пальцев, говоря слова:

А теперь глаза закрой

И погладь руками,

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме.

4. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отводя обратно (5-6 раз), говоря слова:

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него посмотреть

Очень нам приятно.

Коррекция осанки (примерные упражнения).

1. Шагать на месте, говорить слова и выполнять движения:

Быстро шагай,

Смотри не зевай!

Правильно выполняй.

Стоп!

(по сигналу - стоп остановиться и принять одно из положений правильной осанки)

2. Игра.

Мы оказались в гостях у 3 толстяков. У принца Тутти пропала его любимая кукла. Он очень переживает, нужно развеселить его, для этого мы необходимо превратиться в живых кукол. Движения чёткие, мимика лица кукольная.

1-2-3- куклы появись:

И.п.- о.с.

Поднять правую руку вперёд, левую отвести назад. Вернуться в исходное положение. (5-6 раз в медленном темпе).

И.п.-ноги на ширине плеч, левая рука вверх, правая за спиной. Пружинистые наклоны в правую сторону. (5-6 раз в медленном темпе). Так же в другую сторону.

Встать прямо, соединить руки за спиной (одна из рук идёт через плечо, другая снизу) и наоборот.

Дыхательная гимнастика (примерные упражнения выполнять под тихую музыку)

1.Сделать глубокий вдох, на выдохе произнести звуки:

- подуть на одуванчик (фуууууу)

- кричать как гуси (га-га-га-га)

- мяукать как кошка (мяу-мяу-мяу)

-каркать как ворона (кар-кар-кар)

2. На вытянутых ладонях (на уровне подбородка), лежат листочки бумаги. Подуть так, чтобы листочек улетел.

3. Надуть воздушные шары

(кто надует самый большой шар).

4. Встать друг за другом, согнуть руки в локтях. Двигать руками, издавать звуки чах-чах-чах. Чах произносить на выдохе.

По методу В.Ф.Базарного использую конторки для смены положения тела во время уроков (дети самостоятельно меняют положение тела на уроке).

Стараюсь соблюдать тепловой, воздушный режим в кабинете, использую сквозное проветривание классной комнаты на перемене.

Провожу витаминотерапию, рекомендую родителям фиточаи, в зависимости от показаний медосмотра.

При утомлении с признаками повышенной возбудимости показаны травы, входящие в группу успокаивающих. При явлениях депрессии - из группы тонизирующих средств.

Рецепты

Настой шиповника.

Размельчённые плоды, промыть, опустить в кипящую воду и варить не более 10 минут или засыпать их в термос, залить 1 л кипятка и оставить на ночь. В первом случае настоять 5-10 часов в прохладном месте, затем процедить через марлю. На 1 л отвара требуется 50 г плодов шиповника. Добавить по вкусу сахар и лимон. Пить по 0,5 стакана 3 раза в день.

Успокоительные травяные чаи

Сбор Шасси

Валериана (корень) - 50 г

Пустырник (трава) - 50 г

Укроп (семя) - 50 г

Тмин (семя) - 50 г

Две столовые ложки смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять 20-30 мин. Пить по 0,5 стакана 2-3 раза в день (сбору более 300 лет)

«Чайный бальзам» Р.И.Ходановой

Чай - 250 г

Мята (трава) - 2 ст. л.

Валериана (корень) -1 ст. л.

Пустырник (трава) - 2 ст. л.

Душица (трава) - 2 ст. л.

Алтей (корень) - 2 ст. л.

Ромашка (цвет) - 2 ст. л.

Чай. Белинга в модификации А.Г.Кривцова

Апельсин(кора) - 1 ч.л.

Мелисса (трава) -1 ч.л.

Валериана (корень) - 1 ч.л.

Смесь коры и травы заварить в 1 стакане кипятка, плотно закрыть, настоять 10 мин, процедить. Пить по 0,5-1 стакану 2-3 раза в день вприкуску с мёдом.

(Внимание! Все чаи употребляются только по рекомендации врача)

Свою работу стараюсь строить совместно со школьным психологом, который проводит уроки психологической коррекции для детей, не владеющих своим поведением, помогает развивать память, внимание, мышление и убеждает детей в том, что дружба между ними необходима.

На каждом уроке физкультуры 15 минут отвожу здоровьесберегающим технологиям.

Использую следующие упражнения, направленные на коррекцию осанки, плоскостопия, постановку правильного дыхания.

Вот некоторые из них:

Коррекция осанки (примерные упражнения)

1. Ходить по кругу на носках, на пятках, высоко поднимая колени, «солдатским» шагом. (соблюдать правильную осанку)

2. И.п.-ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, делать наклоны в стороны, произносить слова «кач-кач». (соблюдать правильную осанку)

3. И.п. - встать на колени, руки вниз. Правую ногу вытянуть назад, левую руку поднять вверх, прогнуться назад. Так же с другой ноги. (повторить 5-6 раз)

4. И.п. - лёжать на животе, руки вытянуть вперёд. Прогнуться ноги и руки вверх. (5-6 раз)

Коррекция плоскостопия (примерные упражнения)

И.п. сесть на скамейку:

1. Развести в стороны пятки, вернуть назад, не отрывая носков от пола.

2. Максимально сгибать и разгибать стопы.

3. Скользить стопами вперёд-назад с помощью пальцев.

Игра «Если бы ноги стали руками»

Собрались ребята на нашем дворе

И стали придумывать: что, как и где

Надо исправить, перевернуть,

Чтоб веселее было чуть-чуть.

Чтоб мы, ребята, делали с вами,

Если бы ноги стали руками?

Вдруг неожиданно Мишка сказал,

Ну, а Серёжка его поддержал:

Разве со скукой не справиться нам,

Если придумаем дело ногам?!

(сесть на скамейку)

- Саня взял спицы и начал «вязать».

- Димка ногами грибы «собирать».

- Яша ногами игрушку катать.

- Ваня ногою «рисует» портрет.

(лечь на спине на гимнастический коврик)

- Юра ногою до солнца достал,

Ласково, нежно его приласкал.

- Ножницы выдумал мудрый Андрей,

Из тучек нарезал он 100 кораблей.

Как это здорово - думайте сами.

И предложите рукам стать ногами.

Для выполнения общеразвивающих упражнений использую ребристые коврики (упражнения выполняются без обуви).

Постановка правильного дыхания.

Выполнять бег на месте, дыхание произвольное. (30-40 сек)

Упражнения «дровосек», на выдохе произносить «ух».

Соблюдать правильное дыхание (глубокое, без задержки) при выполнении ОРУ.

И.п. - встать или сесть, расслабиться.

1,2,3 - сделать глубокий вдох,

1,2,3,4,5,6 - выполнить медленный выдох,

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 - затаить дыхание.

(повторить 4-5 раз)

Возможно, моя работа была бы не столь эффективна, если бы ни помощь и поддержка родителей моих учеников. Они прислушиваются к советам медицинского работника и психолога, а так же выполняют мои рекомендации.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Совет 1. Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Совет 2. Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Совет 3.Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Совет 4. Традиции здорового питания в семье - залог сохранения здоровья ребёнка.
В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов, политиков.

Совет 5. Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте, как полезны для здоровья выполнение правил личной гигиены, утренняя зарядка, закаливание, правильное питание.

Совет 6: Помните, что в движении - жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.

Совет 7: Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой, расческой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 8: Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для здоровья и жизни.

Совет 9: Не отправляйте больного ребенка в школу. Вызовите врача. Проветривайте помещение, делайте влажную уборку и неукоснительно следуйте медицинским назначениям.

Совет 10: Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его охранять и укреплять свое здоровье

.

Таким образом, положительные результаты возможны при систематической работе по сохранению и укреплению здоровья, а именно при применении комплексного подхода к проблеме, т.к. формирование ЗОЖ, и профилактика заболеваний, более актуальны и значимы, пока детский организм растёт и формируется. Поэтому мы, учителя начальных классов, не имеем права бездействовать, мы должны использовать любую возможность, чтобы сохранить здоровье детей и предупредить заболевание.

Применение в первом и втором классах здоровьесберегающих технологий имело положительный результат:

- 2 обучающихся (имевших избыточный вес) снизили массу своего тела

- 3 человека улучшили зрение

- 3 человека приобрели правильную осанку

-1человек (имевший 3 степень плоскостопия) при ежедневном использовании упражнений по коррекции плоскостопия улучшил медицинские показания (2 степень плоскостопия)

- обучающиеся стали более подвижными, научились правильно отдыхать на переменах

2013-2014 учебный год (май), 2 класс

Результаты медосмотра (группы здоровья)

I группа - 3 человека

II группа - 15 человек

III группа - 7 человек

IV группа - нет

Статья Здоровым быть здорово

Также снизился уровень простудных заболеваний после применения здоровьесберегающих технологий.

Статья Здоровым быть здорово









Список литературы

Андреева И. Современные аспекты поддержания здоровья В.Ф.Базарный Использование элементов технологии.

Грудинская Т.Ю. От мониторинга здоровья - к его качеству //Образование в современной школе.-2004.-№3.

Журавлёв Д. Психическое здоровье во многом определяет физическое //Народное образование.-2004.-№8.

Зиновьева Е.В. Здоровье детей - проблема вечная //Педагогическая мастерская.-2004.-№5.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, (Педагогика. Психология. Управление).

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Менчинская Е.А. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 112 с. - (Педагогическая мастерская).

Пустынникова Л.Н. Здоровый образ жизни с детства. - Пермь, 1994

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002.

О.А.Соколова.Здоровьесберегающие образовательные технологии. shkolnymir.info/


© 2010-2022