Доклад на семинар классных руководителей „Диагностика воспитанности„

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГКП "Семипалатинский финансово-экономический колледж имени Рымбека Байсеитова"















Доклад на семинар классных руководителей

"Диагностика воспитанности - 17 направлений, итоги, анализ"












Подготовила классный руководитель

группы 4 сокр ПО-1

Несвельдинова С.М.











г. Семей

2015-2016 оқу жылы

Рассмотрено и обсуждено на заседании цикловой комиссии сцеуиальных дисциплин-1


Протокол № " " 2015 г.


Председатель цикловой комиссии Л.А.Мукушева

План:


1. Понятие диагностики воспитанности

2. Виды диагностики воспитанности

3. Мониторинг качества воспитания

4. Диагностика воспитанности группы 4 сокращенный ПО-1 за 2013-2014 учебный год


"Диагностика воспитанности - 17 направлений, итоги, анализ"


Диагностика воспитанности- это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии.

Следует отметить, что проблема диагностики воспитанности в настоящее время является одним из новых направлений педагогической диагностики и еще находится на стадии теоретической разработки. Вследствие этого в педагогической литературе она еще не нашла достаточно полного отражения, что затрудняет ее научно обоснованную реализацию в воспитательных технологиях. В то же время в повседневной жизни, как родители, так и учителя и другие категории педагогической общественности всегда стремятся решить эту задачу, зачастую внося в ее результаты достаточно много субъективности. Вследствие этого воспитанность одного и того же человека разными людьми оценивается по-разному. Устранение этого недостатка невозможно без опоры на разработанные к настоящему времени научно-теоретические позиции.

Прежде всего, необходимо уяснить сущность понятия «воспитанность». К сожалению, оно не рассматривается в прямой постановке ни в одном отечественном словаре. В то же время в ряде педагогических работ в него включены те личностные характеристики, которые проявляются во взаимоотношениях человека с окружающими его людьми. Обобщение научных позиций авторов без их детализации позволяет подвоспитанностью понимать уровень сформированности (развития) личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.

Инструментальная часть процесса определения уровня воспитанности представлена системой специальных методов, разрабатываемых в психологии и педагогике, а также в других науках. Ряд авторов вполне обоснованно объединяют их в три группы: всеобщих, общих (традиционных) и специальных (частных) методов диагностики.

В качестве всеобщих методов используются основные законы диалектического материализма - перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Главной их особенностью является то, что они применяются для анализа всех без исключения явлений объективной действительности, но дают в руки педагогов лишь ориентировочную информацию об изучаемом объекте, требующую последующего более глубокого уточнения.

Реализация общих (традиционных) методов диагностики воспитанности позволяет получить более точные результаты. Они уже достаточно разработаны в теоретическом и прикладном плане и применяются различными категориями педагогов. Как показывает практика, наиболее доступным из них является метод наблюдения, под которым понимается изучение особенностей личностной сферы человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных (учебных, игровых, профессиональной деятельности и т.д.) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека, позволяющих сделать выводы об уровне его воспитанности.

Другим, наиболее часто используемым методом диагностики воспитанности, является индивидуальная диагностическая беседа. С точки зрения педагогической диагностики она представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа содержания высказываемых им оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности. В ее ходе педагог имеет возможность не только глубже познать внутренний мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

Следующим методом общей группы выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа объема и качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и др. деятельности. Этот метод предусматривает учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков в учебе, выполнении других обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.

Кроме изложенных методов диагностики уровня воспитанности человека в психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены и ряд других. Каждый из них, имея общую цель, предусматривает ее достижение на основе анализа специфических явлений:

метод анализа документов-содержания касающихся человека документов(характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);

метод эксперимента -проявления уровня воспитанностив специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;

метод анкетирования (интервью)-содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;

метод независимых характеристик-оценочного суждения других лиц об уровне воспитанности конкретного человека;

биографический метод- социально-психологических условий предшествующего периода развития (онтогенеза) человека.

Следует учитывать, что применение рассмотренных общих методов дает педагогу достаточно объемный материал для формирования вывода об уровне воспитанности. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного, системного) применения.

Другим условием повышения достоверности результатов диагностики воспитанности выступает применение методов третьей группы - специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии - психологической диагностике (психодиагностике). С этой целью преимущественно используется метод опроса, предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека на основе анализа сделанного им выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике. В настоящее время наибольшее распространение получили адаптированные к российскому менталитету личностные опросники зарубежных авторов Г.Айзенка, Р.Кеттела, Дж.Тейлора, Я.Стреляу, а также ряд разработок отечественных психологов.

Следует также отметить, что в последние годы отечественными специалистами психодиагностики разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий. Это расширяет доступ к ним и возможность применения не только профессиональными психологами, но и различными категориями педагогов. Они также могут использоваться и для самодиагностики. Это стало возможным в результате того, что ЭВМ самостоятельно обрабатывает ответы опрашиваемых и интерпретирует (оценивает уровень воспитанности человека) результаты.

Таким образом, рассмотренные теоретические положения технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Несмотря на еще недостаточную научную разработку этой проблемы, ее основные структурные элементы уже реализуются в педагогической практике на эмпирическом уровне. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности всех категорий педагогов, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного цивилизованного общества.

Мониторинг качества воспитания - это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.

Основная цель мониторинга- выявить потенциальный ресурс школы и разработать стратегию его реализации.

Задачи мониторинга:

1. Выявить уровень воспитанности учащихся школы;

2. Исследовать степень содействия педагогических средств процессу развития личности воспитанника;

3. Получить информацию о результативности работы педагога -воспитателя;

4. Оценить эффективность воспитательного процесса в колледже.


Диагностика воспитанности группы 4 сокращенный ПО-1 за 2013-2014 учебный год

У 20 студентов группы в ходе выявления психолого-педагогической диагностики, были выявлены следующие показатели воспитанности:

  1. Любовь к Отечеству

  1. 1 жауапқа - 17 оқушы - 85%

  2. 2 жауапқа - 3 оқушы - 15%


  1. Политическая воспитанность

  1. 1 жауапқа - 6 оқушы - 30%

  2. 2 жауапқа - 4 оқушы - 20%

  3. 3 жауапқа - 1 оқушы - 5%

ы

  1. Правовая воспитанность

  1. 1 жауапқа - 11 оқушы - 55%

  2. 2 жауапқа - 7 оқушы - 35%

  3. 3 жауапқа - 2 оқушы - 10%


  1. Интернационализм

  1. 1 жауапқа - 16 оқушы - 80%

  2. 2 жауапқа - 3 оқушы - 15%


  1. Бережное отношение к имуществу

  1. 1 жжауапқа - 7 оқушы - 35%

  2. 2 жауапқа - 10 оқушы - 48%

  3. 3 жауапқа - 3 оқушы - 15%


  1. Бережное отношение к вещам

  1. 1 жауапқа - 7 оқушы - 35%

  2. 2 жауапқа - 8 оқушы - 40%

  3. 3 жауапқа - 3 оқушы - 15%

  1. Самосовершенствование

  1. 1 жауапқа - 20 оқушы -100%

  2. 2 жауапқа - 19 оқушы - 95%

  3. 3 жауапқа - 1 оқушы - 5%


  1. Интеллект

  1. 1 жауапқа - 16 оқушы - 80 %

  2. 2 жауапқа - 19 оқушы -95%

  3. 3 жауапқа - 3 оқушы - 15%


  1. организованность

  1. 1 жауапқа - 18 оқушы - 90%

  2. 2 жауапқа - 12 оқушы - 60%

  3. 3 жауапқа - 5 оқушы - 25%


  1. Коммуникабельность

  1. 1 жауапқа - 20 оқушы -100%

  2. 2 жауапқа - 17 оқушы - 85%

  3. 3 жауапқа - 9 оқушы - 45%

  1. Қол ұшын беру

  1. 20 оқушы - 100%


  1. тактичность

  1. 1 жауапқа - 20 оқушы - 100%


  1. здоровый образ жизни

  1. 1 жауапқа - 18 оқушы - 90 %

  2. 2 жауапқа - 2 оқушы - 10 %


  1. Устремленность

  1. 1 жауапқа - 20 оқушы - 100%


15 . Информационность

  1. 1 жауапқа - 15 оқушы - 75%

  2. 2 жауапқа - 5 оқушы - 25%


  1. Всестороняя развитие

  1. 1 жауапқа - 20 оқушы - 100%


  1. Адаптация

1 жауапқа - 20 оқушы - 100%


Классный руководитель: С.М.Несвельдинова

© 2010-2022