Рейтинговая технология оценивания результатов обучения

Пояснительная записка Выступление на МО. Обобщение опыта "Рейтинговая технология оценивания результатов обучения" для классных руководителей, а также для учителей-предметников. Вид ресурса-статья. Необходимость "оценочных реформ" в современной школе вызвана поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. Сегодня и средняя школа, выпускающая учеников, и высшая, принимающая их, заинтересованы в объективном оценивании не только знаний и умений, но и культурного кругозора, творческих возм... Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался                            
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЛАЙД 1.

Необходимость "оценочных реформ" в современной школе вызвана поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. Сегодня и средняя школа, выпускающая учеников, и высшая, принимающая их, заинтересованы в объективном оценивании не только знаний и умений, но и культурного кругозора, творческих возможностей, навыков общения, личностного потенциала и др.

Значит, оценивание должно стать системой, обеспечивающей развитие определенных (приоритетных для нашего времени) качеств учащихся.

СЛАЙД 2.

Существующая и привычная всем пятибалльная система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний. По такой же схеме проводится конкурсный отбор в вузы. Перевод "четверок" и "пятерок" в N-ное число баллов (как в ЕГЭ) ничего, по сути, не меняет: от абитуриентов требуются добротно заученные формулировки, факты и алгоритмы решений. Однако представители высшей школы заявляют, что им нужны креативные, инициативные, предприимчивые и социально зрелые молодые люди - именно такие являются сегодня элитой университетов и академий.

Тестовые способы проверки результатов образования вовсе не плохи и применяются во всем мире; просто надо дополнять их сведениями о результативности ученика в других видах деятельности.

С 2009-2010 уч. г. я постепенно внедряю рейтинг достижений на младшей и средней ступени (начиная с 2-го класса). Я считаю, что соревновательность служит здоровой основой образования, а классный журнал с его сплошными "пятерками" у одних и "с двойки на тройку" у других иногда становится самым жестким приговором для ребенка. А рейтинг - если он учитывает разные виды достижений - позволяет и троечнику блеснуть исполнительским талантом или отличиться трудовыми свершениями. В то же время отличника, озабоченного лишь своей будущей медалью, заставляет уступить верхние строчки активистам школьного самоуправления.

Слово *«рейтинг» имеет английское происхождение. Как существительное, оно переводится на русский язык словами «оценка», «разряд», «класс», «положение» (относительно других).

СЛАЙД 3.

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения основана на учете накапливаемых отметок за выполнение текущих учебных достижений.

При использовании модели рейтингового оценивания используется понятие «идеальный ученик». Это модель ученика, который осваивает учебный план во всей полноте, с наилучшим качеством, присутствуя на всех видах занятий, выполняя все контрольные мероприятия на максимально возможные отметки.

СЛАЙД 4.

Преимущества рейтинговой системы:

  • - возможность организовать и поддерживать как работу в классе, так и самостоятельную, систематическую работу учеников в течение всего года;

  • - повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках;

  • -возможность организации соревнования с «идеальным учеником», соответственно повышение мотивации к учебной деятельности и уровня эмоционального настроя учащихся;

  • - акцент на психологические особенности ребенка;

  • - уменьшение стрессовых ситуаций при получении неудовлетворительных оценок (получая 2 балла ученик понимает, что это не та «двойка», которую тебе выставляют на уроках, а это результат работы. Хуже бывает 0 баллов, в случае неявки на урок);

  • - предсказуемость и объективность итоговой отметки, сознательный подход учеников к её достижению;

  • - стимулирование творческого отношения к работе.

Итоговая рейтинговая оценка учебной деятельности ученика выражается в процентах и показывает степень освоения им учебного материала, предусмотренного рабочей программой по предмету.

СЛАЙД 5.

Относительная структурированная рейтинговая оценка вычисляется по формуле…

В своей работе я использую эту модель, так как считаю, что она наиболее полно показывает степень освоения учебного материала и наиболее точно отражает объективную оценку, так как одна и та же отметка (балл) имеет свой вес.

СЛАЙД 6.

Любая модель рейтинга устраняет и такую необъективную отметку в школе при следующей ситуации в журнале:

н

н

4

н

н

н

4

3

н

н

н

В этом случае учитель вынужден поставить «4», хотя ясно, что при такой посещаемости ученик не мог усвоить материал на «хорошо».

После выбора модели учитель составляет рейтинг-план. Этот рейтинг-план доводится до сведения учеников и каждому выдается на руки.

СЛАЙД 7.

В качестве модулей, по которым производится оценка учебной деятельности ученика, могут рассматриваться:

  • - отдельная тема, блок тем или раздел;

  • - домашнее задание;

  • - самостоятельные работы;

  • - контрольные работы;

  • - практические работы;

  • - творческие задания;

  • - разделы, выделенные для самостоятельного изучения и др.

СЛАЙД 8.

Промежуточной ступенью хранения информации об отметках (баллах) ученика может быть индивидуальный журнал у учителя.

Форма журнала учета отметок по видам учебной деятельности

Учебная практика по английскому языку 4Б класс

Учитель Власенко М. В.

Даты

Дата 1

Дата 2

Виды учебной деятельности

Посещение

Классная работа

Посещение

Классная работа

Самостоятельная работа

Домашняя работа

Творческое задание

«Идеальный ученик»

1

5

1

5

5

5

10

Ф.И.ученика 1

Ф.И.ученика 2

Оценка:

«отлично» - 80-100%;

«хорошо» - 65-80%,

«удовлетворительно» - 50-65%,

«неудовлетворительно» - 0-50%.



СЛАЙД 9. Соотношение показателей учебных достижений учащегося, учитываемых в рейтинге по данной дисциплине

Показатели учебных достижений ученика,
учитываемые в рейтинге

Веса показателей
в рейтинге, %

1.

Посещаемость

5

2.

Классная работа

20

3.

Домашняя работа

20

4.

Самостоятельная работа

20

5.

Творческая работа

30

6.

Поведение и прилежание

5

Сумма:

100

Рейтинг позволяет получать объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний и навыков, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.

Рейтинг вводится, начиная со II четверти: к концу каждой четверти в классе вывешивается сводная таблица, дающая возможность школьникам увидеть наглядный срез своих результатов. Этот рейтинг - пилотный, т. е. на его основе еще не делается никаких выводов: не присваиваются бонусы, не обсуждаются персоналии. Но каждый может определить свое место в общем списке и поставить задачи на следующую четверть.

СЛАЙД 10.

Я провела фокус-группу среди учащихся, и сразу было видно, что дети стали понимать, какие отдельные виды работ существуют, что они значат, как их видит учитель в тех или иных видах работ. А когда ученики понимают, как устроена в школе система оценивания, они начинают по-другому смотреть и на систему образования в целом. То есть переход к новой системе оценивания - это в какой-то степени и социализация детей, и стимулирование их активности.

Рейтинговая технология оценивания результатов обученияРейтинговая технология оценивания результатов обученияРейтинговая технология оценивания результатов обученияРейтинговая технология оценивания результатов обученияРейтинговая технология оценивания результатов обученияРейтинговая технология оценивания результатов обученияРейтинговая технология оценивания результатов обученияРейтинговая технология оценивания результатов обученияРейтинговая технология оценивания результатов обучения

© 2010-2022