Развитие нравственных способностей у учащихся начальной школы

Ведущую роль в формировании нравственных ценностей детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся. У детей формируются нравственные ценности при помощи методов нравственного воспитания: убеждения, приучения, поощрения и наказания. При помощи этих методов у учащихся вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются нравственные чувства и волевые черты характера .   Нравственное воспитание ли...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Качеева А.Г.

Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Социальный заказ государства на воспитание человека, формирования новых жизненных установок личности определен и нашел отражение в документах по вопросу модернизации образования, где сказано, « …развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди…». Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным, что обосновывает внесенную поправку об основной задаче образования, которой признано формирование духовно-нравственной личности .

Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. В этот период закладывается основа становления личностных качеств ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя. У младшего школьника возникают следующие психологические новообразования, лежащие в основе формирования его личностного отношения к нравственности, ценностям и поведению в соответствии с ними: повышенная восприимчивость к внешним влияниям; вера в истинность всего чему учат; способность к усвоению образца; становление воли; осознанность; способность оперировать отвлеченными понятиями; способность к внутреннему планированию, руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами и др.

В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил поведения: ребенок овладевает собственным поведением, более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома, в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков, стремится дать поступку нравственную оценку, нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе.

Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика: сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он «сделал так случайно». Представление о формальном характере норм и правил препятствует нормальному становлению моральной сферы. Поэтому условием нравственного развития ребенка является знание нравственных норм и понимание их ценности и необходимости

Ведущую роль в формировании нравственных ценностей детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся. У детей формируются нравственные ценности при помощи методов нравственного воспитания: убеждения, приучения, поощрения и наказания. При помощи этих методов у учащихся вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются нравственные чувства и волевые черты характера .

Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач школы. В современной школе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности, формированию умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способности к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях.

Работая с учениками начальных классов, учитель обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности. По мнению В.А. Сухомлинского «Дети, благодаря не утраченной еще искренности, способны к внутренней работе, сенситивны духовности (духовности в прямом смысле, т.е. способности к различению духа доброго и злого)» .

Набирая первый класс , я поставила перед собой задачи формирования нравственных качеств у младших школьников в учебном процессе и во внеурочной деятельности .Для этого на родительском собрании с родителями были проведены беседы по формированию нравственных качеств у учащихся начальной школы. Родителям была предложена анкета .На классном часе с детьми также обсуждаются вопросы нравственного воспитания , ребята также заполнили анкету.

Результаты в таблице: отвечают родители 1 а класса

Вопрос

Какое самое востребованное

Качество присуще современному

Обществу?

Какое качество

Должно присутствовать

У ребенка в 7 лет?

Какое качество должны

Развивать педагоги

И школа в вашем ребенке?

Эгоизм-13 ч

Добро-14

Дружба-10

Зло 9

Дружба -8

Добро -7

Добро-3

Справедливость-3

Справедливость-8

Родители 1 б класса отказались отвечать на данные вопросы , считая их неуместными.

Отвечают учащиеся 1 а класса

Вопрос

Какое качество

Должно присутствовать

У человека в 7 лет?

Какое качество нужно развивать лично у вас?

Добро-12

Добро-14

Справедливость-8

Совесть-6

Дружба-5

Справедливость-5

Отвечают учащиеся 1б класса

Вопрос

Какое качество

Должно присутствовать

У человека в 7 лет

Какое качество нужно развивать лично у вас?

Дружба-14

Дружба-15

Совесть-5

Добро-6

Добро-6

Совесть-4

Для ранжирования ребятам и родителям было предложено 13 качеств.

С детьми подробно на классных часах мы обговорили, что каждое качество значит в жизни человека.

1Добро

2 Благо

3Зло

4Справедливость

5Мужество

6 Совесть

7 Умеренность

8Долг

9 Дружба

10 Альтруизм

11 Эгоизм

12 Стыд

13Совесть

Из всего сказанного следует, что родители видят общество эгоистичным и злым. Но хотят , что бы в их детях присутствовали добро , дружба и справедливость. Школа же должна помочь им в этом и развивать в детях дружбу, добро и справедливость.

Учащиеся 1 а класса считают , что у ребенка в возрасте 7 лет должно присутствовать добро , справедливость и дружба. А развивать у учащихся нужно добро , справедливость и дружбу.

Учащиеся 1 б класса с читают, что присутствовать у них должна дружба, совесть, добро, а развивать у них дружбу добро и совесть. Считаю проведенную работу, выполненной на удовлетворительном уровне .Даная работа продолжается и в настоящая время на уроках и вов внеурочной деятельности и чем больше учитель уделяет этому внимания , тем выше результат у у чащихся.

© 2010-2022