Программа по внеурочной деятельности Я - исследователь

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса « Я - исследователь» составлена на основе авторской программы курса « Я - исследователь» А.И. Савенкова, издательство «Учебная литература», 2011 г.

Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей, обусловлена ее методологичекой значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи:

- развивать познавательные потребности младших школьников;

- развивать познавательные способности младших школьников;

- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Отличительные особенности: реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания.

Участники: учащиеся 1-х классов.

Сроки реализации : 1 учебный год.

Формы представления результатов: доклад, защита исследовательских работ, выступление, презентация.




Структура курса.

№ п/п

Название раздела

К-во час.

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Тренинг.

15

15

2.

Исследовательская практика.

11

4

6

1

3.

Мониторинг.

7

7

Итого

33 ч.

26 ч.

6 ч.

1 ч.


















Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

1-а.

Дата по плану

Дата по факту

1-б.

Дата по плану

Дата по факту

I

Тренинг.(15 ч.)


1.

Что такое исследование? Методы исследования.

02.09

06.09

2.

Наблюдение и наблюдательность.

09.09

13.09

3.

Что такое эксперимент?

16.09

20.09

4.

Учимся вырабатывать гипотезы.

23.09

27.09

5.

Учимся высказывать суждения.

30.09

04.10

6.

Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям?

07.10

11.10

7.

Учимся делать умозаключения и выводы.

14.10

18.10

8.

Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное.

21.10

25.10

9.

Как делать схемы?

28.10

08.11

10.

Как работать с книгой?

11.11

15.11

11.

Что такое парадоксы?

18.11

22.11

12.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

25.11

29.11

13.

Как планировать исследования и проекты?

02.12

06.12

14.

Как планировать исследования и проекты?

09.12

13.12

15.

Как сделать сообщение о результатах исследования?

16.12

20.12

II

Исследовательская практика.(11 ч.)


16.

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

23.12

27.12

17.

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.

13.01

10.01

18.

Экспресс-исследование.

20.01

17.01

19.

Мини-конференция по итогам экспресс - исследования.

27.01

24.01

20.

Экскурсия - исследование.

03.02

31.01

21.

Мини - конференция по итогам экскурсии.

10.02

07.02

22.

Коллективная игра - исследование.

24.02

14.02

23.

Коллективная игра - исследование.

02.03

28.02

24.

Экспресс - исследование « Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование.

09.03

06.03

25.

Сообщения о собранных коллекциях.

16.03

13.03

26.

Сообщения о собранных коллекциях.

23.03

20.03

III

Мониторинг (7 ч.)


27.

Мини-конференция по итогам экспресс - исследований.

06.04

03.04

28.

Мини-конференция по итогам экспресс - исследований.

13.04

10.04

29.

Мини-конференция по итогам собственных исследований.

20.04

17.04

30.

Мини-конференция по итогам собственных исследований.

27.04

24.04

31.

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых - четвертых классов.

04.05

08.05

32.

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых - четвертых классов.

11.05

15.05

33.

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых - четвертых классов.

18.05

22.05


Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

-выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

_- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.









Информационно-методическое обеспечение.

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников( Текст): Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010 г.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008.

4. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.

5. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. М.: Академия, 2009.




© 2010-2022