Статья по теме: «формирование у людей духовно-нравственных ценностей»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Свою статью я хочу посвятить очень важной теме « формирование у людей духовно- нравственных ценностей». Эта тема была, есть и будет актуальна до тех пор, пока существует человеческое общество и межличностные отношения в нём, т.е. всегда! На земле существует много разных стран, народов и религий. Все мы отличаемся друг от друга не только внешностью, национальностью, культурой и религиозными убеждениями, но и индивидуальностью. Все люди разные - высокие и низкие, худые и толстые, умные и не очень, но каждый из нас является уникальной и неповторимой личностью. И наша главная задача- это построение взаимоотношений, основанных на миролюбии и взаимоуважении.

Несмотря на разнообразие религий, и вероисповеданий, я твёрдо убеждена в существовании одного единого Бога - наивысшей мудрости и справедливости. У разных народов Бог имеет разные имена, люди придерживаются разных традиций и способов почитания Бога- творца. Во многом религия отражает культуру народа, исповедующего её. Есть основные религии, которых придерживаются огромное количество людей, например: ислам, буддизм, христианство и т.д. Эти религии также могут разделяться на ветви, например, христианство, в своё время, разделилось на католичество и православие, которые имеют некоторые различия в традициях вероисповедания. В наше время существует, также, много религиозных направлений: баптисты, адвентисты, Иеговы и т.д.

В давние времена, на религиозной почве велись многочисленные войны, которые уносили много человеческих жизней. Все эти войны были не только жестокими, бесчеловечными, но и бессмысленными. Ведь вероисповедания разных народов, не только отличаются друг от друга, но и похожи между собой. Во многом они отображают общечеловеческие, этические нормы и правила. Люди всех национальностей убеждены, что нужно любить Бога своего, уважать своих родителей, не обижать ближнего, т.е. своих родственников, друзей, соседей и вообще всех людей, что нельзя убивать и воровать. Всё это общепризнанные правила и нормы поведения.

Времена изменились. Сегодня каждый человек имеет право исповедовать любую религию, но никто не может дать ему право совершать антисоциальные, аморальные поступки, которые могут ущемить права и свободы других людей, унизить их человеческое достоинство. Поэтому очень важно воспитать новое поколение людей, уважающих себя и других, стремящихся к добру и справедливости, работающих над своим совершенствованием, любящих жизнь и всё живое вокруг. И эта непростая задача ложится на наши учительские плечи. Именно мы должны указать новому поколению путь к свету, справедливости и счастью. Я уверена в том, что если правильно воспитать ребёнка, неважно какой национальности, развить в нём чувство толерантности, самоуважения и уважения к другим людям, то межнациональных проблем просто не возникнет, и отпадёт необходимость в их решении.

Для того чтобы люди могли жить в мире друг с другом и существуют морально-этические правила и нормы. Эти правила нам всем знакомы с раннего детства. Теоретически каждый из нас знает, как нужно вести себя в обществе, что нужно помогать другим людям, уважать их и любить, но практически эти правила и нормы часто не соблюдаются. Отсюда возникает вопрос: « почему?». Я считаю, что это происходит оттого, что взрослые сами не выполняют того, чему учат своих детей. Например, мать, услышав от своего ребёнка нехорошее слово, бьёт его по губам, а сама то и дело употребляет нецензурную лексику. Отец, подкуривая сигарету, объясняет сыну, что курить это плохо.

Великий педагог А.С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь в воспитании». Ещё он отмечал, что « воспитательный процесс- это процесс, который продолжается постоянно, так отдельные его детали решаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя выдумать и искусственно поддерживать. Общий тон, уважаемые родители, создаётся вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

Мы должны учить своих детей не пустыми словами, а собственным примером, не вводя их в заблуждение противоречием между словами и поступками. Ведь родители являются авторитетом для ребёнка, примером для подражания. Тоже самое можно сказать и про учителей.

Общеизвестный факт, что учитель должен владеть основами психологии, чтобы лучше понимать, обучать и воспитывать детей. Для того чтобы воспитать высокоморальную личность, мы должны научить ребёнка мыслить позитивно, воспитывать в нём уважение к себе и к окружающим людям, поднимать его самооценку. Мы, учителя должны увидеть задатки ребёнка на ранних этапах его развития и помочь ему раскрыть свои таланты и способности, а также подогревать в нём уверенность в своих силах, желание делать что-то полезное.

Выполняя данную работу, я ставила перед собой такие задачи:

  1. Донести до учителей важность формирования у учащихся позитивного отношения к миру и людям.

  2. Развивать понимание учителями того, насколько сильно их личность влияет на учеников и их дальнейшую жизнь.

  3. Пробудить у педагогов желание заниматься самосовершенствованием, чтобы стать хорошим примером для своих учеников.

Современные учителя должны доносить до сознания детей тот факт, что добро вернётся добром и уважением людей, а злые, нехорошие поступки обернутся злом для того кто их совершает. Эту истину знали ещё наши предки, недаром существует народная мудрость: «что посеешь, то и пожнёшь», «как аукнется, так и откликнется», «не рой другому яму, сам в неё попадёшь», причём подобные пословицы существуют у совершенно разных народов, независимо от их вероисповедания.

Все взрослые люди когда-то были маленькими детьми. В детстве мы жили в удивительном мире, полном чудес и красоты, верили в сказки и Деда Мороза и все наши желания, благодаря волшебной палочке (а может маме с папой) постоянно сбывались. Как же сделать так, чтобы реальный окружающий нас мир стал хоть немного похож на мир, о котором мы мечтали в детстве? Многие мудрецы искали ответ на данный вопрос и, возможно, они приблизились к ответу. Для того чтобы реальный мир стал похож на воображаемый мир нашего детства нужно относиться к нему немного по-детски. Все мы родом из детства. Мы приходим в этот мир чистыми невинными младенцами, с любопытством разглядывающими всё, что окружает нас. Нам было интересно всё- люди, окружающие предметы, природа. Младенцы не имеют злых чувств и мыслей, а испытывают удивление и восхищение окружающим миром. Позже, когда ребёнок начинает ходить, в нём чётко проявляется бесстрашие. Он постоянно движется вперёд, навстречу новому, неизведанному, даже не оглядываясь, идёт ли рядом с ним МАМА. Ребёнок доверяет миру, он чувствует в себе божественное начало, он доверяет Богу в себе.

Со временем, когда ребёнок вырастает, он обрастает пороком, у него появляются злобные чувства и мысли, по большому счёту, навязанные окружающими людьми и неправильным воспитанием.

Нам с вами повезло, мы - ПЕДАГОГИ, работа наша и наше высшее предназначение заключены в том, чтобы « ввести ребёнка в жизнь», т. е. указать нашим детям правильный путь личностного развития. От того, какой путь выберет ребёнок и зависит его дальнейшая жизнь. Будет ли он считать себя самодостаточной личностью, достойной головокружительного успеха, либо жалким неудачником, склонившим голову перед ударами судьбы, не желая ничего делать для того, чтобы изменить свою жизнь. Для того чтобы воспитать уверенного в себе человека, который в будущем принесёт обществу много пользы, учителя и родители должны развивать в ребёнке его божественное начало, т.е. те положительные качества, которые присущи ему с самого младенчества, такие как доброта, любознательность, бесстрашие, позитивное отношение к миру, к окружающим людям и т.д. Мы должны объяснять детям, что всё в этом мире создано для их же блага, что ни в какой ситуации нельзя терять человеческого облика, что нельзя позволять эмоциям брать верх над разумом, что нужно использовать каждую возможность для развития своих положительных качеств.

С самого рождения добро и зло в человеке заложено почти в равных пропорциях. Испанский классик Мигель де Унамуно заметил:

« каждый живой человек носит в себе семь добродетелей и семь противоположных им смертных грехов; он горделив и боязлив, обжорлив и умерен, похотлив и невинен, завистлив и милосерден, скуп и щедр, ленив и старателен, гневен и терпелив. И он может вытащить из себя в равной степени тирана и раба, преступника и святого, Каина и Авеля». Так вот, чего в наших детях будет больше зависит от того какой выбор они сделают, посвятят ли они свою жизнь добру или же наоборот позволят злым мыслям и поступкам овладеть ними. Учителя должны помочь детям сделать правильный выбор в пользу добра и процветания.

К сожалению, в наше время для людей, в особенности детей подросткового возраста, хамство и злоба часто ассоциируются с силой, а доброта и гибкость со слабостью. Это неправильные стереотипы и мы должны их изменить. Ещё Шекспир писал: « не следует думать, будто резкий тон есть праздник прямодушия и силы». Согласитесь, гораздо легче преодолевать тяжёлые жизненные ситуации с помощью дипломатичности и гибкости, чем « идти напролом». Ведь на каждую силу находится ещё большая сила, а агрессия порождает агрессию. Таким образом, доброту и дипломатичность мы тоже должны воспитывать в наших детях.

Исходя из всего выше написанного, можно сделать вывод, что на становление и развитие личности ребёнка влияют множество факторов. Самыми главными из них являются родители и окружающие люди: учителя, одноклассники, друзья.

Далеко не на самом последнем месте среди людей, влияющих на личность детей, находятся учителя. Каждый день мы видимся со «своими» детьми, т.е. с классом в котором являемся классным руководителем. « Наши» дети общаются с нами чуть ли не больше времени, чем со своими родителями. Бывают случаи, когда они просят у нас совет по тому или иному вопросу, и даже могут поставить нас этим вопросом в тупик. Что же делать?

Ответить « не знаю» означает опустить планку своей значимости в глазах ребёнка, нанести удар по своему авторитету. Ведь дети привыкли смотреть на нас снизу вверх и считать, что учитель знает ВСЁ!!! С другой стороны, нужно дать дельный совет, чтобы он привёл только к хорошему результату. Так как каждое наше слово, а тем более дело имеет последствия. В. Сухомлинский писал, « какой мудрой должна быть власть педагога над ребёнком». У нас есть только один способ стать мудрыми в воспитании и обучении детей - это постоянное самообразование и самосовершенствование.

Известный философ Сенека говорил: «тяжело научиться добру, слушая нотации, легко - примером». Мы должны заниматься своим самосовершенствованием для того, чтобы стать для детей самым лучшим примером, для того, чтобы быть у них авторитетом, для того, чтобы дети прислушивались к нашим словам и советам. Очень важно, чтобы наставником у детей был взрослый мудрый человек, а не Вася или Петя из подворотни. Как же этого добиться? На этот вопрос очень легко дать ответ. Обратитесь к себе, любимому, и своему внутреннему «Я». К какому человеку вы бы пришли за советом, кому бы смогли открыться и излить душу? Конечно же, человеку, который уважает и любит вас, который с пониманием выслушает все, что вы скажете, который сможет дать вам дельный совет. Вот и станьте таким человеком. Мы должны увидеть в ребёнке не несмышленое создание, а личность и научиться уважать её.

Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, появлению благожелательности к учителю. Ученики также ценят и эрудицию учителя, его умение разнообразно и ярко преподать материал, привести интересные примеры из жизни, а также доброжелательное отношение к своим персонам, основанное на уважении и требовательности.

Дети часто подражают взрослым. Это очень хорошо, если примером для подражания является достойный человек, а если нет, то это может стать проблемой, а то и трагедией. Ведь личность человека во многом определяет его жизнь. Если человек сознательно выбрал для себя неправильный путь развития, то его жизнь предопределена и вряд ли будет «безоблачной».

Целеустремлённый, уважающий себя и других человек, развивающий в себе лучшие качества, конечно же, проживёт достойную жизнь и сделает много хорошего для общества. В то время как аморальный безнравственный тип, склонный к преступлениям, презирающий других и не уважающий себя, может принести людям только вред, несчастья и страдания. Выбор, конечно же, каждый делает для себя сам. Но задача взрослых, а тем более учителей, наставить ребёнка на путь истинный, рассказать, что такое хорошо, что такое плохо.

Ведь в детстве ещё не сформированы жизненные стереотипы и ребёнку самостоятельно очень трудно разобраться, где добро, а где зло, отличать хорошие поступки от плохих, определить границу между «крутостью» и хамством. В детстве дети как губка впитывают поведение взрослых и копируют его. Если родителей что-то настораживает в поведении своего «чадо», это сигнал к тому, что нужно обратить внимание на себя, и, возможно, что-то изменить в себе, и, конечно же, нужно уделить внимание ребёнку, больше общаться с ним, выяснить что его тревожит, дать дельный совет. Главное, уважаемые взрослые, не упустить время, когда ребёнок ещё доверяет вам, готов вам открыться и рассказать о своих проблемах. Побольше общайтесь со своими детьми начиная с раннего детства, и тогда в проблемном подростковом возрасте они тоже доверятся вам. Всем людям, в том числе и детям, в трудные времена хочется излить кому- либо душу. Но, к сожалению, найти человека, способного выслушать и понять очень нелегко. Так будьте таким человеком для своих детей, ведь вы для них самые близкие люди. Дружите со своими детьми не отмахивайтесь от них, говорите им почаще как сильно вы их любите и что будете любить всегда, несмотря ни на что. Хвалите своего ребёнка, говорите какой он умный, красивый и талантливый. И ребёнок будет делать всё для того чтобы вы гордились им. А вы станете для него не только любимой мамочкой или папочкой, а самым лучшим другом.

Я считаю, что в современной школе должно уделяться огромное внимание формированию духовно-нравственных ценностей у детей. И это даже важнее чем изучение некоторых школьных дисциплин, которые, возможно никогда не понадобятся детям в жизни. С другой стороны, те факторы, которые составляют личность, её морально- этические принципы, отношение к жизни, к людям, её самооценку, имеют определяющее влияние на жизнь человека, а, следовательно, и на развитие общества в целом.

Американская писательница Луиза Хей пишет: « вспоминая свои школьные дни, я думаю: « как было бы прекрасно, если бы вместо механического запоминания дат различных сражений меня и моих друзей на уроках учили думать, относиться к себе с любовью, объяснили, как поддерживать хорошие отношения с другими людьми на протяжении жизни, как стать мудрыми родителями, как научиться правильно обращаться с деньгами и сохранить здоровье в течение всей жизни»». Частично данные вопросы затрагиваются на уроках этики, классных часах и некоторых других школьных предметах. Но этого, конечно же, мало. Для того чтобы убедиться в этом достаточно понаблюдать за окружающими людьми, выходцами из детства. Многие из них имеют низкую самооценку, боятся выразить себя, имеют много проблем в жизни и слабое здоровье, постоянно жалуются на нехватку денег.

Я считаю, что морально-нравственному становлению и развитию личности учащихся нужно уделять гораздо больше внимания, чем это делается в современной школе. Курс этики должен изучаться с первого класса, а может и раньше, и продолжаться все годы учёбы в школе. Это вполне доступный предмет, его могут изучать и понимать даже малыши. Учителям на курсах повышения квалификации также должны преподаваться уроки нравственности, моральности, позитивного отношения к жизни, к людям. Работая над своим самосовершенствованием, учителя также станут духовно богаче и смогут стать маячком в жизни своих учеников, помогут найти им своё жизненное предназначение, раскрыть их таланты и способности, развивать их творческий потенциал.

10


© 2010-2022