Патриотическое воспитание учащихся в школе-интернате

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №30 для глухих и слабослышащих обучающихся.















Доклад на МО на тему:

«Патриотическое воспитание учащихся в школе-интернате»



Подготовила:

воспитатель

Баранова Г.Т.


Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования патриотического воспитания в современной школе.

1.1.Изучить понятие и аспекты патриотизма

1.2.Особенности формирования патриотических качеств личности школьников и нормативно-правовая база патриотического воспитания; направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей, а также основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе; наше мнение о необходимости патриотического воспитания в школе

Выводы по I главе

Глава II. Практическая часть по формированию патриотизма в современной школе.

2.1.Изучение наличия патриотизма у современных школьников

2.2.Программа работы воспитателя по формированию патриотизма у подростков

Выводы по II главе

Заключение

Библиографический список

Приложение №1: Цитаты и Афоризмы «о патриотизме»

Введение

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают

И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков

В русском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются в военно-исторических документах и летописях еще в XI в. Патриотизм носит личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. В «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставится выше всех ценностей и добродетелей. В начале XIII века произошло обновление государственной идеи, главным из принципов стало «служение Отечеству и своим ближним».

В XIX веке министром народного просвещения графом С. Уваровым провозглашена формула: «Православие, Самодержавие, Народность», символично отражавшая российскую национальную идею того времени.

Первая мировая война, всколыхнувшая патриотизм граждан Российской империи, дала толчок к формированию обновленной идеи: «За Веру, Царя и Отечество». Патриотическая идея сохранилась в народе и после Октября 1917 года, но в смертельно опасной обстановке новой властью выдвигается лозунг «Социалистическое Отечество в опасности!»

Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.

Актуальность исследуемой проблемы позволила выбрать тему исследования «Патриотическое воспитание в современной школе».

Цель исследования: рассмотрев теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания школьников на современном этапе, разработать программу патриотического воспитания учащихся в современной школе.

Задачи исследования:

1.) выявить и рассмотреть теоретические основания проблемы патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе;

2.) выявить основные методы, направления, формы работы по патриотическому воспитанию;

3.) подобрать методики изучения наличия патриотизма у современных школьников;

4.) разработать план воспитательной работы классного руководителя по патриотическому воспитанию учащихся.

В исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез, сравнение, моделирование и т.д.

Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.

Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

Глава I. Теоретические основы проблемы патриотического воспитания в современной школе.

1.1.Понятие и аспекты патриотизма

Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

По мнению Л.С. Выгодского, патриотизм включает в себя:

• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

• уважительное отношение к языку своего народа;

• заботу об интересах Родины;

• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности

Различают несколько уровней

Биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.

Психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.

Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».

Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением.

Анализ философских, психологических, педагогических исследований, посвященных изучению различных аспектов патриотизма, позволяет определить его как сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта: когнитивный (знания, представления); эмоциональный (отношение, чувства); поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие).

Таким образом, мы рассмотрели сущность понятие «патриотизм», на основе которого мы и будем строить дальнейшее исследование.

1.2. Особенности формирования патриотических качеств личности школьников и нормативно-правовая база патриотического воспитания; направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей, а также основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе; наше мнение о необходимости патриотического воспитания в школе.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П. Блонский, А.С. Макаренко, И.Н. Руссу, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.И. Лутовинов и др.[1, 9].

Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, можно выделить следующие группы методов: метод примера Постановка школьника в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Необходимо создавать ситуации, в которых школьник упражнялся бы в патриотической деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость патриотической деятельности школьников для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III. Методы стимулирования деятельности и поведения соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать школьника корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает школьника к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Таким образом, накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.

Для реализации патриотического воспитания исследуем нормативно-правовую базу.

К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 года [14].

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми [6].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Рассмотрим основные направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей, а также основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе.

Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования на современном этапе можно определить следующие:

• Духовно-нравственное, которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

• Историко-краеведческое, включая система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

• Гражданско-патриотическое воспитание, воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

• Социально-патриотическое, направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

• Военно-патриотическое, ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

• Героико-патриотическое, составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

• Спортивно-патриотическое, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.

Таким образом, мы можем сказать, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.

Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества - это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность 1.

Доказано, что применение активных форм и методов обучения, и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами - развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, - формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, - развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

Таким образом, можно сказать что школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

Отметим основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.

• В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.

• У учащихся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа

• В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.

Вопросы патриотического воспитания в современной школе находят отражение во всех применяемых в школе видах педагогического анализа: параметрическом; тематическом; итогом. Учебных планах, разрабатываемых в школе: перспективном, годовом, текущем. Рассматриваются на педагогическом совете школы, на совещаниях при заместителе директора.

Таким образом, необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала в формировании патриотического мировоззрения в школе.

Исследуя данную проблему от себя мы можем отметить. Роль патриотизма всегда возрастает в переходные периоды развития государства. Поэтому мы считаем, что патриотическое воспитание в школе на данный момент является приоритетной задачей.

Необходимость воспитать в человеке любовь к Родине ставилась всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личность-гражданина, берет на себя ответственность перед другими за свои поступки. И конечно же лучше всего взращивать патриотизм именно со школьной скамьи.

Современная школа стремится не только обучить человека ЗУНам, но и воспитать нравственного гражданина. А «нравственность» не может существовать без понятия «патриотизм».

После распада СССР новая Российская образовательная система, в попытке уничтожить устаревшие пережитки прошлого режима, вычеркнула многие полезные аспекты и наработки советских педагогов, что вызвало в первую очередь отказ от системы воспитания в школе. В это время понятие «патриотизм» практически исчезло. Все это привело к плачевным результатам.

Все что мы видели последние 15-20 лет это прямой результат падения нравственности граждан. Гражданин перестает осознавать себя таковым. Он перестает рассматривать Родину как родной дом, начиная рассматривать ее только как место получения дохода любыми способами(И в правду никто же не ворует у себя из дома). Он перестает относится к людям как к согражданам, для такого человека люди делятся на 2 категории: полезные и бесполезные. Эти тенденции виднеются во всем и в частности в образовании. Учитель перестает быть в глазах ученика значимым человеком. Перестает существовать слово Обязанность со значительным перевесом к Правам. То есть мышление ребенка строится по принципу «Мне все должны, а я ничего никому не должен».

Кто-то бы сказал: «Давайте задумаемся кем вырастет такой человек?». Но в современных реалиях в этом нет необходимости. Мы видим людей этого типа мировоззрения каждый день: подростки сидящие в общественном транспорте подле стоящих инвалидов, здоровых мужиков пытающихся откосить от армии, детей младшего школьного возраста пьющих пиво и бросающих пустые бутылки на проезжую часть, автомобилистов сбивающих в нетрезвом состоянии беременных женщин.

Нам не нужно говорить о том в чем польза патриотизма, за меня это уже сказали мудрецы, писатели, педагоги; я всего лишь показываю влияние отсутствия патриотического воспитания на общество и как и стоило ожидать оно плачевно.

Резюмируя сказанное, отметим, что патриотическое воспитание осуществляется по различным направлениям, таким как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое и т.д., а так же в многочисленных формах и методах, с учетом возрастных особенностей, таких как таких как эвристическая беседа, написание исторических сочинений, ролевые и тематические игры, убеждение, поручение, поощрение и т.д, что позволяет воздействовать на чувства, волю, сознание, развивать творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивать эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности .

Выводы по I главе

Исследовав теоретическую основу патриотического воспитания в современной школе мы можем сделать следующие выводы:

1) Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.

2) Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

3) В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала .

4) Сущность понятия «патриотизм» предполагает дальнейшее исследование.

5) В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

6) Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры

Глава II. Практическая часть по формированию патриотизма в современной школе.

2.1. Изучение наличия патриотизма у современных школьников

Для выявления уровня патриотизма у учеников в современной школе мы составили анкету для учащихся классов.

Анкета «Патриотизм».

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?

а) любовь к Родине

б) любовь к своей семье, близким

в) любовь к народу

г) прославление побед Родины

д) любовь к родному городу, деревне, дому

2. Закончите предложения.

а) каждый из нас верит…

б) каждый из нас имеет…

в) каждый из нас готов…

г) подвиги героев заставили нас задуматься…

д) защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

е) когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

ж) быть достойным гражданином своей страны - значит быть…

3. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

а) Умение ценить настоящую дружбу;

б) Готовность помочь другу в трудную минуту;

в) Взаимопонимание;

г) Честность, порядочность, принципиальность;

д) Приятная внешность;

е) Хорошие манеры;

ж) Умение модно одеваться;

з) Сила воли;

и) Смелость;

к) Решительность;

л) Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

м) Интерес к политике;

н) Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

о) Наличие денег на всякие расходы;

п) Способности.

4) Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

а) Нет желания;

б) Нет возможности;

в) Считаю это не нужным.

5) Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В

чём это проявляется? (Свободный вопрос).

6)Назовите авторов современного российского гимна:

Автор музыки

Автор слов

7) Насколько хорошо вы знаете выдающихся деятелей древней Руси?

а) Рюрик и все

б) 1-2 князя

в) Пару тройку знаю

г) Многих знаю

д) Могу назвать свыше десятка выдающихся политических и духовных деятелей древней Руси

8) Считаете ли вы себя патриотом?

а) Да;

б) Нет;

в) Частично;

г) Не знаю.

Пояснение к анкете:

1) Первый вопрос помогает определить уровень базисного понимания воспитанником понятия «патриотизм».

2) Второй вопрос помогает более широко определить уровень понимание 6тиклассником понятия «патриотизм», помогает воспитанникам сопоставить себя с «патриотом», понять каков «патриот» в глазах ребенка.

3) Третий вопрос помогает выяснить нравственные ценности воспитанников и его окружения.

4) Четвертый вопрос помогает выявить сложности с осознанием понятий «Патриот», «Патриотизм».

5) Пятый вопрос необходим для самовыражения ребенка. По нему наиболее конкретно можно определить уровень патриотизма, самосознания в обществе, нравственности и гражданской ответственности 6тиклассника.

6) Шестой вопрос позволяет выявить уровень гражданственности воспитанников класса.

7) Седьмой вопрос дает нам представление об уровне знания воспитанников ранней истории своей страны, как одной из базисных тем на которых строится патриотизм.

8) Восьмой вопрос - вопрос-заключение. Ребенок должен сам вынести себе вердикт, что даст представление о честности ученика и позволит ему(ей) развивать в себе концепцию «Я-патриот».

В заключении можно сказать о том, что мы советуем родителям и учителям задуматься над проблемой уровня патриотизма детей, как гарантии развития в них полноценной личности. Необходимо различными методами проверять данный уровень, в том числе и способом анкетирования. Анкеты для данных целей необходимо добывать у профессиональных педагогов и психологов, занимающихся проблемой патриотизма напрямую или через их издания в книжном или интернет форматах.

Заключение

В нашей работе мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала. Сущность понятия «патриотизм» предполагает дальнейшее исследование. В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры.

А так же мы разработали анкеты для выяснения уровня патриотизма у современных школьников. Эти анкеты направлены на изучение ранней истории нашей страны, выявления у детей понимания сущности патриотизма, наличия этого качества.

В довершении можно сказать организация патриотического воспитания в школе на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.

Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс.

Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Библиографический список

1. Аронов, А. Воспитываем патриотизм // А.В. Аронов - Дошкольное воспитание, 1988.- № 2.- С. 10-13

2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.

3. Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович. - : СПб: КАРО, 2009

4. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Пед. психология. - М.,1991.

5. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2002. - № 4.- С.183-189.

6. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. - сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003. - (Развитие и воспитание дошкольника).

7. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005.

8. Кузнецова, Л.В. Истоки гражданственности./ Л.В. Кузнецова - М.: Педагогика, 1986.

9. Ломоносов, М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

10. Мусин-Пушкин А.А. О необходимости национального направления нашей школы // А.А. Мусин-Пушкин - Русская словесность. - 1996. - № 4. - С. - 34-38.

11. Никитин, Н. Биография патриотизма / Н. Никитин / / Патриот. - 2003. № 34.

12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. - Москва: Учитель, 2008.

13. Парфенов С., Козлова С. Новый патриотизм? // С. Парфенов, С. Козлова - 2003. - №6. - С 3-7.

14. Преображенский, А.А. Патриотические традиции русского народа // А.А. Преображенский -ПИШ. - 1993. - № 1. - С. 3-10.

15. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.-М.: Педагогика, 1990.

16. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский - М.: Молодая гвардия, 1980.

17. Троицкий, В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // В.Ю. Троицкий - «Педагогика». - 1998. - № 2. - С. 3-7.

18. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.,1974, -т.9 - С.117-118.

Шмаков, С.А. Гражданином быть обязан / С.А. Шмаков. - М.: Знание



© 2010-2022