- Преподавателю
- Классному руководителю
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НО
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григорьева И.А. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Кто двигается вперед в знании,
но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем вперед.
Аристотель
Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.
Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что я, педагог, могу отмахнуться от этих задач. Я могу и должна сделать то, что в моих силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы - в каждой этой ситуации я могу повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Я могу повлиять на часть того мира, в котором живет школьник - работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание моей воспитательной работы.
Воспитательная система моего 1В класса базируется на программе духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» и создана на основе требований ФГОС НОО. Прежде чем составлять воспитательную систему класса, я должна была ответить на несколько основных вопросов.
-
Цель: кого мы воспитываем?
Воспитание - составная часть образовательного процесса. Цель образовательного процесса в понимании ОС «Школа 2100» - развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Соответственно воспитание - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. Поэтому воспитательная цель - развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Принципы воспитания «Школы 2100»:
-
Не «правильными словами», а включением в «дела»
-
Через право на свободный выбор поступка («нравственное творчество»)
-
Идти не от взрослых установок, а от вопросов и интересов ребенка
-
Взаимоуважение личности и группы
-
Раскрытие самоценности личности каждого
-
…
Чтобы представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника, для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее.
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств - идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться.
2. Задачи: что мы воспитываем?
Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач - это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас.
Этих ценностей много. Как правило, их группируют по 10-11 «источникам нравственности» (человек, семья, гражданственность, искусство, наука, религия и т.п.). Но в своей воспитательной системе я использую иную систематизацию ценностей - по условным «направлениям воспитательной работы», которые образно отражают цели развития духовного мира школьников. Как можно назвать направления воспитания?
ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые): человек и люди, семья.
СТРАНА ГРАЖДАН (гражданско-патриотическое воспитание): патриотизм, гражданственность, традиционные религии и светская культура.
ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (воспитание трудолюбия, способности к познанию): труд и творчество, наука.
ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (воспитание здорового образа жизни)
ПРИРОДА - НАШ ДОМ (экологическое воспитание)
КРАСОТА СПАСЁТ МИР (эстетическое воспитание).
3. Содержание воспитательной работы.
Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть и стихийным. Это означает, что на личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, - то общество, которое его окружает (семья, школа, город/село), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.). А воспитание для педагога - это процесс целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь принять ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир.
Из каких «кирпичиков» строится процесс воспитания личности?
Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность - правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок.
Доброе дело может быть спонтанным, неожиданным, непрогнозируемым. Например, ученик оказал какую-то помощь своему однокласснику или подбодрил, посочувствовал в какой-либо трудной ситуации и т.п.
Однако доброе дело может быть спланированным. Именно в этом случае в педагогике мы называем такое дело официальным словом «мероприятие».
Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.
Большинство добрых дел возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное - это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он, на мой взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности.
Всё многообразие добрых дел, которые могут проходить в школе, я разделяю на три вида деятельности:
-
Учебная деятельность. Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление ценностей на деле обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
-
Внеурочная деятельность (через беседы, классные часы, экскурсии, праздники, работу кружков).
-
Внешкольная деятельность (через решение реальных общественно значимых задач).
Чтобы большинство воспитательных усилий не было потрачено впустую, я согласовываю жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами. Для этого делаю две вещи: выстраиваю конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями); организовываю взаимодействие с культурными и общественными организациями.
-
Результаты духовно-нравственного воспитания.
Оценить результаты воспитания довольно сложно. Это не математика и не русский язык, и я думаю, что мы не быстро увидим результаты. Ведь это такой курс, который не измеряется отметками: нельзя поставить пятерку или двойку за честность или тройку за доброту, поэтому результат мы с вами если и сможем увидеть, то только в наших внуках.
Результат в данном случае - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти
- на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;
- на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.
Только при наличии второго уровня - дела - можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает».
Делать это надо осторожно, не вторгаясь в внутренний мир школьника. Так ФГОС допускает только неперсонифицированную диагностику личностных результатов. Оценивать можно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников!
Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявив о том, какой поступок в них они бы выбрали. А принятие духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы:
- оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-нибудь дела;
- оценивание осуществляет сам ребёнок (самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после того или иного дела - устная или фиксируемая им (по желанию) в портфолио;
- допускается неперсонифицированная оценка педагогом по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.
Если всё, о чём я рассказала, объединить в одно целое, то воспитательная система моего класса будет выглядеть так.
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми»
А. С. Макаренко
8