- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на тему Патриотизм
Доклад на тему Патриотизм
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Самигуллина Г.И. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам.
Цель: воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма - это фундамент общечеловеческого развития, влияние на сохранение интернациональной среды в многонациональном мегаполисе.
Задачи :
-
воспитание, сохранение патриотических традиций России
-
влияние этих традиций на взаимоотношение поколений и народов;
-
формирование культуры ненасилия и мира путем пропаганды среди детей, родителей и общественности;
-
повышение значимости роли патриотизма в современных условиях;
-
воспитание подрастающего поколения в духе «Планета Земля - наш общий дом и мы хозяева в нем»;
-
воспитание трепетного отношения к ветеранам, молодость которых была отдана за то, чтоб мы мирно жили;
-
воспитание уважения и сохранения памятников погибшим воинам в Москве и Подмосковье;
-
через литературу и историю, искусство повлиять на сохранение памяти о самой важной странице в истории человечества;
-
сохранение исторической памяти, передачи подрастающему поколению значимость роли патриотизма в формировании гражданина и человека.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания подрастающего поколения определяется сегодня, как одна из приоритетных. Важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота
Воспитание достойного гражданина своего Отечества, формирование научного мировоззрения, политической сознательности, гуманизма, патриотизма, социальной активности в единстве с национальным, народным, воспитание миролюбия национального согласия. Воспитание гражданина и патриота начинается с формирования таких качеств, как патриотизм, державность, корпоративность и любовь к своей малой Родине. Механицизмами формирования являются изучение и использование в воспитательном процессе символики государства, области, города, школы.
В систему воспитания патриотизма и гражданственности включены три направления:
-
Формирования гражданского сознания учащихся, основу которой составляют: уважительное отношение к государственной символике и законам страны;
Ответственность за судьбу Отечества; воспитание добропорядочного гражданина.
-
Развитие эмоционально - чувственной сферы.
-
Приобретение учащимися опыта социальной гражданской активности.
Данные задачи осуществляются через уроки истории . родного языка и литературы,
У каждого человека существует собственное понимание и отношение к патриотизму. Для меня патриотизм - это осознанное и добровольное посвящение результатов своей ежедневной работы стране, в которой живешь и называешь Родиной.
Быть патриотом, значит с полной отдачей заниматься любимым делом, которое получается у тебя лучше всего. Именно так каждый человек может выразить свою любовь к Отечеству.
Наша школа - с этнокультурным компонентом имеет однородный татарский состав учащихся, работает в условиях татарской языковой среды. Языком обучения является русский, а родной язык и литература преподаются как предмет, воспитание основывается на народной педагогике. Мы сделали вывод, что очень большое значение в деле воспитания и обучения имеют этнокультурные традиции, особенности быта, нравов, идеи, взгляды, обычаи, образ мыслей и действий татарского народа.
Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. Осуществляя воспитание учащихся на этнокультурных традициях татарского народа, мы всегда помним, что любая национальная культура питается другими культурами. Противопоставление одного народа культурным, политическим и иным достижениям других этносов может привести к драматическим последствиям. Поэтому в содержании образования и воспитания нашей школы мы изначально закладываем взаимосвязь различных культур, особенно культур народов, проживающих рядом с нами: русского, мордовского, чувашского и других..
В школе много внимания уделяется традициям и праздникам разных народов. Это: День Знаний, День здоровья (осенний кросс), День Учителя, Новогодний праздник, День рождения школы, Вечер встречи с выпускниками, День защитников Отечества, Праздник Весны, Праздник «Навруз», Международный женский день. День космонавтики, День Победы, Последний звонок, Выпускной вечер и многие другие. Это и есть патриотизм, ведь патриотизм - это не лозунги, а конкретные дела. Встречи с ветеранами, помощь им, ухаживание за могилами - это еще один сильный фактор, влияющий на патриотическое воспитание. В коллективе трудятся неравнодушные целеустремлённые педагоги, цель деятельности которых - воспитание патриота своей Родины.Личность ребёнка как целостная интегральная система развивается в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно - деятельностный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны. Атмосфера доверия и творчества создаётся на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.Учащихся взаимодействуют с окружающим миром через участие в разнообразных КТД школы и во внешкольных учреждениях.
Воспитанию гражданина и патриота своей страны способствует работа в рамках «Школы этнокультурного диалога».
Нужно отметить организацию практической деятельности школьной организации «Диалог» по приобщению учащихся к общечеловеческим и национально-культурным ценностям. Успешным можно назвать все массовые дела, акции, мероприятия, организованные членами школьной организации «Диалог»: от Дня Знаний до «последнего звонка
Большое внимание уделяется воспитанию гражданственности и патриотизма на уроках в начальной, основной и старшей школе. Для изучения уровня гражданственности и патриотизма, проводится мониторинг учащихся школы по - данному вопросу. Воспитанием гражданина занимаются все преподаваемые предметы в школе, особенно обществоведческие, гуманитарные
На уроках в начальном, основном и старшем звене обучения (курсы истории, литературы, ОБЖ) педагоги формируют у детей национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народов России и мира, к человеческой личности, правам человека, любовь к Родине, любовь к родителям, к товарищам, селу, знакомят с достижениями русской науки, прививают любовь к природе и бережное отношение к ней, развивают интерес к своей истории.
Педагоги используют разнообразные методы и приёмы работы: экскурсии на природу, тематические уроки о государственной символике страны, уроки - бенефисы, тематические уроки, посвященные датам Великой Отечественной войны.На уроках истории и ОБЖ раскрывается величие исторической победы над фашизмом, героизм трудовых свершений.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм - одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Ярким примером тому могут служить произведения А.Платонова «Маленький солдат» (Укл.), В.Быкова «Обелиск», В.Распутина «Живи и помни= Г.Бакланова «Навеки - девятнадцатилетние^ Б.Васильева «А зори здесь тихие», В Кондратьева «Сашка», поэма А. Твардовского «По праву памяти», романы М.Булгакова «Белая гвардия», Л.Толстого «Война и мир», А.Толстого «Петр I» и т. д.
Поэзия периода Великой Отечественно."-войны воспринимается ребятами по-особому ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо -чувстве обыкновенного человека становится понятнее ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим людям.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Курс ОБЖ - важнейшее средство воспитания патриота и гражданина. Преподаватели стали больше внимания уделять вопросам повышения качества проведения занятий по разделу основы военной службы, а также методике организации и проведения сборов учащихся на базе воинской части.
На протяжении последних лет в районе возрождено проведение военно-спортивной игры "Зарница". Игра способствует воспитанию у учащихся высоких морально-боевых качеств защитников Отечества, выработке активной жизненной позиции, подготовке учащихся к службе в рядах Вооруженных Сил, военно-патриотическому воспитанию, подготовке их к сложностям военной жизни.
Надо подчеркнуть, что в процессе военно-патриотической деятельности у школьников возникают и развиваются коллективные отношения, формируются дисциплинированность, чувство локтя, ответственность, что созвучно с основными требованиями к системе российского образования.
В настоящее время остро стоит вопрос восстановления воспитательного потенциала семьи как основного ресурса в деле возрождения патриотизма.
Семья должна стать партнёром школы, государства в осуществлении патриотического воспитания учащейся молодежи, детей.
Опыт показывает, что истинный патриотизм является результатом упорной, целенаправленной воспитательной работы, напряженной учёбы с целью постижения героических и великих свершений в истории отечества. Именно учитель вслед за родителями с самого раннего возраста формирует у обучающихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему отечеству.
На достаточно хорошем уровне в школах района прошли мероприятия, связанные с празднованием 61-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Прошли встречи коллективов с участниками Великой Отечественной войны. В течение года была организована шефская помощь участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, вдовам погибших, ветеранам боевых действий. Проведены уроки мужества "Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества", "Война не уходит от нас", конкурсы стихов о войне "Шёл солдат во имя жизни", конкурсы рисунков "Война глазами детей" и т.д В течение года велась работа по пополнению экспозиций и экспонатов школьного музея.Через поисковую систему мы ставим перед собой задачу провести работу по организации дополнению к музею раздела о Великой Отечественной войне, о татарах, отдавших свою жизнь в этой общей войне (в Москве и Московской области). Общие дела сближают разные народы, чем грамотнее и интереснее преподносятся уроки истории и литературы и блока искусства (не умаляя значение других уроков), так как наше четкое убеждение, что через именно эти предметы формируется человек и его гражданская позиция.
Используя знаменательные вехи Великой Отечественной войны, проводить классные часы, выставки, конкурсы, исторические олимпиады, литературные чтения и сочинения, через изобразительное искусство, встречи с ветеранами, способствовать сохранению того, пережитого старшим поколением, что повлияет и на сохранность душ современного поколения.
Необходимо использовать опыт и ветеранов и родителей разных национальностей в воспитании подрастающего поколения и в решении многих проблем.
С первых дней учебы мы готовимся к 65-летию. На 1 сентября были приглашены ветераны, ветеран-поэт Н.Х. Галиуллов прочел ребятам свои последние стихи. Когда есть мотивация, тогда все юбилеи и любые дела проходят на очень серьезном уровне, а не для галочки.. Работа в этом направлении продолжается.
Уже четыре год в нашей школе, как в базовой школе, изучается родной язык, это тоже способствует патриотизму, так как хорошее образование (мы стараемся на своих уроках объяснить детям, что образованный человек - истинный патриот своей страны) - это выход в мир.
!
Нам кажется, что за этнокультурными школами будущее, возможно, это будет оценено через поколение, что мы способствует сохранению межнациональной среды, укреплению взаимоотношений между народами и являемся мощным крепким, надежным мостом между странами и фундаментом в воспитании подрастающего поколения и его влияния на сохранение интернациональной среды.
Результативностью работы по воспитанию гражданственности и патриотизма является межнациональное согласие в профессиональной и детской среде. Рост гражданского самосознания выпускников.
. На наш взгляд, в отличие от исторического, экономического, экологического и т.п. видов образования, основывающихся на системе однородных научных знаний, гражданское образование имеет явно выраженный обобщённый, синтезированный, ценностный характер. Воспитание гражданина определяется духом школы, школьной культурой, уважением и признанием прав своих воспитанников, организацией школьного самоуправления, участием учащихся в проведении различных мероприятий.
Проводимая работа в школе рассматривает гражданское образование как разновидность обществоведческого образования, имеющего своей целью социализацию личности, формирование знаний, которые обеспечили бы выпускнику школы свободу в выборе мировоззренческих ориентаций в условиях становления современного общества.
Таким образом, цель гражданского образования - воспитание человека как гражданина и патриота и - в не меньшей степени- гражданина мира. Только на этом пути видится действительное, а не демагогическое и не бюрократическое решение проблем гражданского образования.