Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Музей создает особые усл...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47»



Городской конкурс ученических инициатив

«Молодежь Севастополя - взгляд в будущее!»





Номинация «Социальный проект»



Школьный музей боевой славы -

центр гражданско-патриотического воспитания





Разработчики проекта: Грудецкая Настя, Биктимиров Альберт, - учащиеся 4-А класса, Ярмощук Анастасия, Мамедова Елена,- учащиеся 11-Б класса

Сопровождала создание проекта руководитель музея боевой славы ОШ №47 -

педагог-организатор Попоудина Светлана Андреевна.







г.Севастополь

Название проекта:

Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Разработчики проекта: Грудецкая Настя, Биктимиров Альберт, - учащиеся 4-А класса, Ярмощук Анастасия, Мамедова Елена,- учащиеся 11-Б класса школы №47 .

Сопровождала создание проекта руководитель музея боевой славы ОШ №47 -

педагог-организатор Попоудина Светлана Андреевна.

Пояснительная записка:

Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нём живет - значит, укрепить основы государственности. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система гражданско-патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы гражданско-патриотического воспитания предполагает совместную деятельность школы с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами, школьными музеями, Советом ветеранов и другими организациями города по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. В основу разработки проекта положены следующие нормативно-правовые документы:

  1. Приказ МОН Украины от 17.12.2007 г. № 1133 «Об утверждении основных ориентиров воспитания учащихся 1-12 классов общеобразовательных учебных заведений».

  2. Приказ МОН Украины от 27.10.2009 г. № 3754/981/538/49 «Об утверждении Концепции национально-патриотического воспитания молодежи».

  3. Письмо Института инновационных технологий и содержания образования МОН Украины от 11.02.2009 г. №14/18-514 «О взаимодействии общеобразовательных учебных заведений с детскими и молодёжными общественными организациями».

  4. Письмо МОН Украины от 07.12.2009 г. N1/9-850 «О развитии органов ученического самоуправления

Обоснование актуальности проекта:

«Чем дальше в будущее смотрим,

тем больше прошлым дорожим».

Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов Украины. Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура нравственности. Тревожит незначительный интерес к истории Отчизны, непонимание её закономерностей, схематических представлений о прошлом, углубляются противоречия между старшим и молодым поколениями. Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка.

Каждая экспозиции в музее представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Наш музей создан на основе материалов работы поисковых групп учащихся школы №47 в 60-80 годы о воинах Советской Армии, о ветеранах Великой Отечественной войны. В школьном музее проводятся экскурсии обзорные и тематические, посвященные праздникам. Наибольший интерес школьников вызывают тематические экскурсии и часы мужества. Интерес, несомненно, возникает от того, что люди, о которых рассказывают школьники-экскурсоводы, жили рядом, это родственники, соседи, это герои, чьими именами названы улицы сёл Байдарской и Варнаутской долин.

Цель проекта:

Формирование и развитие социально активной личности с чувством национального самосознания и осознанной гражданской позиции на базе школьного музея боевой славы для возрождения и развития семейных, человеческих и социально-значимых ценностей.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей.

• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.

• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

• Привлечение к сотрудничеству других организаций, ставящих перед собой сходные цели.

• Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.

Основные направления деятельности:

- Сбор материалов по истории Великой Отечественной Войны;

- Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной войны;

- Краеведческая деятельность;

- Связь музея с государственными учреждениями, общественными организациями города, Советом ветеранов Орлиновского сельского Совета, Балаклавского района, г.Севастополя, Военным комиссариатом.

- Обеспечение учёта и условий сохранности фондов школьного музея.

Кадровое обеспечение проекта (участники проекта ):

Для реализации данного проекта необходимо участие заинтересованных лиц:

- Директор школы Козлова Н.В. - педагог высшей квалификационной категории;

-зам. директора по учебно-воспитательной работе Бектемирова Н.Ю. и заместитель директора по методической работе Михина Г.И. - педагоги высшей квалификационной категории;

- учителя истории и права Чакалова Ш.А. и Омельченко Н.А. - педагоги 2-й квалификационной категории;

- руководитель музея Попоудина С.А. - педагог высшей квалификационной категории;

- зав. библиотекой школы Ванькович В.И. - педагог 1-й квалификационной категории;

- руководители кружка «Севастополеведение» - Ванзина Н.В. (высшая категория), Акушевич В.В. (1-я категория), Тетерюкова И.Ф. (специалист);

- школьные кружки «Севастополеведение» - 90 человек - учащиеся школы;

-школьный кружок «Юный краевед» -15 человек - учащиеся школы.

-шефские сектора и центры «Милосердия» в классах - 150 человек - учащиеся школы.

С

Руководитель музея

Актив музея

Совет музеяСоциальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитанияистема управления:

Классные руководителиСоциальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитанияСоциальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитанияСоциальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитанияСоциальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Центры «Милосердия»,

Шефские секторы в классах

Основные методы работы, технологии (пути) реализации проекта:

- Поисковая деятельность;

- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн и конфликтов;

- Экскурсии по музейным выставкам;

- Музейные уроки;

- Уроки Мужества;

- Подготовка экскурсоводов, экскурсионная деятельность;

- Уроки истории в 5 -11 классах;

-Кружковая работа;

- Вахта памяти: шефство над ветеранами войны и труда; благоустройство памятников и захоронений на сельском кладбище воинам ВОВ;

- Диспуты, круглые столы;

- Оформление тематических выставок.

План - график этапов деятельности по проекту:

Проект рассчитан на 4 года.

Название этапа и сроки реализации

Содержание

Ответственные

1.

«Обновление и организация»

Сентябрь 2012г - май 2013г.

  • Исследование состояния проблемы гражданско-патриотического воспитания в школе.

  • Выявление уровня сформированности у школьников гражданских и патриотических качеств личности.


  • Проведение методического семинара по теме: «Исследовательская деятельность школьников»;

  • Мастер - классы: "Методы коллективной работы над проектом", "Мой исследовательский проект".

  • Подготовка учебно-материальной базы: расширение книжного фонда библиотеки по теме проекта, приобретение компьютерной техники для музея;

  • Разработка системы оценки результатов организации и сопровождения поисково-исследовательской деятельности школьников в ОШ №47.

Завуч Бектемирова Н.Ю., учителя истории

Классные руководители

Зав. музеем Попоудина С.А.

Учитель информатики Цехош Т.Н.

Зав. библиотекой Ванькович В.И.

Зам. директора по АХЧ Михненко Т.Ю.

Зав. музеем Попоудина С.А.

2.

«Чтобы помнить - надо вспоминать»

Внедрение и апробация новых организационных форм

Май 2013г -

май 2015г.

  • Организация "Школы юного экскурсовода".

  • Организация и сопровождение поисково-исследовательских экспедиций школьников.

  • Разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию с использованием возможностей школьного музея (социальные проекты, встречи, диспуты, уроки мужества, экспедиции, акции, экскурсии и т.д.)

  • Создание страницы "Поисково-исследовательская деятельность обучающихся" на сайте школы в «Щоденнике.ua» для освещения материалов в рамках проекта.



  • Выпуск сборника проектов школьников в электронном виде.

  • Участие в районных, городских, региональных исследовательских конференциях учащихся школ.

  • Мониторинг, помогающий отследить значимость школьного музея для учащихся.

  • Обсуждение на педсовете результатов деятельности. Проведение круглого стола с участием школьников, родителей, педагогов по теме проекта.

Зав. музеем Попоудина С.А.

Руководители кружков

Завуч Бектемирова Н.Ю.

Зав. музеем Попоудина С.А.

Зав. музеем Попоудина С.А.

Актив музея

Зав. библиотекой Ванькович В.И.

Учителя истории,руководители кружков

Зав. музеем Попоудина С.А.

Зам. директора

Михина Г.И.

3.

«Мы этой памяти верны» Обобщающий этап

май 2015г -

май 2016г.

  • Анализ и коррекция содержания деятельности в рамках проекта.



  • Презентация положительных результатов.

  • Методическая продукция по организации гражданско-патриотического воспитания в рамках проекта.

  • Разработка пакета методических рекомендаций по организации и сопровождению поисково-исследовательской деятельности школьников.

  • Проектирование путей внедрения поисково-исследовательской деятельности в образовательный и воспитательный процесс школы.

Зам. директора Михина Г.И.

Зав. музеем Попоудина С.А.

Зав. библиотекой Ванькович В.И.

Зав. музеем Попоудина С.А.

Зам. директора

Михина Г.И.



Ожидаемые результаты:

  1. Удовлетворение потребностей детей в неформальном общении, реализация творческого потенциала школьников, увеличение количества учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;

  2. Создание условий для активной жизненной позиции через встречи, беседы, совместные мероприятия с представителями различных поколений.

  3. Возрастание уважительного отношения к подвигам отцов, к ветеранам, к старшему поколению.

  4. Активизация поисково-исследовательской работы в школе, учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности.

  5. Более широкое привлечение общественности, в том числе и ветеранов, к участию в работе по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

  6. Сбор и обновление банка данных о каждом из участников проводимого мероприятия (ветеранах ВОВ и педагогического труда).

  7. Формирование проектно-исследовательских компетенций школьников.

  8. Разработка сценариев мероприятий, уроков мужества.

  9. Участие в конкурсах разного уровня по гражданско-патриотическому воспитанию.

  10. Создание фильмов и выпуск CD-дисков по методике проведения мероприятий, сценариев, по результатам проведенных мероприятий.

  11. Публикация в СМИ материалов, позитивно освещающих деятельность по проекту.

  12. Повышение профессиональной компетентности организаторов и педагогов, сопровождающих проект.

  13. Издание методических разработок, сценариев по проведению мероприятий в информационных и методических бюллетенях, на сайте школы в «Щоденнике.ua».

Ориентировочная смета расходов для расширения материально-технической базы музея боевой славы:

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

1.

Принтер, ксерокс, сканер

800

1

800

2.

Диктофон

200

1

200

3.

Диски: CD-RW ,

CD-R,

DVD-R,

DVD-RW

5

2

3

7

5

50

50

5

25

100

150

35

4

Форма для экскурсоводов

10

5

50

5

Канцелярские товары

200

200

Достигнутые результаты

За прошедший год работы музея были проведены 32 экскурсии, которые посетили 260 учащихся нашей школы, 45 детей из детского сада №96, учащиеся школы №56 и №51 (35 человек), 78 учащихся из СДЮШ №4 г. Севастополя, 36 педагогов-организаторов г. Севастополя:

  1. В сентябре-октябре темы экскурсий в честь Дня партизанской славы - «По следам народного подвига» - рассказ о партизанах Балаклавского и Севастопольского отрядов.

  2. В январе-феврале темы экскурсий: «Помним своих героев» - о ветеранах Байдарской долины, об учителях школы участниках Великой Отечественной войны.

  3. В апреле-мае в рамках Вахты памяти экскурсии, посвящённые Дню Победы - «Я шлю тебе письмо из 45-го» - о лётчиках 8 воздушной армии, которые освобождали Севастополь.

  4. Актив музея и учащиеся из кружка «Юный краевед» разработали новую экскурсию «Имя твоей улицы» о Герое СССР Тюкове В.М., чьим именем названа центральная улица с. Орлиное, которую посетили 140 человек взрослых и учащихся.

  5. Активом музея проведёна встреча поколений «Готов служить Отечеству», на которую были приглашены руководители Балаклавского района и отдела образования Балаклавы.

  6. Вахта памяти - это и приведение в порядок воинских захоронений, поздравление ветеранов, экскурсии в музеи города. Это - акция «Повяжи Георгиевскую ленточку», в которой мы участвуем с 2007 года, распространяя Георгиевские ленточки по всем сёлам Байдарской долины.

  7. Архивные материалы музея частично уже переведены в электронный вид, но работа требует много времени.

  8. По материалам музея учащиеся школы пишут сочинения и рассказы, которые посылают на районные и городские конкурсы, где неоднократно занимали призовые места.



ПСоциальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитанияриложение №1: фотографии встречи с ветеранами в музее боевой славы ОШ №47.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны Ванзиным В.И., Петрашом Н.А., Капитановым А.И., Скулимовским Н.Е.

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Автор книги «Я знаю ту войну не понаслышке» Сушко Е.В. в школьном музее боевой славы.

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания



ПСоциальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитанияриложение №2: фотографии экскурсий в музее боевой славы ОШ №47.

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Экскурсию «Крылья победы» о подвигах лётчиков 8-ой воздушной армии проводят ученики 8 класса Яльчи Абибулла и Алиев Бернард.

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания



Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Школьники ищут фамилии своих родственников в общем списке ветеранов Великой Отечественной войны.

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

ИСоциальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитаниянформационные беседы и часы мужества «Чтобы помнить - надо вспоминать!»



Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Выступление на городском митинге на Байдарских воротах в честь 70-летия партизанского движения в Крыму.

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания



ЗСоциальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитанияахоронение воинов на сельском кладбище с. Орлиное лётчика Мягкого Д.А., лейтенанта Стрючкова В.В., капитана Тарасенко Л.Н. Забота о чистоте и порядке на этих захоронениях всегда была честью для учеников школы №47. Сегодня здесь наводят порядок ученики 7-Б класса.

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

Братское кладбище в селе Орлиное Балаклавского района. Порядок наводят ученики 7-А класса школы №47.

Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания





Социальный проект Школьный музей боевой славы - центр гражданско-патриотического воспитания

© 2010-2022