ПРОГРАММА профильного отряда «В мир русской народной культуры»

Пояснительная записка   Народная культура-основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями  общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий  и выразительный и поэтому интересе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карагайская средняя общеобразовательная школа №1»





Утверждаю:

Директор школы

_________________

Т.В. Салаурова

15.02.2013 г.











ПРОГРАММА

профильного отряда

«В мир русской народной культуры».













Руководитель программы:

Борисова Марина Викторовна

воспитатель лагеря

с дневным пребыванием

«Союз друзей»









с. Карагай, 2013

Пояснительная записка


  1. Народная культура-основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

  2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

  3. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с народной медициной, народной кухней ребята встречаются и в повседневной жизни.

  4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки -все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

  5. Привлекателен и языковый аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.

  6. Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка , но и формирует навыки межличностного общения.

Изучение традиций русской народной культуры реализуется в форме игры-путешествия «В мир русской народной культуры».

Воспитательные цели: -развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

-воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

-использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Задачи игры - путешествия:

-создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

-развивать любознательность и познавательный интерес:

-воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;

-познакомить с народными играми, приметами.

Срок реализации программы: с 1 июня по __ июня.

Целевая группа: дети 7-10 лет, посещающие группу.

Предмет изучения в ходе игры-путешествия:

Народные детские игры, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство.

Виды деятельности: беседы игры, сбор и обработка материала, экскурсии, ролевые игры, викторины, работа с литературой.

Организация игры-путешествия.

Участниками становятся дети отряда. Путешествие продолжается в течение смены.

Маршрут, сюжет и ход игры отражаются на настенной карте.

Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Прохождение каждой конкретной, относительно законченной темы организуется как коллективная творческая деятельность. Отправной точкой служит сбор-старт, где определяется участие каждого.

Для детей разработаны и оформлены правила игры-путешествия.

Правила игры путешествия:

Получите маршрутный лист.

Проведите сбор-старт, где каждый выберет для себя задание.

Выполните все задания.

Занесите в дневник путешествия всё, что узнали и увидели.

Подведите итоги. Назовите самых активных и добросовестных.

Расскажите о проделанном пути.

Перейдите на следующую клеточку игры-путешествия на карте.

Преодолеть все трудности вам помогут книги, встречи с интересными людьми, старшие товарищи.

В ходе реализации программы приобщаться к народной культуре: - научатся использовать народные игры в повседневной жизни, приобщатся к народной культуре края, расширят представления о родословной семьи

Для изучения результативности возможно использование:

-педагогическое наблюдение, самооценка учащихся;

-мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях .

Работа по этому направлению может быть продолжена во внеурочной деятельности.


План.

дата

мероприятие

ответственный


. «Зачин дело красит»

Старт игры-путешествия. Рассказ о начале игры. Знакомство с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Понятие о народной культуре. Прогулка по улицам села. Рисуем летний парк.


Борисова М.В.


Узнаём, каким наши предки видели мир вокруг себя. Собираем пословицы, приметы.

«Весёлая карусель».

Мастерим поделки из природного материала. Учим и играем в старинные детские игры.

Борисова М.В.


»Сказочная слобода». Конкурс на лучшего рассказчика.

Совместно с библиотекой читаем сказки о животных. Лепим фигурки животных.

Борисова М.В,, библиотекарь



« Человек без роду-что дерево, без корней».Изучаем родословную, расспрашиваем родителей, родственников об истории рода, знакомимся с традициями семьи.

«Семейный сад». Выставка.

Представляем своё дерево рода и проводим экскурсию.

Борисова М.В.


«Молодецкие забавы». Игротека.

Борисова М.В.


«Сокровища бабушкиного короба».

Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Узнаём о народных промыслах совместно с музеем. .

Борисова М.В., сотрудник музея


5. «Хожу я гуляю вдоль по хороводу…». Праздник-хоровод.

Играем в хороводные игры.

Борисова М.В.


. «В гостях у скоморохов». Игротека.

Борисова М.В.



12«В гостях у Василисы Премудрой». Викторина по сказкам.

Организуется в библиотеке. Что расскажут русские народные сказки о жизни наших предков? Встречаемся с героями любимых сказок.

Борисова М.В., библиотекарь


Конечная станция путешествия «Что было, то видели, что будет - увидим».Заключительный праздник.

Подведение итогов игры.

Борисова М.В.


Материально-техническое обеспечение.

  1. Ноутбук, проектор, экран.

  2. Фотоаппарат.

  3. Лист бумаги формат А1- 2 шт.

  4. Лист бумаги формат А3- 6 шт.

  5. Лист бумаги формат А4- 45 шт

  6. Пластилин- 2 коробки.

  7. Гуашь.

  8. Фломастеры- 2 кор.

  9. Мячи- 2 шт.



© 2010-2022