- Преподавателю
- Классному руководителю
- ПРОГРАММА профильного отряда «В мир русской народной культуры»
ПРОГРАММА профильного отряда «В мир русской народной культуры»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борисова М.В. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карагайская средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю:
Директор школы
_________________
Т.В. Салаурова
15.02.2013 г.
ПРОГРАММА
профильного отряда
«В мир русской народной культуры».
Руководитель программы:
Борисова Марина Викторовна
воспитатель лагеря
с дневным пребыванием
«Союз друзей»
с. Карагай, 2013
Пояснительная записка
-
Народная культура-основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
-
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
-
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с народной медициной, народной кухней ребята встречаются и в повседневной жизни.
-
Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки -все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
-
Привлекателен и языковый аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
-
Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка , но и формирует навыки межличностного общения.
Изучение традиций русской народной культуры реализуется в форме игры-путешествия «В мир русской народной культуры».
Воспитательные цели: -развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
-воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
-использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Задачи игры - путешествия:
-создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
-развивать любознательность и познавательный интерес:
-воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
-познакомить с народными играми, приметами.
Срок реализации программы: с 1 июня по __ июня.
Целевая группа: дети 7-10 лет, посещающие группу.
Предмет изучения в ходе игры-путешествия:
Народные детские игры, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство.
Виды деятельности: беседы игры, сбор и обработка материала, экскурсии, ролевые игры, викторины, работа с литературой.
Организация игры-путешествия.
Участниками становятся дети отряда. Путешествие продолжается в течение смены.
Маршрут, сюжет и ход игры отражаются на настенной карте.
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Прохождение каждой конкретной, относительно законченной темы организуется как коллективная творческая деятельность. Отправной точкой служит сбор-старт, где определяется участие каждого.
Для детей разработаны и оформлены правила игры-путешествия.
Правила игры путешествия:
Получите маршрутный лист.
Проведите сбор-старт, где каждый выберет для себя задание.
Выполните все задания.
Занесите в дневник путешествия всё, что узнали и увидели.
Подведите итоги. Назовите самых активных и добросовестных.
Расскажите о проделанном пути.
Перейдите на следующую клеточку игры-путешествия на карте.
Преодолеть все трудности вам помогут книги, встречи с интересными людьми, старшие товарищи.
В ходе реализации программы приобщаться к народной культуре: - научатся использовать народные игры в повседневной жизни, приобщатся к народной культуре края, расширят представления о родословной семьи
Для изучения результативности возможно использование:
-педагогическое наблюдение, самооценка учащихся;
-мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях .
Работа по этому направлению может быть продолжена во внеурочной деятельности.
План.
дата
мероприятие
ответственный
. «Зачин дело красит»
Старт игры-путешествия. Рассказ о начале игры. Знакомство с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Понятие о народной культуре. Прогулка по улицам села. Рисуем летний парк.
Борисова М.В.
Узнаём, каким наши предки видели мир вокруг себя. Собираем пословицы, приметы.
«Весёлая карусель».
Мастерим поделки из природного материала. Учим и играем в старинные детские игры.
Борисова М.В.
»Сказочная слобода». Конкурс на лучшего рассказчика.
Совместно с библиотекой читаем сказки о животных. Лепим фигурки животных.
Борисова М.В,, библиотекарь
« Человек без роду-что дерево, без корней».Изучаем родословную, расспрашиваем родителей, родственников об истории рода, знакомимся с традициями семьи.
«Семейный сад». Выставка.
Представляем своё дерево рода и проводим экскурсию.
Борисова М.В.
«Молодецкие забавы». Игротека.
Борисова М.В.
«Сокровища бабушкиного короба».
Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Узнаём о народных промыслах совместно с музеем. .
Борисова М.В., сотрудник музея
5. «Хожу я гуляю вдоль по хороводу…». Праздник-хоровод.
Играем в хороводные игры.
Борисова М.В.
. «В гостях у скоморохов». Игротека.
Борисова М.В.
12«В гостях у Василисы Премудрой». Викторина по сказкам.
Организуется в библиотеке. Что расскажут русские народные сказки о жизни наших предков? Встречаемся с героями любимых сказок.
Борисова М.В., библиотекарь
Конечная станция путешествия «Что было, то видели, что будет - увидим».Заключительный праздник.
Подведение итогов игры.
Борисова М.В.
Материально-техническое обеспечение.
-
Ноутбук, проектор, экран.
-
Фотоаппарат.
-
Лист бумаги формат А1- 2 шт.
-
Лист бумаги формат А3- 6 шт.
-
Лист бумаги формат А4- 45 шт
-
Пластилин- 2 коробки.
-
Гуашь.
-
Фломастеры- 2 кор.
-
Мячи- 2 шт.