- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитательная система в классе Я-личность
Воспитательная система в классе Я-личность
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лопсонова Г.С. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Модель воспитательной системы класса
«Я - личность»
Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был
счастливым, можно
А.С.Макаренко
Учитель русского языка и литературы
Лопсонова Галина Сергеевна.
2015 год
Актуальность
В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по - новому строить и воспитательную работу с учащимися.
Идеальная модель - это воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Т.о., построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе
В связи с этим появляется необходимость создания в классе системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки личного поведения на основе демократических норм.
Свои выводы и учительские находки я попыталась изложить в виде модели воспитательной системы класса, которую я назвала «Я - личность».
Цель, идеи, принципы, ключевые понятия модели.
Цель программы: Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности человека-гражданина, обладающего духовной культурой и его социализация
Задачи:
-
Формирование гражданского самосознания;
-
Приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование у детей адекватного этим ценностям поведения. («Истина», «Красота», «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Культура», «Мир», «Земля»)
3.Формирование интеллектуально - нравственного, физического
потенциала ребёнка;
4.Формирование креативных способностей;
5.Обеспечение личностно- ориентированного подхода в воспитании
6. Развитие сотрудничества детей, педагогов, родителей.
Направления воспитательной работы:
-
Создать содружество детей, педагогов и родителей.
-
гражданско-патриотическое, которое реализуется через программу "Я - гражданин";
-
интеллектуальное развитие учащихся - программа "Познавательная активность";
-
нравственное, спортивно-оздоровительное - программа "Комфортная школа";
-
социальное партнерство - программа "Семья".
ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
Закон доброты: Доброта - это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!
Принципы:
-
Принципы гуманистической ориентации воспитания (принципы требуют уважения к каждому человеку);
-
Принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса;
-
Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
-
Инициатива, самодеятельность, творчество детей;
-
Толерантности (вдумчивое отношение к людям)
-
Принцип индивидуализации воспитания
-
Помни: вместе мы - сила;
-
Сделав, проанализируй;
Основные понятия:
Человек Личность, Семья, Культура, Патриотизм, Отечество, Родина, память, уважение суверенитета, традиции и обычаи, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, терпимость, демократия, дисциплинированность, ответственность, закон, нравственность, президент- глава государства.
Личности:
А.Невский, К.Минин, Д.Пожарский, А.Суворов, М.Кутузов, герои- воины, партизаны, граждане и патриоты родного края.
Ожидаемые результаты
Данная программа предполагает:
I Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
-
2) Знание истории родного края и села;
-
3) Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
II.
-
1) Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
-
2) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
III.
-
Раскрытие собственной индивидуальности через:
-
а) навыки группового взаимодействия;
-
б) работу творческого коллектива "Класс!";
IV.
-
Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
V.
-
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Контроль за выполнением программы осуществляет:
методическое объединение классных руководителей;
-
родительский комитет;
-
администрация школы;
-
классный руководитель;
модель
воспитательной системы класса.
Я - гражданин
ЦЕЛИ: 1.Воспитание и развитие гражданского
долга, патриотизма - важнейшей духовно - нравственной ценности.
Задачи:
-
Воспитание личности духовной,
нравственной, социально адаптированной к современному обществу;
2.Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному селу, школе;
3.Развитие чувств единения, школьного братства,
коллективизма.
ФОРМЫ:
-
Классные часы «Символы России».
-
Классные часы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.
-
Программа «Я - житель села Туран»
-
Работа в музее истории и участие в конкурсах, посвященных школе
-
Встреча с жителями села - замечательными людьми района и села и страны.
-
Участие в акциях «Милосердие».
-
Создание альбома «Летопись моего класса» (фотографии и комментарии).
Познавательная активность
Цель:
Создание благоприятной образовательной среды для реализации
творческого потенциала учеников.
Усиление мотивации учебных целей, повышение интеллектуальной
комфортности детей.
Задачи:
1. Создание ситуации успеха;
2.Научить самостоятельно получать знания, используя
различные технические средства;
3.Сохранение стабильно - высокого уровня успеваемости;
4.Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования, и дальнейшего самоопределения.
ФОРМЫ:
-
Система классных часов «Учись учиться».
-
Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».
-
Привлечение учащихся к занятиям в кружках.
-
Организация познавательных экскурсий.
-
Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
-
Профориентация.
-
Участие в олимпиадах
Комфортная школа
Цель:
Создание»социальной ситуации развития» детей, среды общения в микросоциуме, обучение моделированию
взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Формирование ценностной установки на здоровый образ жизни;
Развитие интереса учащихся к внеурочной деятельности.
Задачи:
1.Защита, сохранение физического и психологического
здоровья ребёнка;
2.Пропоганда здорового образа жизни;
3.Взаимодействие с медучреждениями для построения
индивидуальных карт здоровья;
4.Профилактика асоциального поведения учащихся
5. Создание условий для учащихся класса
инициативности и самостоятельности ответственности
открытости в реальной жизненной ситуации.
ФОРМЫ:
-
Устный журнал «Познай себя».
-
Система классных часов «Кто я».
-
Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь».
-
Цикл бесед «Курение, алкоголь и подросток» с приглашением специалистов.
-
Консультации врачей.
-
Игра - путешествие «рецепты хорошего тона»
-
Дни именинника, чаепития
Семья
Цель:
Осознание учащимися значимости семьи в жизни человека
Укрепление связи школы с семьёй, способствующей развитию детей в духе взаимопонимания, ответственности
и толерантности.
Задачи:
1.Формирование уважения к семье как к базовой ценности общества;
2.Оптимизация сотрудничества родителей и педагогов в формирование личности.
3. Создание благоприятной атмосферы общения в системе «родитель- учитель - ученик»;
4.Психолого - педагогическое просвещение родителей;
5.Организация совместной работы по совершенствованию нравственных, физических, качеств, социализации подростков
ФОРМЫ:
-
Тематические родительские собрания с медицинских работников и других специалистов.
-
Индивидуальные консультации педагогов-предметников,
-
Организация работы родительского комитета.
-
Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
-
Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
-
Совместные походы на природу.
Список использованной литературы
-
Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». М.: Политиздат, 1985 г.
-
Воспитание и развитие личности в социуме (Комплексно-целевая программа) Арабеск. 2000 г.
-
Гуткин Я.Д. «Настольная книга классного руководителя». Центр «Педагогический полк». 2000 г.
-
Закон РФ «Об образовании» 1996 г.
-
Конституция РФ.
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
-
Методические принципы организации жизни школы в духе «Всеобщей декларации прав человека».
-
Национальная доктрина образования РФ.
-
Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004гг.
-
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 1999 г. Составили: Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремина, Н.А.Жокина, Н.В.Мартишина.
-
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе 5-11 классы Н.И. Дектярёва М, «Вако» 2006 год
-
Спутник классного руководителя. М.Центр «Педагогический поиск», 2003г.
-
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы. М., 2004г.
-
Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. - М., 1997 г.
-
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва, 1997 г.