- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова М.В. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие по теме
«Имя в реке времени» (6 класс)
Цели:
1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.
2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.
3) Воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Форма проведения: конференция
Оформление доски: детские работы, ЛЗ «конференция», план работы конференции, выставка книг
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя.
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...
А. Пушкин
Ход конференции
1.Вступительное слово учителя. Загадка.
Нас не было-оно было,
Нас не будет - оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть.(имя)
Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена часто употребляемые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение. Вот они - наши имена - на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам.
2.Сообщение учителем темы конференции. ( 1 слайд)
- форма работы
- ЛЗ « конференция»
-совместное определение состава конференции: председатель, помощники, гости
- листы для записей вопросов
3.Вступительное слово учителя об ОНОМАСТИКЕ и знакомство со словарями имен.
( 2 слайд)
4.Выступления подготовленных участников на темы:
А) «ИМЯ». Этимология слова».( 3 слайд)
Б) «Верования и обычаи древних народов» (4 слайд)
Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".
Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.
Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.
Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.
С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.
При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.
Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.
Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара - ясная, светлая) - значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.
У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг. Такая традиция была и у татар.
Мы говорили об имянаречении у русского народа, но на территории нашей республики -Республики Татарстан живут и татары, исповедующие ислам.
В старые времена мулла наугад открывал Коран и предлагал имя, которое видел. Сейчас имя выбирают родители. Мулла же проводит ритуал имянаречения.
Кроме того, у нас в республике немало семей национально-смешанных. В основном это семьи, где отец татарин, а мать русская или наоборот. Именики народов несхожи. Поэтому родители дают детям, в большинстве, имена интернациональные (Эдуард, Альберт) или новые как Светлана, имя, которое стало употребляться с 20-х годов XX столетия. В некоторых семьях детям дают и русские, и татарские имена.
В) « Древние русские имена» ( 5 слайд)
Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от другого".
А мнение это одностороннее. В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко". Различают их именно нарицательные определения: большой, средний, третий, А имена, наоборот, объединяют.
Сколько Карлов перебывало почти на всех престолах зарубежной Европы! Только в Швеции их было пятнадцать. К славянам имя перешло как нарицательное - король.
Успех Ивана Калиты, собирателя русских земель, побудил несколько раз повторить его имя на московском троне, пока печальная участь Ивана Пятого и Ивана Шестого не оттолкнула последующих царей от такого повтора.
В своих анкетах вы писали, что кому-то из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.
Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их - вводит в один ряд в случаях одноименности.
8. Верна ли поговорка " Не имя красит человека, а человек имя"? (Учащиеся высказывают свое мнение).
Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе или даже в селе, или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.
С другой стороны, исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры. Но характер зависит не только от имени. Важно, в какое время года человек родился, и какое отчество носит.
Г) « Причуды имен 20-21 века» (6 слайд)
5. Рассказы участников конференции об именах и их происхождении.
6. Представление книги об именах - презентация выставки.
7.Подведение итогов. Выступление жюри.
Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
В этой жизни, а может быть в той,
Под земною звездой и небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
Посреди разоренной земли
На ветру разгорелась рябина.
В сентябре прозвучит Натали,
В октябре отзовется Марина.
И осыплется с веток листва,
Не убавить уже, не прибавить.
Имена ведь - не просто слова,
А почти воплощенная память.
Ради вечной надежды своей
Вспоминайте судьбою хранимых,
Имена самых верных друзей,
Даже боль приносивших любимых...
С. Маршак