- Преподавателю
- Классному руководителю
- Примерный воспитательный план в начальных классах
Примерный воспитательный план в начальных классах
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сидоренкова Л.А. |
Дата | 08.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Задачи воспитательной деятельности.
Целостный педагогический
процесс - это процесс, в котором
воедино слиты «воспитывающее
обучение» и «обучающее
воспитание».
А. Дистерверг.
Цель: - формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование
целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
Основные задачи воспитательной деятельности
-
Создать условия для успешной адаптации детей к школьным
условиям, снижению школьной тревожности.
-
Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
-
Создать условия для развития нравственных качеств личности.
-
Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
-
Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Права и обязанности учащихся
Каждый учащийся является членом коллектива школы, имеющий определённые настоящим Уставом дисциплинарные нормы и требования.
Права учащихся
Учащиеся имеют право:
-
Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом.
-
Участвовать в обсуждении вопросов по успеваемости, трудовой и учебной
дисциплине, а также других вопросов, связанных с учебным процессом.
-
Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива и школы.
Обязанности учащихся
Учащиеся обязаны:
-
Систематически и глубоко овладеть теоретическими знаниями и практическими
навыками.
-
Посещать учебные занятия, еженедельные школьные линейки, мероприятия.
-
Повышать свой культурный и нравственный уровень.
-
Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
-
Быть дисциплинированными и организованными.
-
Беречь школьное имущество.
Обязанности классного руководителя
Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент
деятельности классного руководителя включает;
1)обеспечение жизни и здоровья учащихся' (контроль за посещаемостью
школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, разработка и реализация совместно с врачом и родителями комплекса мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организация охвата учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности);
2)развитие позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и ведущими в классе учителями, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, поддержка благоприятного психологического климата в классе, выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогической службы).
3)содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы И классе, координация деятельности учителей-предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования учащихся класса, планирование и реализации
работы с одаренными и неуспевающими учащимися).
4)осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формировании опыта гражданского поведения в рамках ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, планомерное развитие сценического самоуправления, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).
Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
5)определение целей воспитания учащихся класса и планирование работы с классом (комплексное изучение проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса).
6)определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).
В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут
Рассматриваться::
-
деятельность педагогов и педагогических коллективов;
-
программы воспитания и методическое обеспечение воспитательной деятельности;
-
сотрудничество с родителями учащихся;
-
СМИ, деятельность социальных организаций и учреждений культуры;
-
социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.
Направления и виды деятельности
Мероприятия
Участники
Отметки о выполнении
СЕНТЯБРЬ - «Я и Я»
Задачи: осмысление себя ребёнком как частички окружающего мира и обретения уверенности в своей значимости, воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, творческих способностей.
Учебно- познавательное направление.
Планирование воспитательной работы.
Беседа « Родина моя»
Гражданско - правовое и патриотическое воспитание
Урок правовых знаний.
Инструктажи по технике безопасности.
Классный час «Дружба -это всегда серьезно»
Классный час по правилам дорожного движения.
Художественно - эстетическое воспитание
Праздничная линейка «Здравствуй школа!»
Экологическое и трудовое направление.
Организация дежурства по классу.
Информационное направление
Оформление уголка класса.
.
Работа с родителями.
Общешкольное родительское собрание « Режим дня школы. Единые требования к учащимся».
Организационные классные родительские собрания.
Индивидуальная работа с семьями.
ОКТЯБРЬ - «Я и Школа»
Задачи: воспитание сознательного отношения к учёбе, законам школьной жизни и традициям школы, развитие сознательной активности и культуры умственного труда
Учебно- познавательное направление
«Есть много профессий»- Классный час
Гражданско - правовое и патриотическое воспитание
Классный час « У мамы всегда добрые глаза».
Классный час « Мы теперь ученики».
Художественно - эстетическое воспитание
Беседа, посвященная Дню учителя «Кто щедро дарит знания и свет».
Классный час: «Путешествие в сказку»
Физкультурно - оздоровительное направление.
День здоровья
Работа с родителями.
Заседание родительского комитета
РРодительский всеобуч.
Ответственное родительство - залог успешности и здоровья детей.
НОЯБРЬ - «Я и Отечество»
Задачи: формирование стремления к усвоению правовых знаний, развитие общественной активности; воспитание чувства ответственности за будущее своего села, страны.
Учебно- познавательное направление
Фотовыставка «Семейный альбом»
Гражданско - правовое и патриотическое воспитание
Классный час «Праздник твоего имени»
Классный час « День народного единства»
Художественно - эстетическое воспитание
Конкурс рисунков «Мой подарок маме»
Физкультурно - оздоровительное направление
Подвижные игры на свежем воздухе.
Работа с родителями.
Адаптация учащихся к условиям обучения.
(по итогам диагностики)
ДЕКАБРЬ - «Я и Культура»
Задачи: воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
Гражданско - правовое и патриотическое воспитание
Классный час на тему «Защита прав ребенка»
Интеллектуальная игра «Веселые соревнования»
Художественно - эстетическое воспитание
Акция «Укрась новогоднюю ёлку»
. Физкультурно - оздоровительное направление
День здоровья «Зимушка-зима»
Работа с родителями.
Современная семья: возможности и проблемы ее уклада. Необходимость семейных традиций в жизни ребенка
ЯНВАРЬ - «Я и моё Здоровье»
Задачи: формирование здорового образа жизни, умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении
Учебно- познавательное направление
Классный час «Посиделки»
Гражданско - правовое и патриотическое воспитание
Классный час по пропаганде здорового образа жизни «Табак приносит вред телу, разрушает разум отупляет целые нации»
Художественно - эстетическое воспитание
Конкурс рисунков «Слагаемые здоровья»
Физкультурно - оздоровительное направление
Спортивный праздник
Экологическое и трудовое направление
Акция «Кормушка!»
Работа с родителями.
Диалог в семейном общении. Принципы творческой педагогики в семье
Индивидуальные встречи и беседы с родителями.
ФЕВРАЛЬ - «Я - Патриот»
Задачи: формирование патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности, воспитание гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов
Гражданско - правовое и патриотическое воспитание
Урок мужества «Дети-герои»
Классный час, посвященный Дню Защитника Отечества.
Художественно - эстетическое воспитание
Конкурс рисунков ко Дню Защитника Отечества.
Физкультурно - оздоровительное направление
Беседа
«Дороже алмазов - наши два глаза»
Экологическое и трудовое направление
Конкурс рисунков «Природа нашего края»
Уборка классной комнаты.
Уход за комнатными растениями
Работа с родителями
Индивидуальные беседы
МАРТ - «Я и моя Семья»
Задачи: воспитание уважения к семье, правильного представления о семейных ценностях..
Учебно- познавательное направление
«Праздник родных сердец»
« Этикет, или правила хорошего тона»
Гражданско - правовое и патриотическое воспитание
«Прощай Азбука» классный час
«Мамин день»
Художественно - эстетическое воспитание
Конкурс рисунков «Мамин день»
Физкультурно - оздоровительное направление.
День здоровья
Игры на улице.
Экологическое и трудовое направление
Акция «Чистая школа»
Классный час « Весна пришла»
Работа с родителями.
Родительское собрание
«Развитие эмоционального мира первоклассника».
Индивидуальная работа с семьями.
АПРЕЛЬ - «Я и Планета»
Задачи: воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
Гражданско-правовое и патриотическое
Классный час « День Земли»
Классный час «Путешествие по неизведанным планетам»
Час общения «Жить в мире с собой и другими»
Художественно-эстетическое
Оформление стенгазеты «Тайны цветов»
Физкультурно-оздоровительное
Всемирный день здоровья
Экологическое и трудовое
Акция «Здравствуй, пернатый друг»
Экологический месячник
Классный час «Тайны цветов»
Работа с родителями.
Родительское собрание «Развитие речи коммуникативных навыков»
Май
Гражданско-правовое и патриотическое
Классный час «Этих дней не смолкнет слава»
«Мы славим труд» классный час
Художественно-эстетическое
Фото-выставка «Мой дед - герой»
Праздник последнего звонка
Физкультурно-оздоровительное
Легкоатлетическая эстафета
Соревнования по бегу
Экологическое и трудовое
Планирование летней занятости учащихся
Акция «Чистая улица»
Работа с родителями
Заседание родительского комитета
Общешкольное родительское собрание «Итоги учебного года. Организация летнего отдыха детей.
Цель воспитательной работы:
Воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Создание условий для обеспечения инновационного развития педагогических работников, обеспечивающих повышение качества дополнительного образования и воспитания.
2. Обеспечение детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании социальной адаптации на основе специальных психолого-педагогических подходов.
3. Совершенствование механизмов оценки качества воспитательной работы.
-
Создание условий для воспитания навыков физической активности, здорового питания, правового и безопасного поведения.
-
Организация ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства, предупреждение негативных явлений в детской и подростковой среде.
-
Применение новых технологий и методик здоровьесберегающего образования, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса.
-
Использование практики применения «Служб примирения», как элемента ювенальных технологий, в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
-
Активизация профилактической работы с родительской аудиторией.
Задачи воспитательной работы:
- создание условий для формирования базовой культуры личности, ценностных ориентаций через гуманизацию воспитательного процесса;
- создание условий, чтобы дети моего класса были здоровыми, дружными, любили школу, охотно учились, с удовольствием принимали участие в делах школы и класса.
Задачи воспитательной работы в классе:
- организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, деятельности;
- воспитание гражданско-патриотических качеств через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;
- совершенствование системы индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода;
- развитие ученического управления в школе через формирование гражданской активности личности.
Основные направления воспитательной работы:
- изучение личности ребенка на уроках и внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;
- организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;
- проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;
- выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;
- развивать умственные и художественные способности;
- совершенствовать у учащихся талант, художественное, природное дарование;
- помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;
- проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;
организовать интересную жизнь в свободное от уроков время;
- работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;
- создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;
открывать детям мир прекрасного в природе, воспитывать интерес к искусству, развивать выразительность чтения, любовь к музыке, литературе;
- воспитывать личность безопасного типа;
- продолжить работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить заботиться об охране и укреплении своего здоровья.
1. Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся:
Объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка- первоклассника.
-
Контроль - за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков.
-
Помощь в учебе часто болеющим детям, организация посещения на дому.
-
Создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебного материала.
-
Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе , ведущих внеурочную деятельность .
-
Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора.
-
Развитие индивидуальных качеств личности учащихся
2. Организация жизни класса во внеурочное время:
-
Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
-
Развитие навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его выполнением.
-
Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся.
-
Воспитание добра и милосердия.
-
Охрана здоровья учащихся класса.
-
Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.
3. Изучение и воспитание личности:
1. Создание условий для формирования ценностного отношения к труду.
2. Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.
3. Воспитание гражданственности.
4. Изучение личности учащихся с помощью диагностики и организации коррекционной работы с ними.
5. Изучение механизмов адаптации первоклассников в новых для них условиях.
11