Воспитательная система класса Надежда

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Школа № 60»




Воспитательная система класса


Программа «НАДЕЖДА»




Программа рассчитана на 4 года


Автор - составитель: Соболева О.В.















г. Нижний Новгород


2015 год


Содержание:


  1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя

  2. Предпосылки создания воспитательной системы класса

  3. Концептуальные основы программы

  4. Целеполагание

  5. Принципы воспитательной системы

  6. Этапы реализации программы

  7. Содержание деятельности

  8. Изучение эффективности воспитательной системы класса

  9. Ожидаемый результат

  10. Анализ воспитательной работы за 2014 - 2015 учебный год

в 1 б классе

  1. Характеристика класса. Статистические данные по классу

  2. Мониторинги и диагностические исследования с учащимися класса

  3. Социальный паспорт класса

  4. Данные об учащихся класса

  5. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах.

  6. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.

  7. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.

  8. Работа с родителями

Протоколы родительских собраний

Листок учета посещений родительских собраний

  1. Циклограмма классного руководителя

  2. Годовой план внеурочной деятельности. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя

  3. План внеурочной деятельности на 2015 -2016 учебный год

во 2 б классе

  1. Литература





  1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений учащимися класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися,

4) осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся),

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),

6) определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.




  1. Предпосылки создания воспитательной системы класса

«Весь воспитательный процесс должен быть пронизан

уважением к личности ребенка».

Ш.А. Амонашвили.

Воспитательная система класса Надежда

В чем смысл современной концепции воспитательной системы класса?

Какое место занимает эта система в формировании личности ребенка?

Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания?

Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России, высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

«Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое». (Из интервью Александра Кузнецова).

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательное учреждение должно постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Ценнообразующие направления:

- социальное образование,

- культурное образование,

- духовно - нравственное образование,

- патриотическое воспитание и образование.

Задачи, которые стоят перед начальной школой:

  1. Формирование гражданской идентичности.

  2. Развитие личности ребенка в процессе учебной деятельности.

  3. Духовное воспитание.

  4. Укрепление физического и психического здоровья детей.

Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально -ценностному, духовно - нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Поэтому необходимо тщательно продумывать воспитательную систему, методы и формы работы, изучить психические особенности каждого ученика и

проанализировать ожидаемые результаты.

В проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Однако прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С.В. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков.

В своей воспитательной системе именно нравственно - патриотическому воспитанию уделяю основное внимание.

Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, в единстве ее составных частей и с учетом возрастных особенностей детей.

3.Концептуальные основы программы.

Программа называется «Надежда». «Надежда» - аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов бытия личности.

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса НадеждаВоспитательная система класса Надежда

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственная деятельность человека проявляется в одном - в поступках человека, а поступки приходят из характера, помыслов, придерживаясь четырех основных правил нравственного воспитания:

- Не делай другим того, чего не желаешь себе.

- Твори для других добро, если для этого у вас есть возможность.

- Будь патриотом своей нации и своей страны, защищай Отечество.

- Будь законопослушным, не допускай нарушения правопорядка.

АКТИВНОСТЬ

Активно принимать участие во всех классных и школьных мероприятиях, расширить кругозор, воспитывать любознательность.

ДУХОВНОСТЬ

Духовность должна проявляться в любви к прекрасному, в потребности общаться друг с другом, в духовно - художественной деятельности, развивающей эстетическое мироощущение, потребности к прекрасному, способности к художественному мышлению.

ЕДИНСТВО

Единство в воспитании товарищеских чувств, в трудовой деятельности общественно-полезного труда, во взаимопомощи в учебной деятельности.

ЖЕЛАНИЕ

Желание творить - всегда залог успеха, развитие творческих способностей.

ДОБРОТА

Доброта воспитывается на любви к ближнему, к природе, культуре, к своему народу, к своему городу, к Отечеству.

АДАПТИВНОСТЬ

Адаптивность - приспособление к тем реальным событиям, где идет воспитание ребенка.

Программа «Надежда» - надежда на счастливое будущее детей, страны.

Программа «Надежда» - совокупность разноуровневых подпрограмм, в ходе которых ребенок получает право на отдых, дополнительное образование, удовлетворение потребности в общении и социальной самореализации.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделяли большое внимание. К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что ребенок видит перед собой, чему изумляется и что вызывает отклик в его душе.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К.Д. Ушинский ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Важно дать представление о том, чем славен родной край. Для этого необходимы экскурсии по городу, выезды на природу, наблюдения за трудом взрослых. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

На конкретных фактах из жизни старшего поколения, участников великой отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах необходимо открыть

детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести детей к тому, что мы победили потому, что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, городов, в их честь воздвигнуты памятники.

В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию должны решаться задачи и эстетического развития детей. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство.

Работа по патриотическому воспитанию связана и с физическим развитием детей, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми.

Один из немаловажных факторов патриотического воспитания детей - приобщение их к труду, формирование ответственности за его результат. В этом плане особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранительных акциях.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, к школе, родной улице, городу;

- воспитывать уважение к людям труда;

- формировать бережное отношение к родной природе и всему живому;

- дать элементарные знания о правах человека;

- развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- прививать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;

- прививать чувство толерантности, уважения к другим людям, народам, их традициям;

- расширять представления о России, ее столице, о государственной символике.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на уроках, в игре, труде, быту и т.д.

Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

4.Целеполагание.

Ключевая идея: развитие мыслящей личности, выявление и совершенствование всех существенных сил растущего индивида, через коллективную организацию жизни и творческую деятельность.

Общая цель: Содействие проявлению индивидуальности учащихся, воспитанию свободной всесторонне развитой личности, любящей свою Родину через тесное взаимодействие детей, педагогов, родителей, семьи, окружающей среды.

Задачи:

- Создать необходимые условия для здоровья и развития детей.

- Формировать у детей гражданское самосознание.

- Формировать нравственные качества и этическое сознание.

- Помочь учащимся развивать и реализовывать свои возможности, творческие способности через коллективно творческие дела.

- Организовать взаимодействие родителей класса.

- Создать условия для становления класса, как единого коллектива.

5.Принципы воспитательной системы:

- Признание личности, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.

- Уважительные отношения между педагогами и детьми, доброе и внимательное отношение к детям, создающее психологический комфорт.

- Использование внешней и внутренней среды в развитии личности ребенка.

- Дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы.

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

- Опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, обряды и привычки.

- Эстетизация среды жизнедеятельности и развития детей.


6.Этапы реализации программы.


Содержание

Сроки реализации

1.

Проектирование.

Изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса.

1 четверть 1 класс

2.

Становление системы.

Укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я!» - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период.

2 - 4 четверти 1 класс

3.

Стабильное функционирование системы.

Развитие самоуправленческих начал. Девиз « Делай, как лучшие из нас!», «Делай, как большинство из нас!»

2 - 4 класс

4.

Подведение итогов функционирования системы в начальной школе и преемственность в среднем звене. Лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива.

Девиз «Сей добро, оделяй добром!»

4 четверть 4 класс


7. Содержание деятельности.


Для реализации программы были выбраны следующие направления:

Воспитательная система класса Надежда

«ГРАЖДАНИН»

«Живет свободно только тот, кто находит

радость в исполнении своего долга».

Цицерон.

Цель: Воспитание и развитие у детей духовно - нравственных качеств, чувства

патриотизма, любви к своему Отечеству, чувства долга и трудолюбия.

Основные моменты деятельности:

- Система классных часов, посвященных ознакомлению с героическим прошлым нашей Родины, традициями, народными праздниками.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства, формирова -

ние ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести и справедливости в ситуациях нравственно - правового выбора.

- Сотрудничество с правовыми органами в целях правового просвещения учащихся.

- Посещение музеев и выставок. Экскурсии.

- Формирование осознанного отношения к природным явлениям, объектам и влияние человека на природу через беседы, доклады, конкурсы рисунков о защите природы и т.д.

В своей работе провожу не только традиционные праздники и мероприятия, но

и фольклорные. Именно акцент на знание истории народа, его родной культуры, поможет любить свою Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом, а также

поможет относиться с вниманием и уважением к истории и культуре других народов. Большая работа проводится по знакомству детей с русским народным творчеством. Это чтение, обсуждение, иллюстрирование русских народных сказок, постановка спектаклей по ним. Объяснение пословиц и поговорок, отгадывание и составление своих загадок и т.д. Почти все дети класса посещают кружок декоративно - прикладного искусства, где знакомятся с различными видами народного творчества и учатся рисовать.

Приведу ряд мероприятий.

- Девичьи посиделки.

- Русская печка - всему дому кормилица.

- В гостях у Петрушки. ( К дню театра 27 марта.)

- Новогодние традиции разных народов мира.

- Святки.

- Веселая Масленка.

- Здравствуй, лето красное!

- Россия - Родина моя.

- Золотая хохлома.

Классные часы:

- Моя семья.

- Жизнь людей на севере.

- Русский лес - чудесный лес.

- Что значит быть гражданином?

- Города России.

- Никто не забыт, ничто не забыто.

- Четвероногие помощники на фронте и т.д.

«НРАВСТВЕННОСТЬ»

«Нравственное уродство - равнодушие к плохим

поступкам и словам».

Теофраст.

Цель: Вооружить ребенка знаниями моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно - логических построениях.

Научить школьников проявлять нравственные знания и отношения в реальном поведении.

Основные моменты деятельности:

- Знакомство с нравственными позициями людей прошлого и их нравст-

венным подвигом во имя человечества через серию классных часов.

- Формирование умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.

- Занятия с психологом.

- Участие в акциях «Дети - детям».

- Коллективно - творческие дела.

«ИНТЕЛЛЕКТ»

Цель: Оказание помощи учащимся в развитии в себе способностей мыслить

рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни, и при этом действовать целесообразно.

Основные моменты деятельности:

- Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся и организация коррекционной работы.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

- Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

- Проведение предметных неделей, интеллектуальных игр, викторин, олимпиад.

«ЗДОРОВЬЕ»

Цель: Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; сохранение и укрепление здоровья детей.

Основные моменты деятельности:

- Изучение физических и психических особенностей детей с последующей разработкой программы коррекции здоровья в учебной и вне учебной деятельности.

- Цикл классных часов о здоровом образе жизни.

- Организация 100% горячего питания детей в школе.

- Прогулки на свежем воздухе и организация подвижных игр.

- Соблюдение санитарно - гигиенических условий труда.

- Просмотр специальных видеосюжетов, обсуждение публикаций, художественной литературы по этой проблеме.

- Проведение дней здоровья, соревнований.

- Конкурсы газет, фотографий, рисунков по здоровому образу жизни.

«ДОСУГ и ТВОРЧЕСТВО»

«Все дается только труду».

Д.И. Менделеев.

Цель: Создание условий для проявления учащимися инициативы, самостоятельности и ответственности.

Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических

умений учащихся.

Основные моменты деятельности:

- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

- Вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам.

- Празднование памятных дат в жизни учащихся и календаря.

- Посещение театров, музеев, выставок.

- Встречи с интересными людьми.

- Проведение мероприятий разнообразной направленности.

- Проведение мастер - класса.

« СЕМЬЯ»

«Родительство - вот сила, которая сделает

ребенка счастливым».

А.С. Макаренко.

Цель: Максимальное сближение интересов родителей, педагога и учащихся.

Воспитательная система класса Надежда




СОДЕЙСТВИЕ

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

ВЗАИМОПОМОЩЬ

Основные моменты деятельности:

- Организация психолого - педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, беседы.

- Изучение семей учащихся, ситуации развитии детей в семье, нравственных ценностей и традиций в семье, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка.

- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

Праздники, совместные выходы, дни творчества, дни открытых дверей, участие в делах класса и школы.

- Поощрение родителей, участвующих в жизни класса, школы.

8. Изучение эффективности воспитательной системы класса

Определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

Эффективность воспитательного процесса - отнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Критерии воспитательной системы класса:

- воспитанность учащихся,

- защищенность и комфортность ребенка в классе,

- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса,

- сформированность классного коллектива,

- репутация класса,

- проявление индивидуальности («лица») класса.

Наличие сильного, дееспособного коллектива справедливо можно считать критерием оценки воспитательной работы.

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса НадеждаВоспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса НадеждаВоспитательная система класса НадеждаВоспитательная система класса Надежда



9. Ожидаемый результат


Результативность воспитательной работы заключается в том, чтобы мне хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут:

- Порядочными и своими поступками, не запятнавшими право называться чело-

веком.

- Сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности, какими бы они не

были.

- Мудрыми, не допускающими ошибки, о которых придется пожалеть на

потом.

- Образованными, интеллектуально и культурно развитыми, политически гра-

мотными и активными, внесшими свой вклад в развитие общества.

- Гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей.

- Чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что «красота спасет мир».

- Добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть оди-

нокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту.

- Здоровыми духовно и физически, ведь сегодняшние дети - поколение буду-

щего.

10. Анализ воспитательной работы за 2014 - 2015 учебный год в 1 - б классе.

На начало учебного года в классе, по списку 29 человек: 15 девочек и 14 мальчиков. В сентябре 1 мальчик выбыл. На конец года в 1 б классе 28 человек: 15 девочек и 13 мальчиков.

Воспитательная работа в коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.

Характерной особенностью работы является активность учащихся в классных и внеклассных делах. Основным мотивом участия является то, что их хвалят, отмечают, дети пополняют портфолио достижений своими успехами. Запланированные мероприятия проведены со 100 % охватом детей и родителей.

Каждый ребенок - индивидуальность. Его психологические задатки, природные силы, особенности мировосприятия заложены природой. Поэтому при составлении плана воспитательной работы нужно видеть перед собой своих детей, учитывать их индивидуальные особенности, интересы.

Началась активная школьная жизнь с выступления на торжественной линейке 1 сентября. А потом для детей был проведен праздник «Здравствуй, школа!», который помогали провести учащиеся 5 - б класса.

Воспитательная система класса Надежда

Каждое из внеклассных мероприятий было составлено с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Дети активно и с радостью принимали участие во всех школьных мероприятиях. Это участие в выставке рисунков по правилам дорожного движения, в конкурсе осенних букетов, в акции «Помощь ветеранам», в выставке рисунков к дню Матери. Приняли участие в общешкольном концерте, посвященном дню Учителя с песней «шарики воздушные», стихотворение «Учитель».

Воспитательная система класса Надежда

Совместно с библиотекарем Татьяной Сергеевной, учащимися 5 - б класса

было проведено мероприятие «Посвящение в читатели».

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса Надежда

Приняли активное участие в мероприятиях к Новому году. Это конкурс елочных игрушек, выставка «Символ года», конкурс стихов «Скоро Новый год», районный конкурс своих стихов и сказок, конкурс рисунков «Волшебница - зима».

Воспитательная система класса Надежда

В классе был проведен конкурс на лучший рисунок к новому году. Членам жюри (родителям из родительского комитета) было нелегко определить победителей. Критериями были самостоятельность выполнения, яркость и соответствие теме.

Запомнилась поездка в Нижегородский государственный академический театр кукол на Новогоднее представление.

Воспитательная система класса Надежда

В классе был проведен праздник «Новогодний калейдоскоп», а помогали учащиеся 5 - б класса. Ребята показали спектакль по сказке «Двенадцать месяцев», подготовили сценки, песни и игры. Первоклассники не просто смотрели, а тоже активно участвовали в этом празднике.

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса НадеждаПриняли активное участие в конкурсе в рамках социально экологического проекта «Спасатель» (изготовление кормушек). 1 место заняла - К. А.



Очень запомнилась экскурсия на фабрику елочных игрушек. Воспитательная система класса Надежда Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса Надежда

Участвовали в районном конкурсе рисунков «80 лет Ленинскому району».

Восприимчивость, интерес к новому, трудолюбие помогают большинству детей добиваться хороших результатов в учебе.

8 ребят защищали свои исследовательские работы по теме «По страницам семейного альбома» на НОУ. М. В. - 1 место, К. Д. - 3 место.

12 человек приняли участие в создании эмблемы к Малой Академии Знаний.

Дети совместно с родителями активно участвовали в выставке декоративно - прикладного творчества. 16 человек - 21 работа и 6 человек - 8 работ от кружка «Чудеса из бумаги». Работу П. П. выбрали для участия на районной выставке.

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса НадеждаВоспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса НадеждаПраздник «Аз - буки - чудеса Науки!» в Нижегородской государственной областной библиотеке. Дети с удовольствием выполняли задания вместе с ученым котом и знаками препинания, и собрали первые странички собственной энциклопедии.

Воспитательная система класса Надежда

Команда класса участвовала в общешкольной игре «Зарница».

Воспитательная система класса Надежда

Был проведен праздник для мальчиков «23 февраля».

Девочки, мамы и бабушки тоже не остались без праздника. Ребята серьезно готовились к празднику 8 марта: рисовали портреты мам, своими руками сделали подарки и открытки, подготовили концерт с танцами, веселыми сценками, стихами и песнями.

Воспитательная система класса НадеждаВоспитательная система класса Надежда

Участвовали в общешкольном концерте, посвященном 8 марта с песней «Мама - первое слово», стихотворением «Мама».

Воспитательная система класса Надежда

Активно участвовали в мероприятиях к дню Победы. Это конкурс рисунков «Моя Победа», конкурс презентаций «Помним, Гордимся!», рассказ о своих родственниках - ветеранах и тружениках тыла.

Ф. В. с бабушкой, мама Г. И. написали стихи о войне для сборника стихов «Память сердца».

Дети рисовали рисунки и делали открытки для ветеранов на тему «70летие Победы», был оформлен классный уголок. Проведен единый урок «Победная война» и серия классных часов, в том числе в библиотеке школы.

Воспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса Надежда

В школе проходил конкурс чтецов к «70летию Победы». 7 человек участвовали. П. П. заняла 2 место, К. А. - 3 место.


Учащиеся 1 б класса поздравляли 11классников на «Последнем звонке».

Воспитательная система класса Надежда

В конце года был проведен праздник «Прощай, первый класс!»

Воспитательная система класса НадеждаВоспитательная система класса Надежда

Воспитательная система класса Надежда

А родители приготовили подарок для детей: мастер - класс «Шоколадный

день».

Воспитательная система класса Надежда

Учащиеся класса активно осваивают образовательное пространство школы и города, занимаясь в кружках, секциях, музыкальных школах. Знания, умения и навыки, полученные детьми в других видах деятельности, положительно отражаются и на учебе. Многие ребята класса с удовольствием посещают кружок «Чудеса из бумаги» и добились хороших результатов.

Воспитательная система класса Надежда

Все мероприятия способствовали расширению кругозора, повышению познавательного интереса, сплочению детского коллектива.

Можно сказать, что класс дружный, ребята помогают друг другу, радуются успехам одноклассников, проводят вместе время и вне школы.

Воспитательная система класса НадеждаВоспитательная система класса Надежда

Формирование важных трудовых навыков происходило не только на уроках труда, а также в процессе самоуправления. Учащиеся учились не только оказывать посильную трудовую помощь в ходе дежурства по классу, а также учились взаимодействовать друг с другом, почувствовать себя в разных ролях. Способствовало воспитанию дисциплинированности, ответственности, бережливости, самостоятельности следующие мероприятия:

1.«Твой режим дня».

2. Уборка класса и уход за комнатными растениями.

У учащихся начальных классов недостаточно развито умение самоуправления, поэтому данная задача может быть актуальна на протяжении всей начальной ступени школы.

Задача формирования важных нравственных качеств как никогда актуальна в наше время. Младшие школьники еще не умеют сотрудничать друг с другом, подчинять свои интересы интересам других, поэтому данная задача, на наш взгляд актуальна в любое время.

Подготовка и участие в школьных и классных делах способствовала решению следующих поставленных задач: стимулирование инициативы, творчества, помощи в самовыражении коллектива и самого ученика.

Применяли разнообразные формы воспитательной работы: классные часы, коллективные творческие дела, игровые часы, соревнования, викторины, праздники. На протяжении всего года большое внимание уделялось здоровьесберегающим технологиям.

Особое внимание уделялось работе с детьми, нуждающимися в постоянном контроле (И. Г., Д. Н., П. Р., Д. К., Н. Л.)

Большая работа проводилась на развитие познавательных способностей, самостоятельности, самореализации детей. Итогами этой работы стало участие и призовые места во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.

8 Всероссийская олимпиада по русскому языку для 1 классов: 1 место - К.Д., 2 место - М. В., К. А., К.А., П. К.

Международная олимпиада по окружающему миру для 1 классов:

1 место - Ф. П., Ф. В., С. А., 2 место - Б. А., 3 место - Н. А.

Всероссийская олимпиада по окружающему миру для 1 - 2 классов:

2 место - П. П., 3 место - Р. В.

Результаты трех олимпиад, в которых участвовали ребята, еще не пришли.

Работа с родителями проводилась с целью: формировать активную педагогическую позицию родителей, вооружить их педагогическими знаниями и навыками.

Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы были положены принципы: сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за резуль­таты воспитания детей; взаимного доверия.

Воспитательная система класса Надежда

Планируя работу с родителями, учитывалась не только их за­интересованность, но и социально-психологическая совмести­мость.

Это предусматривает:

1) изучение семей учащихся

2) педагогическое просвещение родителей

3) индивидуальные тематические консультации с родителями.

И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных и общешкольных собраниях, в мероприятиях и праздниках, в выставках и конкурсах, сопровождают в поездках, помогают убираться в кабинете.

Следует отметить родителей:

К сожалению творческую активность проявляют не все родители учащихся.

Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.

Исходя из анализа воспитательной работы в 1 классе, в 2015 - 2016 учебном году буду работать над реализацией цели: «Воспитание активной жизненной

позиции учащихся на основе дифференцированного и индивидуального подхода».

Для реализации постоянной цели поставлены следующие задачи:

  1. Стимулирование познавательной активности учащихся, их ответственное отношение к учебному труду.

  2. Создание условий для сохранения здоровья учащихся, их физического развития.

  3. Формирование активной жизненной позиции учащихся.

  4. Воспитание гражданской ответственности и достоинства, уважения и

истории к культуре своей страны.


11.Педагогическая характеристика класса.

Во 2 - Б классе - 29 человек. Из них - 15 девочек, 14 мальчиков.

2006 г.р. - 1 дев., 3 мал.,

2007 г.р. - 13 дев., 10 мал.,

2008 г.р. - 1 дев., 1мал.


1. История возникновения класса как группы.

Дети поступили в школу в первый класс 1.09.2014 г.

2. Состав класса, характеристика семей учащихся класса

3. Состояние межличностных отношений в группе учащихся

3.1. Деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения)

3.2 Лидеры группы (количество, направленность)

3.3. Учащиеся с высоким статусом в группе

3.4. Учащиеся, не принимаемые в группе (причины)

4. Характер образовательной программы

5. Успешность освоения школьниками образовательной программы (количество учащихся по уровню успеваемости)

6. Материальная обеспеченность учебного процесса

7. Состояние динамики здоровья ребенка

8. Участие учащихся в занятиях физической культурой и спортом

Включение учащихся в дополнительные образовательные программы

Отношения с родителями


12. Мониторинги и диагностические исследования с учащимися класса

Диагностика результатов развития личности учащихся является главным стержнем деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса.

ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА


Направление

Методика

Периодичность

1.

Тест на общее умственное развитие учащихся.

Э.Ф. Замбицявичене.

1 раз в год

2.

Определение уровня школьной мотивации.

Н.Г. Лусканова

2 раза в год

3.

Определение оценки развития классного коллектива.

А.Н. Лутошкин

1 раз в год

4.

Тест «Воспитанность личности учащихся».

Ежедневные наблюдения

5.

Определение уровня воспитанности.

Н.П. Капустин.

2 раза в год

6.

Социометрия по изучению межличностных отношений в коллективе и положение каждого ребенка.

2 раза в год


  1. Диагностика общего умственного развития была проведена с помощью методики Э.Ф. Замбицявичене. Это задания на сравнение, обобщение и классификацию. Анализ результатов позволяет выяснить, какие качества надо формировать у детей, какую коррекционную работу проводить.

Были выявлены все 4 уровня умственного развития детей, что соответствует действительному уровню обучаемости детей.

Выявлен недостаточный уровень произвольного внимания у некоторых детей. Значит необходимо обратить внимание на формирование произвольности деятельности и развитие внимания.

Предстоит дальнейшая работа по обогащению знаний об окружающем мире.

Большинство детей затрудняются в установлении логических связей между

понятиями. Тест выявил, что некоторые учащиеся испытывают трудности в

выделении существенных признаков явлений, в умении обобщать.

Тест я выбрала неслучайно, а исходя из того, что от степени развития у

учащихся аналитико - синтетической деятельности мозга, зависит в какой

мере дети способны анализировать информацию, интегрировать ее и иметь

целостное представление об изучаемом материале.

  1. По результатам исследования учебной мотивации установили, что 10 детей

имеют высокий уровень и 14 учеников - средний уровень школьной мотивации. Эти дети адаптировались к школе, успешно усвоили новую

социальную роль - роль ученика, приняли новые требования, овладевают

новыми видами деятельности, активно включаются в творческий процесс и

взаимоотношения. Есть категория детей - 5 человек, у которых низкая

школьная мотивация.

  1. Определение оценки развития классного коллектива. В начале учебного года у детей были свои интересы, в сравнении коллектив был похож на «Песчаную россыпь». Проведение общеклассных мероприятий способствовало динамике развития и сплочения коллектива. На данном этапе развитие коллектива можно оценить как «Мягкая глина», это 2 уровень, при котором ведущая роль принадлежит учителю. Идет подготовка по организации совместной деятельности, проявляются первые попытки лидерства. Однако проявляются и признаки 3 уровня «Мерцающий маяк».

Формируются коллективные нормы поведения и групповые ценности. Наблюдаются всплески активности, мотивация учащихся на достаточно высоком уровне. Проявляется взаимодействие, совместная деятельность, направленная на реализацию целей. Результаты подводятся коллегиально (учащиеся и учитель).

Уровень развития коллектива:

Воспитательная система класса Надежда


  1. При определении уровня воспитанности личности учащихся пользовалась

следующим тестом.

Качества личности

1- 4 классы

1.

Гражданские качества (патриотизм, гражданская позиция).

Проявление интереса к природе, истории, литературе, культуре своей Родины.

Проявление интереса к культуре других народов и уважение к людям других национальностей.

Инициативность и активность в решении проблем класса, желание высказывать свое мнение по вопросам школьной жизни.

Знание прав и обязанностей ученика школы, их соблюдение.

2.

Гуманистические качества (отношение к себе и другим людям, чувство коллектива, нравственные качества).

Доброта, дружелюбие, забота по отношению к одноклассникам, чувство сострадания, готовность делиться.

Уважительное отношение к учителям, родителям, другим взрослым.

Уважение мнения коллектива, участие в совместных делах.

3.

Творческие качества (отношение к любимому делу, способность создавать новое, в том числе в труде, в творчестве).

Развитость эмоциональной сферы и образного мышления, интерес к окружающему миру, желание осваивать художественную деятельность или техническое творчество. Умение проявлять самостоятельность и изобретательность.

4.

Трудолюбие (отношение к труду, к учебе).

Добросовестное отношение к труду и учебе, проявление старательности при выполнении заданий, поручений. Осознание значения выполняемой деятельности. Желание доводить начатую работу до конца.

5.

Целеустремленность, волевые качества.

Наличие предположений по поводу результата выполняемой деятельности, умение логически выстраивать ход заданной работы. Наличие предположений по поводу собственного будущего. Способность адекватно реагировать на замечания. Осознание разницы между «хочу» и «надо». Дисциплинированность и усидчивость.

6.

Требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию. Ответственность.

Адекватная реакция на требования учителя, родителей, стремление соответствовать этим требованиям. Проявление способности к самостоятельному выполнению какой-либо деятельности.

7.

Культура здорового образа жизни.

Наличие знаний о здоровом образе жизни, соблюдение санитарно - гигиенических правил по уходу за собой. Желание принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях. Соблюдение чистоты и порядка в портфеле, на рабочем месте, в классном кабинете. Соблюдение режима дня. Негативное отношение к вредным привычкам.


  1. По методике «Определение уровня воспитанности» Н.П. Капустина были выявлены следующие результаты:

  2. Данные социометрического исследования показали, что все дети себя чувствуют в школе, в коллективе комфортно, нет отверженных детей.

Выявлено несколько ребят - лидеров. Это доброжелательные дети, активные, хорошо усваивающие школьную программу.

Вывод: дети активны, с удовольствием участвуют в делах класса и школы, доброжелательно относятся друг к другу, проявляют взаимовыручку.

Трудности заключаются в недостаточном запасе знаний об окружающем мире, о своем родном крае, в несформированной саморегуляции деятельности, в недостаточном осознании значимости выполненной работы.

Предстоит большая работа по созданию коллектива (союза единомышленников).

Диагностика. Карта оценки развития классного коллектива

1 уровень «Песчаная россыпь»

Критерии

Целеполагание

Организация

деятельности

по достижению цели

Сотрудни-

чество.

Взаимо-действие

Традиции

Эмоционально-личностные состояния

Влияние

личности

на коллектив

Самоуправ-ление

Цель ставит педагог, не доводя ее до сведения детей (зачастую цель отсутствует)

Формальное планирование деятельности по достижению цели. Нет авторитетного центра, лидера, который мог бы организовать деятельность. Проведение разовых мероприятий, не объединенных в систему. Разовые поручения без учета склонностей учащихся.

Низкая мотивация, отсутствие личной инициативы, у учащихся нет навыка работы в коллективе.

Знакомство членов коллектива друг с другом.

Традиции отсутствуют

Нестабильные отношения: напряженность, осторожность в общении, «поиск» личных контактов.

Не проявилась личность, которая могла бы повлиять на коллектив. Учащиеся не чувствуют себя частью одной группы.

Отсутствует

2 уровень «Мягкая глина»


Критерии

Целеполагание

Организация

деятельности

по достижению цели

Сотрудни-

чество.

Взаимо-действие

Тради-

ции

Эмоционально-личностные состояния

Влияние

личность

на коллектив

Самоуправ-ление

Цель ставится учителем. Детям сообщаются задачи запланированной деятельности.

Определяется режим работы. Вырабатываются нормы поведения. Ведущая роль по сплочению коллектива принадлежит учителю. Идет подготовка по организации совместной деятельности. Замысел коллектив-

ной деятельности принадлежит учителю, планирование деятельности сообщается учащимся. Роли и исполнители коллективной деятельности распределяя-ются учителем с согласия детей. Анализ работы проводится педагогом.

Создаются отдельные группы по интересам. Начальная стадия согласия и сотрудни-чества. Проявляются первые попытки лидерства. Ведущая роль принадлежит учителю. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина, требования классного руководителя и учителей-предметников. Низкий уровень мотивации учащихся, отсутствие взаимодейст-вия участни-ков деятель-ности. Органи

зация и согла-сованность действий зависит от учителя. Взаи-модействия только внутри микрогрупп.

На стадии формиро-вания. На-правляю-щая роль принадле-жит учителю. Проявля-ются отдельные элементы традиций.

Отношения доброжела-тельные, ровные, но не-сколько дистан-цированные. Этап узнавания друг друга (приятие - неприятие, симпатия - антипатия).

Нет тесного межличностного общения. Общение

на уровне интересов в малых группах.

Коллектива еще нет. Не проявились дети, способные влиять на коллектив. Учащиеся прислуши-ваются к мнению учителя, выполняют его требования.

Самоуправ-ление и со-управление отсутствуют. Нормы поведения и режим работы класса определяет учитель.

3 уровень «Мерцающий маяк»


Критерии

Целеполагание

Организация

деятельности

по достижению цели

Сотрудни-

чество.

Взаимо-действие

Традиции

Эмоционально-личностные состояния

Влияние

личность

на коллектив

Самоуправ-ление

Цель ставится учителем совместно

с активом

класса.

Учитель и актив знакомят коллектив с целью и задачами, распределяют роли, составляют план действий. Коллектив осуществляет действия по готовому плану. Результаты подводятся коллегиально (актив и учи-тель).

Встречающи-еся трудности могут прекра-тить деятель-ность группы. Недостаточно проявляет-я инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел. Наблюдаются всплески активности.

Появляется межгрупповое взаимодей-ствие, сот-рудничество, совместная деятельность, направленная на реализацию целей. Вы-деляются лидеры, способные заинтере-совать коллектив, мотивировать учащихся к организации коллектив-ной деятельности.

Сущест-вующие традиции поддержи-ваются учителем, активом и коллекти-вом.

Формируются коллективные нормы поведения и групповые ценности. Наблюдаются сопереживание, взаимоподдерж-ка, тесное меж-личностное общение, появ-ляются дружеские отно-шения.

Личность принимается коллективом при условии, что эта личность разделяет групповые ценности. Конкуренция между членами группы спо-собствует по-вышению общегруппо-вой активности. Применяются санкции за нарушение групповых норм.

Недостаточная инициативность.

Соуправление с перевесом роли учителя. Организация жизнедея-тельности кол-лектива основывается на правилах, принятых педагогом совместно с учащимися.

4 уровень «Горящий факел»


Критерии

Целеполагание

Организация

деятельности

по достижению цели

Сотрудни-

чество.

Взаимо-действие

Тради-

ции

Эмоционально-личностные состояния

Влияние

личность

на

Самоуправ-ление

Цель ставится активом класса

совместно

с учителем.

Планирование совместное.

Четкое распределение ролей.

Отличное взаимопо-нимание, сотрудничест-во, основанное на уважении. Ответствен-ность каждого за

себя и за других. Здоровое общест-венное мнение, принципи-альность, взаимная требова-тельность. Сотрудни-чество коллектива с другими коллектива-ми, обще-ственными структурами.

Наличие устойчи-вых, раз-виваю-щихся тра-диций.

Эмоциональная сплоченность, чувство гордос-ти за коллектив, сопереживание общих неудач и успехов. Дружба, здоровая конку-ренция.

Гармонизация отношений

(личность -коллектив). Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуаль-ные особен-ности, способ-ствует развитию личности и стимулирует его, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами кол-лектива.

В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуаль-ность и внести свой вклад в общее дело.

Самоуправле-

ние на высоком уровне. Органи-зованность в делах, наличие принципов организации жизнедеятель-ности коллекти-ва. Умение ана-лизировать сос-тояние дел. Наличие систе-мы ответствен-ных зависимостей.

Критерии оценки уровня развития классного коллектива.

(CD - Классный руководитель в средней школе.- Волгоград: Учитель)

Показатели развития

Признаки проявления развития коллектива

высокий уровень

средний уровень

удовлетворительный

низкий уровень

ярко проявляются

проявляются

слабо проявляются

очень слабо проявляются

1.Движение к цели

коллективная деятельность направлена на реализацию социально-значимых общественных задач и перспектив

коллективная деятельность направлена на достижение только общешкольных задач и перспектив

коллективная деятельность направлена на выполнение конкретных задач и поручений, замыкающихся в рамках классного коллектива

коллективная социально-значимая деятельность проявляется очень слабо

2. Самоуправление

в классе есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно и правильно решающие вопросы планирования, организации, регулирования и контроля.

органы самоуправления руководят преимущественно по инструкциям классного руководителя

при непосредственном участии и поддержке педагогов

существующие органы самоуправления не действуют

3. Общественное

мнение

в основном все учащиеся единодушны в решениях вопросов, касающихся коллективной деятельности

большинство учащихся приходят к правильному решению вопросов

к правильному решению вопросов приходит лишь часть учеников, преимущественно актив

класс безразличен к вопросам коллективной жизни

4. Дисциплина и

взаимная

требовательность

преобладают разумные, справедливые требования друг к другу, требования принимаются и выполняются каждым

разумные, справедливые требования предъявляются и принимаются большинством учащихся

разумные требования предъявляются и принимаются незначительным меньшинством, преимущественно активом

требовательность друг к другу отсутствует, дисциплину поддерживают лишь педагоги

5.Сотрудничество и

согласованность в

работе

все учащиеся легко распределяют между собой работу

большинство распределяют между собой работу, при согласовании действий возникают затруднения

работает лишь актив, при согласовании действий наблюдаются пререкания, ссоры, обиды

в коллективе не налажено сотрудничество, каждый действует в одиночку

6. Стремление к

общению в свободное

время

к общению стремится каждый, преимущественно с товарищами по классу

большинство стремится к общению и преимущественно общаются с товарищами по классу

общается друг с другом незначительная часть учащихся

общение очень ограничено

7. Дружба и взаимопомощь

учащиеся защищают честь и достоинство каждого, в нужную минуту приходят на помощь друг к другу

между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, которые выражаются в действенной помощи друг другу

наблюдаются иногда конфликты между группами

наблюдаются недоброжелательные отношения

8. Творческое самовыражение личности

каждый школьник занимается любимым делом: посещает кружки, секции и т.д.

большинство учащихся посещают кружки, секции

лишь часть учащихся реализуют интерес к любимому делу: посещают секции, клубы и т.д.

в коллективе не созданы условия для творческого выражения личности

9. Нравственные качества и такт

обладают тактом и основными качествами

тактичны, воспитаны, но равнодушны к безнравственным поступкам

наблюдаются в поведении факты невоспитанности и бестактности

ведут себя безнравственно

10. Участие родителей в мероприятиях класса

постоянно, не зависимо есть ли приглашение классного руководителя

не всегда, чаще по приглашению классного руководителя

только по приглашению классного руководителя

практически не участвуют

Диагностирование родителей:

анкеты для родителей и методические рекомендации по их анализу.

1. Нравится ли Вам школа, в которой учится Ваш ребенок?

а) да; б) больше да, чем нет; в)больше нет, чем да; г) нет; д) затрудняюсь ответить.

2. Какого мнения Вы о педагогическом коллективе школы, в которой учится Ваш ребенок?

а) высокопрофессиональный коллектив; б) разный профессиональный уровень;

в) учителя некомпетентны; г) затрудняюсь ответить.

3. Часто ли Ваш ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

а) довольно часто; б) иногда; в) никогда.

4. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

А) в основном отрицательные впечатления;

б) положительных и отрицательных эмоций поровну;

в) в основном положительные впечатления;

г) другое.

5. Какие условия должна создавать школа для полноценного обучения, воспитания и развития личности ребенка?

а) полноценное питание; б) безопасность; в) охрана жизни и здоровья учащихся;

г) высокий уровень знаний учащихся; д) благоприятная психологическая атмосфера;

е) использование Интернет-ресурсов; ж) обеспеченность компьютерами;

з) достаточная материально-техническая база; и) полноценное оборудование кабинетов;

к) высококвалифицированный педагогический состав;

л) широкий спектр дополнительных платных услуг;

м) уют и чистота; н) другое.

6. Что вам нравится в школе?

а) полноценное питание; б) безопасность; в) охрана жизни и здоровья учащихся;

г) высокий уровень знаний учащихся; д) благоприятная психологическая атмосфера;

е) использование Интернет-ресурсов; ж) обеспеченность компьютерами;

з) достаточная материально-техническая база; и) полноценное оборудование кабинетов;

к) высококвалифицированный педагогический состав;

л) широкий спектр дополнительных платных услуг;

м) уют и чистота; н) другое.

7. Как вы думаете, учитывают ли в школе индивидуальные особенности Вашего ребенка?

а) учитывают; б) в основном учитывают; д) мало учитывают;

г) не учитывают; е) затрудняюсь ответить.

8. В чем, на Ваш взгляд, основная причина конфликтов между школой и семьей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В каких сферах деятельности класса наиболее эффективно, на Ваш взгляд, участие родителей?

а) учебная деятельность; б) внеурочная деятельность; в) другое.

10. Помогает ли Вам классный руководитель регулировать отношения ребенка с педагогами, работающими в классе?

а) да; б) нет; в) иногда.

11. Какие отношения сложились между Вами и классным руководителем?

а) полное взаимопонимание и сотрудничество; б) взаимопонимание;

в) отношения нейтральные; г) иногда возникают разногласия; д) конфликт.

12. Какое участие принимали Вы лично в классных делах? Использовались ли Ваши умения, увлечения?__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

13. В какой помощи со стороны школы Вы сегодня особо нуждаетесь? ______________________

____________________________________________________________________________________

14. Какие пожелания ребенка и других членов Вашей семьи не учитываются в школе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Напишите, пожалуйста, что можете сделать (провести) лично Вы, чтобы жизнь в школе и в классе стала более интересной и успешной. _____________________________________________

___________________________________________________________________________________

16. Комфортно ли живется Вашему ребенку в классном коллективе?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

17. Как вы считаете, о каких проблемах надо говорить на классных часах с детьми возраста Вашего ребенка? _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

18. Сколько родительских собраний в течение года Вы посетили?___________________________

19. Удовлетворяет ли Вас качество их проведения?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

20. Напишите, какие темы Вас волнуют, о чем бы Вы хотели поговорить на родительском собрании._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Удовлетворены ли Вы воспитательной работой, проводимой в классе, школе?

а) да; б) больше да, чем нет; в) больше нет, чем да; д) нет; е) затрудняюсь ответить.

22. Оцените психологический климат в классе.

а) благоприятный; б) неблагоприятный; в) затрудняюсь ответить.

23. Как часто Ваши дети ходят вместе с классом в театр, на экскурсии?

а) никогда; б) 1 - 2 раза в год; в) 3 - 4 раза в год; г) более 4 раз в год.

24. Кто чаще всего помогает Вашим детям разобраться в их проблемах, не связанных с учебой?

а) учителя-предметники; б) классный руководитель; в) педагог-психолог;

г)социальный педагог; д) завуч; е) директор; ж) никто; з) другое.

25. Советуетесь ли Вы с учителем (классным руководителем) по вопросам обучения и воспитания Вашего ребенка?

а) часто; б) редко; в) никогда.

26. Хотели бы Вы, чтобы у класса, в котором учится Ваш ребенок, был другой классный руководитель?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

27.Подчеркните те слова, которые, по Вашему мнению, характеризуют классного руководителя Вашего ребенка (можно выбрать несколько вариантов ответов).

Чуткий, заботливый, невнимательный, строгий, добрый, равнодушный, злой, справедливый, понимающий, современный, интеллигентный, несправедливый, порядочный и т.д.

28. Согласны ли Вы со следующим утверждением?

Педагоги доброжелательно относятся к Вашему ребенку.

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

29. Согласны ли вы со следующим утверждением?

В школе созданы условия для самореализации и самоутверждения личности Вашего ребенка.

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

30. Согласны ли Вы со следующим утверждением?

Вашего ребенка в школе не унижают.

31. Были ли Вы на общешкольных мероприятиях?

а) да; б) нет.

32. Понравились ли они Вам?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

13. Социальный паспорт класса

ФИО

Дата рождения

Домашний адрес

Категория семьи

Родители:

Жилищные условия



Полная

Неполная

Неблагоприят. обст-ка

Малообеспеченная

мать

отец

Родители -инвалиды

Родители - безработные

Воспитывают бабушка, дедушка

Благоустроенная квартира

Общежитие

Частичные удобства















































































































































































































































































































































































































































14. Данные об учащихся


ФИО

Адрес

Телефоны

Дата рожде -

ния

ФИО родителей













































15.Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах

ФИО

Факультативы, предметные кружки, курсы по выбору в школе

Внешкольные формы дополнительного образования
















































16. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях


ФИО

Общественное поручение в 1 и 2 полугодии

Активность в мероприятиях класса

Активность в общешкольных мероприятиях






















































































































17. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.

ФИО

Группа здоровья

Занятия физ. культурой и спортом

Сведения о питании

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


18. Работа с родителями

Протокол родительского собрания

Повестка дня родительского собрания № ____
















Протокол родительского собрания № _____ от «___» ____ 2_____г.

Присутствовали: _____ человек


Приглашены:

Отсутствовали:

По теме собрания выступили:


Решение собрание




Классный

Председатель

руководитель

родительского комитета

Листок учета посещений родительских собраний

ФИО родителей

Даты проведения родительских собраний
























































































19.Циклограмма работы классного руководителя

Ежедневно

  1. Организация встречи и ухода детей домой.

  2. Работа с опаздывающими, выяснение причин отсутствия обучающихся.

  3. Организация питания обучающихся.

  4. Организация дежурства в классном кабинете.

  5. Индивидуальная работа с обучающимися.

  6. Взаимодействие со специалистами школы.

  7. Заполнение электронного журнала.

Еженедельно

  1. Проведение классного часа, мероприятий (по плану).

  2. Работа с активом класса.

  3. Работа с родителями (по ситуации).

  4. Встреча со школьным врачом, медсестрой.

  5. Работа со школьной документацией.

  6. Дежурство по школе (по графику).

Каждый месяц

  1. Проведение внеклассных мероприятий.

  2. Посещение семей (по необходимости), встреча с родительским активом.

  3. Составление характеристик, справок, планов, отчетов (по мере необходимости).

Каждую четверть

  1. Проведение родительского собрания.

  2. Экскурсии, культпоходы, проведение вечеров, праздников и других форм коллективной воспитательной работы.

  3. Организация генеральной уборки классного кабинета.

  4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть. Подведение итогов четверти.

Каждый год


  1. Оформление личных дел обучающихся.

  2. Сдача классных журналов.

  3. Проведение открытого мероприятия.

  4. Проведение мониторинга и диагностики (по плану).

  5. Анализ и составление плана работы класса.

  6. Предоставление статистических данных о классе.

20. Годовой план воспитательной деятельности. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя

1. В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся

- Создание необходимых условий для укрепления и сохранения здоровья и развития детей.

- Соблюдение санитарно - гигиенических требований.

- Обеспечение 100 % горячим питанием.

- Обеспечение прогулок на свежем воздухе.

2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями

- Способствовать сотрудничеству учителя, детей, родителей.

- Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве.

- Формировать уважительное отношение друг к другу.

3. В сфере содействия освоению школьниками образовательных программ

- Стимулировать и способствовать развитию у обучающихся памяти, внимания, логического мышления, речи, наблюдательности.

- Формировать положительную мотивацию к учёбе.

- Формировать способности к организации деятельности и управлению ею.

4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско - правового поведения, развития социальной компетентности учащихся

- Воспитывать и развивать у детей духовно - нравственные качества, чувство патриотизма, любовь к своему Отечеству, чувство долга и трудолюбия.

- Прививать чувство толерантности, уважения к другим людям, народам, их традициям.

- Расширять представления о России, её столице, о государственной символике.

- Воспитывать привязанность к семье, родному дому, улице, городу.

- Дать знания о правах и обязанностях человека.

- Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.

5.Задачи в сфере профилактической работы

- Проводить мероприятия по правовому поведению в школе, на переменах, в столовой.

- Способствовать правильному здоровому образу жизни.

- Проводить работу по профилактике травматизма, соблюдению правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности, пользования электроприборами.

- Формировать гигиенические навыки труда.

План внеурочной деятельности включает все шесть компонентов, построен исходя из следующей логики расположения классных часов и мероприятий:

- Проведение выставок детских работ.

- Проведение серии классных часов по нравственному воспитанию.

- Привлечение детей к внеклассной работе, к посещению кружков по интересам.

- Систематические беседы по здоровому образу жизни.

- Инструктажи по ПДД, безопасному поведению, правилам противопожарной безопасности и т.д.

В качестве организационных форм классных часов предусматривается использовать следующие: беседа, сюжетно - ролевая игра, тренинг, анкета, устный опрос, творческий рапорт, сбор - старт, изготовление рисованного фильма «Дни уходящего года».

Мотивацию школьников к участию в классных и общешкольных мероприятиях предусматривается поддерживать следующим образом:

созданием ситуации успеха, личностно - ориентированным подходом, привлечением родителей и «интересных» людей.

При подготовке к общешкольным мероприятиям предусматривается учитывать такие особенности: талант и индивидуальные способности детей, желание участвовать, ответственность.

Дополнительно при планировании воспитательной работы мы учитывали следующие обстоятельства: интересы и потребности учащихся, личностные особенности классного руководителя, пожелания родителей.

22.Литература

Закон РФ «Об образовании».- М.: ТЦ Сфера, 2010

Конвенция о правах ребенка. - М.: КНОРУС, 2010

Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009 - 2013 г.

Программа «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области» на 2006 - 2011 г.г.

ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1988

2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М.: Просвещение, 1991

3. Группа продленного дня: 1 - 2 кл. / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2010

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. ФГОС. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М: «Просвещение», 2011

5. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников. - М.: ВАКО, 2007

6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М.: ВАКО, 2003

7. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2005

8. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007

9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М.: «Скрипторий 2003», 2010

10. Караковский В.А. Воспитательная система школы. - М.: Новая школа, 2003

11. Классному руководителю о воспитательной системе класса. - М.: Центр «Пед. поиск», 2001

12. Классные часы: 1 класс. / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.: ВАКО, 2008

13. Маханева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2009

14. Нетрадиционные родительские собрания в начальной школе. - Йошкар - Ола: Редакция журнала Марий Эл учитель», 2001

15. Патриотическое воспитание: система работы./ Авт. - сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2008

16. Планирование воспитательной работы в классе. Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2008

17. Поляков С.Д. Психодиагностика воспитания. - М.: ВАКО, 2006

18. Программа воспитательной работы. -Н.Н.: НГЦ, 1999

19. Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991

20. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе. Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000

21. Семенака С.И. Уроки добра. - М.: АРКТИ, 2005

22. Фопель К. Как научить ребенка сотрудничать? М.: Генезис, 2001

23. Шевердина Н.А., Сушинская Л.А. Тестирование будущих первоклашек. - Ростов н \ Д: Феникс, 2004

24. Шорыгина Т.А. Сценарии детских праздников. - М.: ТЦ Сфера, 2007

© 2010-2022