Урок профориентации Экономическое ассорти

Урок был подготовлен и проведён с целью профориентации в 8-ом классе школы №9 города Борисоглебска. Особенностью данного мероприятия является привлечение к его проведению студентов техникума, а также выпускников, успешно осуществляющих в данным момент трудовую деятельность по профессии, приобретённой в стенах БТПИТ. Название "Экономическое ассорти" означает, что учащимся была преподнесена информация не только о специальности "Экономика и бухгалтерский учёт(по отраслям)", но и о разнообразии проф...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок профориентации, проведённый в 8 «А» классе школы №9 специалистом по профориентации ГОБУ СПО ВО «Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники» Бочаевой О.О.


Тема: «Экономическое ассорти»


Цели урока:

  1. Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетенции.

  2. Расширение знаний о мире профессий.

  3. Формирование интереса к экономической сфере знаний, что может вызвать желание реализовать себя в будущем именно в профессиях экономической направленности.

  4. Выявление взаимосвязи между необходимостью приобретения различных экономических знаний и возможностью применять эти знания в повседневной жизни.

  5. Ознакомление со специальностями, предлагаемыми ГОБУ СПО ВО «Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники».

  6. Содействие развитию навыков группового взаимодействия ( умения выслушать и понять другого).

  7. Содействие формированию качеств, необходимых для специалистов экономических профессий: целеустремлённость, ответственность, трудолюбие, коммуникабельность.

  8. Содействие формированию качеств, необходимых для реализации концепции гуманной экономики: человеколюбие, умение придти на помощь, доброта, соблюдение этических принципов поведения.

  9. Налаживание долговременных связей с общеобразовательным учреждением школа №9 в целях постоянного профориентационного сотрудничества.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор ( для демонстрации сопроводительной презентации).

Раздаточный материал:

  • буклеты, содержащие информацию о ГОБУ СПО ВО «БТИВТ».

  • образец ведения семейного бюджета,

  • заготовки «смайлов» для осуществления эмоциональной рефлексии,

  • бланки для осуществления рефлексии содержания материала.

  • примеры бизнес-проектов, составленных студентами ГОБУ СПО ВО «БТИВТ» специальности «Информационные системы».

Этапы урока.

  1. Вступление (приветственное слово специалиста, указание темы и целей урока).

  2. Беседа «Экономика в твоей жизни».

  3. Экономические загадки.

  4. Семейная экономика. Практические рекомендации по выполнению семейного бюджета.

  5. Мерчендайзинг: «приманки» для покупателей. Выступление студентки техникума Орловой Ирины ( 2 курс, отд. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»).

  6. Провокационная реклама.

  7. Самые востребованные экономические профессии. Выступление студентки техникума Кнолуте Анастасии (1 курс, отд. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»).

  8. Бухгалтер - профессия 21 века. Выступление бывшей студентки ГОБУ СПО ВО «БТИВТ» Кляхиной Варвары.

  9. Компьютер и экономика. Выступление преподавателя экономических дисциплин ГОБУ СПО ВО «БТИВТ» Горбачёвой Надежды Васильевны: знакомство с бизнес - проектами студентов техникума.

  10. Заключение ( формулировка выводов, знакомство с понятием «Гуманизация экономики»).

  11. Эмоциональная рефлексия.

  12. Рефлексия содержания материала.

Содержание этапов.


  1. Вступление.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас - таких симпатичных, заинтригованных немного нашей встречей, таких воодушевлённых предстоящими каникулами! Меня зовут Бочаева Олеся Олеговна. Я работаю преподавателем экономических дисциплин в техникуме информатики и вычислительной техники. Вместе со мной сегодня к вам пришли: преподаватель Горбачёва Надежда Васильевна (кстати, в прошлом выпускница БТИВТ) , Орлова Ирина - выпускница вашей школы, а теперь студентка 2 курса специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» нашего техникума, Кнолуте Анастасия - студентка техникума и Кляхина Варя - выпускница БТИВТ, ныне работающая бухгалтером в ТД «Олимп».

Конечно, вам интересно - а почему вдруг мы решили придти к вам в гости? С удовольствием отвечу на этот вопрос.

Во-первых, вы уже достаточно взрослые, и поэтому скоро у вас возникнет проблема жизненного самоопределения - кем быть, какую профессию выбрать? Для того, чтобы понять, чем бы вы хотели заниматься в жизни, нужно владеть как можно большей информацией о всевозможных профессиях. Ведь выбор огромен. Вы можете реализовать себя по многим направлениям: кому-то интересна музыка, кто-то хотел бы стать учителем, врачом, программистом, парикмахером, кому-то интересна политика, а кому-то - экономика. Вот именно на экономике я бы и хотела сегодня остановиться.

Может быть, сейчас многие скажут - «…а мне это не так интересно». Но вдруг после нашей встречи ваше мнение изменится, и вы поймёте, что именно в экономической сфере хотели бы себя реализовать после окончания

школы.

Ну а во-вторых - мы с вами соседи - наши учебные заведения находятся рядом друг с другом, а с соседями нужно общаться и дружить 

Итак, представляем вашему вниманию ЭКОНОМИЧЕСКОЕ АССОРТИ!

Слайд 1. (тема урока, иллюстрация)

Пусть вас не удивляет такая иллюстрация - конфеты, как и многое-многое другое, имеют непосредственное отношение к экономике - их производят на кондитерских фабриках, где используется специальное оборудование, особые технологии производства - это сфера экономики предприятия. На фабриках работают люди, в экономике их называют «фактор производства - рабочая сила». За свою работу они получают деньги, которые тратят на приобретение тех же самых конфет и других товаров, производимых другими предприятиями. А если у нас нет денег, то мы не сможем купить эти аппетитные конфеты.

Ну а слово «ассорти» означает «набор, правильно подобранная смесь». Т.о., мы постараемся сегодня донести до вас разнообразную экономическую информацию в надежде на то, что вас что-либо заинтересует.

Я хочу, чтобы вы поняли, что независимо от того - нравится ли вам экономика или нет, вы вовлечены в экономическую деятельность. Ведь экономика - это часть повседневной жизни людей. Каждый из нас ежедневно принимает участие в экономической деятельности, живёт в экономической среде, постоянно использует термины, употребляемые экономистами (деньги, зарплата, инфляция, налоги, расходы, рынок и т.д.).

Жить и быть вне экономики невозможно.

Каждому из нас знакомо слово «экономика», хотя разные люди вкладывают в него неодинаковое содержание. И многих сегодня вопрос «что такое экономика?» может поставить в тупик.

Не следует удивляться тому, что, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Данное обстоятельство объясняется тем, что экономика - настолько общее, емкое, многозначное понятие, что определить ее одной фразой не представляется возможным.


  1. Беседа «Экономика в твоей жизни».

(Ребятам задаются вопросы: «На ваш взгляд, что такое экономика?», «Сталкиваетесь ли вы с экономикой в повседневной жизни?», и т.д.. Затем предлагается проверить имеющиеся знания с помощью экономических загадок)


  1. Экономические загадки (за правильный ответ ученики награждаются «золотой монетой» - шоколадной монетой):

  • Коль трудился круглый год, будет кругленьким... (доход)

  • Журчат ручьи, промокли ноги: весной пора платить…(налоги)

  • Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в…(банке)

  • Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без…(рекламы)

  • Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них…(договоры)

  • Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой…(конкурент)

  • Та бумага непростая, и владелец её знает, что она ему раз в год дивиденды принесёт. (Акция)

  • Государственный денежный склад - если полон, народ очень рад. И налоги растут неспроста, если вдруг она стала пуста. (Казна)

  • В фирме прибыль он считает, всем зарплату начисляет. И считать ему не лень все налоги целый день. (Бухгалтер)

  • Половинку от зарплаты называют как, ребята? (Аванс)

Ребята, вы молодцы! Справились!

А теперь давайте всё же обратим внимание на одно из многочисленных определений экономики, который сделает этот термин ещё более понятным.

Слайд 2. (определение экономики)

Ребята, я думаю, вы обратили внимание, что доминирующим понятием в экономике являются деньги.


  1. Семейная экономика. Практические рекомендации по выполнению семейного бюджета.

Слайд 3. (определение денег)

Где люди берут деньги? Правильно, зарабатывают. Кто-то больше, кто-то меньше. И, исходя из своих возможностей, каждая семья планирует и осуществляет свои расходы: коммунальные платежи, продукты, одежда и т.д.

Кстати, экономика нас учит правильно планировать семейный бюджет. Это умение так и называется - семейная экономика.

Слайд 4. (понятие семейной экономики)

Слайд 5. (понятие семейного бюджета).

Доходы семьи складываются и зарплат родителей, пенсий бабушек и дедушек, стипендий, дополнительных заработков (например, доходы от личного домашнего хозяйства - сажаем картошку и продаём на рынке). Очень важно планировать бюджет так, чтобы расходы соответствовали доходам.

Слайд 6. (высказывание: «Когда мы можем мудро распределить свой семейный бюджет и когда у нас всегда на всё хватает денег, в нашей жизни наступает спокойствие и ощущение надёжности и уверенности).

Так вот, ребята, чтобы ощущение уверенности и надёжности никогда не покидало нас, нужно правильно вести семейный бюджет.

Слайд 7.

Слайд 8. ПРАВИЛО 1. ПЛАНИРУЙТЕ ЗАРАНЕЕ ПОКУПКИ И ПЛАТЕЖИ!!!!!

Следует точно знать, сколько денег и куда именно вы собираетесь потратить в этом месяце.

И вот здесь следует вспомнить высказывание Бенджамина Франклина ( это американский политический деятель, писатель, изобретатель, основатель огромного количества различных общественных организаций, больниц, учебных заведений. Его называют одним из «отцов-основателей» США, его портрет напечатан на стодолларовой купюре, он стоял у истоков зарождения таких привычных сегодня вещей, как страховые компании и пожарные общества, и даже становление рекламы не обошлось без влияния вездесущего Франклина. Он родился в Бостоне, штат Массачусетс, 17 января 1706).

Слайд 9. (высказывание Б.Франклина: «Остерегайтесь незначительных расходов - маленькая течь топит большой корабль.»)

Слайд 10. ПРАВИЛО 2. ПОЛУЧИЛ ДЕНЬГИ - ОТЛОЖИ ЧАСТЬ КАК НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС.

И в подтверждение этого правила вспомним высказывание Джима Рона, который является выдающимся американским философом в сфере бизнеса, карьера которого длится уже более 35 лет.

Слайд 11. (высказывание Д.Рона: «Богатый инвестирует деньги, а потом тратит то, что осталось, бедный же наоборот - тратит деньги, а инвестирует то, что осталось»).

Инвестиции - это тоже экономическая категория, что означает вложение денежных средств в какое-либо дело, которое может принести в будущем прибыль. Например, мы можем не просто откладывать деньги, а сделать вклад в банк, чтобы со временем получить проценты по вкладу. Если у нас большие возможности - можем купить ещё одну квартиру и сдавать её в аренду, при этом не забывая об уплате налогов!

Слайд 12. ПРАВИЛО 3. ГОТОВЬТЕСЬ К ПОХОДУ В МАГАЗИН - СОСТАВЬТЕ СПИСОК ПОКУПОК И ВОЗЬМИТЕ ОГРАНИЧЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ.

И снова - Бенджамин Франклин:

Слайд 13. (высказывание Б.Франклина: «Кто покупает лишнее - в конце концов продаёт необходимое»)

Слайд 14. ПРАВИЛО 4. НЕ ПЕРЕПЛАЧИВАЙТЕ ЗА ИЗВЕСТНОСТЬ ТОВАРНОЙ МАРКИ!

На современном рынке огромное количество производителей, а значит, очень острая конкуренция между ними. Чтобы выжить в конкурентной борьбе каждая фирма старается производить качественные товары, не уступающие товарам известных, брэндовых производителей. Но крупные производители, чьё имя известно, тратят на «раскрутку» товара очень много средств, и окупить эти затраты пытаются с помощью повышения цены. Поэтому часто цены на товары одинакового качества, но разных производителей, сильно различаются.

Слайд 15. ПРАВИЛО 5. НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ КРЕДИТНЫМИ КАРТАМИ, НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ КРЕДИТАМИ. ВО-ПЕРВЫХ, ВЫ МНОГО ПЕРЕПЛАЧИВАЕТЕ. А ВО-ВТОРЫХ, ПСИХОЛОГИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ЛЮДИ ТРУДНЕЕ ВСЕГО РАССТАЮТСЯ С НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ.

Слайд 16. Итак, месяц закончен. Подведите итоги. Проанализируйте свои расходы. Попытайтесь увидеть - что и когда вы, может быть, зря купили. Почему получилось так, что вы потратили больше, чем планировали. Учитесь на этих ошибках и не повторяйте их вновь!

Обратите внимание на образцы ведения семейного бюджета, которые я заранее выложила на парты. Обязательно изучите их, покажите своим родителям - быть может, им пригодится эта информация!


  1. Мерчендайзинг: «приманки» для покупателей.

Кстати, выполнить бюджет вам помогут не только эти правила, но знание магазинных «приманок» и уловок. Магазины знают своё дело! Их деятельность направлена на то, чтобы мы с вами оставляли у них как можно больше денег. Такая деятельность называется «мерчендайзинг».

Слайд 17. (определение мерчендайзинга)

Слайд 18. (цель мерчендайзинга)

Давайте познакомимся с некоторыми уловками мерчендайзеров. А расскажет вам о них наша студентка Орлова Ирина. Она уже изучила дисциплину «Маркетинг», и уже даже получила «пять» за семестр! А именно в разрезе этой экономической дисциплины изучается тема «Мерчендайзинг».

Слайд 19.

Слайд 20. ПРИЯТНАЯ МУЗЫКА В МАГАЗИНЕ.

Психологи утверждают, что музыка помогает нам впасть в покупательский транс. Правильно подобранная музыка улучшает настроение, пробуждает аппетит. Иногда из торгового зала просто не хочется уходить, т.к. нам очень приятна звучащая в нём мелодия. Результат - в нашей корзине куча продуктов и вещей, которые нам совсем не нужны.

Слайд 21. ВЫГОДНАЯ ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ЗАЛА.

Вы замечали, что хлебный отдел в супермаркете располагается примерно в конце торгового зала? Т.е. зайдя за батоном, мы пройдём почти через весь зал, по пути купив пару-тройку незапланированных продуктов.

Слайд 22. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ДИЗАЙН.

Конечно, нам нравится совершать покупки в приятном месте, где царит атмосфера тепла, праздника, уюта….

Слайд 23. УМЕЛОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.

Обратите внимание, что в витринах часто размещают подсветку: мясо подсвечивают розовым светом, овощи и зелень - фисташковым. И ювелирные украшения выглядят особенно мерцающими со специальной подсветкой.

Слайд 24. ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ НА ПОЛКАХ.

Мерчендайзеры активно трудятся над тем, чтобы мы не прошли мимо полок с товаром. Самые дорогие обычно размещают на уровне глаз или рук. Не поленитесь - загляните на нижние полки или на верхние - скорее всего там будет аналогичная продукция, но гораздо дешевле.

Желательно брать товар из глубины полки, а не с краю - вперёд чаще всего выставляют товар, срок годности которого подходит к концу.

Выкладка мелкого товара - жвачки, маленькие шоколадки - на кассе рассчитана на импульсивную покупку: вы стоите в очереди, волей-неволей разглядываете эти товары, и быть может, у вас возникнет желание что-то купить.

Слайд 25. ПОДАРКИ, АКЦИИ, РАСПРОДАЖИ.

Расчёт очень простой: подарки любят все. Но помните - за этот, скорее всего очень недорогой подарок, вам придётся заплатить стоимость товара, который вам не нужен.

Не участвуйте в распродажах, если вы не планировали в этом месяце покупку таких товаров. И, если уж принимаете участие в акциях, проверяйте срок годности товара, вполне возможно, что он подходит к концу.


  1. Провокационная реклама.

Производители и торговые точки очень сильно воздействуют на нас с помощью рекламы. Реклама - это тоже экономический термин.

Слайд 26. (этиология слова «реклама»)

Слайд 27. (определение рекламы)

Но на нас обрушиваются такие бурные потоки рекламной информации, что иногда в ней теряемся и мы сами - уж очень многое нам предлагают - и сами производители иногда не понимают, как же им выделиться среди конкурентной рекламы, чтобы мы заметили именно их товары!

Маркетинговые изыскания не стоят на месте - в последнее время, видимо от отчаяния, производители придумали для нас так называемую провокационную рекламу.

Слайд 28. (определение провокационной рекламы)

Вот примеры провокационной рекламы.

Слайд 29.

Слайд 30.

Слайд 31.


  1. Самые востребованные экономические профессии.

Ну вот мы немного и окунулись в мир экономики… Конечно, это лишь маленькая толика того, о чём можно было побеседовать, но даже владение этой информацией наталкивает нас на мысль о том, что в сфере экономики существует огромное разнообразие профессий. Причём некоторые из них являются очень новыми, некоторые уже давным-давно существуют.

Давайте поговорим немного о некоторых экономических профессиях. Слово предоставляется Кнолуте Насте, студентке 1 курса нашего техникума.

Слайды 32-36 (описание профессий: медиа-планёр, мерчендайзер, менеджер, бренд-менеджер, аудитор, бухгалтер).


  1. Бухгалтер - профессия 21 века.

Кстати, профессию «бухгалтер» можно получить в нашем техникуме. У вас на партах лежат буклеты с информацией о БТИВТ. Откройте их, пожалуйста, и найдите в списке специальностей специальность «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)». И чтобы не быть голословными в плане того, что это действительно перспективная профессия, я предоставляю слово выпускнице нашего техникума Кляхиной Варваре (рассказывает о том, что, успешно закончив обучение в техникуме, трудоустроилась в ТД «Олимп», предварительно пройдя серьёзное собеседование, где уже 2-ой год работает бухгалтером; при этом обучается в экономическом ВУЗе дистанционно).


  1. Компьютер и экономика.

Техникум предлагает также и другие интересные и актуальные специальности, например: «Информационные системы (по отраслям)» и «Прикладная информатика (по отраслям)». Доминирующими дисциплинами на этих отделениях, конечно, являются дисциплины, связанные с компьютером и с программированием. Но изучение их базируются именно на экономической информации.

Это очень перспективные специальности, т.к. сейчас без умения пользоваться компьютером, работать с различными пакетами программ - никуда.

Кстати, студенты этих специальностей изучают очень интересный предмет, который называется «Бизнес-планирование». Ребята учатся создавать бизнес-проекты - согласитесь, это очень актуально в нынешнее время, т.к. многие люди стремятся открыть свой бизнес, а без экономических знаний успешно это сделать нельзя.

Преподаватель нашего техникума, Горбачёва Н.В., расскажет вам о проектах, созданных студентами (рассказывает об актуальности знаний в сфере бизнес-планирования, демонстрирует примеры проектов).

В нашем техникуме есть ещё одно отделение - «Дошкольное образование». Как вам не показалось бы удивительным, но студенты и этой специальности тоже осваивают экономику. Одной из дисциплин, изучаемых ими, является «Экономика образовательного учреждения». Студенты выпускной группы, изучив этот предмет, выпустили очень интересную газету «Как открыть частный детский сад» - согласитесь, тема весьма интересная и актуальная.


  1. Заключение.

Итак, ребята, вспомним, что урок называется «Экономическое ассорти»!

Мы постарались угостить вас лишь некоторыми «информационными» конфетами с «экономической начинкой» , которые, надеюсь, вам пришлись по вкусу.

Ребята, конечно, в экономике нельзя понять ничего, пока не поймёшь всё Экономику нужно изучать. Ею нужно интересоваться.

Я буду очень рада, если хоть какая-то сегодняшняя информация заинтересовала вас, и если мы хоть как-то помогли вам немного сориентироваться в своих потенциальных профессиональных предпочтениях.

Мы видим,что экономика связана с деньгами,а значит, с обогащением.

Но я хотела бы познакомить вас с высказыванием Николая Бердяева ( русский религиозный и политический философ):

Слайд 37. (высказывание Н.Бердяева:

«Экономика - лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина»).

В унисон звучит высказывание Генри Бигера (американский проповедник, публицист, оратор, общественный деятель).

Слайд 38. (высказывание Г.Бигера:

«В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем»).

Давайте будем помнить о том, что главным в жизни являются всё же не деньги - а добрые отношения, верные друзья, крепкая семья, желание придти друг другу на помощь. Высшей ценностью в мире являются не деньги, а человек….

А экономика - это лишь необходимы фундамент для того, чтобы наше общество было упорядоченным и благополучным.

Слайд 39. («ромашка» человечности)

Какую бы профессию вы не избрали в будущем, пусть желание заработать деньги не затмит в вас такие чувства как доброта, дружба, желание придти на помощь…

Наша задача - сделать экономику гуманной, т.е. человечной.


  1. Эмоциональная рефлексия.

На смайлах-заготовках ученикам предлагается дорисовать «рожицу», отражающую впечатление от урока.

Урок профориентации Экономическое ассорти


  1. Рефлексия содержания материала.

Предлагается ученикам облако "тегов", которое необходимо дополнить:

  • я понял, что…

  • было интересно узнать, что…

  • мне понравилось…

  • мне захотелось…

Удачи вам в вашем жизненном самоопределении! Спасибо за внимание!

Слайд 40 (спасибо за внимание)




© 2010-2022