- Преподавателю
- Классному руководителю
- Урок профориентации Экономическое ассорти
Урок профориентации Экономическое ассорти
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бочаева О.О. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок профориентации, проведённый в 8 «А» классе школы №9 специалистом по профориентации ГОБУ СПО ВО «Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники» Бочаевой О.О.
Тема: «Экономическое ассорти»
Цели урока:
-
Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетенции.
-
Расширение знаний о мире профессий.
-
Формирование интереса к экономической сфере знаний, что может вызвать желание реализовать себя в будущем именно в профессиях экономической направленности.
-
Выявление взаимосвязи между необходимостью приобретения различных экономических знаний и возможностью применять эти знания в повседневной жизни.
-
Ознакомление со специальностями, предлагаемыми ГОБУ СПО ВО «Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники».
-
Содействие развитию навыков группового взаимодействия ( умения выслушать и понять другого).
-
Содействие формированию качеств, необходимых для специалистов экономических профессий: целеустремлённость, ответственность, трудолюбие, коммуникабельность.
-
Содействие формированию качеств, необходимых для реализации концепции гуманной экономики: человеколюбие, умение придти на помощь, доброта, соблюдение этических принципов поведения.
-
Налаживание долговременных связей с общеобразовательным учреждением школа №9 в целях постоянного профориентационного сотрудничества.
Оборудование:
-
ноутбук, проектор ( для демонстрации сопроводительной презентации).
Раздаточный материал:
-
буклеты, содержащие информацию о ГОБУ СПО ВО «БТИВТ».
-
образец ведения семейного бюджета,
-
заготовки «смайлов» для осуществления эмоциональной рефлексии,
-
бланки для осуществления рефлексии содержания материала.
-
примеры бизнес-проектов, составленных студентами ГОБУ СПО ВО «БТИВТ» специальности «Информационные системы».
Этапы урока.
-
Вступление (приветственное слово специалиста, указание темы и целей урока).
-
Беседа «Экономика в твоей жизни».
-
Экономические загадки.
-
Семейная экономика. Практические рекомендации по выполнению семейного бюджета.
-
Мерчендайзинг: «приманки» для покупателей. Выступление студентки техникума Орловой Ирины ( 2 курс, отд. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»).
-
Провокационная реклама.
-
Самые востребованные экономические профессии. Выступление студентки техникума Кнолуте Анастасии (1 курс, отд. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»).
-
Бухгалтер - профессия 21 века. Выступление бывшей студентки ГОБУ СПО ВО «БТИВТ» Кляхиной Варвары.
-
Компьютер и экономика. Выступление преподавателя экономических дисциплин ГОБУ СПО ВО «БТИВТ» Горбачёвой Надежды Васильевны: знакомство с бизнес - проектами студентов техникума.
-
Заключение ( формулировка выводов, знакомство с понятием «Гуманизация экономики»).
-
Эмоциональная рефлексия.
-
Рефлексия содержания материала.
Содержание этапов.
-
Вступление.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас - таких симпатичных, заинтригованных немного нашей встречей, таких воодушевлённых предстоящими каникулами! Меня зовут Бочаева Олеся Олеговна. Я работаю преподавателем экономических дисциплин в техникуме информатики и вычислительной техники. Вместе со мной сегодня к вам пришли: преподаватель Горбачёва Надежда Васильевна (кстати, в прошлом выпускница БТИВТ) , Орлова Ирина - выпускница вашей школы, а теперь студентка 2 курса специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» нашего техникума, Кнолуте Анастасия - студентка техникума и Кляхина Варя - выпускница БТИВТ, ныне работающая бухгалтером в ТД «Олимп».
Конечно, вам интересно - а почему вдруг мы решили придти к вам в гости? С удовольствием отвечу на этот вопрос.
Во-первых, вы уже достаточно взрослые, и поэтому скоро у вас возникнет проблема жизненного самоопределения - кем быть, какую профессию выбрать? Для того, чтобы понять, чем бы вы хотели заниматься в жизни, нужно владеть как можно большей информацией о всевозможных профессиях. Ведь выбор огромен. Вы можете реализовать себя по многим направлениям: кому-то интересна музыка, кто-то хотел бы стать учителем, врачом, программистом, парикмахером, кому-то интересна политика, а кому-то - экономика. Вот именно на экономике я бы и хотела сегодня остановиться.
Может быть, сейчас многие скажут - «…а мне это не так интересно». Но вдруг после нашей встречи ваше мнение изменится, и вы поймёте, что именно в экономической сфере хотели бы себя реализовать после окончания
школы.
Ну а во-вторых - мы с вами соседи - наши учебные заведения находятся рядом друг с другом, а с соседями нужно общаться и дружить
Итак, представляем вашему вниманию ЭКОНОМИЧЕСКОЕ АССОРТИ!
Слайд 1. (тема урока, иллюстрация)
Пусть вас не удивляет такая иллюстрация - конфеты, как и многое-многое другое, имеют непосредственное отношение к экономике - их производят на кондитерских фабриках, где используется специальное оборудование, особые технологии производства - это сфера экономики предприятия. На фабриках работают люди, в экономике их называют «фактор производства - рабочая сила». За свою работу они получают деньги, которые тратят на приобретение тех же самых конфет и других товаров, производимых другими предприятиями. А если у нас нет денег, то мы не сможем купить эти аппетитные конфеты.
Ну а слово «ассорти» означает «набор, правильно подобранная смесь». Т.о., мы постараемся сегодня донести до вас разнообразную экономическую информацию в надежде на то, что вас что-либо заинтересует.
Я хочу, чтобы вы поняли, что независимо от того - нравится ли вам экономика или нет, вы вовлечены в экономическую деятельность. Ведь экономика - это часть повседневной жизни людей. Каждый из нас ежедневно принимает участие в экономической деятельности, живёт в экономической среде, постоянно использует термины, употребляемые экономистами (деньги, зарплата, инфляция, налоги, расходы, рынок и т.д.).
Жить и быть вне экономики невозможно.
Каждому из нас знакомо слово «экономика», хотя разные люди вкладывают в него неодинаковое содержание. И многих сегодня вопрос «что такое экономика?» может поставить в тупик.
Не следует удивляться тому, что, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Данное обстоятельство объясняется тем, что экономика - настолько общее, емкое, многозначное понятие, что определить ее одной фразой не представляется возможным.
-
Беседа «Экономика в твоей жизни».
(Ребятам задаются вопросы: «На ваш взгляд, что такое экономика?», «Сталкиваетесь ли вы с экономикой в повседневной жизни?», и т.д.. Затем предлагается проверить имеющиеся знания с помощью экономических загадок)
-
Экономические загадки (за правильный ответ ученики награждаются «золотой монетой» - шоколадной монетой):
-
Коль трудился круглый год, будет кругленьким... (доход)
-
Журчат ручьи, промокли ноги: весной пора платить…(налоги)
-
Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в…(банке)
-
Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без…(рекламы)
-
Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них…(договоры)
-
Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой…(конкурент)
-
Та бумага непростая, и владелец её знает, что она ему раз в год дивиденды принесёт. (Акция)
-
Государственный денежный склад - если полон, народ очень рад. И налоги растут неспроста, если вдруг она стала пуста. (Казна)
-
В фирме прибыль он считает, всем зарплату начисляет. И считать ему не лень все налоги целый день. (Бухгалтер)
-
Половинку от зарплаты называют как, ребята? (Аванс)
Ребята, вы молодцы! Справились!
А теперь давайте всё же обратим внимание на одно из многочисленных определений экономики, который сделает этот термин ещё более понятным.
Слайд 2. (определение экономики)
Ребята, я думаю, вы обратили внимание, что доминирующим понятием в экономике являются деньги.
-
Семейная экономика. Практические рекомендации по выполнению семейного бюджета.
Слайд 3. (определение денег)
Где люди берут деньги? Правильно, зарабатывают. Кто-то больше, кто-то меньше. И, исходя из своих возможностей, каждая семья планирует и осуществляет свои расходы: коммунальные платежи, продукты, одежда и т.д.
Кстати, экономика нас учит правильно планировать семейный бюджет. Это умение так и называется - семейная экономика.
Слайд 4. (понятие семейной экономики)
Слайд 5. (понятие семейного бюджета).
Доходы семьи складываются и зарплат родителей, пенсий бабушек и дедушек, стипендий, дополнительных заработков (например, доходы от личного домашнего хозяйства - сажаем картошку и продаём на рынке). Очень важно планировать бюджет так, чтобы расходы соответствовали доходам.
Слайд 6. (высказывание: «Когда мы можем мудро распределить свой семейный бюджет и когда у нас всегда на всё хватает денег, в нашей жизни наступает спокойствие и ощущение надёжности и уверенности).
Так вот, ребята, чтобы ощущение уверенности и надёжности никогда не покидало нас, нужно правильно вести семейный бюджет.
Слайд 7.
Слайд 8. ПРАВИЛО 1. ПЛАНИРУЙТЕ ЗАРАНЕЕ ПОКУПКИ И ПЛАТЕЖИ!!!!!
Следует точно знать, сколько денег и куда именно вы собираетесь потратить в этом месяце.
И вот здесь следует вспомнить высказывание Бенджамина Франклина ( это американский политический деятель, писатель, изобретатель, основатель огромного количества различных общественных организаций, больниц, учебных заведений. Его называют одним из «отцов-основателей» США, его портрет напечатан на стодолларовой купюре, он стоял у истоков зарождения таких привычных сегодня вещей, как страховые компании и пожарные общества, и даже становление рекламы не обошлось без влияния вездесущего Франклина. Он родился в Бостоне, штат Массачусетс, 17 января 1706).
Слайд 9. (высказывание Б.Франклина: «Остерегайтесь незначительных расходов - маленькая течь топит большой корабль.»)
Слайд 10. ПРАВИЛО 2. ПОЛУЧИЛ ДЕНЬГИ - ОТЛОЖИ ЧАСТЬ КАК НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС.
И в подтверждение этого правила вспомним высказывание Джима Рона, который является выдающимся американским философом в сфере бизнеса, карьера которого длится уже более 35 лет.
Слайд 11. (высказывание Д.Рона: «Богатый инвестирует деньги, а потом тратит то, что осталось, бедный же наоборот - тратит деньги, а инвестирует то, что осталось»).
Инвестиции - это тоже экономическая категория, что означает вложение денежных средств в какое-либо дело, которое может принести в будущем прибыль. Например, мы можем не просто откладывать деньги, а сделать вклад в банк, чтобы со временем получить проценты по вкладу. Если у нас большие возможности - можем купить ещё одну квартиру и сдавать её в аренду, при этом не забывая об уплате налогов!
Слайд 12. ПРАВИЛО 3. ГОТОВЬТЕСЬ К ПОХОДУ В МАГАЗИН - СОСТАВЬТЕ СПИСОК ПОКУПОК И ВОЗЬМИТЕ ОГРАНИЧЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ.
И снова - Бенджамин Франклин:
Слайд 13. (высказывание Б.Франклина: «Кто покупает лишнее - в конце концов продаёт необходимое»)
Слайд 14. ПРАВИЛО 4. НЕ ПЕРЕПЛАЧИВАЙТЕ ЗА ИЗВЕСТНОСТЬ ТОВАРНОЙ МАРКИ!
На современном рынке огромное количество производителей, а значит, очень острая конкуренция между ними. Чтобы выжить в конкурентной борьбе каждая фирма старается производить качественные товары, не уступающие товарам известных, брэндовых производителей. Но крупные производители, чьё имя известно, тратят на «раскрутку» товара очень много средств, и окупить эти затраты пытаются с помощью повышения цены. Поэтому часто цены на товары одинакового качества, но разных производителей, сильно различаются.
Слайд 15. ПРАВИЛО 5. НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ КРЕДИТНЫМИ КАРТАМИ, НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ КРЕДИТАМИ. ВО-ПЕРВЫХ, ВЫ МНОГО ПЕРЕПЛАЧИВАЕТЕ. А ВО-ВТОРЫХ, ПСИХОЛОГИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ЛЮДИ ТРУДНЕЕ ВСЕГО РАССТАЮТСЯ С НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ.
Слайд 16. Итак, месяц закончен. Подведите итоги. Проанализируйте свои расходы. Попытайтесь увидеть - что и когда вы, может быть, зря купили. Почему получилось так, что вы потратили больше, чем планировали. Учитесь на этих ошибках и не повторяйте их вновь!
Обратите внимание на образцы ведения семейного бюджета, которые я заранее выложила на парты. Обязательно изучите их, покажите своим родителям - быть может, им пригодится эта информация!
-
Мерчендайзинг: «приманки» для покупателей.
Кстати, выполнить бюджет вам помогут не только эти правила, но знание магазинных «приманок» и уловок. Магазины знают своё дело! Их деятельность направлена на то, чтобы мы с вами оставляли у них как можно больше денег. Такая деятельность называется «мерчендайзинг».
Слайд 17. (определение мерчендайзинга)
Слайд 18. (цель мерчендайзинга)
Давайте познакомимся с некоторыми уловками мерчендайзеров. А расскажет вам о них наша студентка Орлова Ирина. Она уже изучила дисциплину «Маркетинг», и уже даже получила «пять» за семестр! А именно в разрезе этой экономической дисциплины изучается тема «Мерчендайзинг».
Слайд 19.
Слайд 20. ПРИЯТНАЯ МУЗЫКА В МАГАЗИНЕ.
Психологи утверждают, что музыка помогает нам впасть в покупательский транс. Правильно подобранная музыка улучшает настроение, пробуждает аппетит. Иногда из торгового зала просто не хочется уходить, т.к. нам очень приятна звучащая в нём мелодия. Результат - в нашей корзине куча продуктов и вещей, которые нам совсем не нужны.
Слайд 21. ВЫГОДНАЯ ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ЗАЛА.
Вы замечали, что хлебный отдел в супермаркете располагается примерно в конце торгового зала? Т.е. зайдя за батоном, мы пройдём почти через весь зал, по пути купив пару-тройку незапланированных продуктов.
Слайд 22. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ДИЗАЙН.
Конечно, нам нравится совершать покупки в приятном месте, где царит атмосфера тепла, праздника, уюта….
Слайд 23. УМЕЛОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.
Обратите внимание, что в витринах часто размещают подсветку: мясо подсвечивают розовым светом, овощи и зелень - фисташковым. И ювелирные украшения выглядят особенно мерцающими со специальной подсветкой.
Слайд 24. ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ НА ПОЛКАХ.
Мерчендайзеры активно трудятся над тем, чтобы мы не прошли мимо полок с товаром. Самые дорогие обычно размещают на уровне глаз или рук. Не поленитесь - загляните на нижние полки или на верхние - скорее всего там будет аналогичная продукция, но гораздо дешевле.
Желательно брать товар из глубины полки, а не с краю - вперёд чаще всего выставляют товар, срок годности которого подходит к концу.
Выкладка мелкого товара - жвачки, маленькие шоколадки - на кассе рассчитана на импульсивную покупку: вы стоите в очереди, волей-неволей разглядываете эти товары, и быть может, у вас возникнет желание что-то купить.
Слайд 25. ПОДАРКИ, АКЦИИ, РАСПРОДАЖИ.
Расчёт очень простой: подарки любят все. Но помните - за этот, скорее всего очень недорогой подарок, вам придётся заплатить стоимость товара, который вам не нужен.
Не участвуйте в распродажах, если вы не планировали в этом месяце покупку таких товаров. И, если уж принимаете участие в акциях, проверяйте срок годности товара, вполне возможно, что он подходит к концу.
-
Провокационная реклама.
Производители и торговые точки очень сильно воздействуют на нас с помощью рекламы. Реклама - это тоже экономический термин.
Слайд 26. (этиология слова «реклама»)
Слайд 27. (определение рекламы)
Но на нас обрушиваются такие бурные потоки рекламной информации, что иногда в ней теряемся и мы сами - уж очень многое нам предлагают - и сами производители иногда не понимают, как же им выделиться среди конкурентной рекламы, чтобы мы заметили именно их товары!
Маркетинговые изыскания не стоят на месте - в последнее время, видимо от отчаяния, производители придумали для нас так называемую провокационную рекламу.
Слайд 28. (определение провокационной рекламы)
Вот примеры провокационной рекламы.
Слайд 29.
Слайд 30.
Слайд 31.
-
Самые востребованные экономические профессии.
Ну вот мы немного и окунулись в мир экономики… Конечно, это лишь маленькая толика того, о чём можно было побеседовать, но даже владение этой информацией наталкивает нас на мысль о том, что в сфере экономики существует огромное разнообразие профессий. Причём некоторые из них являются очень новыми, некоторые уже давным-давно существуют.
Давайте поговорим немного о некоторых экономических профессиях. Слово предоставляется Кнолуте Насте, студентке 1 курса нашего техникума.
Слайды 32-36 (описание профессий: медиа-планёр, мерчендайзер, менеджер, бренд-менеджер, аудитор, бухгалтер).
-
Бухгалтер - профессия 21 века.
Кстати, профессию «бухгалтер» можно получить в нашем техникуме. У вас на партах лежат буклеты с информацией о БТИВТ. Откройте их, пожалуйста, и найдите в списке специальностей специальность «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)». И чтобы не быть голословными в плане того, что это действительно перспективная профессия, я предоставляю слово выпускнице нашего техникума Кляхиной Варваре (рассказывает о том, что, успешно закончив обучение в техникуме, трудоустроилась в ТД «Олимп», предварительно пройдя серьёзное собеседование, где уже 2-ой год работает бухгалтером; при этом обучается в экономическом ВУЗе дистанционно).
-
Компьютер и экономика.
Техникум предлагает также и другие интересные и актуальные специальности, например: «Информационные системы (по отраслям)» и «Прикладная информатика (по отраслям)». Доминирующими дисциплинами на этих отделениях, конечно, являются дисциплины, связанные с компьютером и с программированием. Но изучение их базируются именно на экономической информации.
Это очень перспективные специальности, т.к. сейчас без умения пользоваться компьютером, работать с различными пакетами программ - никуда.
Кстати, студенты этих специальностей изучают очень интересный предмет, который называется «Бизнес-планирование». Ребята учатся создавать бизнес-проекты - согласитесь, это очень актуально в нынешнее время, т.к. многие люди стремятся открыть свой бизнес, а без экономических знаний успешно это сделать нельзя.
Преподаватель нашего техникума, Горбачёва Н.В., расскажет вам о проектах, созданных студентами (рассказывает об актуальности знаний в сфере бизнес-планирования, демонстрирует примеры проектов).
В нашем техникуме есть ещё одно отделение - «Дошкольное образование». Как вам не показалось бы удивительным, но студенты и этой специальности тоже осваивают экономику. Одной из дисциплин, изучаемых ими, является «Экономика образовательного учреждения». Студенты выпускной группы, изучив этот предмет, выпустили очень интересную газету «Как открыть частный детский сад» - согласитесь, тема весьма интересная и актуальная.
-
Заключение.
Итак, ребята, вспомним, что урок называется «Экономическое ассорти»!
Мы постарались угостить вас лишь некоторыми «информационными» конфетами с «экономической начинкой» , которые, надеюсь, вам пришлись по вкусу.
Ребята, конечно, в экономике нельзя понять ничего, пока не поймёшь всё Экономику нужно изучать. Ею нужно интересоваться.
Я буду очень рада, если хоть какая-то сегодняшняя информация заинтересовала вас, и если мы хоть как-то помогли вам немного сориентироваться в своих потенциальных профессиональных предпочтениях.
Мы видим,что экономика связана с деньгами,а значит, с обогащением.
Но я хотела бы познакомить вас с высказыванием Николая Бердяева ( русский религиозный и политический философ):
Слайд 37. (высказывание Н.Бердяева:
«Экономика - лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина»).
В унисон звучит высказывание Генри Бигера (американский проповедник, публицист, оратор, общественный деятель).
Слайд 38. (высказывание Г.Бигера:
«В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем»).
Давайте будем помнить о том, что главным в жизни являются всё же не деньги - а добрые отношения, верные друзья, крепкая семья, желание придти друг другу на помощь. Высшей ценностью в мире являются не деньги, а человек….
А экономика - это лишь необходимы фундамент для того, чтобы наше общество было упорядоченным и благополучным.
Слайд 39. («ромашка» человечности)
Какую бы профессию вы не избрали в будущем, пусть желание заработать деньги не затмит в вас такие чувства как доброта, дружба, желание придти на помощь…
Наша задача - сделать экономику гуманной, т.е. человечной.
-
Эмоциональная рефлексия.
На смайлах-заготовках ученикам предлагается дорисовать «рожицу», отражающую впечатление от урока.
-
Рефлексия содержания материала.
Предлагается ученикам облако "тегов", которое необходимо дополнить:
-
я понял, что…
-
было интересно узнать, что…
-
мне понравилось…
-
мне захотелось…
Удачи вам в вашем жизненном самоопределении! Спасибо за внимание!
Слайд 40 (спасибо за внимание)