Тема открытого занятия: «Общение. Виды общения. Функции общения»

Тема открытого занятия: «Общение. Виды общения. Функции общения»Цели и задачи: - раскрытие понятий общения, виды и функции общения;- развитие коммуникативной компетенции; - развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;- познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;- формирование у участников навыков эффективного общения.
Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ДОД «Черноземельский ДДТ»












ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ


на тему:


«Общение. Виды общения. Функции общения»



Тема открытого занятия: «Общение. Виды общения. Функции общения»





Педагог: Горяева Б.Н.





П.Комсомольский, 2015

Тема открытого занятия: «Общение. Виды общения. Функции общения»

Цели и задачи:

- раскрытие понятий общения, виды и функции общения;

- развитие коммуникативной компетенции;

- развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;

- познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми;

- формирование у участников навыков эффективного общения.

Методы и формы работы: мини-лекция, имитационные игры, групповая дискуссия, практические упражнения, работа в парах и мини-группах.

Ход занятия:


  1. Вводная часть.

- Организационный момент. Объяснение темы занятия.


  1. Основная часть.

Первый блок.

  • Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.

Д. Леббок

  • Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

М. Сервантес

- Как вы понимаете эти высказывания? (Ребята делятся на 2 группы и начинается обсуждение)

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

- В каких сферах жизни нам необходимо искусство общения?

- Назовите еще виды деятельности, которые охватывают все сферы в нашей жизни.

- Сформулируйте и запишите: для чего нужно уметь общаться именно вам?

Последующее обсуждение

- Общение - это сильнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться в любой ситуации.

- С чего начинается общение?

Модель речевого общения:

1. Кто (передает сообщение) - Коммуникатор

2. Что (передается) - Сообщение (текст)

3. Как (осуществляется передача) - Канал связи (непосредственно и

опосредованно)

  1. Кому (направление сообщения) - Реципиент (адресат)

  2. С каким эффектом - Эффективность (эффективное общение

или не эффективное)

- Какие вы знаете виды общения?

1. Вербальное;

Невербальное.

2.Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и др.);

Опосредованное (связанное использованием специальных средств и орудий);

Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди);

3.Формальным мы будем называть общение, которое происходит согласно нормам, правилам и должностным инструкциям, существующим в вашей организации или ее подразделении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами. Оно обычно происходит при деловых или дипломатических отношениях, стороны общаются формально, на официальном уровне.

4. Неформальное общение - это ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии, это общение дома, с родителями, с друзьями.

Функции общения:

Социальные функции

Психологические

Организация совместной деятельности;

Функция обеспечения психологического комфорта личности;

Управление поведением и деятельностью;


Удовлетворение потребности в общении;

Контроль.

Функция самоутверждения.


Разбор каждой функции ребятами.


  1. Практическая часть.

В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 10-15 человек.

Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.

Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - голову потеряешь, прямо пойдешь - женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая - направо, а третья - прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

Упражнение «Одноминутная речь»

Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, ораторского мастерства, способности говорить спонтанно. Также оно может служить разогревом для пассивной группы.

Необходимые материалы: заранее подготовленный список вопросов для выступления на определенную тему. (Пример списка см. ниже).

Время: в зависимости от размера группы 10-25 минут.

Размер группы: 6-15 человек.

Описание. Каждому из участников нужно будет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем. Затем зачитывает или показывает на проекторе первый вопрос и выбирает первого оратора, который говорит в течение минуты. Называет следующий вопрос и вызывает следующего участника, так продолжается, пока не выступят все.

После завершения выступлений педагог просит группу дать обратную связь всем участникам.

Обсуждение.

Что особенно понравилось в выступлениях, привлекло внимание, «зацепило»?

Какие удачные ораторские приемы были использованы участниками?

Было ли легко или тяжело говорить спонтанно?

Что делали спикеры, если у них «заканчивались мысли»?

Приложение. Возможны список вопросов для выступления.

Как вы заработали первые деньги?

Самый необычный подарок, который вы дарили или получали?

Самая смешная история, которая с вами происходила?

Лучший отпуск, который вы провели?

Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают?

Что лучше - дипломатичность или прямолинейность?

Манипуляции - это хорошо или плохо?

С каких фраз начать знакомство в метро?

Если бы вы выиграли кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?

Упражнение «Выйди из скорлупы»


Упражнение помогает участникам потренироваться в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает в группе позитивную веселую атмосферу.

Время: 5-10 минут.

Размер группы: 10-20 человек.

Описание. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 метра. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг.

После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания и т.д.

После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были использованы.

Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.


Упражнение «Общение без слов» (15 мин)

Цель - дать возможность участникам группы получить новый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие в результате прикосновений, физического контакта с партнером, дать возможность почувствовать большее доверие к людям, участвующим в группе тренинга.

Описание упражнения. Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся напротив друг друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук, открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: «Положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше». Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь, обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть, и т.п.

После упражнения участники обмениваются возникшими чувствами.

Упражнение «Таможня»


Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца». «Таможенники» остаются в комнате, а «иностранцы» выходят. Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с «Иностранцами», чтобы выяснить, кто из них провозит «запрещенный товар». В качестве такого «товара» могут выступать, например, «наркотики». Разумеется, все это не реальные вещи, а игровые символы. Так, «багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подходят к «таможенникам» и ведут беседу, а «наркотиками» - вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права брать эти книги в руки и листать. Они должны решить свою задачу, опираясь на свою наблюдательность и интуицию.

Пока «таможенники» рассаживаются и готовятся к принятию «иностранных гостей», те за дверью комнаты придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью, на какой период запланирован их визит и т.п. Главная задача «иностранных гостей» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников» и помешать принятию ими правильного решения. Например, сентиментальная или остросюжетная история может надолго отвлечь внимание «таможенников». В ходе игры постепенно выясняется, что уже первые действия «иностранцев» часто выдают их «с головой»: тот, кто везет «запрещенный товар», часто либо немного суетится, либо излишне напряжен и зажат. Лидером беседы в большинстве случаев выступает тот из «гостей», кто свободен от «контрабанды».

Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятан «запрещенный товар». После того, как ответ высказан, другие участники, которые находились в роли зрителей, также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.

В заключении игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «работники таможни» и зрители определили, у кого из «иностранцев» был спрятан «запрещенный товар».


  1. Заключительная часть.

Наше занятие-тренинг подходит к концу.

Рефлексия (7 минут)

- Итак, подведем итоги.

- Что нового вы для себя открыли?

- Что необходимо для того, чтобы общение было эффективным?

- Какие умения и навыки требуется совершенствовать?

Упражнение «Рукопожатие»

- Мы все сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить другу друга рукопожатием.

© 2010-2022