Методическая разработка родительского собрания Воспитательный потенциал семьи

Методическая разработка родительского собрания «Воспитательный потенциал семьи» рекомендован классным руководителям пятых классов. Данное собрание проводится в форме обучающего семинара. В ходе построения «Дерева проблем» классный руководитель совместно с родителями выявляет затруднения, возникающие в повседневной практике семейного воспитания. В результате обсуждения типичных для семьи жизненных ситуаций родители получают опыт разрешения воспитательных проблем, а предлагаемый тест «Я и мой ребенок» дополнил их представление о себе как о родителях, помог сделать определенные выводы.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Дубовки

Дубовского муниципального района

Волгоградской области

















Методическая разработка родительского собрания

в 5 классе

«Воспитательный потенциал семьи»









Автор работы:

учитель биологии

Картушина Наталья Ивановна







Дубовка

2014



Тема: «Воспитательный потенциал семьи».

Цель: осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.

Задачи:

1. Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.

2. Получить опыт разрешения воспитательных проблем в результате «погружения» в типичные для семьи воспитательные ситуации.

3. Вооружить участников информацией и навыками, предупреждающими возможные воспитательные затруднения.

Организаторы мероприятия: Картушина Н.И. (классный руководитель), Гукова Н.М. (педагог-психолог),

Контингент: родители 5 класса.

Место проведения: МКОУ СОШ №1, кабинет №24.

Форма проведения: обучающий семинар.

Оборудование: чистые листы бумаги, анкеты для родителей, листы цветной бумаги для записывания проблем по воспитанию ребенка, музыкальное сопровождение.

План занятия:

I. Вступительное слово классного руководителя

II. Разогрев участников

  • Упражнение «Снежинка»

III . Работа по теме

  • Диаграмма успеваемости учащихся 5 класса

  • Причины снижения успеваемости учащихся на данном возрастном этапе

  • «Дерево проблем»

  • Тест «Я и мой ребенок»

  • «Параллельное анкетирование» учащихся 5 класса

  • Обсуждение жизненных ситуаций

  • Сказка «Колобок» на психологический лад

IV. Практические рекомендации

V. Заключительная часть

Ход занятия

I. Вступительное слово классного руководителя.

Сегодня мы проведем родительское собрание в форме семинара по теме «Воспитательный потенциал семьи». Нам хотелось бы, чтобы то, что мы обсудим сегодня на семинаре, было вам полезно и применялось в повседневной жизни.

II. Разогрев участников

Упражнение «Снежинка»

Сейчас мы с вами выполним одно уп­ражнение. Главное условие - не смотреть ни на кого и слушать инструкцию. Перед каждым из вас на столе лежит лист. Все лис­ты одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте вни­мательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.

  2. Оторвите правый верхний уголок.

  3. Опять сложите лист пополам.

  4. Снова оторвите правый верхний уголок.

  5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Те­перь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли? (Родители отвечают, что не нашли.)

- А почему?

Варианты ответов поступают самые разные, и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу.

ВЫВОД: оди­наковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хо­тя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Вот так и наши дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

III . Работа по теме

  1. Диаграмма успеваемости.

Обратите внимание на диаграмму, которая представлена Вашему вниманию. На ней показана успеваемость ваших детей в сравнении.

Методическая разработка родительского собрания Воспитательный потенциал семьи

Вы видите….

2. Причины снижения успеваемости.

С причинами снижения успеваемости на данном этапе Вас познакомит педагог - психолог Гукова Н.М.

3. «Дерево проблем».

Обучение и воспитание - это взаимосвязанные процессы. Осуществляя эти процессы, мы сталкиваемся с трудностями.

Перед вами на доске «Дерево проблем». Оно пока без листьев.

Я прошу вас на «листьях» написать проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в воспитании своих детей.

(заполнили, прикрепили «листья» к дереву)

Глядя на это дерево, мы можем сделать вывод: проблемы есть и их надо решать.

4. Тест «Я и мой ребенок».

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности.

Предлагаемый тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы.

Ключ к тесту « Я и мой ребенок»:

Ответ «А» оценивается в 3 очка,

ответ «Б» - в 2 очка,

ответ «В» - в одно очко.

Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Вывод: каждый из вас сделал для себя вывод, какова ваша роль в воспитании ребенка.

5. «Параллельное анкетирование» учащихся 5 класса.

Но согласны ли с выводом ваши дети?

Итоги теста «Могут ли Ваши родители?»:

31% - Вы придерживаетесь правильных принципов воспитания;

69% - Ваш метод воспитания «Кнут и пряник».

6. Обсуждение жизненных ситуаций.

Часто дети вырастают такими, какими их ожидают увидеть взрослые. Сказанное невзначай, не со зла любое выражение в адрес ребенка откладывается в подсознания и во взрослой жизни всплывает в виде ситуации, нередко влияющей на его жизненный путь.

Предлагаю Вам, уважаемые родители, небольшое задание. Суть его - в сопоставлении возможных вариантов поведения родителей по отношению ребенка в разных жизненных ситуациях.

Обсуждаемая в семье ситуация.

Негативный вариант реакции взрослых.

Позитивный вариант реакции взрослых.

Родители обсуждают серьезную, значимую для семьи покупку машины. Взрослые высказывают разные позиции, нервничают. Ребенок пытается высказать свое мнение.

Не твоего ума дело!

А как ты думаешь?

Ребенок поссорился со сверстниками и пытается поделиться с родителями своей проблемой. Но им некогда

Вечно ты не вовремя!

Сначала ты помоги мне, потом я.

Я тебе обязательно помогу, но позже.

Ребенок пришел из школы с замечанием в дневнике. Родителей приглашают в школу. Они досадуют на ребенка, который пытается объяснить, что произошла ошибка, и он не виноват.

Уйди с глас моих долой!

Иди ко мне, вместе разберемся.

ВЫВОД: В заключение нашего диалога хочется процитировать слова Х.Канна: «Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!»

Чтобы воспитание детей было успешным и помогало развитию личностных качеств ребенка, необходимо объединить усилия педагогов и семьи.

Нашу деятельность в воспитании и обучении детей можно сравнить с ростом и развитием растения.

Каждое зерно жертвует собой ради дерева, которое вырастает из него. С первого взгляда, кажется, что зерно исчезло, но то, что посеяно и принесено в жертву, воплощается в дереве, в его ветвях, цветах и плодах.

Если бы это зерно не было сначала принесено в жертву дереву, то не было бы ни ветвей, ни цветов, ни плодов.

7. Сказка «Колобок» на психологический лад

А сейчас предлагаю вам прослушать всем из­вестную сказку «Колобок» и попрошу принять активное участие в ее обсуждении.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них Колобок.

(Какую проблему хотели решить дед со старухой?)

Первая заповедь: осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них Колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

(Какой вывод можно сделать?)

Вторая заповедь: не оставляйте маленьких детей без при­смотра.

Покатился Колобок по дорожке и встретил там сначала зай­ку, потом медведя, потом волка.

(О чем должен помнить Колобок при встрече с незнакомыми?)

Третья заповедь: научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса - ласковая, хитрая.

(Что должен ребенок видеть в характере людей?)

Заповедь четвертая: научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса Колобка.

(Какова мораль сказки?)

Заповедь пятая: научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

IV. Практические рекомендации.

Памятка для родителей.

Принципы отношений родителей с детьми

Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.

Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.

Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

V. Заключение.

Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг.

Уважаемые родители помните, что Вы воспитываете детей не только советом, но и личным примером. Подтверждением сказанного является стихотворение, которое Вы можете прочесть.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же - никогда.

Тот лучший проповедник,

Кто веру в жизнь провел,

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать -

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрый слов поток,

Должно быть, можно верить

И мыслями, и словами,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

Литература

1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 320 с -(Педагогика. Психология. Управление).

2. Пахомова Л.Е. С любовью к детям: материал к родительским собраниям. 5-8 классы / Л.Е.Пахомова. - Волгоград.: Учитель, 2008. - 128 с.

3. Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы: метод. Пособие/ Л.И.Саляхова. - 2-е изд., стереотипное - М.: Глобус, 2007-287 с. (Классное руководство).

4. Интернет- ресурс: shkola3-net.jimdo.com>родителям/;

Imc-nev.com>index.php/obrstandart/332-2012-01-26…

5. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997-288 с. (Практическая психология для всех).



© 2010-2022