Проект «Как развернуть «ежа»?»

"Описание материала: Данный проект является воспитательным и составлен для работы с воспитанниками школы - интерната для детей из неблагополучных и многодетных семей, которые входят в группу «риска» и относятся к тревожным детям. Работа направлена на выявление проблем развития и становления: социальные, психологические и педагогические и помощь обучающимся. У детей из неблагополучных семей больше факторов риска: они растут, испытывая дискомфорт, стресс, критику, подвергаются грубому обращению. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РМЭ «Новоторъяльская школа-интернат основного общего образования»


Проект


«Как развернуть ежа?»


воспитания учащихся

на 2013 -2014 учебный год



Проект «Как развернуть «ежа»?»

Проект «Как развернуть «ежа»?»




Автор: Еремина Н. А.,

классный руководитель 6 класса




пгт. Новый Торъял

2012 -2013 учебный год

Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.

С миром оборваны тонкие нити -
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли!


Аннотация проекта

Проект «Как развернуть ежа?» является воспитательным и составлен для работы с детьми 6 класса - воспитанников школы-интерната, 4 девочек и 6 мальчиков, относящихся к группе «тревожных детей». Проект направлен на выявление проблем у учащихся развития и становления: социальные, психологические и педагогические. Именно у детей из неблагополучных семей больше факторов риска, так как они растут, испытывая дискомфорт, стресс, критику со стороны взрослых, подвергаются жестокому обращению в семье. Ребёнку недостаточно заботы, родительской любви, понимания и он чувствует себя лишним. Он замыкается в себе, начинает бояться всего на свете. В этой ситуации он напоминает испуганного ежа, свернувшегося в клубок. Если не помочь ребёнку справиться с переживаниями, препятствующими его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками со старшими, может возникнуть новый комплекс отрицательных эмоций в виде депрессии и враждебности. Поэтому главным для любого педагога, работающего с этой категорией детей, является научить сотрудничать их с другими людьми в ходе совместно осуществляе­мой деятельности, будь это урочной или же внеурочной деятельностью. Если сис­тематически вводить школьников в ситуации коллективной учебной работы, то у них возникает самостоя­тельное устойчивое побуждение поделиться обобщенными способами работы с товарищами по классу, развертывание форм самоконтроля и самооценки.

Обоснование проблемы

В школе - интернате в основном учатся дети из неблагополучных семей, поведение которых вызывает опасение педагогов. Жестокое обращение в семье наносит детям серьёзные психические травмы. Семья постепенно утрачивает влияние на ребёнка и отторгает его. Ребёнку недостаточно заботы, внимания, ласки, любви, понимания и он чувствует себя лишним. Он замыкается в себе, начинает бояться всего.

Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности, и опыт консультирования позволяют представить причины развития тревожности у детей следующим образом: отсутствие у детей ощущения физической безопасности; отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми; ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги; к ребенку предъявляются завышенные требования; авторитарный стиль общения взрослого с ребенком; неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

Психологи выявили такую закономерность: чем выше тревожность окружающих взрослых, тем больше она передаётся ребёнку.

Тревожность - это индивидуальная эмоциональная особенность личности, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства. Тревожность - устойчивое состояние. Ребёнок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Это проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным (проявление тревоги). Тревожность же не связана с какой-то определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Причём это состояние присутствует в любом виде деятельности, будь то учёба, игра, общение с незнакомыми людьми и т.д.

Опасность такого состояния ребёнка в том, что, постоянно находясь в напряжении, постоянно сдерживая свою внутреннюю энергию, он значительно расходует свои жизненные силы, истощает свой организм, а это приводит к частым болезням и нарушениям развития. Тревожные дети и без того боятся всего на свете. Поэтому взрослым нужно быть очень осторожными, ведь порой, сказав что-то сгоряча, взрослые тут же и забудут, а ребёнок будет переживать очень долго.

В школу-интернат поступают дети из неблагополучных семей. Детям, растущим в таких семьях, часто негде уединиться, побыть со своими мыслями наедине. Порой эти дети замыкаются в себе и не идут на контакт с взрослыми из-за привычного страха критики и непонимания со стороны родителей. У них проявляется переживание социального стресса, страх не соответствовать ожиданиям окружающих людей, низкая самооценка.

Работая классным руководителем в 6 классе и столкнувшись с определёнными проблемами, я решила провести диагностику (Определение общего уровня тревожности учащихся 6 класса. Приложение 1) и выявить некоторые особенности детей по тревожности (Тест школьной тревожности Филлипса. Приложение 2).

Привыкшие к страху не соответствовать ожиданиям родителей дети из неблагополучных семей имеют проблемы в школе. У них проявляется (Уровень тревожности по параметрам. Приложение 3):

-переживание социального стресса (30% -повышенный уровень тревожности)

(0% - высокий уровень тревожности)

- фрустрация (30% -повышенный уровень тревожности)

(0% - высокий уровень тревожности)

- страх самовыражения (25% - высокий уровень тревожности)

(40% - повышенный уровень тревожности)

- страх ситуации проверки знаний (50% - высокий уровень тревожности)

(30% - повышенный уровень тревожности)

- страх не соответствовать ожиданиям окружающих (35% - высокий уровень)

(30% - повышенный уровень)

- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

(15% -повышенный уровень тревожности)

(0% - высокий уровень тревожности)

- проблемы и страхи в отношениях с учителями

(5% -повышенный уровень тревожности)

(10% - высокий уровень тревожности)

Дети этой группы быстро утомляются, неспособны выдержать темп урока; отказываются отвечать у доски, молчат на вопрос учителя, хотя знают ответ; напряжены, взволнованы, неуверенны в правильности решения заданий; боятся приступать к новому виду деятельности; испытывают трудность в общении со сверстниками, часто в коллективе бывают изгоями.

Оказалось, что в классе довольно много детей с повышенным и высоким уровнем тревожности - 10 учащихся из 20, что составляет 50% от общего количества, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими «проблемными» детьми. В отличие от гиперактивных и агрессивных детей, которые всегда на виду, тревожные дети незаметны.

Особенностью тревожных детей является страх неизвестной обстановки возможных трудностей; неуверенность в своих силах, низкая самооценка, ощущение себя хуже других во всём; смущение, покраснение, когда на него обращают внимание; жалобы на головную боль, головокружение, боли в животе; расстройство, раздражительность (Уровень тревожности по параметрам.

Актуальность проблемы

Тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Это нужно знать, вовремя реагировать и создать систему работы.

Бороться с повседневной тревожностью можно и нужно. Существует достаточно много методов борьбы. Необходимо лишь выбрать наиболее подходящий. Специалисты рекомендуют работать с тревожными детьми в 3-х направлениях:

- Повышение самооценки.

- Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее

волнующих для него ситуациях.

- Снятие мышечного напряжения.

Повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Для этого нужно потрудиться.

Необходимо похвалить ребёнка даже за небольшие успехи.

В отношении тревожных детей недопустим приём сравнивания друг с другом и сравнивание достижений одних детей с достижениями других. Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же результатами. Даже если ребёнок совсем не справился с заданием, нельзя ни в коем случае говорить, что он сделал что-либо хуже всех.

Полезны упражнения на релаксацию, различные дыхательные упражнения. Хороший способ снятия тревожности - послушать инструментальную, классическую музыку.

Эту проблему можно решить при помощи претворения проекта «Как развернуть ежа?». Данный проект создает условие для преодоления тревожности у учащихся, самопризнания себя как личности, умения управлять самим собой, уважать чужое мнение, вовлечься в групповую деятельность, действовать и совершать поступки, формирует умения поиска путей выхода из состояния страха (Качества личности, которые необходимо сформировать у воспитанников. Приложение 4).

Цель проекта

Гармоническое развитие социально компетентностной личности, способной к самореализации, саморегулированию поведения с учётом индивидуальных особенностей через совместную творческую деятельность.

Задачи проекта


  • Изучить проблемы возникновения тревожности в поведении детей из неблагополучных семей.

  • Изучить формы и методы творческой деятельности детей, способствующих устранению агрессивности и тревожности в поведении.

  • Создать условия для развития у подростков самостоятельности, способности к саморегуляции, готовности к сотрудничеству, активной жизнедеятельности, умению вести диалог (коммуникативные способности), искать и находить содержательные компромиссы.

  • Создать условия для занятий по душе, способствующих развитию мелкой моторики.

  • Создать систему мониторинга снижения уровня тревожности детей и повышения их самооценки.

Объект исследования

Условия развития позитивной личностной сферы ребёнка и атмосферы доброжелательности в условиях школы-интерната, способствующие выходу из состояния тревожности, помогающие управлять самим собой.

Предмет исследования

Формы и методы снижения уровня тревожности детей, повышение их самооценки.

Механизмы реализации проекта


  • Проведение психологической диагностики. Составление карты диагностики.

  • Проведение анкетирования среди учащихся, среди педагогов.

  • Проведение обучающих семинаров.

  • Разработка программ клубов, кружков.

  • Организация творческой деятельности детей.

  • Проведение мониторинга результативности занятий в кружках.

  • Проведение малых педсоветов о психических проблемах детей.

  • Подбор диагностического материала.

Ожидаемые результаты


  • Доброжелательное воспитательное пространство, способствующее творческому общению подростков.

  • Установление партнёрских взаимоотношений между детьми и учителями.

  • Активная творческая, общественная деятельность учащихся.

  • Создание позитивной, эмоциональной личностной сферы, атмосферы доброжелательности в группе.

  • Сформированность у учащихся навыков саморефлексии в поведении.

  • Изменение социометрического статуса: отсутствие отвергаемых, пренебрегаемых детей, рост числа успешных и уверенных в себе детей.

Показатели результативности


  • Повышение качества успеваемости.

  • Рост числа детей, занимающихся в творческих клубах, кружках, в органах детского самоуправления.

  • Снижение количества детей с психосоматическими заболеваниями.

  • Рост показателей учебной деятельности.

  • Создание условий для самоутверждения детей.

Срок реализации: один год - 2013 - 2014 учебный год

Участники и партнёры:


  • Классный руководитель

  • Учащиеся, входящие в «группу тревожных детей»

  • Психолог

  • Социальный педагог

  • Воспитатели

  • Библиотекарь

  • Педагог-организатор

План реализации

I этап - подготовительный (изучение литературы, сбор информации, диаг-

ностирование, выявление проблемы, анализ, проведение педсовета

разработка программ кружка).

II этап - практический.

III этап - обобщающий (мониторинг снижения тревожности, распростране-

ние опыта работы на районных семинарах воспитателей, педагогов

дополнительного образования, психологов, выпуск методического

пособия).

Реализуя данный проект, мы проведём исследовательскую работу, сделаем выводы и наша работа поможет другим образовательным учреждениям в решении данной проблемы.


II этап

Из предложенных специалистами множества способов работы с тревожными детьми я выбрала один, наиболее подходящий для моих воспитанников, привлечение в групповую работу - рукотворчество. На мой взгляд, именно через этот вид работы можно «развернуть ежа», т. е повысить самооценку детей, преодолеть неуверенность в своих силах, обучить умению управлять собой в конкретных ситуациях, радоваться результату труда и с помощью развития мелкой моторики (работа пальчиками) снять мышечное напряжение. Главное, создаётся условие для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.

Хочется в пример привести слова английского миниатюриста и ювелира Николаса Хилларда (16 век): «Если бы все достойные люди знали, какое наслаждение даёт это занятие, как отгоняет оно меланхолию, помогает избежать дурных случайностей, избавляет от горя и печали, излечивает гнев и заполняет время, то они не бросили бы его, не достигнув полного удовлетворения».

Для внеурочной работы по рукотворчеству с особой группой воспитанников - тревожными детьми (всего 10 учащихся: 4 девочки и 6 мальчиков) я выбрала изготовление роз из атласной ленты, украшение цветочного дерева - топиарий и изготовление куклы гофрированной бумагой и обёрточной лентой (арт - терапия).

Необходимо отметить, что в закупке необходимого материала нам помогли родители детей, выделив по 100 руб. Этого было достаточно для создания прекрасных композиций.


  1. Изготовление роз из атласной ленты и создание букета в горшке

Атласную ленту шириной 5 см (длина 4,5 м) нарезаем отрезками длиной 10 см, опаливаем края и собираем вот такие лепестки, закрепляем ниткой. Всего должно получиться 45 лепестков.

Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»


Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»После этого собираем цветочки: сворачиваем трубочкой один лепесток, а остальные, 14 штук, собираем по кругу и закрепляем ниткой. На одну розу необходимо 15 лепестков.

Цветочки готовы. Оформляем букет.

Необходимые ресурсы:

Материально-технические:

атласные ленты (на 1 розу - 1,5 м), ножницы, клей «Титан», цветочные горшки, нитки, иголки, газеты, слюда, ленты.

  1. Ресурсы

    Количество

    Стоимость

    атласная лента

    4,5 м

    36 руб

    сетка

    круг диаметром 17 см

    5 руб

    слюда

    круг диаметром 20 см, 30 см ×50 см

    3 + 5 руб

    цветочный горшок

    1 шт

    17 руб

    клей «Титан»

    0,5 л на 20 букетов

    3 руб

    газеты



    лента для декора

    60 см

    1 руб

    ИТОГО


    примерно 70 руб

    Проект «Как развернуть «ежа»?»Топиарий. Изготовление цветочного дерева

Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»

Проект «Как развернуть «ежа»?»Из нескольких газет делаем шар, обматываем нитками. Получившийся шар украшаем цветочками (из атласной ленты, из ткани или вискозных салфеток), используя клей «Титан». Далее собираем топиарий, украшаем ленточками, слюдой.

Необходимые ресурсы:

Материально-технические:

газеты, ножницы, клей «Титан», цветочный горшок, слюда, ленты для украшения, ветка, алебастр (или гипс), заготовки из вискозных салфеток или ткани, атласной ленты, степлер.


Ресурсы

Количество

Стоимость

слюда

круг диаметром 20 см

3 руб

сетка

круг диаметром 17 см

5 руб

заготовки цветов


около 15 руб

цветочный горшок

1 шт

17 руб

ветка

1 шт

клей «Титан»

0,5 л на 10 композиций

5 руб

газеты


лента

40 см

1 руб

ИТОГО


примерно 46 руб



  1. Реставрация старых кукол

Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»

Берём старую (можно новую), но в хорошем состоянии куклу. Из бумаги, картона и клея заготавливаем низ - юбку. Вставляем куклу, одеваем в наряд из гофрированной бумаги, а дальше украшаем её на свой вкус.

Необходимые ресурсы:

Материально-технические:

кукла, два круга из картона для шляпы, газеты, картон для юбки, гофрированная бумага, упаковочная сетка для украшения юбки, мелкие цветочки для декора, степлер.


Ресурсы

Количество

Стоимость

гофрированная бумага

20 см ×50 см

6 руб

сетка

30 см ×50 см

17 руб

мелкие цветы

1 веточка

7 руб

кукла

1 шт


клей «Титан»


3 руб

газеты



картон



ИТОГО


примерно 33 руб



Заключение

Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.



















Литература

  1. Никологорская О. А., Маркус Л. И.

Излечивает гнев и заполняет время // О. А. Никологорская, Л. И. Маркус.

- М.: Знание, 1990. _ 144 с.- ( Новое в жизни, науке, технике. Сер.

«Сделай сам»; № 3).

  1. А.В. Микляева, П.В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004-248 с., ил

  2. shkolazhizni.ru/archive/0/n-10642/

  3. Лютова К.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Издательство «Речь», 2005 год.

  4. Кочубей, Б. Детские тревоги: в школе и дома / Б. Кочубей, Е.Новикова // Семья и школа. - 1998. -№ 7.

  5. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Гардарика, 2002.

  6. Кученко, Т. О детской тревожности / Т. Кученко // Воспитание школьников. - 2002. - №5.

  7. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2005.






Приложения

Приложение 1

Определение общего уровня тревожности учащихся 6 класса

Проект «Как развернуть «ежа»?»





Проект «Как развернуть «ежа»?»







Приложение 2

Тест школьной тревожности Филлипса



Ученик 3

Ученик 2

Ученик 4

Ученик 20

Ученик 5

Ученик 6

Ученик 7

Ученик 8

Ученик 9

Ученик 10

Ученик 11

Ученик 12

Ученик 13

Ученик 14

Ученик 16

Ученик 15

Ученик 17

Ученик 18

Ученик 19

Ученик 1

Проект «Как развернуть «ежа»?»






Приложение 3

Уровни тревожности по параметрам

Проект «Как развернуть «ежа»?»



Проект «Как развернуть «ежа»?»

Приложение 4

Качества личности, которые необходимо сформировать у воспитанников

Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»

Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»

Проект «Как развернуть «ежа»?»

Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»Проект «Как развернуть «ежа»?»

Проект «Как развернуть «ежа»?»

Проект «Как развернуть «ежа»?»




Некоторые правила работы с тревожными детьми

Специалисты советуют: чаще обращаться к ребенку по имени; демонстрировать образцы уверенного поведения, ребёнку быть во всем примером; стараться делать меньше замечаний; запастись терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно; если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, обратиться за помощью к специалисту; привлекать к участию в классных мероприятиях; помочь влиться в коллектив; создать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.




© 2010-2022