Воспитательная система Линия роста

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования и социально-правовой защиты детства

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 154


Утверждено:

«__»___________20__г.

Директор МОУСОШ №154

Жиженкова Н.М.

___________________


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА


ЛИНИЯ РОСТА


Составила:

классный руководитель

5А класса

Кирюхина О.Н.



г. Нижний Новгород

2010 г.

Содержание:

  1. Аннотация……………………………………………………………………………3

  2. Обоснование…………………………………………………………………………3

  3. Концептуальные основы…………………………………………………………….4

  4. Анализ социально-психологической ситуации в классе………………………….6

  5. Цель и задачи …………...………………………………………………………….11

  6. Этапы реализации воспитательной системы..……………………………………12

  7. Механизм реализации ……………………………………………………………..14

  8. Управление воспитательной системой…………………………………………...22

  9. Ожидаемые результаты……………………………………………………………26

  10. Библиографический список………………………………………………………..27

  11. Приложения………………………………………………………………………...28






Аннотация

Настоящая программа является программой воспитания образованных, творческих, нравственных и здоровых детей, способных к самореализации во взрослой жизни. Она рассчитана на 5 лет, предполагает участие в ней всех учащихся 5 - 9 классов (одна учебная группа). Программа реализуется на базе МОУ СОШ №154 в учебное и внеурочное время.

Обоснование

Современное общество находится в условиях стремительных политических, экономических, идеологических изменений, которые накладывают отпечаток в сознании людей. Жизнь предъявляет новые требования к личности: наличие демократического мышления, реального гуманизма, творчества, активности, умения взаимодействовать с различными социальными и национальными группами. Это повышение требований усиливает психическую нагрузку на человека, и ответной реакцией на это усиление зачастую являются конфликт поколений, когда родители, педагоги, общественность не принимают современного мировоззрения детей, неопределенность их взглядов, неустойчивость идеалов, увлечение мистицизмом и обращение к нетрадиционным религиям.

Таким образом, актуальность программы «Линия роста» обусловлена противоречием между требованиями современного общества к воспитанию личности, способной быстро реагировать на изменения условий жизни путем самосовершенствования и затруднениями молодых людей определиться в этом обществе, выбрать правильное направление во всем многообразии сегодняшней жизни.


Концептуальные основы

Воспитание человека определяется неповторимостью его индивидуальности и условиями, в которых оно осуществляется. Взаимодействие этих двух факторов является источником формирования уникальной личности. Именно поэтому воспитание каждого человека в конкретное время и в конкретном месте имеет существенные различия и свою специфику и отличается задачами, видами деятельности, средствами и формами, которые отражают различные системы воспитания. Предлагаемая программа представляет собой попытку осмыслить цели и задачи воспитания, а также пути их реализации в реальных условиях, в которых происходит взаимодействие всех участников педагогического процесса.

В основу моей работы легли современные теории и принципы воспитания, нормативно-правовые документы Министерства образования и Правительства РФ, представленные ниже:

1. Теории, идеи, принципы воспитания:

  • принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни);

  • принцип природосообразности, опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности и возможности;

  • принцип приоритетности интересов детей;

  • принцип кульуросообразности, открывающий ребенку мировую культуру;

  • принцип взаимовлияния личностей, предполагающий сотворчество участников педагогического процесса;

  • принцип гуманизации - взаимодействие между участниками воспитательного процесса на основе уважения, доброты и внимания;

  • принцип рефлексивности - формирование умения самоанализа и самооценки;

  • принцип толерантности - терпимость к мнениям других людей, другому образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящего за рамки требований законов;

  • теория деятельности и общения (А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);

  • философская трактовка самореализации личности (Цырева Л.А., Идинов И.А., Лисовская Е.Б.).

2. Нормативно-правовые основы:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;

  • Устав МОУ СОШ №154;

  • Должностная инструкция классного руководителя.

Центральный принцип воспитания, положенный в основу программы - ценность личного выбора ребенка, его самоопределение в различных жизненных ситуациях.





Анализ социально-психологической ситуации в классе

4.1 Общая характеристика особенностей подросткового возраста

Успех воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту (от 11 до 15 лет), который совпадает с обучением в школе (5 - 9 классы). Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию) связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует постепенных изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности учителей.

Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности [4]. Беспрекословно принимавший ранее указания, требования взрослых, подросток теперь относится к ним избирательно-критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны с его точки зрения. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость.

В то же время, средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствия. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение, самому решить проблему, участвовать в дискуссии и доказывать свою правоту. Особое значение для подростка имеет возможность самореализации. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, принимать самостоятельные решения [4].

Таким образом, организуя работу с учащимися необходимо учитывать психологические особенности их возраста. Классный руководитель при работе должен использовать различные методы и приемы, которые будут способствовать созданию крепкого детского коллектива.

  1. 4.2 Характеристика класса

В 5 «А» классе обучаются 23 человека, из них 11 мальчиков и 12 девочек. Состав класса практически не изменился с прошлого года. В этом учебном году прибыла одна новая ученица.

ВВоспитательная система Линия ростаозраст детей в классе достаточно неоднородный (Диаграмма 1):

10 лет - 7 человек;

11 лет - 11человек;

12 лет - 5 человек.





Диаграмма 1. Возрастной состав класса

По результатам беседы с учителем начальных классов, учителями-предметниками, посещений уроков и анализа текущих оценок в классном журнале можно сделать вывод о высокой успеваемости учащихся (4 отличника, 12 хорошистов, это составляет 70 % от общего числа учащихся). По результатам психологического исследования (картиночный тест - матрицы Равена, тест простых поручений, исключение лишнего, решение логических задач, решение задач с косвенной постановкой) у многих ребят наблюдается положительная мотивация к обучению, к получению высоких отметок, к тому, чтобы быть успешным (Приложение 1).

В начальной школе ребята обучались по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Словарный запас устной речи у них достаточно высокий, имеется опыт речевого общения. Ученики открыты, раскованы, умеют думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом.

За исключением некоторых учеников, обучающиеся адаптировались к учебной нагрузке, способны сохранять учебную активность течение всего урока, работоспособность в классе достаточно высока.

ЭВоспитательная система Линия ростамоциональный климат в классе благоприятный. Ученики на равных общаются друг с другом, нет принижения и насмешек над чьими-то неудачами. Конфликты наблюдаются редко, а если таковые происходят, то, как правило, ребята быстро мирятся. Большинство из них легко вступают в контакт, умеют правильно реагировать на ситуацию и способны вести себя адекватно. Новая ученица быстро адаптировалась в классе, нашла друзей, принимает активное участие в жизни класса.


  1. Схема 1. Широкий спектр интересов учащихся

Хочется отметить, что практически все ребята класса посещают кружки и секции, причем спектр их интересов весьма разнообразен: спортивное ориентирование, пятиборье, дзюдо, гимнастика, плавание, музыка, танцы, хор, гитара, глиняная игрушка, театральный кружок и т.д. Они одновременно посещают несколько кружков (Схема 1).

  1. Большинство учащихся способны к ответственному поведению, выполняют школьные и социально-этические нормы и правила. Однако есть несколько учеников, мешающих проведению занятий и требующие постоянного контроля со стороны преподавателей.

  2. Из медицинских показаний видно, что в классе много ребят с нарушениями осанки, зрения, гастроэнтерологическими заболеваниями.

  3. Так, учитывая вышесказанное, можно определить цель, основные направления и задачи воспитательной программы в данном классе.

4.3 Социальный паспорт класса

Работу с семьями учеников, бесспорно, считаю одним из компонентов воспитательной деятельности классного руководителя. Для полной и эффективной работы с детьми необходимо знать условия их жизни, а также социальный состав их семей.

  1. Категория семьи:

Полные семьи - 83%;

Неполные семьи - 17%;

Многодетные семьи - 9%.

В семьях ребят, как в полных, так и в неполных родители уделяют большое внимание воспитанию детей. Они заинтересованы в организации учебной и досуговой деятельности своих детей - 94% ребят заняты в кружках и спортивных секциях.

  1. Образование родителей:

Образовательный уровень родителей достаточно высокий, что указывает на их заинтересованность и возможность влиять на развитие личности ребенка, на развитие положительной мотивации к обучению.

СВоспитательная система Линия ростареднее профессиональное - 26%;

Среднее специальное - 28%;

Высшее - 46%



  1. Материальное положение:

Низкое - 9%;

Достаточное - 70%;

Высокое - 21%

Материальная обеспеченность большинства семей примерно одинакова, достигает достаточного уровня, трое ребят пользуются льготным питанием в школе по причине низкого достатка.

  1. Социальный статус родителей:

Воспитательная система Линия роста

Сфера услуг - 26%;

Предприниматели - 2%;

Промышленность - 36%;

Служащие - 34%;

Домохозяйки -2%.


  1. Возраст родителей:

30-40 лет - 83%;

Более 40 лет - 17%.

Исследование семей воспитанников показал их высокий потенциал. При построении воспитательной системы класса особый акцент уделялся на опыт родителей, их неравнодушие к своим детям и к проблемам взаимодействия школы и класса.


Цель и задачи

Цель воспитательной системы: формирование и развитие образованной, творческой, толерантной, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Для реализации поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

  • создание условий для самореализации и самоутверждения учащихся;

  • возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;

  • развитие творчества учащихся;

  • приобщение личности к общечеловеческим ценностям;

  • расширение сферы компетентности личности;

  • обеспечение преемственности воспитания на всех ступенях образования;

  • формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Таким образом, настоящая воспитательная система ориентирована на создание условий для саморазвития учащихся и формирование у них наиболее актуальных в эпоху перемен навыков выбора деятельности и социальных ролей, активной продуктивной жизненной позиции.




Этапы реализации воспитательной системы


Таблица 1

Этапы

Ход работы

  1. Подготовительный

Цель - выявить позитивный опыт воспитательной работы в школе, определить приоритетные направления его развития.

(январь - февраль 2008-2009 уч.г.)

Совещания методических объединений классных руководителей, семинары с обменом опыта работы классных руководителей, изучение методической литературы.

2. Прогностический

Цель - разработать воспитательную систему класса, подготовить условия для ее реализации.

(март - август 2008-2009 уч.г.)

1. Знакомство с учащимися 4 «А» класса и их родителями.

2. Посещение уроков в 4 «А» классе.

3. Изучение учащихся 4 «А» класса, их отношений, общения и деятельности в классе.

4. Разработка концепции воспитательной системы класса.

5. Постановка целей, задач, перспектив воспитательной работы.

6. Выбор основных направлений воспитательной программы

7. Разработка программы деятельности по реализации воспитательной системы развития воспитательной системы класса.

3.Практический

Цель - реализация программы деятельности (по - необходимости, внесение коррективы в содержание).

(сентябрь - 2009 - май 2014 уч.г.)

1.Создание условий для самореализации учащихся.

2. Организация деятельности по сплочению и развитию классного коллектива.

3. Укрепление межличностных отношений.

4.Определение ведущих видов деятельности.

5.Формирование и развитие органов ученического самоуправления.

6. Рост социально-познавательной активности учащихся.

4.Обобщающий

Цель - определение эффективности воспитательной работы. Выявление и оценка результатов деятельности.

(май 2014 г.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Изучение качества реализации воспитательной программы, внесение коррективов в нее.















Механизм реализации

ДВоспитательная система Линия роста

ля успешной реализации воспитательной программы были выбраны следующие направления деятельности участников воспитательного процесса: интеллектуальное, здоровьесберегающее, социокультурное, экологическое, нравственно-патриотическое (Схема 2).

Схема 2. Компоненты воспитательной системы.


Все направления являются взаимосвязанными компонентами воспитательной системы класса, каждый имеет свою цель (Таблица 2).

Таблица 2

Направление

Цель

Ожидаемые результаты

Интеллектуальное

Наш ум - это металл, извлеченный из формы, а форма - это наши действия.

( Анри Бергсон)


Формирование у детей познавательной активности, потребности в самообразовании; оказание помощи эффективно проявлять свои интеллектуальные способности в жизни.

Способность учащихся к организации умственного труда; умение работать с информацией; потребность к систематическому пополнению знаний.

Здоровьесберегающее

Единственная кра-сота, которую я знаю, - это здоровье.

(Генрих Гейне)


Формирование у учащихся понимания ценности здоровья для собственного самоутверждения.

Сформированный интерес к здоровому образу жизни.

Социокультурное

Без многого может обходиться человек, но только не без человека.

(Людвиг Берне)

Развитие способности к самоанализу, к самоконтролю, определение целевых установок в выборе профессии.

Позитивное отношение к себе и к людям; определение активной жизненной позиции учащихся; стремление к достижению жизненного успеха; профессиональное самоопределение.

Экологическое

Экология - это наука о месте человека в природе.

(Валентина Беднова)


Формирование экологической культуры учеников, воспитание бережного отношения к природе, воспитание осознания необходимости борьбы за нее.

Осознание учащимися себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Потребность активного участия в экологических движениях, (например, Green Peace).

Нравственно-патриотическое

Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек.

(В. Г. Белинский)


Способствовать формированию социально-адаптированной личности, способной участвовать в жизни общества на благо Родины, ответственно относящейся к правовым и общечеловеческим нормам и законам государства.

Сформированность у учащихся знаний о правовых нормах, требующих самостоятельного, осознанного выбора поведения.

Ниже представлена диаграмма распределения приоритетных направлений деятельности участников воспитательного процесса на определенном этапе развития школьников.

Воспитательная система Линия роста

Диаграмма 4. Распределение приоритетных направлений


Зеленая линия (5 класс)

Воспитательная система Линия ростаВоспитательная система Линия ростаФормы реализации:

Направление

Форма работы

Экологическое

Акция «Сбор макулатуры», озеленение кабинета, конкурс рисунков «Береги природу», конкурс экологических бригад, конкурс плакатов «Береги елочку», акция по благоустройству школы и района, классный час по экологии «Семь тайн жизни», прогулка по зимнему парку, подготовка гнездовий для птиц, туристический поход.



Здоровьесберегающее

Беседа «Здоровое питание», легкоатлетический пробег, соревнования «Веселые старты», классный час «ПДД. Дорога в школу», экскурсия в пожарную часть, классный час «О вреде курения».


Социокультурное

Классный час «Будем знакомы», классный час «Мы составляем наш автопортрет», классный час «Как быть успешным в жизни», классный час «Что такое дружба?»,




Интеллектуальное

Поход в Нижегородский планетарий, классный час «Книги - наши друзья», экскурсия в школьную библиотеку, классный час «Покорение космоса», классный час «Главная задача - это учеба», выставка по техническому творчеству, литературный вечер «Времена года».




Нравственно-патриотическое

Классный час «Александр Невский - личность нации», классный час «Единые требования к учащимся школы», классный час "Конституция - основной закон страны", плакат к дню Победы, просмотр мультфильмов нравственного содержания в к/т «Зарница», поздравление мам с Днем матери, беседа о русской истории «Гордость и слава».Воспитательная система Линия роста



ЛВоспитательная система Линия ростаиния познания (6 класс)

Формы реализации:

Направление

Форма работы

Интеллектуальное

Класс. час «Компьютер в жизни человека», беседа «Жизнь замечательных людей», класс. час «Мое отношение к учебе», викторина «Мое отношение к учебе», Игра "Интеллектуальный ринг", класс. час «Интеллектуальные забавы». Беседа о приметах и предрассудках. Викторина «История театра». Класс. час «Моя родословная».Посещение планетария.




Здоровье-сберегающее

Клас. час «Спорт в моей жизни», класс. час «Вредные привычки. Как от них избавиться?», беседа «Косвенные признаки - употребления наркотиков», класс. час «Не говори "да", если хочешь сказать "нет"», «Спартакиада» Спортивно-историческая игра.



Социокультурное

Класс. час «Учись видеть прекрасное в человеке», классный час на тему: "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?", диспут «Сколько нас - столько и мнений», Класс. час «Как научиться управлять собой?», беседа «Искусство общения».

Экологическое



Познавательная игра «Экологическая кругосветка». Клас. час «Это все животные». Клас. час «Реклама книг о природе». Конкурс инсценировки басни о животных. Класс. час «Охраняемые животные и растения нашего края». Участие в озеленении школьного двора. Выставка фотографий «Я и Природа». Выставка поделок из природного материала.




Нравственно-патриотическое

Класс. час «Символика России», Класс. час "Путешествие в прошлое своей семьи", Детско-родительская гостиная «Законы школы - наши законы», викторина «Я - нижегородец». Класс. час «Семья в моей жизни».Классный час «Никто не забыт».Воспитательная система Линия ростаВоспитательная система Линия роста


ЛВоспитательная система Линия ростаВоспитательная система Линия ростаиния здоровья (7 класс)

Формы реализации:

Воспитательная система Линия роста

Направление

Форма работы

Здоровье-сберегающее

Беседа о профилактике ОРВИ. Классный час «Быть здоровым значит быть красивым». Классный час «Привычки - хорошие и плохие». Выпуск коллажа «Мы за здоровый образ жизни». Беседа «Мой режим дня». Классный час «Последствия взрывов и пожаров. Меры пожарной безопасности». Дидактическая игра «Огонь и человек». Встреча с медицинским работником «Личная гигиена». Классный час «СПИД - реальная угроза обществу». Классный час «Не погибай по неведению».

Интеллектуальное

Конкурс «Минута славы». Викторина «Интеллектуальная мозаика». Классный час «Мои сильные и слабые стороны». Информационный час «Горячие точки планеты Земля». Классный час «История первой газеты и первого журнала». Классный час «Как развить свой интеллект?» Дискуссия. «Компьютер - друг или враг?»

Экологическое

Участие в акции «Экологическая листовка». Брейн-ринг «Экология и здоровье». Игра «По лесной тропинке». Озеленение кабинета. Классный час: «Природа в произведениях искусства». Классный час: «Я- житель планеты Земля». Уборка школьной территории.

Социокультурное

Дискуссия «Легко ли быть личностью?» Классный час «Круг общения». Классный час «Как избежать конфликтных ситуаций». Беседа «Мои потребности».

Нравственно-патриотическое

Классный час «Будьте добрыми и человечными». Участие в смотре-конкурсе строя и песни. Участие в конкурсе видеороликов «Моя семья». Классный час «Письмо неизвестному солдату». Классный час «День народного единства». Беседа «Гражданин нового века - здоровый, сильный духом человек». Классный час «Слово о родном крае»



Воспитательная система Линия ростаВоспитательная система Линия роста

Линия гражданственности (8 класс)

ФВоспитательная система Линия ростаормы реализации:

Направление

Форма работы

Нравственно-патриотическое

Игра «Суд над воровством». Классный час «Сеющий неправду пожнет беду». Классный час «Твои права и обязанности». Классный час «Правила поведения в общественных местах». Стенд: «Можно-нельзя». Встреча с сотрудником милиции «Ответственность несовершеннолетних». Классные часы «О долге и чести». Беседа «Я гражданин России». Диспут «Поговорим о выборах». Классный час: "Сила России - в единстве народов".

Здоровье-сберегающее

Беседа: «Это должны знать все». Классный час: «Жизнь - это все». Классный час "Моё здоровье". Классный час «Здоровый образ жизни». Урок здоровья «Правда об алкоголе». Классный час "Здоровье - бесценное богатство". Классный час "Строим дом своего здоровья".

Интеллектуальное

Читательская конференция. Викторина «Мир искусства». Конкурс «Юный эрудит». Интеллектуальная игра «Сила ума». Турнир знатоков истории. Дебаты «Язык SMS».

Социокультурное

Конкурс сочинений «Моя будущая профессия». Круглый стол «Человек - существо социальное». Деловая игра «Имидж делового человека». Дискуссия «Гуманизм и гуманность». Классный час на тему «Толерантность». Круглый стол «Молодежная субкультура».

Экологическое

Классный час: «Вокруг света с фотоаппаратом», Беседа «Природа и мир», Игра «По страницам Красной книги». Экологический турнир. Диспут: «Кто вредит природе больше всех».




ЛВоспитательная система Линия ростаиния выбора (9 кВоспитательная система Линия росталасс)

ФВоспитательная система Линия ростаормы реализации:

Направление

Форма работы

Социокультурное

Кл. час «Как научиться сдавать экзамены?». Час общения «Путь к себе: самоанализ, самооценка». Диспут «Эвтаназия - гуманно ли это?». Ролевая игра «Сцена из семейной жизни». Мозговой штурм "Конфликт. Способы решения". Диспут «Право на жизнь». Кл. час «Роль самовоспитания в выборе профессии». Игра «Личность. Карьера. Успех». Фестиваль профессий «Прекрасные дела». Беседа «Расскажи мне обо мне».

Экологическое

Выставка-конкурс фоторабот «Мой любимый город». Круглый стол: «Какой твой вклад в охрану природы». Экологическая акция «Чистая Земля - убираем мусор из нашей жизни». Благоустройство школьной территории.

Нравственно-патриотическое

Кл. час гражданственности и патриотизма. Кл. час «Россия - Родина моя». Кл. час «Патриотизм - как отношение к Отечеству». Диспут «Нужна ли России смертная казнь?». Кл. час "День Народного единства". Час общения «Семейные реликвии». Диспут «Что такое духовное богатство человека?». Мастер-класс «Знакомство с народным творчеством.

Здоровье-сберегающее

Кл. час "Здоровье и выбор профессий". Кл. час «Лицом к здоровью». Кл. час "Здоровье и наркотики". Встреча с медицинскими работниками «Здоровые привычки». Выпуск стенгазеты «Алкогольная трясина». Викторина "Кожа - зеркало здоровья". Кл. час "Неизвестное об известном".

Интеллектуальное

Классный час «Как научиться запоминать». Акция «Помоги отстающему». Составление кроссвордов «Старый Нижний». Кл. час «Выдающиеся люди. Тренинг по развитию внимания.















Управление воспитательной системой

Условиями, необходимыми для достижения поставленных целей, являются тесные связи, взаимопонимание и взаимодействие между учениками, родителями и учителями.

8.1 Самоуправление в классе

Одним из направлений, способствующих активизации гражданской позиции подростков, является самоуправление.

Цель: формирование у учащихся способностей выполнять систему социальных ролей.

Задачи:

  • повышение уровня социальной активности учащихся;

  • создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности;

  • формирование навыков бесконфликтного общения учащихся.

Высшим органом классного самоуправления является классное собрание, на котором происходит:

  • выбор актива класса (президент, заместитель президента, лидеры центров);

  • создание законов класса;

  • распределение поручений;

  • подведение итогов о проделанной работе.

Исполнительный орган самоуправления в классе - актив класса, который избирается каждый год. Остальные учащиеся входят в центры, которые занимаются организацией мероприятий по различным направлениям деятельности (Схема 3).

Работа органов самоуправления строится на следующих принципах:

  • равноправие - все имеют право голоса при принятии решений;

  • выборность - полномочия приобретаются в результате выборов;

  • гласность - работа органов открыта для всех участников;

  • законность - соблюдение правовых и нормативных актов;

  • креативность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;

  • ответственность - регулярный отчет о проделанной работе.

Воспитательная система Линия роста


Схема 3. Структура самоуправления класса




8.2 Работа с родителями

Для достижения цели и задач воспитательной системы необходима интегрированная деятельность со стороны школы и семьи. Лишь при активном участии родителей в жизни класса воспитание будет успешным.

Таким образом, были определены основные направления сотрудничества с семьями учащихся:

  • изучение семей учащихся;

  • индивидуальная работа с родителями;

  • информирование о результатах учебной деятельности и поведении учащихся;

  • повышение воспитательного потенциала семьи;

  • привлечение к активному участию в классных мероприятиях.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания;

  • индивидуальные и групповые консультации;

  • круглые столы;

  • беседы;

  • посещение семей;

  • конкурсы.

Методы изучения семей:

  • наблюдение;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • диагностика;

  • опрос.

На первом родительском собрании был выбран родительский комитет и созданы группы: творческая, финансовая, хозяйственная (Схема 4).

Тематика родительских собраний:

5 класс

  1. Давайте познакомимся

  2. Семейный климат

  3. О поощрении и наказании

  4. Как помогать детям учиться?

6 класс

  1. Книга в семье

  2. Наши успехи и недостатки

  3. Поговорим о вредных привычках

  4. Итоговое собрание

7 класс

1. Эти трудные подростки

2. С кем дружат ваши дети

3. Семейные традиции

4. Вопросы, которые нас волнуют

8 класс

1. Трудный диалог

2. Когда ваш ребенок влюбляется

3. Когда закончились уроки

4. Ребенок в школе и дома

9 класс

1. Родителям о юности

2. О дополнительном образовании в школе

3. Как подготовиться к экзаменам (Рассказывают учителя-предметники)

4. О выборе профессии

Воспитательная система Линия роста

Схема 4. Структура родительского самоуправления


Ожидаемые результаты

Реализация программы «Линия роста» предполагает, что к концу 9 класса будут получены следующие результаты:

  1. повышение уровня воспитанности учащихся;

  2. улучшение психологической комфортности в классе;

  3. достижение высокого уровня творческой деятельности;

  4. повышение уровня самореализации учащихся;

  5. приобщение учащихся к здоровому образу жизни;

  6. нравственный рост классного коллектива;

  7. освоение способов взаимодействия друг с другом (сотрудничество, компромисс, умение уступать);

  8. повышения уровня гражданско-правовой компетентности учащихся. Гражданского самосознания школьников;

  9. формирование позитивного отношения к собственному интеллектуальному и эмоциональному развитию; формирование потребности к самосовершенствованию.




Библиографический список

  1. Введение в педагогическую культуру / под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов-н/Д, 1995.

  2. Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н.Степанова - М.: Творческий центр «Сфера», 2005

  3. Дереклева Н. И. Справочник классного руководителя 5 - 11 классы. - М.: ВАКО, 2002. - 192 с.

  4. Дневник классного руководителя: 5 - 11 классы / Авт.-сост. О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина, Н. И. Дереклева. - 7-е изд. - М.: 5 за знания, 2008. - 128 с.

  5. Закон РФ «Об образовании». - М., 2002.

  6. Побединская Л. А. Классный час играючи. Выпуск 4. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 64 с.

  7. Пятьдесят сценариев классных часов/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002, - 159 с.

  8. Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.

  9. Учитель, воспитай человека!: науч.-метод. сб. - Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2009. - 156 с.

  10. Философия образования: состояние, проблемы, перспективы (материалы заочного «круглого стола») // Вопросы философии. - 1995. - №11.

  11. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.

  12. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986

  13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Педагогическое общество России, 1998

  14. sverdlovsk-school8.nm.ru/docklruk.htm

  15. window.edu.ru/window

  16. festival.1september.ru/subjects/22/

  17. pedsovet.org/

Приложение 4

Наши социально-партнерские связи

Воспитательная система Линия ростаВоспитательная система Линия роста


© 2010-2022