- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья «Педагогическая технология подготовки будущего педагога»
Статья «Педагогическая технология подготовки будущего педагога»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 10 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Вахитова Г.Г. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Педагогическая технология подготовки будущего педагога»
Вахитова Гульнара Газизулловна, учитель химии и биологии высшей квалификационной категории, преподаватель курса «Основы педагогики и психологии» МБОУ "Гимназия №10 ЗМР РТ"
Педагогический процесс - это деятельность не индивидуальная, а совместная. В нем обязательно участвуют две активные стороны: учитель, преподаватель - и ученик, обучаемый. Одним из проявлений педагогической деятельности взаимодействия учителя и учащегося является обучение, направленное на решение определенных педагогических задач и реализация педагогических функций. Изменения, происходящие интенсивными темпами в современном обществе, требуют от учебных заведений подготовить высококачественно и многосторонне образованных, деловых людей, которые не теряются перед выбором оптимальных путей саморазвития и самосовершенствования, способных к сотрудничеству, работе в команде, мобильных, конструктивных, готовых к гибкой адаптации в различных жизненных коллизиях, умеющих приобретать необходимые знания, применять их на практике.
В условиях модернизации российского образования сформировалось новое явление в отечественной педагогике - компетентностный подход в сфере общего образования. В связи с этим начинает все более преобладать мнение, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В деле становления человека, востребованного в XXI веке, наиболее приоритетными направлениями являются формирование навыков автономной личности и самоменеджмента.
Педагогический коллектив гимназии считает важнейшей задачей - формирование творческой личности каждого ученика.
В профильных 10-11 классах проводится предмет «Основы педагогики и психологии». Данная учебно-образовательная линия позволяет обучающимся в 10-11-х классах овладевать психолого-педагогическими умениями и навыками.
I этап - проведение внеклассных занятий в педагогических начальных классах. Учащиеся 10 классов на элективной курсе «Основы педагогики и психологии» (1 год обучения) знакомятся с возрастными особенностями школьников, изучают методику проведения игровых занятий, а также проходят занятия по профориентации.
II этап - проведение уроков в 1-10 классах. На занятиях элективного курса (2 год обучения) 11-классники изучают основы методики проведения уроков, учатся составлять планы и конспекты уроков, выбирают учебные предметы для преподавания в классах.
Технология проведения Дня открытых уроков продумывается до мелочей. Весь педагогический коллектив гимназии участвует в процессе:
- учителя присутствуют на уроке в качестве наблюдателей и помощников в случае непредвиденных ситуаций;
- учителя дежурят в фойе гимназии, в столовой;
- учителя дают возможность ученикам-предметникам проявить себя перед классными коллективами.
Все направлено на то, чтобы выпускники гимназии почувствовали «вкус» профессии учителя, задумались над проблемой выбора дальнейшего учебного заведения. Расписание уроков для учеников - практикантов составляется так, чтобы каждый провел 3-4 занятия только одного выбранного им предмета. Уроки проводятся по всем предметам, кроме физкультуры и технологии.
Каждый учитель «ведет» своего ученика-практиканта: помощь в составлении конспекта, проведение анализа проведенного урока.
Главный вопрос в схеме анализа урока проявление склонностей к педагогической деятельности.
Индикаторами успешности реализации программы являются:
-
Рост количества обучающихся, осознающих важность профильных курсов в осуществлении деятельности в рамках профессий типа «Человек-человек»
-
Получение навыков исследовательской и проектной деятельности (успешность участия в конкурсах)
-
Степень удовлетворённости обучением детей в данном классе
-
Отсутствие правонарушений у обучающихся данной группы
-
Положительная динамика при осуществлении мониторинга степени сформированности качеств профессиональной готовности обучающихся
Задача учителя педагогики заключается в реализации образовательной области «Педагогика и Психология», программа которой обеспечивает развитие способностей «учиться понимать», «учиться познавать себя и окружающих», формирует внешнее социальное пространство, в котором развивается важный аспект личности - «учиться жить в социуме».
Профессиональное становление педагога посредством образования может реализовываться в разных формах: специального, для которого выделяется особое время и место (семинары, организационно-деятельностные игры); ситуативного, реализуемого в различных рабочих ситуациях через процессы рефлексии; актуального, когда образовательный результат какой-либо деятельности становится новым средством собственной деятельности.
Для подготовки к инновационной деятельности в процессе профессионального становления необходимо создать условия для формирования исследовательской и коммуникативной компетентностей, рефлексивных умений, мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности.
В настоящее время необходима перестройка стратегии подготовки педагога к инновационной деятельности, обусловленная сложившейся социальной ситуацией, практикой современного школьного образования, изменением ценностных оснований в обществе в целом.